Крупинки жизни прошлой

Галина Михалева
В  этом тихом провинциальном городке Полина оказалась впервые. Она приехала сюда в командировку и сейчас шла по старинным , вымощенным булыжником улочкам, мысленно восторгаясь и в то же время изумляясь .Ее  не покидало ощущение, что она уже всё это когда –то  давным давно  видела, ходила по этим улицам. Вон за тем поворотом должен быть  белокаменный храм. Полина заспешила. Сердце  забилось с удвоенной силой. Вот и знакомая почему –то улица. Девушка свернула  на нее и замерла. Храм действительно стоял и был таким, каким она себе его представила. Но  как, когда она это видела? Она в задумчивости прошла дальше.  Покоем и умиротворением дышало все вокруг. Изредка встречались прохожие, шорох шин слышался еще реже. Лето только началось, и листва на деревьях  имела яркий, сочный вид.  Прошедший недавно дождь развесил на кронах деревьев капельки влаги, которые сверкали в лучах ласкового солнышка, как гроздья драгоценных каменьев. В  прозрачных по-летнему лужицах отражалось умытое небо с плывущими по нему белоснежными корабликами. В некоторых из них ворковали,купаясь, разномастные голуби, а рыжая зеленоглазая кошка ( та еще затейница!) решила поиграть с ними в счастливую охотницу и спряталась в густой зелени травы неподалеку, зорко наблюдая за каждым их движением . Чувствовалось, что она твердо решила полакомиться сегодня парным мяском. К остановившейся у лужи  машине спешила нарядная девушка. Высокие каблуки ее весело цокали. Она раскраснелась. Наверное, в этом автомобиле был ее возлюбленный. Подойдя  к распахнутой дверце, девушка  нерешительно остановилась, переминаясь с ноги на ногу. Попасть в машину она  не могла, не намочив туфельки. Водитель ее поторапливал и тогда девушка решилась. Она прыгнула, надеясь перескочить  препятствие  и оказаться в салоне. Пытаясь за что-нибудь ухватиться, девушка поймала руками лишь воздух. Не успев закрепиться, она вывалилась и села прямо в лужицу. Чудесное светлое платье было испорчено, настроение тоже. На ресницах девушки повисли  крупные, похожие на горошины, слезинки.

Всё это промелькнуло перед глазами Полины, не оставив  никакого  следа. Она  мимолетно посочувствовала девушке,  также на мгновение порадовалась за голубей, которых та спугнула.  И всё… Полина  была поглощена своими странными ощущениями. Она прошла мимо церкви и остановилась перед  старинным, отреставрированным  особняком с вывеской «гостиница». Здание это тоже было ей знакомо. Девушка вошла. Навстречу ей поднялась служащая. И опять Полине показалось , что она уже здесь была и не один раз.
Полина осматривалась, пока работница оформляла документы.
-Вы не боитесь привидений?– мило улыбнулась девушка.
–А? Что?
–Привидений не боитесь?
-А разве они бывают?
–У нас есть, - девушка нахмурила свои тонко выщипанные бровки и отчего-то сердито взглянула на Полину. Ей , похоже , не понравилось, что та отреагировала на сногсшибательную ( по ее мнению) новость слишком уж равнодушно. Обычно постояльцы проявляли интерес, даже просили переселить из злополучного номера. Девушка  улыбнулась своим мыслям.
- Вот сейчас поселю ее именно в этот номер… Будет тогда знать!
–Нет. Не боюсь,– Полине хотелось быстрее остаться одной, подняться по ажурной лестнице. Хотелось убедиться , что она правильно себе представляет расположение комнат,- скажите,Таня,- она прочитала имя обслуживающей ее девушки,– кому принадлежало это здание?
-А,– девушка махнула рукой,– когда-то здесь жили дворяне Городницкие. Там мало что сохранилось с той поры. Вот ваш номер остался прежним.
У Полины перехватило дыхание. Она знала о своей принадлежности  к этому роду. А значит, этот дом – дом ее семьи. Но… она даже не подозревала о существовании   этого особняка  и не была  в этом городе никогда.  Так почему?! Почему она помнит этот дом, помнит этот город?

