Чувствовать и ощущать. В чём разница?

Александр Ивашкевич
      
       Мы привычно и походя говорим об ощущениях и чувствах особо не задумываясь есть ли какая-либо разница между ними и тем, что они отражают. Если серьёзно задуматься, то различие легко обнаруживается. Оно возникло при переходе от животной формы жизни к человеческой. Это различие должно было когда-то возникнуть в сознании, чтобы обеспечить более адекватное отражение окружающей среды и более эффективное воздействие на неё на благо человечества. Это различие необходимо было для поддержания и сохранения человеческого существования. Оно возникло на границе между ощущениями и разумом.
       К вашей руке прикоснулись неким предметом. Вы что-то почувствовали. Ощутили. Вы  восприняли это внешнее воздействие тактильными рецепторами кожи, вы ощутили, что именно к данному месту вашей поверхности  тела прикоснулось, воздействовало на кожу и вам от этого хорошо или плохо, или безразлично.
       Способность ощущать дана всем живым существам от природы для различения, выделения источников воздействия, вызывающих эти ощущения, для оценки их жизненной важности и выбора адекватного реагирования и поведения. Для выживания и размножения живым существам  даны различные органы, средства ощущений окружающей среды - глаза, уши, язык, нос... Главное - чтобы этого было достаточно для выживания конкретной особи и приумножения численности вида. Внешний мир даётся живым существам в виде их ощущений.
       Человекообразное существо стало человеком, когда у него появилась возможность возникающие ощущения и образы форматировать в сигналы, знаки, слова, понятия, термины, отражающие внешние физические феномены и внутренние мыслимые ноумены. Они фиксируются в определённых отделах  нервной системы - мозге и во всех возможных  запасниках нервных клеток, способных  сохранять как сами ощущения так и их обозначения, наименования посредством звуков, знаков, символов, иероглифов и всех возможных способов фиксации ощущений и образов, возникающих от всего, что воздействует извне на органы чувств и воспринимается человеком.
       Такая опосредованная совокупность ощущений и их мыслимых обозначений формирует чувственные образы внешней среды в виде особых, условных  звуков, знаков, символов, картин. Они отражаются речью или мыслью и выражаются акустически (звуки, слова) или  в письменном виде (тексты, рисунки).
       Закодированные таким образом ощущения и мысли о них запоминаются в  специальных  отделах головного мозга посредством памяти. Человек может воспроизводить свои ощущения и чувства посредством звуковых, визуальных, тактильных и т.д. средств.
       В процессе нашего обучения жизни все эти сигналы, знаки, символы, слова, мимические формы объясняются нам на всех уровнях нашего восприятия и возможностей понимания  нашего интеллекта мамой, папой, бабушкой, сестрой, братом и другими людьми, книгами, фильмами, СМИ и т.д. Благодаря речи (слова) и письму (тексты, картинки) возникают, формируются чувства, эмоции, представления о качестве и количестве.
       Услышанные слова, звуки или увиденные картинки, знаки преобразуются в нашем мозге в ощущения и чувства, подобные тем, что мы  ощущаем при непосредственном внешнем воздействии из окружающей среды. Мы осознаём  услышанные слова и увиденные рисунки  и воспроизводим в сознании то, что в своё время было вызвано физико-химическими внешними воздействиями и обозначено в процессе восприятия соответствующими знаками, символами, словами. 
       Мы формируем, строим мысли, идеи, гипотезы  посредством речи или иных звуковых, визуальных, тактильных и др. слов, символов, знаков, отражающих всё то, что мы ранее восприняли в виде ощущений и закодировали в виде мыслей.
       Ощущая нечто извне и сопоставляя с тем, что уже есть в нашей памяти мы делаем вывод о предмете воздействия на нас. Возникло ощущение острого. Это нож? Гвоздь? Шило? Зубочистка? Игла? Рыбья кость? И так далее. Возникающее у нас органолептическое ощущение мы  приводим  к имеющемуся у нас в памяти - от ранее полученного опыта ощущения, обучения и образования, - к виду умственных, интеллектуальных, мыслимых  знаний и сопоставляем их со всем своим предыдущим опытом и своим чувственным состоянием в нём.  Это и есть процесс формирования  чувств от воздействий или мыслей.  Мы этому долго учились после рождения. Года три или лет 5. У каждого человека своя скорость обучения человеческому. Лишь на  3-м годе жизни у человека формируется представление о своём Я. И именно в этот период жизни формируются речевые навыки. Как свидетельствуют многочисленные примеры с "маугли", дети, оказавшиеся среди животных в этот временной период своей жизни,  никогда затем не осваивают человеческую речь. 
