Тайны деда Яши

Наталья Петрова 4
  Проведав могилы своих родителей, Роман решил заглянуть и на могилку деда Яши,  тем более, что старое еврейское кладбище находилось недалеко от православного. И пока шел,  журил себя за то, что за последних пять лет не нашел хотя бы  полчаса, чтобы прийти сюда.
 
  С трудом найдя скромное каменное надгробье, он обратил внимание, что место ухожено и видно, что его навещают  -  в маленькой защищенной нише стояли стаканчики от сгоревших свечей.  Присев на лавочку, он вытянул уставшие ноги, наслаждаясь утренней прохладой сентября, покоем и завораживающими глаз, яркими   красками осени.

   Роман закрыл глаза и  расслабился...  Мысль мгновенно перенесла его в пору его отрочества в небольшой  дворик  5-ти этажного дома хрущевской застройки.  Здесь он рос и мужал вместе со своими сверстниками  и верным  другом Мишкой. 
 
  Жизнь пацанов в округе практически ничем не отличалась. Все, как у всех: родители на работе, бабушки на своем посту у подъезда. А они, бесшабашные подростки,  находились в  сногшибательной круговерти важных дел - то купание на речке, то ночные песни под гитару, то поход с девчонками на танцы.

  Но их улица все-таки отличалась от других. И отличие ее было в том, что у них был дед Яша. Это был родной дед Мишки. Невысокий,  жилистый, седой.  Белые, чуть с рыжим оттенком волосы, такие же усы и борода, казались первому встречному бутафорскими.

  Но они были настоящими. И сам дед был настоящим. В том смысле, что его авторитет у пацанов был стопроцентно признанным. А бабушки, за глаза называвшие его царем Соломоном, благоговели пред ним.
 
  Авторитет дед Яша заслужил еще тогда, когда Мишка тайком выносил и показывал  его старинные книги на неизвестном языке, которые  дед ежедневно читал.

  Никто не помнил, как повелось, что все проступки, совершаемые пацанами, разбирались с участием деда Яши. Нет, он не был ни судьей, ни педагогом.  Просто он понимал  каким-то особым чутьем и взрослых, и детей.
 
  Если что-то случалось из ряда вон выходящее среди детей, он в  первый момент  успокаивал родителей и отправлял их вместе  с подростками домой   отдохнуть. На следующий день дед Яша созывал участников и свидетелей какого-то происшествия и вместе с ним они садились в кружок.
 
  Все  были на равных.  Каждый сидящий в круге высказывал свое отношение к случившемуся, причем, никто никого не оскорблял, не критиковал и не перебивал - так  было установлено.  И в результате этой беседы подростки начинали понимать не только себя, но и товарища.
 
  Что там говорить,  у деда Яши был свой особый подход к детям!  Никто из подростков не видел такого отношения к себе ни в семье, ни в школе. Глаза деда Яши одновременно  излучали и любовь, и строгость. Никто не понимал, как это у него получается,  но все пацаны  чувствовали искренность момента.  И очень ценили это.

  От приятных воспоминаний Романа отвлекла отдаленная  речь.  Он  посмотрел в сторону аллеи и увидел двух  мужчин - пожилого седовласого и молодого с густой копной черных волос. У Романа дрогнуло сердце - пожилой человек даже издали  очень напоминал деда Яшу.  Догадка подтвердилась, когда мужчины уверенным шагом подошли ближе.

- Мишка, это ты? - с волнением в голосе спросил Роман.
- Да, я это, я... Только уже 20 лет, как  Михаэль. Мужчины крепко обнялись и застыли, как изваяние. Молодой человек, понимая ситуацию, отошел в сторону.   Встретившиеся, наконец-то, ослабили объятия и посмотрели друг на друга. У обоих слезы стояли в глазах.

  От сильного волнения никто не мог говорить. Тогда парень обнял за плечи двоих мужчин и отвел их к еще крепкой, но покосившейся лавочке. Затем он подал руку Роману и на русском языке с очень сильным акцентом сказал, что его зовут Яков и , что он приходится внуком Михаэлю.

  Молодой человек предложил  мужчинам поехать к ним в гостиницу,  пообедать в ресторане и  поговорить там. Но оба друга одновременно отказались - они хотели поговорить здесь, у могилы деда Яши.  И внук не стал возражать, он  ушел один, сказав, что через пару часов вернется сюда.

  Роман и Михаэль довольно долго  молчали. Но это не было тягостное молчание, когда нечего сказать друг другу. Наоборот, они разговаривали сердцами:
- Помнишь, Мишка, как в первые годы ты мне часто звонил?

- Скучал, Ромка! Все не мог оторваться от своих мест и друзей.  Ты, знаешь, дружище, есть такая особенность у святой земли - кто ее не принимает, того не принимает она. Я очень рад,  что мне удалось  принять новую родину и  жизнь повела меня по всем ухабам и подъемам, пока не вывела на большак.
 