Наконец всё было готово, и Полина под насмешливым взглядом служащей торопливо пошла к лестнице.  Легко касаясь рукой перил , она поднялась на второй этаж. Ей казалось, что даже перила сохранили тепло рук ее предков, а на ступеньках она различает их следы. Девушка поднялась в свою комнату и остановилась на пороге. Чудеса! Она была уверена, что  эту комнату она знала! И не просто знала, она здесь была, жила. Полина огляделась. Это была ЕЁ комната! Там в углу стояла кровать, а здесь у окна туалетный столик. С замирающим сердцем она  подошла к окну и провела ладошкой по гладкой поверхности подоконника. Она помнила даже этот сучок, что устроился в самом уголке.  В это время легкое дуновение коснулось щеки, словно кто-то совсем близко прошел. Полина даже повертела головой. Шевельнулись, зазвенели подвески на люстре. Девушка поежилась от неприятных ощущений. Хотелось убежать, но она остановила себя.
-Если этот дом принадлежал нашей семье, – думала она, –то и приведение связано с этим домом , а значит, бояться мне нЕчего.


Ночь  наступила неожиданно быстро. Уставшая Полина уснула, как только голова коснулась подушки.  Ей снился мостик через речку и молодой гусар, шептавший слова любви и протягивающий изумительной красоты кольцо. Невероятной чистоты небольшой бриллиант был вставлен в тонкое изящное плетение.  Камень сверкал , переливаясь.
– Найди его,–прозвучал легкий шепот.
  От блеска бриллианта или от   этих странных  слов Полина проснулась и поежилась. В комнате было довольно прохладно. Она не сразу поняла, где находится. Постепенно в голове посветлело.
–Он сказал, найди, но что? Кольцо?– девушка в недоумении встала и подошла к потемневшему от времени зеркалу.  В глубине его мелькнула тень, сразу же закачались подвески, почти неуловимо шевельнулись шторы.- Кольцо. Конечно же, кольцо…


Мягкие солнечные лучи проникали сквозь тонкие занавески. Где-то прошумел автомобиль. До работы Полине хотелось многое увидеть. Ей хотелось увидеть парк, речку с мостиком… Ведь не зря же это ей приснилось. Девушка быстро привела себя в порядок и выскользнула из комнаты. Ощущая ставший уже привычным трепет, она спустилась вниз и встретила вчерашнюю служащую .
-Так рано?– удивилась Татьяна.– Не спалось?– она  окинула Полину насмешливым взглядом,- может,  Вам номер поменять?
–Нет –нет!– вскрикнула Полина, испугавшись.– Всё хорошо и выспалась прекрасно.
Татьяна только удивленно подняла брови.
-Хочу прогуляться,– Полина улыбнулась,– в парке,–добавила она.

Город  начинал просыпаться.  Скоро люди  побегут на работу, поведут детей в детские сады, а потом… потом наступит затишье до самого вечера. Жизнь в этом маленьком, почти древнем городе текла тихо, размеренно и люди были спокойны и неторопливы. Каркнула ворона, пролетая над головой по своим вороньим делам. Полина вздрогнула и заспешила в парк. Она была уверена, что найдет его быстро. Так и случилось. Он начинался сразу за особняком. Вековые дубы, клены были его истинным украшением. Полина побежала по тенистой аллее, которая вывела ее к бурной , небольшой речушке. Девушка спустилась  к ней. Вода была чистой, прозрачной, как слезинка младенца, а дно -каменистым. Полина потрогала рукой воду. Пальцы сразу же свело. Такой невероятно холодной была она.
– У-у… холодная,– она отдернула руку.
И в это самое время она увидела высокий , перекинутый через речку мостик округлой формы. А на мосту… На том мосту стояла она сама. Но Полина почему-то знала, что имя ее  Ксения. В  тонком батистовом платье нежного голубого цвета с мягким лифом и слегка завышенной талией. Ткань лифа была украшена изысканной вышивкой. Рядом стоял тот самый, из сна юный красавец  -гусар и протягивал кольцо.
Девушка моргнула и видение исчезло.