       А если бы вы лично ничего не "знали" про то, что данные ощущения, которые возникают у вас под воздействием чего-то внешнего, как-то называются и  не имели бы соответствующих слов для их обозначения в мозге, в памяти, то что бы вы тогда "почувствовали", в смысле "осознали", при соответствующих физических или вербальных воздействиях на вас? Ну, нечто такое, что и собака или кошка...
       Если вы не можете назвать и понять, что такое  "свет" и что такое "красное" или "синее", то откуда у вас могут возникнуть чувства об этих визуальных феноменах или их звуковых (слова, фразы) или графических (текст, картинки) обозначениях?
       Вы "нечто" видите, слышите, осязаете, ощущаете разницу во всём, что на вас воздействует, но назвать это словом или обозначить знаком не можете. Значит вы животное.  Значит вас не обучили этому и у вас не возникнет  никаких мыслей про эти ощущения и нет, соответственно, того, что мы называем чувствами.  "Нечто", что не имеет какого-либо обозначения в мозге, в памяти мозга, при воздействии на вас, никак не трактуется в сознании, мыслях  и у вас нет осознанного предыдущего жизненного опыта по его оценке, интерпретации, трактовке и включению его в вашу картину мира, есть "ничто". И вы не владеете соответствующей  знаковой системой  для наименования, запоминания и воспроизводства воспринятого в сознании. Что же вы делаете? Тупо реагируете на воздействие как камень или ощущаете как верблюд?  Не зная посредством сознании что это есть такое?
       Вы оказываетесь в состоянии просто живого существа: дерева или животного. Да! Вы можете только реагировать на уровне физико-химических систем и рефлексировать на уровне животных инстинктов. В этом и состоит одно из главных отличий  животного существа от разумного - возможность осознанного восприятия. Животные способны только  реагировать на любые доступные им в ощущениях воздействия со стороны окружающей среды, имеющимися у них способами и реакциями. Инстинктивно и рефлекторно. Внешнее воздействие - внутреннее ощущение и реакция на него. Как говорил Козьма Прутков: "Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом".
       Но все эти  свои  "ощущения" животные не могут называть словами, именами, не в состоянии дать им символические и знаковые обозначения. Животные, конечно, могут запоминать обстоятельства возникновения различных ощущений изменения среды обитания, условия окружающей среды, возможные источники и последствия от этих воздействий. Они запоминают эти переживания на уровне приятно, неприятно, плохо, хорошо, нейтрально, чревато гибелью...  Не более. Рефлекторный уровень отношения и управления своим поведением. Для сохранения и продолжения жизни.
       В следующий раз, когда эти условия повторяются, высокоразвитые животные способны, могут ожидать повторения тех же переживаний, ощущений и  их последствий, что и в прошлый раз.  И если ощущения повторятся, то они - эти рефлекторно "мыслящие" системы - будут просто ощущать, что у них  сейчас произошло нечто, то же, что и тогда,  когда-то и они  предпримут соответствующие действия, на уровне их запоминания, чтобы не было больно или, наоборот, чтобы было приятно. Отреагируют адекватно.  Эволюция позаботилась о таком механизме поведения животных.  Они вспомнят и закрепят в своей памяти всё, что повторяется. Без символов, знаков иероглифов и слов. Это можно называть аналоговыми представлениями: внешнее воздействие - определённый электрохимический сигнал в мозге. И наоборот: электрохимический сигнал в мозге - ощущение. Это ещё  Павлов показал. У животных реализуется аналоговый уровень реагирования через ощущения.
       У человека формируется, возникает символьный, знаковый, цифровой уровень отражения мира.
       Человек, при восприятии и оценке внешнего  воздействия, может, конечно,  сильно ошибаться в интерпретации, трактовке источника своих ощущений. Одно и тоже  ощущение от внешнего воздействия может быть вызвано различными источниками, предметами и причинами. Одну и ту же функцию может выполнить, например, и нож, и ножницы,  и пика, и грабли, и копьё... А один объект может быть использован для выполнения различных функций: резке хлеба или убийства...
      Человек, по уровню и возможностям своих  первичных ощущений ведёт себя как типичное  высшее животное - примат:  в нём имеются аналогичные способности к ощущению внешних воздействий, посредством  имеющихся  у него  специфических детекторов, датчиков, органов пяти-семи  видов ощущений.  Для обеспечения  самых  важных  условий жизни,- органы обработки всех возможных внешних природных воздействий.  Как и все живые организмы, человек  стремится обеспечить в первый момент, любого внешнего воздействия сохранение своей  жизни.  Главное в его поведение - это остаться в живых! Это  однозначная реакция. Инстинкт.
