Что такое Каббала? Конспект

Леонид Вейцель
                Конспект  по Каббале.
  Часто меня спрашивают – Что такое Каббала? Все говорят о Каббале, но никто не понимает, что же это такое.
Есть много разной литературы о каббале. Но вот мне на глаза попалась книга Майкла Берга популяризатора Каббалы в Сша и в мире. Книга называется " Мудрость каббалы " и прочитав ее попробовал для себя сформировать основные идеи которые Берг передает в своей книге.
 
Каббала – на иврите означает "получение, принятие "-мистическая  мудрость, которая долгое время хранилось в тайне от всего мира. Хотя то был дар Творца всему человечеству , на протяжении веков Каббала считалась эзотерической ,тайной  традицией иудаизма. Доступ к каббалистическим книгам получали лишь те ученики, чья готовность подтверждалась многие годы , а иногда и всю жизнь.

Цфат –город в Израиле.  Был и остается необычным местом на Земле. На протяжении многих веков он служил родным домом для величайших мудрецов Каббалы. На кладбище в Цфате похоронены величайшие каббалисты. Их духовное присутствие до сих пор ощущается в городе Цфат.

Слово Бог очень редко используется в каббалистическом учении. Одна из причин –неопределенность самого его смысла. Бог в первоначальном тексте написанном на иврите звучит как Элохим. Одна из интерпретаций этого слова Элохим  есть - Божье правосудие. У Бога в иудаизме есть еще названия связанные с его качествами как Милосердие или Вездесущность.
В Каббале о боге чаще говорят как о Творце – Эйн Соф, что можно вольно перевести как "бесконечность ".

Каббалисты используют этот эпитет , говоря о Творце. Мы не в состоянии понять природу Творца , но Его бесконечность- один из атрибутов, которые мы можем постичь.

Согласно Каббале , Творец превосходит понятие категории пола, объемля обе энергии мужскую и женскую. Он- позитивная сила без конца и начала. Вовек негаснущий Свет и неизреченное вне времени , присутствие.

 Творец – непостижим.

Энергия Творца с великой любовью распределена повсюду в нашем мире, поскольку глубочайший Его замысел – делиться с нами гармонией , радостью и любовью.

Каббала учит: Его энергия пронизывает весь физический мир. Она присутствует в объектах материальных например как : вода, машины , яблоки.  И также в вещах неосязаемых как: преданность, душевность , близость. Посредством всего этого мы улавливаем слабый проблеск –самой сущности Творца.

Проявления Божественной энергии Каббала называет Светом Творца.

Эта сила – Свет Творца – и есть то вещество , из которого мы сотворены.

Человеку предназначено быть равноправным участником воплощения замыслов Творца в отношении него самого.

                2

                Часть вторая.
Первый каббалистический текст был книгой под названием "Сефер Йецира " – " Книга Творения " написанная патриархом Авраамом четыре тысячи лет назад. "Книга Творения"- представляет собой детальное объяснение мистической силы алфавита древнееврейского языка , буквы которого были использованы Творцом во множестве различных комбинаций для создания физической Вселенной. Буквы эти служат важным посредником, с помощью которого божественная энергия проникает в материальный мир. Каббала учит: буквы иврита –символизируют базовые конфигурации энергии, из коей слагается мироздание. У каждой из букв особое предназначение и область применения.

Самая важная книга Каббалы – Зогар, что означает "Книга  Сияния ". Она была записана рабби Шимоном бар Йохаем две тысячи лет назад на арамейском языке. На страницах Зогара представлены диалоги между учителями и учениками, в которых обсуждаются важнейшие эпизоды Библии и другие духовные вопросы. На протяжении многих столетий право читать книгу получали лишь женатые ученики в возрасте сорока лет.

