Жила-была звезда

Наши Друзья
Евгений Терёхин

Жила-была на небе звезда по имени Малютка. Малюткой звали ее потому, что она была белым карликом – горячей, но небольшой звездой. И была у Малютки подруга, Жёлтая звезда, которая была старше и побольше её размером. Они жили рядом на небе и частенько болтали друг с другом. 
Как-то раз пришла Малютка в гости к соседке.
- Привет, подруга, – крикнула она ещё издалека, – ты сегодня вся светишься! А как сияет Млечный путь, не то, что наше захолустное созвездие. Послушай, я вчера подумала, почему бы нам с тобой не отправиться в путешествие. Вселенная такая большая, а мы с тобой прилипли к одному месту, да всё вертимся, как ненормальные. Недавно пролетали мимо две кометы, так они мне такого порассказали, что я рот раскрыла от удивления. 
- Я бы рада, – с улыбкой ответила желтая подруга. – Да не могу. Ты же знаешь, вокруг меня вращается планета. Она очень маленькая, никто, кроме меня, её не замечает, но мне она нравится. На ней ничего нет, кроме цветов, но если я улечу, то не смогу им светить, и они погибнут.
- Из-за них ты света белого не видишь, – недовольно пробурчала Малютка. – Нет, меня всегда притягивало всё большое, огромное. Видишь вон ту звезду. Это красный гигант. У меня просто дух захватывает, когда я на него смотрю. Он такой огромный, и весь сияет.
- Все гиганты сияют, – заметила Жёлтая звезда, – но они почти не дают тепла. Вокруг них мало жизни.
- Зато как они притягательны! Никто не может пролететь мимо, чтобы не почувствовать на себе хоть на секунду их притяжение. Я хочу увидеть, как велик этот мир, повращаться вокруг гигантов, почувствовать, как у меня захватывает дух от вселенских просторов. Тебе хорошо, ты не карликовая звезда, а у меня – что за размеры? Кометам на смех.
- Зато ты излучаешь много тепла, гораздо больше, чем красные гиганты.
Малютка задумалась на минуту, но потом тихо ответила:
- Что проку от этого тепла, если тебя никто не замечает… Решено, я отправляюсь в галактику №435794. Там живёт моя бабушка. Я просто уверена, что где-то меня ждёт настоящая жизнь. По крайней мере, здесь нет ничего, кроме бесконечной беготни вокруг центра галактики, которого к тому же не видно.
И она отправилась в путь. Взглянув напоследок на соседние звёзды, она на мгновение почувствовала на себе их притяжение. Они как будто тянули её назад, светя ей вослед грустными лучами. Но она сделала решительный рывок и, вырвавшись из их цепких объятий, плавно заскользила по тёмным просторам неба.
- Ах как хорошо, какая свобода… Я никогда раньше не сходила с орбиты, а здесь так свободно, так плавно двигается, и всё время открываются новые виды. Вот – Водолей, а теперь видны Близнецы, а что это так сверкает? Да ведь Альфа Центавра! Никто из нашей галактики не видел её так близко! Подойду поближе, – подумала она, и скоро вошла в зону гравитации яркой звездной системы.   
- Здравствуйте, – крикнула она по привычке издалека, но её крик, отразившись от гигантов, рассыпался в безбрежном океане тьмы, в которой тихо и величественно плыли три звездных диска.
- Я не могла пролететь мимо, вы так притягательны, – начала Малютка, но никто ей не ответил. Ригель, Бунгула и Толиман были заняты самими собой и не слышали ровным счётом ничего.
- Они тебя не заметят, – вдруг раздался чей-то голос совсем рядом.
– К ним часто притягивает малышей, вроде тебя, но большие звёзды слишком заняты, чтобы отвечать. Я – Проксима, красный карлик, я живу с ними и знаю про них всё.
- Привет, Проксима, а чем же они заняты?
- Альфа Центавра – самая наблюдаемая звёздная система во Вселенной. На неё направлено огромное количество телескопов. Люди смотрят на звезды, любуются ими вот уже много веков. Это – настоящие звёзды. О них пишут книги, снимают фильмы, слагают легенды. При такой жизни, стоит хоть на секунду отвлечься, и про тебя забудут; внимание людей переключится на что-то другое. Вон сколько на небе претендентов!
- А как же ты, – поинтересовалась Малютка, – на тебя тоже смотрят?
- Я слишком мал. Мое неяркое свечение сливается со светом остальных звезд, и меня не принято называть по имени; для них я просто часть Альфа Центавра.
- Но я думала, что здесь так интересно, когда смотрела на вашу систему из дома. Как же ты живёшь, если тебя не замечают?
- С Земли меня видно только в самую темную ночь, но однажды я слышал от пролетавшей мимо кометы, что на Земле было пророчество, что у одного человека потомков будет, как звезд на небе. Я знаю его, потому что был в небе в ту самую ночь, когда он долго смотрел на звёзды. С тех пор этот человек часто смотрел на меня, и я, чтобы подать ему знак, время от времени излучал вспышки, чтобы он мог меня лучше разглядеть. Когда он видел меня, он как будто веселел, мой вид почему-то его вдохновлял. Я до сих пор время от времени излучаю вспышки – вдруг мой вид снова кого-то вдохновит?
- А если нет? – задумчиво протянула Малютка. – Так и будешь вспыхивать всю жизнь, пока не угаснешь?
- Все мы или взорвёмся, или угаснем, – ответил Проксима, – но будет ли от этого прок?

