Судьба России и русский вопрос. Предисловие

Ардавазд Гулиджанян
Предисловие для Проза.ру.

Книга судьбы. Вы прочли название и, кликнув, попали сюда, а здесь около сорока эссе, статей, проектных и прочих текстов, которые я писал в течение почти 20 лет. В начале списка текстов - вот это предисловие, а в конце - послесловие. Потому что, несмотря ни на что, это – книга.

Когда я задумывал ее, она первоначально имела другую структуру. Теперь она состоит из отдельных статей и эссе. Это книга неоднократно отложенная, она мешала жить, и когда мне казалось, что молчать сил уже нет, я писал отдельные материалы по тем или иным темам и поводам. Потому получилось так, что в нее вошли очень разные по стилю и размеру тексты, и я уверен, что это правильно.

По большому счету, за 20 лет ничто не опровергло моих идей положенных в основу книги. Я был бы рад, чтобы ее написал кто-то другой, но почему-то этого так и не случилось. Со временем то, что вызывало смех, стало вызвать истерику, становиться трендом или как минимум темой, о которой писали многие. В какой-то момент мне даже начало казаться, что настало время, когда ее можно написать, просто собрав из цитат разных, часто противоположных по взглядам авторов. Увы. Это только казалось. То, что было для меня очевидным еще в середине 90-х, так и не стало таковым для многих. А если такие же мысли и приходят кому в голову даже сейчас, то, как правило, их гонят прочь.

Как много изменилось с тех пор, и вообще ничего не изменилось. Я знаю, что моя книга никому не понравится. Потому что она, с одной стороны, вроде бы вообще про то, что все и так знают, и вместе с тем она против шерсти власти и оппозиции, патриотам и либералам… русским и не русским. Но… что делать.

В ее основе лежит две идеи. Первая – что несправедливость мира особо проявилась на стыке веков в правоприменитильной практике закона о праве наций на самоопределении. Завоевать суверенитет мало. Надо, чтобы его одобрило мировое сообщество. Менять границы – в мире однозначно дурной тон. Если только у тебя нет каких-то правильных геополитических союзников. И потому право наций на самоопределение – это право сильных геополитических игроков перекраивать карту мира под себя и свои интересы. Права национальных меньшинств сильно меньше весят в современном мире, чем права меньшинств сексуальных. И я не хочу про это писать и думать. Это просто факт.

Как производная темы права наций на самоопределения родилась и тема про русский вопрос. Я ведь в России живу. И тут я понял важную вещь. Советский – как писали в наших загранпаспортах, это не просто гражданство. У этого термина есть и этническая составляющая. Она стала предметом профессионального интереса и даже стала темой диссертации, в институте этнологии РАН… На утверждении темы меня и моего научного руководителя, который разделял мою точку зрения, просто рвали на куски…

Тему утвердили, но я сдался. Что-то было неудобно перед научным – за что страдает очень уважаемый мною человек? И самому надо было как-то кормить семью в эпоху больших перемен, а это требовало полной самоотдачи. Жалею. Прошедшие годы доказали состоятельность и жизнеспособность обоих теорий. И когда я видел, что незнание их толкает людей на опрометчивые решения или ведет в тупик, я писал. Писал отдельные, часто ситуативные тексты. И в какой-то момент понял, что пишу ту самую, давно задуманную книгу. Последние главы – статьи, эссе – не важно, были уже осмысленно ее частью. То есть я писал план, проверял, о чем не написано и т.д. Объять необъятное, возможно, мне так и не удалось. Но, тем не менее, это книга. Она про русский вопрос. И в ней есть ответы на все главные вопросы, связанные с ним.

Такая структура имеет свою специфику. В текстах много повторов, и фактов, и образов, и даже оборотов речи. Да. Наверно, это плохо. Но  в статье каждые раз надо было что-то, да рассказать из одной из концепций, хоть парой фраз. 
У каждой статьи есть дата опубликования. Что-то я опубликовал в СМИ, с чем-то я выступал на конференциях, что-то размещал в интернете, на не очень популярном, но все же вполне приличном портале. Здесь.

В названии читается очевидная отсылка к Бердяеву. Так и есть. А русский вопрос есть ключ к понимаю этой судьбы, которая со времен Бердяева стала еще менее предсказуемой и еще более разнообразно понимаемой.

Все эти годы я не сидел, сложа руки. Я растил знания и опыт, я работал внутри политических процессов, уверен, был честен, насколько это вообще можно, думаю, сделал немало полезных и важных вещей, но главное, ничто так и не опровергло тех истин, которые стали мне очевидны довольно давно. И сейчас, когда молчать, мне кажется, уже просто нельзя – я публикую свою книгу.

Получается, что больше некому.