Один из важнейших ключевых моментов в истории Каббалы стал конец 15 века. Изгнание евреев из Испании 1492 год. В этот исторический период появляется рабби Лурия. Город Цфат в Галилее становится мощным центром изучения Каббалы.
Рабби Моше Кордоверо и рабби Йосеф Каро. В Цфате рабби Лурия был признан духовным учителем и стал наставником для группы учеников. Его прозвище было Ари, что значит Лев. Рабби Лурия прожил всего три года после своего прибытия в Цфат. Но его идеи легли в основу мудрости Каббалы и духовного наследия всего человечества. Рабби Лурия открыл новый взгляд на Зогар, осветив множество непонятных мест текста. Он также развил концепцию "тиккун"- исправление , починка. Концепция объясняющая цель человеческой жизни , причины страданий и неизбежность полного преображения всего человечества.
 Исраэль Бен Элиэзер ( 1700-1760), более известен как Баал Шем Тов- "Хозяин Доброго Имени".
Баал Шем Тов был служкой в синагоге в украинской Подолии. Все знали его как доброго но невежественного парня. И вот однажды один высокочтимый раввин объявил о своем намерении пойти к нему в ученики. Баал Шем Тов представлял свою мудрость в виде историй и притч. Каббала становилась доступной всякому, кто хотел слушать и учиться. То, что зародилось как тайная традиция, как знание, передаваемое "из уст в уста  ", расцвело со временем в мощное движение, цель которого- нести мудрость людям всей планеты.


Майкл Берг, в своей книге описывает цепочку  передачи знаний к нему. Это очень важная процедура передачи имен своих учителей. Учителя должны быть известными  и признанными в религиозных еврейских кругах. Так мы простые читатели, будем защищены от шарлатанов, которые могут выдавать себя за учителей Каббалы.
" Раби Иегуда Ашлаг ( 1886-1955) продолжил дело развития Каббалы. Среди многих его трудов есть перевод Зогара с арамейского на современный иврит с подробнейшими комментариями. Рабби Ашлаг родился в Европе ,но большую часть своей жизни прожил в Иерусалиме,где в 1922году основал Центр Каббалы.Эта деятельность была продолжена его учеником ,рабби Иегудой Брандвайном
(1903- 1969), а затем моими родителями, Равом и Карен Берг, под чьим руководством Центр Каббалы распространил свои филиалы по всем миру ".

Примеры современных книг о Каббале. Большинство из них вообще недоступны пониманию. Одна из причин тому –тяготение к некоему виду сложнейшей интеллектуальной
 "чечетки ".

Во времена Римской империи один ученик спросил великого мудреца Гиллеля , мог бы тот обучить его всей мудрости Вселенной , стоя на одной ноге.  Гилель сказал:
"Люби ближнего своего, как самого себя. Остальное -комментарии ".
"Люби ближнего своего "- вот главный секрет каббалистического знания.

Книга Зогар написана две тысячи лет назад. Но ее трактовку Творения невозможно понять до конца без комментариев рабби Ашлага изложенных в книге  Талмуд Эсер Сфирот-
"Учения Десяти Сфирот ".

Каббала учит: Вселенная – не "законченный продукт", созидание ее продолжается , в том числе и в это самое мгновение. И все мы участвуем в этом процессе вместе с Творцом.
               
                3

                Часть Третья.
До сотворения времени и пространства существовала бесконечная позитивная энергия , исток всего, что было, есть и будет.
Энергия на иврите – ор. Другое значение этого слова – свет.
Свет Творца – это всеобъемлющее излучение божественной любви.
Желание Творца делиться – истинная причина Творения.

 "Желание Творца предполагало сотворение того , с кем можно делиться , то есть существа  - получателя Света. Каббала называет его Сосудом. Причем , поскольку Свет был повсюду, Сосуд было образован из него же , но только с новым качеством получения., что стало не только первым , но и единственным творением "из ничего". Таким образом, Сосуд стал новой сущностью, которая отвечала дающей природе Творца. По воле Его Сосуд возник немедленно, никакого временного промежутка между замыслом Творца и его исполнением не было. Не будем забывать , что все это происходило до появления времени и пространства"

В Каббале новичков стараемся убеждать , что преображение относится в первую очередь к внутреннему росту, а не к каким либо внешним действиям. Основа всего – стать существом , которое искренне стремится делиться с другими.