***
   
Попрощавшись с Проксимой, Малютка отправилась дальше бороздить просторы Вселенной и через какое-то время наткнулась на пояс астероидов. Ей пришлось затормозить, так как путь ей преградил плотный поток космических глыб.
- Эй вы, – крикнула она приветственно, – откуда летите, что видели?
-  Мы – остатки взорвавшейся планеты.
- От чего же она взорвалась?
- От злости. Было это давно, но её злость передалась нам и до сих пор гонит нас по просторам космоса, и мы то и дело сшибаем кого-нибудь на пути.
- А вы не пробовали остановиться?
- Чем дольше держишь в себе злость, тем сложнее остановиться, – послышалось в ответ.
- Вам нужно в кого-то врезаться, – предложила Малютка. – Выплеснуть свою злость, и сразу станет легче.
- Пробовали. Врезались как-то раз в рог Козерога, думали, полегчает, а стало только хуже. Козерога это не колышет, а мы разбились на мелкие астероидные кусочки и стали ещё злее. А как на нас посмотрела Дева, лучше и не вспоминать.
- Да, дела, – посочувствовала Малютка. – Вам бы направить злость в мирное русло.
- Научи, сестрица, как – век тебя не забудем.
- Пока не знаю, но если что, подскажу, – ответила Малютка и, дождавшись просвета между двумя зазевавшимися глыбами, юркнула на другую сторону и продолжила свой путь.

*** 

- А это еще что такое? – вслух сказала Малютка, пролетая мимо голубой планеты. Прямо на неё летела какая-то железяка жутко покореженного вида.
- Я – космический мусор, – ответила железяка.
- Что?
Она не могла поверить своим глазам. Все, что она до сих пор видела в космосе, поражало ее красотой, а это нечто выглядело просто гадко.
- Откуда ты взялось?
- Когда-то я был частью большой летающей железяки, которую сделали вон на той планете. Но со временем я пришёл в негодность, и от меня избавились. Я – летающие останки той железяки. Нас тут много. Земляне время от времени принимают нас за спутники и даже нами восхищаются. Представь себе.
- Я думала, что восхищаться можно только чем-то красивым.
- Глупости. Если хочешь знать, на Альфу Центавра обращают внимание лишь 0,2% землян, а о космическом мусоре говорят до 10% землян. И вообще, чаще всего люди восхищаются мусором. Его производят, складируют, покупают, дарят и даже отправляют в космос. Не жизнь, а песня!
- Ты меня совсем не восхищаешь, – отвернулась Малютка.
– Ты ещё маленькая; вот вырастешь, узнаешь цену вещей.
- А, в общем, если хочешь ощутить адреналин, рекомендую держать курс на Кассиопею, – посоветовал мусор с едкой ухмылкой. - Там… а, впрочем, сама увидишь.

