Герман Дали - Мысли по поводу Laudato Si

Виктор Постников
24 июня 2015 г
The Daly News

Будучи протестантом,  считаю,  что мое преклонение перед католической церковью минимально, и основывается главным образом на уважительном отношении к ранней истории церкви и моей любви  к родной тетке, которая была монахиней. В последнее время, ввиду противодействия католической церкви контролю за рождаемостью, плюс педофилия и закулисные скандалы,  я стал еще более отчуждаться от нее. Как и многие,  я  увидел в Папе Франциске струю свежего воздуха, но не больше.  Но после прочтения его энциклики, посвященной окружающей среде и социальной справедливости,  я почувствовал, что «свежая струя» могла быть на самом деле ветром Пятидесятницы, очищающим Церковь. Вполне возможно. Как минимум, он дал нам более правдивый, более информированный и смелый анализ экологического и морального кризиса, чем наши светские политические лидеры.

Правда, важный вопрос контроля роста населения  красноречиво отсутствовал, или почти отсутствовал.  Ранее, в своих ремарках, Франциск  говорил, что католики не должны  "размножаться как кролики,” и указывал на христианскую доктрину ответственности родителей.  Возможно он вернется к этой теме в последующих энцикликах. В любом случае, большинство рядовых  католиков перестали слушать выступления пап по поводу контрацептивов. Общее отношение выражено в мультике, в котором итальянская мама грозит пальчиком в сторону Понтифика и говорит, «Если сам не играешь по правилам, то и правила не можешь устанавливать» ( “You no playa da game; you no maka da rules.”) Обсуждение контроля за рождаемостью не изменит реалии, и только приведет к официальной оппозиции и отвлечет внимание от главных положений энциклики.  Поэтому я последую примеру Папы Франциска и отложу проблему населения в сторону, но со ссылкой на классическую книгу «Контрацепция»  историка Джона Т. Нунана, мл,1  в которой  приведена история проблемы.

Важными идеями в энциклике являются: забота о Творении и социальной справедливости, и неспособность технократического роста обеспечить ни то, ни другое. Также обсуждается проблема интеграции науки и религии -  различных, но необходимых путей к истине. И да, Папа поддерживает научный консенсус в отношении климатических перемен несмотря на единодушное противодействие массмедиа, о чем он  говорит в энциклике достаточно много.2

Франциск конечно не первый, кто выступал со стороны христиан в защиту Творения. В дополнение к Франциску Ассизскому (имя которого Папа взял в его честь), Франциск  называет также экуменического патриарха Варфоломея Восточной православной церкви, который два десятилетия организовывал конференции и выступал в защиту океанов и рек, включая Черное море. Православная церковь потеряла целое поколение верующих в период коммунистического правления, но в настоящее время многих молодых людей привлекает теология и  защита Творения.  Либеральные протестанты, а в последнее время и консервативные евангелисты, также проявляют экологическое сознание.  Поэтому энциклика папы Франциска должна объединить различные  части христианства хотя бы на том основании, что мы бессовестно пренебрегли своей обязанностью  заботиться о Земле, из которой произошли, и делиться на справедливой основе всеми ресурсами Земли, друг с другом, с теми, кто придет в будущем, и с другими существами. Многие атеисты также согласятся с этим, хотя и не имеют ничего общего с иудео-христианской традицией.  Это можно оспаривать, но в любом случае их поддержка приветствуется.