"Каббала говорит нам об эффекте "критической массы ": когда достаточное число людей достигнет преображения, спасение  мира станет реальностью. Тогда процесс Творения ,начатый в Саду Эдема и прерванный грехом Адама, будет завершен и воплотится то , что стало главной мечтой и целью человечества с тех давних пор. Люди вновь обретут свободу от боли , страдания и смерти, исполнив предначертания Творца. Согласно Каббале , это и будет пришествием  Мессии ".

Помните : изначальный Сосуд разбился вдребезги, когда он получил больше Света , чем мог принять.
 Принцип Каббалы гласит : в духовности насилие недопустимо. Никто даже сам Творец , не сможет направить Свет в Сосуд , не готовый его получить. В то же время Свет всегда готов прийти к нам : он ждет лишь, чтобы мы смогли его принять.

В книгах рабби Ашлага была ярко подчеркнута активная природа Сосуда. Изначальный Сосуд сам ограничил свои возможности получения Света, добровольно принимая вызов преображения собственной природы. И нам потомкам изначального Сосуда , подобает не отвергать , а преодолевать те трудности , которые мы сами избрали для себя.

Каббала учит: физическое и духовное измерения теснейшим образом переплетены между собой. " Что вверху, то и внизу" – гласит один из ключевых каббалистических принципов. Точно так же как духовные сферы воздействуют на нас , так и наши поступки непосредственно влияют на то, что каббалисты называют Высшими мирами.
Время и пространство Каббала рассматривает с точки зрения близости к Творцу. Великие мудрецы были близки к Высшим мирам , потому что их души пребывали на исключительно высоких духовных уровнях.
 
Человеческая душа, с точки зрения каббалы заключена внутрь многослойной непрозрачной оболочки. Эта душа может быть поистине великой и притягивать Свет огромной силы. Однако пока не будет проделана работа по разрушению ее оболочки, преображение не состоится. Свет не проникнет внутрь.

 Парадигма Свет и Сосуд.
Когда изначальный Сосуд разбился на бесчисленное число фрагментов, они стали материей и энергией, составившей физический мир. Все, что мы видим , слышим, ощущаем, обоняем и понимаем,- это "осколки" изначального Сосудом, все , существующее в физическом мире,- часть нас самих.

Каббала учит: в этом мире действуют две силы. Позитивная – это Свет Творца. Негативная "склонность ко злу ".Обе силы в равной степени присутствуют в нас. В любой момент мы свободны в выборе, какую из них предпочесть.

Среди всех сотворенных существ один лишь человек наделен возможностью выбора, между добром и злом.

Смирение – это осознание , что без Творца мы ничто.
Каббала учит: Помочь хотя бы одному – единственному человеку – то же , что спасти целый мир.

Рабби Иегуда Ашлаг утверждал что изучение Зогара может послужить более сильным средством для преображения , чем чтение других текстов. Зогар весь о Свете, тогда как в Талмуде речь идет обо всем – от вопросов сотворения мира до юридических соглашений о недвижимом имуществе.

Каждый из нас появился в этом мире неслучайно. Согласно Каббале ,он выбрал свое теперешнее воплощение как средство для исполнения своего тиккун. Это слово может быть переведено как исправление, починка, улучшение. Оно означает процесс улучшения души , которая стремится к своему завершению и окончательному преображению.
Удивительная идея. Из нее следует , что причина того, что вы собой представляете сегодня ,находится в вас самих.

Согласно Каббале , чем больше мы знаем о Вселенной , тем более понимаем, сколь она целенаправленна.

Каббалу нередко называют эзотерической традицией иудаизма, но думаю ,это неверно. Она никому не принадлежит и является даром Творца всему человечеству.


   Перед нами короткий Конспект выбранных мной идей и изречений  из книги Майкла Берга "Мудрость Каббалы " .Я старался понять, что же такое Каббала и что Майкл Берг хочет передать в своей книге. Конечно это не все его размышления и примеры. В книге их гораздо больше. Но чтоб не потеряться в этом разнообразии случаев и изречений. Я выбрал и сконцентрировал из его книги определенные понятия. Чтоб иметь хоть какое нибудь  представление о Каббале. Надеюсь у меня это получилось.