Схемы ориентации субъекта

Николай Мальцев-Ганичев 2
                Системы ориентации субъекта

       Если не указана система отсчета, то вопросы о движении или покое физического тела для физика оказываются не корректными. Земля ли движется вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли? Если взять часть поверхности Земли за тело отсчета (или всю Землю), то Солнце движется относительно Земли, а Земля находится в покое. Ошибка не в том, что допускается вращение Солнца вокруг Земли, а в том, что не допускается возможность иных систем  отсчета, в которых Земля вращается вокруг Солнца. Также субъект может считать: 1)физический мир, с которым он имеет дело,  есть данность вне его; 2)физический мир, с которым на уровне сознания он имеет дело, есть некоторая модель неизвестной ему среды-реальности, созданная интеллектуальными структурами его организма. Ни одна из данных схем ориентации не является ошибочной, но ошибкой является установка невозможности иной, если осуществлен выбор ей противоположной, схемы. Действительно, если физический мир – это ориентационная модель субъекта, то цвет какой-либо поверхности – это ее свойство, как фрагмент модели ПОВЕРХНОСТЬ. Если же физические тела – это внешняя данность, то тогда цвет поверхности – это продукт деятельности субъекта, который создается системой зрения, в которую входит часть нервной системы, т.е. цвет – это фрагмент визуальной модели, созданной системой зрения субъекта. Таким образом, субъект может явно для себя отождествлять физический мир с неизвестной ему средой-реальностью, следовательно, все свои ощущения и модели различных модальностей считать продуктами собственной деятельности, которые не являются фрагментами внешнего мира (это фрагменты его внутреннего мира). Если же он физический мир считает действительно продуктом своего творчества, то тогда все, что создается им, он может считать фрагментами физического мира. Некорректен тот субъект, который считает физический мир внешней данностью, а собственные ощущения (и модели различной модальности) свойствами внешнего мира. Допустим, субъект выбирает, что книга (библия) – это некоторая вещь, некоторый предмет, изделие типографии, которое он может взять в руки, то тогда там нет ни знаков, ни букв, ни слов (он не может даже его видеть, если воздушная среда не возмущается так называемыми излучателями). Если же книга – это его визуальная модель, то тогда в книге есть и знаки, и буквы, и слова в качестве фрагментов его модели. Но тогда книга для него не есть изделие типографии, не есть предмет, который он может взять в руки и переметить из одного места в другое.