Полина вдруг всё вспомнила . Вспомнила, что этот гусар Мишель  сделал Ксении предложение перед тем, как уйти воевать с  войском Наполеона. Просил ждать его.
Полина вспомнила , как в растрепанных чувствах  Ксения прибежала домой и спрятала это кольцо… Она рассказала о произошедшем только верной Дуняше. Дуняша же и принесла ей вскоре дурную весть.
–Барышня,барышня,– служанка постучала в дверь,– ваш жених…
–Что с ним?
–Он погиб…
–Погиб…,– Ксения побледнела и потеряла сознание.
Потом… Была боль, сковавшая всё ее существо. Боль острая, не проходящая. Полина, вспомнив, сама ощущала  сильную боль, словно это ей пришлось пережить  утрату близкого человека. Впрочем, это и была она сама, её жизнь, жизнь прошлая… Это чудо, что она вспомнила, а теперь  её душа плакала и страдала вместе с  Ксенией, вновь и вновь переживая потерю.
 
Полина решила вернуться в дом. Она уже привыкла и считала этот особняк своим домом. Теперь она знала , где это кольцо. Это она сама  будучи Ксенией его спрятала туда, и хотелось быстрее  проверить, так ли на самом деле. Она вбежала в комнату и, закрыв дверь на ключ, подошла к окну. Под ним был потайной ящик, о котором не знал никто. Девушка сунула руку и провела, пытаясь найти сучок. Наконец , она нащупала его и легонько надавила. Что-то щелкнуло, и выдвинулся крошечный ящичек. Кольцо было там. Это было то самое кольцо из сна. Полина бережно вынула его и надела на палец. Бриллиант  сверкнул, солнечные искорки разбежались по стенам. Легкий вздох раздался совсем рядом, холодом обожгло щеку.
-А дальше…Что же было дальше?-Полине обязательно надо было вспомнить и она направилась в парк, к мосту.
Оказавшись там, на этом памятном месте Полина вновь увидела себя, вернее, Ксению в темной закрытой одежде. Та спешила к мосту. Вот она поднялась, замерла на мгновение и… бросилась вниз .Острая боль пронзила  ее тело, вода окрасилась в алый цвет и  всё померкло…

Полина тоже почувствовала сильную боль и потеряла сознание.
–Девушка, девушка,– кто –то настойчиво теребил ее,– что с Вами?
Полина открыла глаза. Её голубые очи встретились с глазами карими.
–Мишель….
-Я –Юрий. Как хорошо, что вы очнулись. Я хотел уже скорую вызывать…
–Ничего не надо. Спасибо.
–Я провожу вас.
Полина кивнула.   Ей вовсе не хотелось потерять того, который был так похож на Мишеля.
–Вечером вы что делаете? – услышала она, когда остановились у гостиницы.
Полина пожала плечами.
–Приглашаю вас в ресторан.
Полина кивнула. Она чувствовала себя совершенно обессиленной. Требовался отдых , горячий душ и чай. Необходимо было и мысли привести в порядок.
В ту ночь она не спала. Вечер прошел прекрасно. Юрий был великолепен. Галантен, мило шутил. Они обменялись номерами телефонов.  А завтра …Завтра они встретятся, он  обещал проводить её на самолет. Она лежала мечтательно глядя на потолок.  Почувствовав холодное дуновение, Полина напряглась. Трепетная  тень скользнула в зеркале, и опять тот же тихий вздох и почти неуловимый шепот:
–Наконец-то свершилось… Ты теперь  будешь счастлива, любимая.  Пусть и не со мной, но будешь…   А я смогу уйти спокойно… Устал я…