Путевые записи

Роза Салах
Я всегда искала своего отца, верила, что найду. Верила, что встречусь с ним.
 Шагаю по лужайке, усыпанной цветами: большими глазастыми ромашками, синими колокольчиками, гвоздиками-часиками, красным клевером. Выхожу на тропку, ведущую к ржаному полю к деревушке Шурга, где живёт дядя Алексей, ровесник моего отца. Они вместе пошли на войну, в один день, в один час. Встретились их дороги на сборном пункте районного центра. Он знал об отце всё. Купила бутылочку красного вина, взяла баночку собранной мной душистой земляники.
   У крыльца меня встретил седоволосый мужчина , пригласил в дом. Дядя Алексей налил в стаканчик вина, немножко выпил, закусил огурцом, который принесла с огорода его супруга, попробовал земляники.
 - Пахнет хорошо, аромат от ягоды приятный. Ты сама собирала? Ты дочка Арслана?
 - Да, дядя Алексей. Расскажите, пожалуйста, о нём. Я знаю, что были с ним вместе.
 - Похожа, очень похожа ты на Арслана. Глаза, взгляд, такой пронзительный и изучающий, подбородок, нос - всё его. Но вот только ты светленькая, русоволосая, зеленоглазая , а Арслан был тёмненьким, глаза и усы были чёрными. В деревне с фуражкой не расставался, а в Армии то в пилотке , то в каске.
 - Вы были до сборного пункта в Морках, затем в Сернуре были вместе, а потом? - спросила я.
 - Потом нас разбросали кого куда, на войне не выбирают, куда ты желаешь. Куда пошлют, туда и пойдёшь. Однажды, совсем случайно, я с ним встретился. Это было пятого марта 1942 года. Запомнил, хорошо запомнил это число. Меня в зтот день сильно ранило. Ехали мы на машине по берегу Ладожского озера. Вижу: у продовольственного склада стоит часовой Арслан, в лёгком бушлате, шапке, держит автомат. Кричу водителю:"Тормозни, друг, тормозни! Земляка встретил, земляка! Останови ты машину-то!"
   Шофёр послушался меня, остановил машину ненадолго. Я спрыгнул, бегу к Арслану, обнялись мы с ним, говорим, перебивая друг друга. Он часовой, по армейскому уставу к складу нельзя подпускать постороннего человека. Прошло двадцать лет, но как будто вчера это произошло. Не вернулся домой Арслан, его брат Евдоким,  Аркимон и многие-многие другие. Говорили, что Арслан под Калининградом воевал.
  Дядя Алексей ещё раз взглянул на меня, на прощание  сказал:
 - Похожа на Арслана, очень похожа. 
   Училась в Йошкар-Оле, на родину приезжала редко. На зимние каникулы решила поехать в Шлань к двоюродной сестре Лстий.
 - Письма от отца получали?- спросила я Лстий.
 - Да. Не все письма я читала, но одно запомнила. Дядя Арслан написал, что они с братом Эвакимом воюют под Ленинградом. В бою ранило брата. Арслан трое суток нёс брата на себе.
   Чуть позже я узнала, что дядя Эваким погиб у деревни Заборье под Ленинградом, что мой папа воевал под Калининградом. Сын Филиппа из Шор-Уньжи по пьянке проболтался Николаю. Не застала я Филиппа, однополчанина моего отца, - опоздала, умер три месяца назад. Я в гостях у Николая, моего земляка, который поведал мне ужасную историю:
 - Твой отец был ранен в зоб, был контужен, не мог двигаться, кричал от боли. Его полк попал в окружение, немцы были близко. Об этом рассказал Филипп (Выльып) своему сыну, раньше молчал, видно, совесть его грызла, перед смертью-то решил сказать правду. Он не помог своему земляку, раненому Арслану, из окружения вышел один, спасся, скрылся. Вот такие люди бывают.
 - Где же это произошло?
 - Говорят, что под Калининградом.
   В год шестидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне мы с сестрой Риммой отправили письмо губернатору Калининградской области с просьбой прислать священную землю с братской могилы героев войны. Нам ответили: "... сообщаем, что в городе Калининграде находится Мемориальный комплекс "1200 гварлейцам" , посвящённый памяти советских воинов, погибших при штурме города-крепости Кёнигсберг (г.Калининград). Мы полностью разделяем Ваши чувства и хотим внести посильный вклад в увековечение Вашего отца Николаева Арслана Николаевича на его Родине, погибшего в бою при защите Отечества. По Вашей просьбе высылаем горсть земли с Мемориального комплекса "1200 гвардейцам", посвящённого памяти советских воинов.