***

- Вот бы увидеть что-то по-настоящему грандиозное, величественное, и такое притягательное, чтобы дух захватило, – размышляла звезда и, вспоминая про адреналин, поплыла в сторону Кассиопеи.
- Тебе, наверное, хочется, увидеть меня, – тихо промурлыкал чей-то голос. Малютка остановилась, оглянулась, но никого не увидела.
- Ты кто? – спросила она, озираясь по сторонам.
- Я – самый притягательный во Вселенной объект.
- Но я тебя даже не вижу, – удивилась Малютка.
- Подойди поближе, и ты почувствуешь, как я неотразима и притягательна, – зазвучал бархатный голос.
- Но где я? – спросила Малютка и, сама того не замечая, начала медленно двигаться вперёд.
- Ты достигла горизонта событий. Стоит пересечь незримую линию, и время остановится. Здесь останавливается все, и даже время не может покинуть моих берегов, потому что я так притягательна. Ты меня не видишь, потому что излучаемый тобой свет притягивается ко мне так сильно, что не может вернуться и остаётся со мной навсегда. Я – то, о чём ты мечтала всю жизнь. 
Малютка чувствовала, что ее начинает захватывать всё больше. И, хотя ничего не видела, она одновременно ощущала любопытство и гнетущее беспокойство. Вдруг она увидела, как чуть поодаль в том же направлении мчится маленькая комета, а за ней на некотором расстоянии летит ещё одна комета, больше предыдущей.
- Доченька, я догоню тебя, сопротивляйся изо всех сил, не дай ей тебя заглотить, – кричала большая комета. – Я догоню тебя, и вместе мы вырвемся. Увидев Малютку, мать закричала ей:
- Уходи, пока ещё можешь, пока Чёрная дыра не засосала тебя за горизонт событий!
- Чёрная дыра! Малютка вся сжалась. Она чувствовала, что уже почти не может себя контролировать, что её тянет вперёд с непреодолимой силой.
- Что же делать? Бедняжка комета. У меня еще есть шанс, а её дела плохи. Мать её уже не догонит.
Горловина Чёрной дыры открывалась, и роковая минута становилась всё ближе.
- Что делать?
Вдруг Малютка вспомнила то, что с детства знают всё звезды. Если к ее массе добавить массу какого-нибудь спутника, то это может вызвать взрыв – она взорвется и взрывной волной выбросит комету за пределы притяжения. Но чью же массу прибавить? Вокруг – никого.
- Эй! – закричала она. Кто-нибудь! Срочно нужна лишняя масса!
Вдруг вдалеке что-то мелькнуло, и показались знакомые полосы астероидных потоков.
- Это астероиды! – обрадовалась Малютка. Они меня услышали! – Скорей, друзья, сюда!
- Возьми нашу массу, – крикнули они. – Ты права, энергию нужно использовать в мирных целях.
В следующую минуту к ней подлетело несколько каменных глыб. Малютка заключила их в свои горячие объятия и почувствовала, как тепло разносится по ней огненными потоками. Через мгновение космос озарился грандиозным взрывом…

***   
- Что это? Что со мной происходит? Малютка не могла понять, но чувствовала, что её подхватили какие-то космические ветры и потащили за собой, взбивая клубы звездного вещества. Ей показалось, что она превращается в облако, что облако это кружится, вращается, как юла, под действием какой-то неведомой силы. И вот уже ветер собрал звездную пыль в единое целое и начал вылепливать какие-то формы.
- Ой, щекотно, – хихикнула Малютка. – Но труженик-ветер ничего не ответил, уверенно продолжая своё дело.
Она тихо плыла по звездному океану. Казалось, время остановилось. Над ней раскинулся сверкающий полог Млечного пути, слева помахала рукой туманность Ориона, а Проксима озарился серией вспышек, когда увидел проплывавшее мимо него облако светящейся пыли.
- Малютка, неужели это ты? – раздался вдруг чей-то знакомый голос. Малютка оглянулась и обомлела. Перед ней была её лучшая подруга, Жёлтая звезда.
- Да, это я, но что со мной?
- Ты взорвалась. Это редко бывает с белыми карликами, но ты – исключение. Теперь ты превратилась в новую планету, и космический ветер принёс тебя в зону моего притяжения. Ты стала моим спутником, и теперь будешь вращаться вокруг меня. Не возражаешь?
- Ах как я рада тебя видеть, подружка! – воскликнула Малютка, и они крепко обнялись. - У меня такое чувство, что я вернулась домой. Но будет ли от меня прок?
- Не знаю, – улыбнулась Жёлтая звезда. – Но мне все равно. Смотри!
Малютка посмотрела на свою поверхность и не поверила глазам. В тёплом свете Жёлтой звезды вся её поверхность покрылась пестрым ковром из ярких пахучих цветов.
- Мне все равно, есть ли от тебя прок. Ты мне просто нравишься.

Иллюстрация: