Танцуют все.. Брейгель. Свадебный танец

Алина Алексеева-Маркезин
    Питер Брейгель Старший.Свадебный танец. 1566.Так же употребляется название «Свадебный танец на открытом воздухе».

Очень заинтересовали меня две картины Брейгеля,посвящённые средневековым танцам.
         Но прежде,чем мы подробно их рассмотрим,мы вернёмся в те времена и познакомимся со средневековыми танцевальными традициями.

       В средневековье танец, связанный с телесным началом и увековечивающий радость бытия, не приветствовался церковью, требующей от благочестивых христиан смирения и покаяния. Но все же невозможно было запретить человеку танцевать, и без танцев не обходился ни один праздник.
         
         Особенно широко было представлено народное творчество на ярмарках (кермессах). Крестьяне и ремесленники не только демонстрировали на них свои изделия, но и соревновались в ловкости и силе, умении петь, плясать, играть на самодельных инструментах. Танцу отводилось одно из первых мест.

            Наиболее распространенные танцы — БРАНЛЬ( в переводе с фр. - "качание", "колебание"). Поначалу танцы были несложными - простые шаги, покачивания корпусом. Постепенно ритм становился быстрым и темпераментным, шаги стали чередоваться с подскоками и прыжками.

     Бранль имел множество разновидностей: "простой", "двойной", "весёлый". Некоторые виды этого танца были связаны с профессиональной деятельностью людей: "бранль прачек", "бранль булочников".Уже сами названия говорят, что в этих танцах воспроизводились движения, характерные для той или иной профессии.

        Танцы раннего средневековья в основном хороводные. Исполнители образовывали закрытый круг, держась за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужские, женские или смешанные. У цепного танца был ведущий или ведущая.

                Танцевальные движения еще примитивны и состояли из шагов, изредка скачков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку.

            Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих. Оно напоминало речитатив и было монотонным. Песня состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец. Его движения как бы воспроизводили песню.
           Позже появился парный танец.Исполнители, взявшись за руки, стоят парами, в затылок одна другой. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений. К шагам, легким прыжкам присоединяются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук.

              Положение стопы невыворотное. Танцы исполняются под пение самих танцующих или под рожок, в некоторых странах — под оркестр, состоящий из трубы, барабана, звонка, тарелок. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент.

          Основным танцем в XII веке был КАРОЛЬ или КАРОЛЛА то есть открытый круг.
    Во время исполнения кароля танцующие пели, держась за руки. Мужчины двигались совместно с женщинами. Впереди танцующих шел запевала. Припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то убыстрялся и переходил в бег.

                Большую роль в распространении танцев играли средневековые бродячие актеры—шпильманы, жонглеры, гистрионы, скурры. Соединяя в себе танцовщика, актера, музыканта, акробата, рассказчика, они во многом способствовали развитию народного искусства, совершенствованию исполнительского мастерства.

          У многих из них была хорошо развитая танцевальная техника. Она включала акробатику, сложные, почти виртуозные движения рук. Многое беря из танцев, созданных народом, жонглеры обогащали их.

           Праздники и танцы крестьян и ремесленников резко отличались от танцев и праздников знати. Простой народ веселился на городских и сельских площадях, феодалы — в дворцовых залах, стены которых украшались коврами, гербами, мечами и военными трофеями.

                Крестьяне отдавались танцу с ничем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным.

              Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.
Один из средневековых танцев ЭСТАМПИ.

            Стоит отметить, что средневековые танцы отличались некой неуклюжестью, простотой схем и стандартным набором несложных шагов. Такая несуразность в танце объясняется наличием довольно тяжелых и объемных одеяний. В частности это касалось представительниц прекрасного пола.

        Но со временем женщины смогли себе позволить во время плясок немного укорачивать подолы своих нарядов, закладывая их за пояс. Это способствовало большей свободе движений.
            Но сегодня мы поговорим о крестьянских и свадебных танцах,которые прекрасно изобразил Брейгель в своих картинах.

Питер Брейгель Старший.Свадебный танец. 1566.

        Весёлая и жизнерадостная картина. На полотне изображено 125 танцоров. Бо;льшая часть пространства картины занята изображением танцующих, среди которых невеста в чёрном платье, в соответствии с традициями того времени.

            Вдали между деревьями висит полотнище, к которому приделан брачный венец. Слева на заднем плане видны канавы, выкопанные, чтобы послужить в качестве столов и сидений для гостей.

              Как и на других картинах Брейгеля, многие фигуры показаны в сатирическом стиле. Отмечается определённая тенденция к «вуайеризму» — в частности, при изображении целующихся и обнимающихся людей.

         Возбуждение некоторых крестьян, изображённых на переднем плане, подчёркнуто увеличенным размером гульфиков — деталей мужской одежды, покрывающих гениталии.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

      Картина долгое время считалась утерянной, пока в 1930 году её не обнаружил на одной из лондонских распродаж Вильгельм Валентинер, бывший в то время директором Детройтского института искусств. Он приобрёл её для музея за 36 тысяч долларов (около 500 тысяч долларов, если перевести в цены 2013 года).

             В связи с банкротством Детройта аукционная компания Christie's произвела оценку находящихся в городской собственности произведений искусства, результаты которой были объявлены в декабре 2013 года. В частности, «Свадебный танец» Брейгеля был оценен в 100—200 миллионов долларов.

Вторая картина,которую мы посмотрим-это КРЕСТЬЯНСКИЙ ТАНЕЦ 1568г

 
          На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.

        Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином.
 
                Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара.
 
                Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную.

 Питер Брейгель Старший любил изображать на своих полотнах простых людей.
            Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.Продолжим знакомство с его творчеством.

Картины с деталями можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3558742

Другие статьи о картинах Брейгеля.

Брейгель.Вавилонская башня.http://www.proza.ru/2015/03/17/1081

Брейгель.Фламандские пословицы.http://www.proza.ru/2015/03/10/1583