Бизнесмен Коля

Владимир Мурашов
        Николай был отличник учебы с задатками организатора. Комсорг в группе, он состоял оперативником и каждое лето ездил на север в стройотряд.
        Все кто знал его, ожидали, что Коля пойдет по комсомольской а потом по партийной линии и много добьется. Но он  как - то упустил.
        Насчет комсомола выяснилось потом, когда стало возможным говорить. У Коли было не всё хорошо в анкете. Его отец имел судимость по плохой статье. Коля знал свое место и не стремился в комсомольское начальство.
        Он всё-таки дорос до должности зав. отделом в одном из НИИ. А с началом перестройки у Коли обозначились нужные связи и ему поручили возглавить фирму, входящую в структуры Логоваза. Фирма была создана до него и занималась реализацией компьютеров и  товаров народного потребления.
        Тогда господствовал взаимозачет, его величество бартер. Живых денег в экономике не было, и, чтобы получить хоть какие-то деньги за продукцию, получить сырье, приходилось много раз обменивать произведенные товары, применяя скидки и наценки.
        Производственники сложных схем избегали. Неудача в сделке грозила тюремным сроком. Бартером занимались вольные коммерсанты.
        Продукцию на большие суммы можно было доверить не каждому, но поскольку систему Логоваз возглавлял известный бизнесмен и политик Борис Б., проблем с товарным кредитом не было.
        Дело успешно шло и приносило доходы.

        Друзья считали, что заслуг колиных не было. Тут тебе и офис и налаженная бухгалтерия, а главное у него есть специалисты, которые все умеют. Задача Коли, как полагали, была не мешать и подписывать бумаги, какие надо. Ну, и держать язык за зубами, конечно.
        Колю не надо учить. Он понимал задачу правильно и был счастлив вполне. Он даже свысока посматривал на старых друзей.
        И было отчего. Имя шефа на слуху у всех. Ногой открывал дверь в высокие кабинеты. Перспективы казались неограниченны.
        Плохо то, что Коля забыл свою карму. Ему бы подальше держаться от политики.
        Однако такие должности предлагают не каждый день, а времена были сложные.

        Получилось вот что. У главного шефа что-то не сложилось. И все плюсы системы Логоваз немедленно превратились в минусы.
        Начались проверки. Оказывается, за них давно хотели взяться. Но боятся проверок только неумехи и самые нерасторопные.
        У колиной фирмы отчетность у него была образцовой, и к тому-же провели аудит. Готовились. Проверка найдет пару мелочей. Да так и получилось.
        Другая же бухгалтерия была проверкам недоступна. Основной денежный оборот выполнялся на удаленных счетах.
        Специалисты фирмы сидели на телефонах и проявляли свои способности. Занимались всем, что касается реализации товаров: отправкой, получением, растаможкой. Поскольку денег в народном хозяйстве было мало, а всякого рода продукции много, приходилось строить бартерные цепочки, много раз обменивать товар. И в результате многочисленных преобразований исходный товар обретал свою конечную форму: представал в столь желанном денежном виде.
        Полученные же деньги отправлялись на удаленные счета. Для того и взяли Николая, как способного и надежного человека. Он принимал решение и отвечал за последствия. Делал записи или держал данные в голове, этого было достаточно и вполне устраивало руководство.
        Коля ничего не утаивал и не ложил чужих денег в свой карман.
        Однако перемены в самом верху внесли дезорганизацию. У кого - то прошли обыски, где-то опечатали склад, арестовали счета.
        Всё конечно образуется. Время пройдет и будем работать как раньше. Но переменилась обстановка.
        К фирмам Логоваз стали по-другому относиться. Договорные обязательства уже не так строго и не так быстро.
        Партнеры стали работать без былого энтузиазма.
        Конечно, были и свои конкретные виновники. С этим никто не спорил. Конечно. Надо их найти, наказать и тогда дело пойдет.
        А у Коли как раз получился казус. Лопнул банк со счетами фирмы.
        Коля видел, что банк пускает пузыри, и часто в тот банк названивал.  Коля сообщал своему руководству, насколько всё опасно. Но высокому начальству было не до него. Значения не придали и вопросом никто не занялся.
        Банк лопнул и теперь у Коли нет даже справки из того далекого банка. Сколько же денег пропало? Кто же её даст, если банка не существует?
        Ему бы вовремя проявить инициативу, съездить в командировку за свой счет. Но Коля всегда плохо разбирался в текущей политике. Хотя как человек он неглупый. Коля ждал команды, а напрасно.
        Когда же в Москве пришли в себя, понадобились деньги. Собирали остатки на счетах. Денег оказалось мало. И Коле задали вопрос.
        Виновник был налицо. Других и разыскивать не надо.
        Перспективы были очень для него плохие. И как раз в это время в городе появились чеченские рэкитиры и устроили страшный беспредел.
        Такого и представить было нельзя. Эти люди совершенно открыто разъезжали по городу, заявлялись в фирмы и требовали у коммерсантов деньги, угрожая оружием. А кого-то вынуждали подписать некие бумаги.
        Таким фактам надо было искать объяснение. Мыслили глобально. За чеченских бандитов взялись, наконец, в Москве. Из столицы  их выдавили, а то, что бандиты появились в провинции – издержки. Главное, процесс идет в нужном направлении.
        Что самое удивительное, эти приезжие бандиты прекрасно знали состояние дел в отдельно взятых фирмах. Причем им была известна не только официальная бухгалтерия, но и вторая, тайная, а именно, реальный оборот фирмы и остатки на счетах.
        От кого получали информацию, и главное, кого представляли бандиты в каждом отдельном случае, было неясно, хотя это всегда важнейшая деталь разборок.
        Коля нисколько не сомневался, что его обороты бандитам известны, и ни от кого не ожидал помощи.
        Он ожидал своей очереди и чувствовал себя в виде жертвенного барана. Горячие чеченские парни могли его запросто поставить на счетчик, а всё семейство Коли, жену и двоих дочерей вытряхнуть из квартиры в зачет долга.
        И однажды Коля просто исчез. Как говорят, он "соскочил". Коля ушел не от жадности или нечестности, а по стечению сложившихся обстоятельств. Он уже ни на что не мог повлиять и спасал себя и совместно нажитое семейное добро.

