Начало и конец охоты на волков

Валерий Таиров
В рецензии на мою публикацию http://www.proza.ru/2015/06/13/1272
«Высоцкий, волки и флажки» один из авторов портала Владимир Конюков   26.06.2015 задал мне несколько вопросов, очень интересных вопросов: «"Охота на волков", 1968г. "Конец охоты...", 1978г. Ровно 10 лет. Что Вы об этом скажете? Что думаете? Зачем? В чём загадка? Тайна?»

Почему тема охоты на волков имеет временной разрыв около 10 лет? Ответить на этот вопрос не так просто. И коротко ответить не получается...

 «Охота на волков» («Рвусь из сил и из всех сухожилий...») была написана Владимиром Высоцким в период между 7 июля и 29 августа 1968 года (по другим данным, Собр. Соч. ВВ в 7 томах – до 8 августа 1968 года). Текст написан во время съёмок к/ф «Хозяин тайги» в Красноярском крае (в селе Выезжий Луг). Фонограммы: первая – 1969 год, последняя -16.06.1980 г. В 1970 году песня вошла в спектакль ТНТ «Берегите ваши лица».
В набросках к песне (сохранились в ЦГАЛИ) есть и такие строки:

«...Жду – ударит свинец из двухстволки,
Зря на ноги свои уповал,
На снегу кувыркаются волки:
Тот подранок, а тот – наповал.

Чаще выстрелы бьют раз за разом,
Волчий блеск в их глазах не погас,
Бьёт двухстволка с прищуренным глазом:
Залп – и в сердце, другой – между глаз.

Вот и справа флажки замелькали,
Значит, выхода нет, я готов!
Мир мой внутренний заперт флажками,
Тесно и наяву от флажков...»

Владимир Высоцкий сам рассказывал об истории написания «Охоты на волков» («Владимир Высоцкий. Монологи со сцены.» - стр. 167-168, изд. «Фолио», Харьков, Москва, АСТ, 2000 год):

«Когда ты пишешь песню, она постоянно с тобой. Иногда она тебя мучает месяца два. Песня «Охота на волков» меня замучила. Мне по ночам снился припев «идёт охота на волков, идёт охота». Хотя я ещё не знал, про что буду писать. И вот однажды я был в Сибири на съёмках фильма «хозяин тайги». И вот я сидел в пустом доме под лампочкой в пятьсот свечей. Мы эту лампочку у какого-то фотографа достали. Золотухин спал выпивши, потому что был праздник. А я сидел за белым листом и думал, о чём буду писать. Вдруг Золотухин встал и сказал мне: «Не сиди под светом, тебя подстрелят»!
- С чего ты взял, Валерий?
- Вот в Лермонтова стрелял пьяный поручик.
- Откуда ты знаешь?
- Мне Паустовский сказал.
  На следующий день я у него спрашиваю: «А почему Паустовский тебе сказал?»  он говорит; «Я имел в виду, что как нам говорит Паустовский». Потом говорит: «Я тебе честно признаюсь, откуда вчера самогонку достал. Мне ребятишки принесли медовухи, а я им за это разрешил залезть в кювет и на тебя живого посмотреть». Вот под дулами глаз я написал песню «Охота на волков». Вот такие бывают истории.»

Что ж, понятно, почему у Высоцкого в черновиках - «...Бьёт двухстволка с прищуренным глазом..». Впрочем, нельзя забывать и слов Владимира Высоцкого, сказанных о своей авторской песне и стихах со сцены:

«...Я в своих стихах рассказываю о том, что меня беспокоит в этой жизни.  Что происходит вокруг нас, что происходит с моими близкими, с моими друзьями. Что происходит в мире, что происходит в моей стране... Главное в моих песнях – это человек. Предмет моих песен – человек...».