Теологию творения нельзя путать с отрицанием эволюции, анти-научными взглядами некоторых христиан, буквально воспринимающих библию (их называют “креацианистами”, что сбивает с толку;  на самом деле их следовало бы назвать “букваистами”). Обязанность человечества заботиться о Творении, благодаря которому люди получили возможность эволюционировать и слабо приблизиться к образу Творца, прямо противоречит существующему обожествлению экономического роста и технологического гностицизма.  Идея заботы о творении также противоречит материалистическому детерминизму нео-дарвинистов, которые рассматривают «Творение» как случайный результат перемножения  большого количества вероятностей в бесконечном числе попыток.  Ложный вывод, напрашивающийся из такого детерминизма (даже имеющим вероятностную природу), тот, что любая целенаправленная политика иллюзорна,  как с практической, так и моральной стороны. Забота о творении также несовместима с большой ложью о том, что справедливое разделение (ограниченных) ресурсов необязательно, т.к.  экономический рост сделает нас всех богатыми. Франциск называет это «магическим мышлением». Он подходит очень близко к идее устойчивой экономики,  к качественному развитию без количественного роста, хотя и не называет ее по имени. Оцените, например, его параграф 193:

«В любом случае, если в одних случаях устойчивое развитие может означать новые формы роста, в других случаях, с учетом ненасытного и безответственного роста, преследуемого на протяжении десятилетий,  мы должны  думать о сдерживании роста путем установления неких разумных пределов и даже делая шаги назад, пока не поздно. Мы знаем, насколько неустойчиво поведение тех, кто постоянно потребляет  и разрушает, в то время как другие не могут жить достойной человеческой жизнью.  Поэтому пришло время уменьшить рост в одних частях мира,  чтобы обеспечить ресурсы для здорового роста в других местах.»

Используемое папой определение “уменьшение роста” представляется мне неточным переводом с испанского термина “decrecimiento,” или с итальянского “decrescita” (по-видимому оригинальные языки энциклики),  который должен переводиться как “degrowth”, или отрицательный рост, что, конечно, более сильное выражение, чем  “уменьшение роста.”3

Laudato Si  уже получает как большую поддержку, так и противодействие.  Противодействие свидетельствует о  радикальной природе взглядов Франциска на базисную доктрину Земли и космоса. Папа Франциск останется в памяти своих врагов из-за этой энциклики, и эти враги будут его силой.  В настоящее время их не так много в США:  институт Heartland, Джеб Буш, сенатор Джеймс Инхоф, Раш Лимбоу, Рик Санторум,  и др. К несчастью они представляют миллиарды, спрятанные в банках,  и  мегафоны в корпоративных медиа.  Энциклика призывает их оппонентов защищать себя. Она сеет сомнения в том, что все во власти олигархов цезаря. Но ни цезарь, ни рынок, ни технология не спасут нас.  Спасибо Франциску за то, что он ясно и смело высказался за это, в то время как многие продолжают,  явно или косвенно, отрицать.

Ссылки:
1. John T. Noonan, Jr., Contraception: A History of its Treatment by the Catholic Theologians and Canonists, Belknap Press, 1986.  (Джон Т. Нунан, мл. Контрацепция: история отношений к проблеме со стороны католиков и канонистов). Нунан  показывает недостаток библейского материала для противодействия контрацепции,  а также происхождение церковной доктрины  в римском праве,  которая вошла в канонический закон.  Древнеримский смысл “пролетариата” означал “наинизший класс, полезный для республики только для производства детей.”  Ясно, что контрацепция для них не предусматривалась, хотя для патрициев допускалась. Буквальный смысл «пролетариата» как класса для размножения, был утерян, когда Маркс переопределил данный термин  как “те, кто лишен средств производства.” Но мальтузианская связь с перенаселением и дешевым трудом  остается справедливой, даже отрицаемая марксистами и католиками.
2. Осуждение Папой торговли углеродом  отражает общее непонимание политики ограничения выбросов углерода,  к сожалению разделяемое некоторые ведущими климатологами.  См. Joseph Heath, “Pope Francis’ Climate Error,” New York Times, June 19, 2015.
3.  С благодарностью Joan Martinez-Alier за прояснение этого момента.


Герман Дали – известный американский экологический экономист, профессор общественных наук при Мэрилендском университете.  В прошлом ведущий экономист отдела экологии Мирового банка,  один из разработчиков теории устойчивого развития.

http://www.countercurrents.org/daly240615.htm