        Вначале Николай обитал где-то в Европе.
        Между тем чеченский беспредел как-то тихо закончился. Совсем не факт, что проделки рэкитиров сошли им с рук. Факт был в том, что их больше никто и никогда не видел.
        В каких странах Европы побывал Коля, и что он там увидел – потом он старался не рассказывать.
        Он даже не звонил оттуда. Когда деньги в основном закончились, Коля перебрался поближе, в республику Литву и получил вид на жительство.
        Его приютил Влад - знакомый Максима и Коли по институту. По причине крайней нужды Коля устроился работать охранником. И в таком положении пребывал несколько лет.
        Потом он стал появляться дома. Каждый раз тайно и без предупреждения.
Зарплаты у охранников небольшие, и Коля занялся мелкой торговлей.
        Брал у Максима сувениры в небольшом количестве и отвозил в Литву на продажу.
        Друзья над Колей шутили и ради хохмы спрашивали,  насколько далеко идут его бизнес-планы. А один товарищ предложил отправить в Вильнюс вагонную парию сувениров.
        - Давай завалим Литву сувенирами. Тебе надо подсуетиться и сделать так, чтобы каждый литовец купил сувенир, а лучше два. Работа будет очень выгодная, литовский народ будет просто счастлив.
        Коля не любит когда над ним шутят, а друзья решили, что Коля по-прежнему отстает от жизни и не может понять, что время челноков давно закончилось.
        Он продолжал возить товар на дне сумки, пока один раз не попался таможеннику.
        Потом Коли долго не было на горизонте. И вот однажды Максим увидел его идущим по улице и совершенно счастливого. Казалось, что Коля готов петь песни.
        Дело было утром, когда народ спешит на работу. Коля шел по проспекту и улыбался. Под мышкой он тащил кому-то подарок - картину в раме. Коля весь светился изнутри.
        Причину можно было не спрашивать. Ему простили и все беды его остались позади. Коля окончательно вернулся домой.
        В результате своего неудачного бизнеса Коля заработал сердечную болезнь.
Дачи у Коли нет. Дети живут отдельно. Инвалидность он не оформляет. На старую работу его не взяли. Как и в Литве, Коля устроился в охрану. Следовательно, свободное время есть.
        Коля иногда помогает Максиму.