Кто же «главный предмет» в песне Высоцкого «Охота на волков»? Кто там волки, кто люди?.. Это песня – укрупнённая, развёрнутая метафора, или песня-притча, или это песня – миф - баллада , наполненная символами, меняющими знаки, признаки добра и зла, наличия или отсутствия души, меняющиеся местами? Ясно, что сюжет песни трагичен – определён неумолимо надвигающейся гибелью героя – волка-вожака, от имени которого ведётся рассказ. Образ этого волка не воспринимается как образ волка – неизбежно возникает образ «волка-человека», устремлённого к достижению полной свободы, который встречает на пути привычные, проникшие в него с молоком матери препятствия, запреты... А так как этот волк-человек ещё и волк-вожак других волков, то достижение свободы ему важно не в одиночку: больше беспокоит спасение всей стаи...
И кажется, что «Охота на волков» - это не тот случай, когда в поэте «Эзоп не воскресал...», говоря строками его же стихов. («...Теперь я к основному перейду./Один, стоявший скромно в уголочке,/ Спросил: А что имели вы в виду / В такой-то песне и в такой-то строчке?»// Ответ: во мне Эзоп не воскресал/ В кармане фиги нет – не суетитесь,/ - А что имел в виду – то написал, - / Вот – вывернул карманы – убедитесь!».
Хоть фиги и нет, но Эзоп-то ожил и возник?

Что же так повлияло на обращение Высоцкого в августе 1968 к «волчьей» теме?
Причина, кажется, не одна, это - комплекс причин:
- Во-первых, не прекращались травля и нападки на Высоцкого в прессе (например, – статья- донос Мушта и Бондарюка «Во имя чего поёт Высоцкий?» в газете «Советская Россия»,  другие события в литературной жизни тех лет, отказ в печати стихов Высоцкого) 
-  Во-вторых, личные переживания и события в жизни поэта (уход из семьи от второй жены – Людмилы Абрамовой, встреча ещё в июле 1967 года с Мариной Влади, приехавшей в Москву на фестиваль и многое другое)
- В-третьих – напряжённость на работе – в Театре на Таганке (конфликт с Любимовым, увольнение 22 марта приказом по театру, и ... восстановление в театре 14 декабря), запрет спектакля «Живой» в ТНТ.
-  В-четвёртых – амбулаторное лечение – в феврале, в марте, в начале апреля...

Немудрено было в 1968 году в августовской Сибири Высоцкому почувствовать в себе бунтаря, несогласного с существующими порядками – ощутить в себе образ волка, который – с одной стороны рвётся за флажки, с другой является живым «человеком вне закона, который к тому же не может выскочить «за флажки запретов», существующих в обществе «стрелков-охотников»! И который хочет, обретая свою Свободу,  спасти «стаю» себе подобных...

Когда волк рвётся за флажки общества людей-стрелков (убийц), они –эти «люди» предстают перед читателем-слушателем волками, а волк – становится человеком... Происходит перемена мест и понятий.

«Охота на волков» при соблюдении таких традиций продолжается около 10 лет. Вырвался ли вожак за флажки в песне? Споры об этом среди читателей и слушателей продолжаются – единого мнения нет. Многие считают, что вырвался...

Но вот приходят 1977 и 1978 годы.
Продолжается официальное непризнание, но народ любит поэта Высоцкого. Поэт находится в постоянной борьбе с надвигающийся смертью. Он постоянно упоминает о ней.
Увеличивается количество конфликтов в ТНТ (и с Любимовым, и с артистами труппы), Высоцкий испытывает большое количество унижений.
Вернувшись из Франции В. Высоцкий возобновляет концертную деятельность. Происходит конфликт в отношениях Высоцкого и Марины Влади, намечается разрыв. Усиливается болезнь Высоцкого.
Высоцкий понимает, что Запад не изменит его жизни, не поможет ему.
А в СССР Высоцкий чувствует двойственность своего положения «свободно-поднадзорного». Увеличивается конфликт отношений – мировоззрения поэта и официально-бюрократического общества в родной стране. Нравственная система координат и оценок человека и человеческих отношений, присущая Высоцкому (искренность, правдивость, доверительность), входит к 1977 году в жёсткое противоречие с тенденциями равнодушия, ханжества, лицемерия, недоверия, презрения к людям, характерными для эпохи и для общества, окружающего поэта в 1960-1970 годы. Ныне эта эпоха именуется хрущёвской оттепелью и эпохой застоя.
...!977год, события в СССР: «...в мае отправлен в отставку Председатель Президиума Верховного Совета И.В.Подгорный, Л.И.Брежнев подписывает новую Конституцию... Из Союза Писателей исключён Лев Копелев... В Москве открывается Всемирный Форум Миролюбивых сил... Опубликовано Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании космического пространства... В Ленинграде открыт бюст А.Н.Косыгину в Аллее
Героев в Московском парке Победы...»
В эту эпоху среди людей искусства, к которым принадлежит и Владимир Высоцкий, шёл поиск идеала человека, поиск миропонимания, критериев оценки человеческой жизни. В отличие от многих шестидесятников оппозиционность Высоцкого была  скорее мировоззренческой, чем политической – проистекающей из традиций сочетания разных легенд, мифов, сказок, притч с современным фольклором сегодняшнего дня. В поэзии его всё больше встречается мотив потери окружающим обществом способности различать добро и зло...
  В 1977 году отношения Высоцкого с Мариной Влади заходят окончательно в тупик. Многократно меняя свою личную жизнь и находясь в неразрешимом конфликте и с самим собой, и с окружающей средой, поэт не мог надолго оттянуть трагический конец...
Это приводит к тому, что он «садится на иглу», не избавившись от своих старых болезней... Поэт понимает, чем кончается эта «гонка наперегонки со смертью вдоль обрыва» - «...чуть помедленнее, кони...».
Михаил Шемякин вспоминал, что в тот год «..Володя был очень плохой. Я просто уговаривал его не умирать... У него было предчувствие смерти, депрессии бывали страшные. Володя ведь много не говорил...».