       На бытовом уровне,  человеку  не нужно особо анализировать, делать обобщения, строить гипотезы, теории, проверять их, систематизировать возникающую  ситуацию, - что, мол,  было источником воздействия на него. В момент ощущения  действия  на него, человек  ведёт  себя как  обычные животные, стремящееся сохранит жизнь. Обычное животное, которые что-то ощущает и действует инстинктивно, рефлекторно и не стремится это понять, осознать.
       Пока есть проблема жизни, человек не задумывается о названии  интервалов  времени и  пространства, не стремится дать специфические  названия, обозначения и выделять в них нечто общее, главное из множества различных, систематизировать, классифицировать по определённым критериям и строить на этой основе правдоподобные представления (гипотезы, идеи, теории, объяснения) о том, что он ощущает. Короче, пока сохраняется возможность умереть,  человеку не до философии...
       Известно, что человек - это  довольно чувствительный прибор на многие физико-химические воздействия. Поэтому человека и стали называть  мерой  всех вещей и процессов в природе. Восприятие воздействий и реагирование на внешние факторы у различных животных и людей проявляется  по разному.  Человек - не обладает нюхом  собаки.  Скоростью  лошади. Силой медведя. Приспособляемостью  таракана. Это банальные истины.  Но у человека, в отличии от этих животных, есть разум!!! И разум этот обеспечивает человеку неограниченное познавательное движение в обе стороны:  и от объектов к ощущениям, к чувствам и сознанию, и от сознания к чувствам, ощущениям и к объектам. Человек научился делать приборы неограниченно расширяющие его способности ощущать (от микроскопа до телескопа, от трактора до ракеты...). 
       Человек не может, по причинам  устройства своих ушей,  осознанно "слышать" инфразвук, но при наличии звука такой частоты, он чувствует дискомфорт. Чувства без ощущений. При воздействии  на человека такого звукового поля, он явно не ощущает это как звук. Но человек испытывает чувство страха.  У человека возникает  некое не осознаваемое ощущение, которое им трактуется и воспринимается как опасность.
       Человек находится, живёт, существует в  инфракрасном излучение, но  не воспринимает это осознанно,- у него возникает  специфическое чувство тепла при воздействии инфракрасных электромагнитных волн.  Мы живём в потоках нейтрино и радиоволн. Их человек также не ощущает своими органами чувств. Но к каким последствиям приводят возможные воздействия этих частиц и полей до сих пор ещё точно не известно.
        Человек не чувствует ультрафиолетовое излучение, радиацию, потоки электронов, нейтронов и протонов, но у него от этих воздействий возникают смертельные заболевания.  Или волны от кухонных микроволновых печей...
       Человек не всегда слышит, осознаёт запахи, но этот молекулярный источник воздействия на человека,  формирует у него определённое отношение к другому человеку или ситуации. Человек не ощущает многие химические вещества, но они могут влиять на его поведение (феромоны, наркотики...).
       Человек не осознаёт звук, но этот звук влияет на его эмоциональное состояние.
       Человек не осознаёт свет, но "свет" влияет на его здоровье и химическое  состояние. Эти воздействия и восприятия - не осознаваемые явно  человеком  часто относят к действию, так называемой, интуиции.
       Человек в какой-то конкретной ситуации поступил так, а не иначе. Почему? Он этого не может объяснить. Сработало не осознаваемое ощущение и память.
       Под словом "чувствовать" следует понимать состояние человека, возникающее  у него при воздействии внешних или внутренних факторов, которые человек  осознаёт определённым образом, фиксирует их в форме мыслей и запоминает. Чувства рождаются на границе между ощущениями и разумом.  Чувства - это продукт отражения ощущений разумом. Чувства формируют эмоции.
       Под словом "ощущать" следует  понимать непосредственную реакцию живого организма на внешние воздействия, которые влияют на его состояние, поведение и принятие решений.
       Ощущения - это разновидность безусловных  рефлексов.
       Чувства - это нечто подобное рефлексам условным.
       Реальность - это то, что ты чувствуешь и что влияет на твоё поведение.
       Действительность - это всё, что есть вне твоего сознания.
       Действительность объективна, реальность - субъективна.
       Свободы нет. Есть надежда на независимость.
       Счастья нет. Есть вера в радостное существование.
       Равенства нет. Есть мечта о справедливости.

       "Реальность, действительность, иллюзия". http://www.proza.ru/2013/08/22/1895