Второй шедевр Эйфеля

Виктор Афсари
       Если посмотреть на географической карте район Онежского и Ладожского озёр, то захватывает дух от обилия рек, речек и озёр. Это и красота, и история севера России. В Ладожское озеро вливается множество рек и только одна красавица Нева несёт свои воды из Ладоги в Финский залив. Протяжённость Невы невелика. Всего 74 километра. На её берегах расположено четыре города: Шлиссельбург, Кировск, Отрадное и великолепный Санкт-Петербург. По пути из Ладоги в Финский залив в Неву впадает 26 рек. По Петербургу Нева течёт на протяжении 32 км и, распадаясь в дельте на 93 рукава общей длиной до 300 км, создаёт 103 острова. Нева поражает своей полноводностью. В ветреную погоду её зеркальную гладь покрывают большие волны. Со времён закладки «Северной столицы» серьёзной проблемой была связь между островами. Проблема в основном решалась созданием наплавных (плашкоутных) мостов и водным транспортом. Так в ХVIII веке по Неве даже курсировали венецианские гондолы. В настоящее время в Петербурге и пригородах насчитывается около 800 мостов. Из них более десятка разводных.

       В конце XVIII века выдающийся инженер-механик Иван Петрович Кулибин создал несколько проектов мостов через Неву. Модель одного из них, в виде огромной деревянной арки, была установлена в Таврическом дворце и одобрена математиком Леонардом Эйлером. И.П.Кулибин также предложил проект трёхарочного моста из железных конструкций, не имевший к тому времени аналогов в мире. Но экономические реалии не позволили воплотить в жизнь новаторские проекты. Первый железный мост через Неву был построен в 1850 году по проекту русского инженера С.В.Кербедза и назывался Благовещенским.

       В Петербурге большой проблемой было сообщение между Петроградской стороной и центральной частью города, где сходятся набережные Кутузова, Лебяжьей канавки и Дворцовая. Издавна ставился наплавной мост, стоящий на барках, закреплённых якорями и расчалками. В центре моста несколько секций могло изменять своё положение, что было необходимо для пропуска судов. Мост назывался «Петербургским», но после взведения Троицкого храма был переименован в «Троицкий». Такие мосты были неудобны, особенно в период ледостава и ледохода. В это время сообщение практически прекращалось.

       Построить мост через небольшую речку несложно. При этом можно уделить внимание не только на прочность и надёжность моста, но и на его красивую отделку. Таких мостов в Петербурге множество. Совсем другое дело, когда нужно построить мост на большой и судоходной водной магистрали. Задача непростая. Окончательное решение о строительстве моста, соединяющего Петроградскую сторону и центр, было принято в 1890 году.

       В ходе объявленного в апреле 1892 года международного конкурса по созданию проекта моста поступило 16 проектов. Первую премию (6000 руб.) получила французская инженерная фирма Александра Гюстава Эйфеля. За два года до этого Эйфель построил в Париже знаменитую 300 метровую железную башню. Это «чудо инженерной мысли» служило аркой для парижской Всемирной выставки 1889 года и до настоящего времени является символом Парижа. Интересно, что планировалась эта башня как временное сооружение. Но «ничто не вечно так, как временное».

       Политика всегда играет огромную роль в развитии международных связей. Так было и на исходе XIX века. В октябре 1886 года в Париже, в присутствии императора Николая II, был заложен одноарочный мост в честь союза Франции и России. Строительство моста было завершено в 1900 году, и он получил имя отца Николая II – Александра III. Считается, что этот мост самый красивый в Париже. Интересно, что на открывшейся Всемирной выставке 1900 года гран-при получил проект моста через Енисей в Красноярске.

       12 августа 1897 года в Петербурге было начато строительство Троицкого моста, которое велось параллельно со строительством моста Александра III в Париже. Присутствовавшие при закладке моста император Николай II и президент Франции Феликс Фор положили в основание моста по золотой монете. Строился мост по проекту А.Г.Эйфеля. Оба моста отличаются лёгкостью, красотой и надёжностью. Они словно парят над водой.

       Троицкий мост строился французской компанией « Батиньоль» в течение шести лет. Интересно, что подрядчик не уложился в сроки. Мост должны были сдать в 1901 году. За это французская сторона уплатила штраф в 150.000 рублей и закончила строительство к весне 1903 года. На строительство опор Троицкого моста пошло 11.242 тонны стали. При этом вся эта громада металла не кажется тяжеловесной и будто парит над невскими водами. Длина моста составляет 582 метра. Мост органично вписался в архитектурный ансамбль Петербурга и стал одним из самых узнаваемых силуэтов на Неве.

       Открытие моста состоялось 16 мая 1903 года. Во время торжеств, посвящённых 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Императору Николаю II была поднесена подушечка, на бархате которой находилась кнопка, после нажатия которой впервые было произведено разведение Троицкого моста. Событие сопровождалось орудийным салютом. Затем по вновь сведённому мосту прошёл торжественный крестный ход с пронесением иконы Христа Спасителя.

       В 1918 году Троицкий мост был переименован в «Мост Равенства». В 1934 году после убийства С.М.Кирова мост был назван «Кировским мостом». В 1991 году было восстановлено старое название  – Троицкий мост.

       У Троицкого моста, как у любого исторического места, есть свои легенды. По одной из них знаменитый лётчик-испытатель Валерий Чкалов, чтобы произвести впечатление на свою невесту, пролетел под аркой моста. Во всяком случае, так говорится в фильме «Валерий Чкалов», снятом в 1940 году. Интересно, что во время съёмок этого фильма лётчик Евгений Борисенко пролетел под аркой Троицкого моста ШЕСТЬ раз. И в наше время Троицкий мост является гордостью Санкт-Петербурга.