Опасные соседи. Северный край 18 2015

Владимир Макаров 3
 Есть на нашей скромной даче одно помещение, которое я построил специально для себя. Находится оно на втором этаже и совсем небольшое – примерно шесть квадратных метров, там стоит небольшой стол, пара кресел, старенькая тахта, на стенах репродукции картин Рыбинского музея, а на тумбочке и полке лежат мои любимые книги и журналы. Из окна открывается вид на долину Колокши и окрестные леса, а если туда придти ранним утром – то можно полюбоваться восходом солнца. Я с большой долей иронии называю эту комнату «кабинетом». Там хорошо в любое время года – вид из окна на природу лучше любой картины и я там часто даже зимой тепло одетый люблю сидеть в кресле и смотреть вдаль. Ну, а летом там просто благодать! Не буду описывать летние красоты, читатель и так все представит себе. Жарким летним днем после обеда там очень хорошо спиться: легкий сквозняк приносит прохладу через открытые окна и дверь. А вот фрамугу летом почти никогда не закрываю и воздух там всегда свежий.
 Однажды эта любовь к свежему воздуху чуть не привела меня к конфликту с одним из опасных насекомых, обитающих в наших местах.
 В начале прошлого лета, когда установились жаркие дни, я как всегда открыл фрамугу, но только вот отдохнуть после обеда мне все не удавалось – все дела по саду и огороду: сажай, поливай, рыхли, опрыскивай. В это время мы стали замечать летающих у дома ос, причем их было достаточно много, так бывало и раньше, но в этот раз их было больше.
 Скажу про этих насекомых только пару слов. Осы, несмотря на то, что они больно жалят, достаточно умны (если так можно сказать про насекомых) и жалят только в исключительных случаях. Это не пчелы, готовые «кусать» по поводу и без повода, погибая при этом. Осы после «укуса» не погибают – их жало не имеет зазубрин и легко выходит из тела обидчика. Мы их гоняем только тогда, когда они, потеряв совесть, начинают садиться на булку с намазанным вареньем или лезть прямо в банку с ним. В этом случае мы, чтобы осы нам не мешали, готовим для них на улице угощение в виде ложки варенья, положенной на блюдечко, которое они старательно съедают в течение двух-трех дней, и нам приходится их угощать снова. А вообще, когда в комнату прилетит одна или две осы, интересно смотреть как они, выставив хоботки, едят на салфетке предложенную им каплю варенья, а потом чистят лапки, но это хорошо наблюдать, пока их мало. За все время посещения веранды осами они ни разу нас не покусали, и я часто в шутку говорю, что они у нас ручные. Действительно, я часто аккуратно брал особо надоевшую осу пальцами и выбрасывал ее в форточку, она, правда, если форточку не закрыть, возвращалась снова, и снова я ее выбрасывал.
 Но прошлым летом среди гула ос мы услышали более громкий или, если можно так сказать, густой звук. Приглядевшись, мы увидели шершня – насекомое очень похожее на осу, но больше ее раза в три. Понятно, что появление такого летуна нас совсем не обрадовало, и если с осами мы, можно сказать, находили общий язык, то этот крылатый полосатый гигант ничего не боялся и действовал без церемоний. Понятно, что быть укушенным им никто из нас не захотел, и мы стали закрывать от него и двери и форточки. Правда, убивать его нам было все-таки жалко – уж больно красив и редок этот представитель осиного племени!
 А жара тем временем продолжалась и я, разобравшись с делами, решил все же сделать себе отдых после обеда. Но поднявшись в кабинет, обнаружил прямо над тахтой жужжащего шершня, занятого постройкой гнезда. Все, я думаю, видели осиные гнезда – этакие штуковины величиной с кулак взрослого человека, а вот гнездо шершня, судя по «фундаменту» и начальной стадии  обещало быть диаметром сантиметров двадцать! Пока я рассматривал строительство, шершень стал совсем недружелюбно виться надо мной и, помня, как болезнен укус осы, я не стал рисковать и ушел вниз. Понятно, что отдавать непрошенному и тому же жалящему гостю свою комнату, я не собирался и, выждав момент, когда шершень улетел за стройматериалом, счистил его гнездо с потолка, при этом мне удалось сделать это с трудом – гнездо оказалось крепко «приклеено» к доскам. После этого я закрыл окно и дверь, чтобы шершень не прилетел и не начал вновь свое строительство. Конечно, мне было жаль трудов шершня и возможность зафиксировать все этапы строительства его гнезда, но жить под одной крышей с таким «квартирантом», а в перспективе и с целым роем, я не захотел.
 Скоро шершень вернулся, покружил со всех сторон и, не найдя входа, улетел строить гнездо в другом месте. Ну, а с все разрастающимся осиным племенем мы все же решили бороться и, купив специальную насадку, прикрепили ее к пластиковой бутылке, в которую предварительно налили немного сладкого сиропа, и поставили у крыльца. А потом примерно раз в три дня освобождали ее от решивших покушать дарового угощения ос, кстати, ближе к концу лета туда попадались и молодые шершни.
…Поздней осенью, разбираясь в сарае, я увидел там огромное гнездо шершня, уже пустое и частично потерявшее прочность. Я взял его в руки и вспомнил жаркие дни июня.