В конце 1977 года начинает появляться текст песни «Конец охоты на волков» («Словно бритва рассвет полоснул по глазам», или «Где вы волки»). Известны фонограммы этой авторской песни – первая -  декабрь 1978 года, последняя – 1980 года.

Поэт терял поэтическое вдохновение. Он тосковал и работал как безумный (концертная деятельность).
Стены театра ТНТ начинают тяготить Высоцкого. Из воспоминаний Вадима Туманова: «В 1978 году, помню, он вернулся из театра поздно ночью после просмотра фильмов. Растолкал меня ото сна: «Представляешь картину? Актёры видят себя на экране, радостно узнают друг друга. Появляюсь я – гробовое молчание. Ну что я им сделал? Луну у них украл? ...».
Ситуация в театре болезненно влияла на расстроенную психику поэта...

Владимир Высоцкий Принимает участие в создании альманаха «Метрополь»(в том числе, там  печатается и «Охота на волков»).

К 1978 году Высоцкий начинает понимать, осознавать, что «волки», его сотоварищи по стае – уже не те?  Или «на том берегу», или их нет:

«Те, кто жив, - затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу»...

Вот она, главная причина появления песни «Конец охоты на волков именно в 1978 году.
Происходит то, что и должно было случиться:

«...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчьих не знавшие кличей.
Это – псы, отдалённая наша родня,
Мы их раньше считали добычей.»

Кто же эти псы, бывшие волки?  Дано ли это нам узнать теперь через столько лет? Множество посредственностей, незнакомых лиц окружало Высоцкого в тот год, когда появилась песня «Конец охоты на волков». Они завидовали его славе, заставляли поэта вернуться к распитию, мешали ему жить и творить.

«...Улыбаюсь я волчьей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но – на татуированном кровью снегу
Тает роспись: мы больше не волки!»

Волки становятся «неволками», миф перерастает в антимиф. Но волк-вожак продолжает жить, оставаясь волком...
Именно это становится ясно поэту в 1978 году.
В начале 1978 года заканчивается третья из «четырёх четвертей пути» Владимира Высоцкого – так думаю. Она была отмечена его песней «Конец охоты на волков».

Начиналась самая короткая четвёртая четверть пути... Самая короткая, но очень нагрузочная и трагичная. Только 1978 год: более 150 публичных выступлений Владимира Высоцкого, география выступлений: Сумы – Дубна – Калинин – Северодонецк – Ворошиловград – Северодонецк – Москва – Берлин – Росток – Москва – Харьков – Череповец – Белгород – Зеленоград – Запорожье – Харьков – Калинин – Киев – Москва – Берлин – Тюмень –Новосибирск – Кемерово – Новокузнецк – Сочи – Пятигорск – Ставрополь – Кисловодск – Ставрополь – Грозный – Ленинград – Троицк – Москва – Обнинск – Красногорск – Менделеев – Зеленоград - Москва – Томилино – Железнодорожный – Ленинград – Подольск.

Таяла кровавая роспись волков на снегу, как и жизненные силы Владимира Высоцкого в 1978 году...


А продолжается ли в наши дни "охота на волков"? Как Вы, уважаемый читатель понимаете эту мифологию "волк-человек" СЕГОДНЯ?


• Рисунок - картина (холст, масло) - своя