- Это сколько, Мишка,  мы не виделись с твоего второго приезда?
- Десять лет, Ромка. А в этот раз я хотел сделать тебе сюрприз - собирались с внуком завтра нагрянуть к тебе.
- Ну, да, расскажи Богу о своих планах!  Друзья улыбнулись друг другу и  беседа потекла, как бурная река.

  После всестороннего обсуждения семейных новостей, Роман, решил задать вопрос, который волновал его всю жизнь:

- Мишка, вот скажи, почему дед Яша никому не говорил, что написано в тех древних книгах? Ты его спрашивал об этом? - заинтересованно спросил Роман.

- Спрашивал, конечно!  Но он все отшучивался, говорил, что мое комсомольское сердце этого не вынесет. Но где-то за неделю до смерти он просил меня приходить в его комнату каждый вечер.  Чувствовал, что уходит... Вот тогда он мне рассказал то, что посчитал нужным.

- Ты мне не говорил об этом...
- Прости, Ромка, я деду слово дал, что никому не скажу. Михаэль обнял друга и продолжил. - Эти старинные книги написаны на арамейском языке и иврите, они передавались в нашей семье  от отца к сыну. Но  дедушка был мудрым человеком и ничего не навязывал  нам,  потому что ни у меня, ни у отца не было интереса к  таким вещам. Да и время было другое!
 
  А жизнь - удивительная штука, Ромка.  Только через три поколения, после деда его правнук начал изучать эти книги!

- Ну, а теперь ты  можешь мне рассказать, какие такие тайны скрывал дед Яша? - спросил Роман.
- Теперь могу. Время пришло - это раз. И человеку, задумывающемуся о сегодняшнем хаосе, не должно показаться выдумкой то, что там написано. Это - два. Дед Яша мне рассказывал, что в этих книгах, написанных более 2000 лет назад, говорится о  создании и управлении всем мирозданием.
 
  И что ты думаешь, Ромка,  там написано по этому поводу? - Там написано, что мироздание создано методом Большого взрыва! Слава Богу, современные ученые пришли к такому же выводу. Но они не знают, зачем была создана наша вселенная.

- Разве не для жизни человека в ней? - с удивлением спросил Роман.
- Для жизни, конечно, но с определенной целью.
- Интересно! И какая же цель?

- Цель, Ромка, не совсем простая - человек обязан изменить свою природную эгоистическую сущность, чтобы стать подобным Создателю.
- Ты с ума сошел? Это как? Зачем? Разве такое возможно?  - вопросы друга посыпались, как из рога изобилия.

- Вот теперь, чтобы  как-то ответить на твои вопросы, нужно начать с начала человеческой цивилизации. Так мне рассказывал мой дед и внук подтвердил это, изучая его книги.
 
  Михаэль продолжал:
- Скажи, спасибо, Ромка,  что ты меня  об этом спросил. Я постараюсь коротко рассказать о главном. Но если бы Яков начал объяснять, то не хватило бы ночи. Он любитель все детально описывать.
 
  Ну, начнем!  Как ты знаешь, более  3500 лет тому назад  в древнем Вавилоне зародилась человеческая цивилизация. Это было прекрасное место на земле - между реками Тигр и Евфрат. И люди там жили, как одна семья. Было достаточно еды для всех, ремесленники  обеспечивали друг друга всем необходимым. Население в ту пору поклонялось богам природы. И главным  правителем у них был  Нимрод.
 
  Жила в Вавилоне  семья  жреца  Авраама, вместе с отцом он изготавливал статуэтки глиняных божков. Бизнес был востребованным, казалось, что их  жизнь удалась, как нельзя лучше, по тем временам.

- Ну, Мишка, ты так говоришь, что  я прямо представляю себе этих идолопоклонников! - засмеялся Роман.
- Подожди смеяться! Жизнь их там всех расставила по своим местам!  Так вот, этот жрец Авраам был очень любопытным человеком. Он выходил вечерами смотреть на звезды и задумывался о том, кто и зачем создал все это великолепие.
 
  Его интерес был очень серьезным и глубоким. Вскоре он раскрыл, что не  множество  божков, а одна единственная сила природы управляет всем сущим. Он понял, что и человеческое сообщество является неотъемлемой частью системы мироздания и подчиняется общему закону высшего управления.

  И тогда он разбивает свои глиняные изваяния! Так аллегорически говорится о его великом открытии.
- Ого, прямо, ученый муж!  Даже не верится!   - засомневался Роман.

- А ты слушай дальше!  Авраам систематизировал свои открытия и записал их в книге "Сэфэр Йецира", в переводе с иврита - "Книга Создания". (Кстати, ее можно купить у нас в Израиле). Это был период в жизни вавилонян, когда у них произошел скачок эгоизма. Они перестали понимать друг друга, между ними возникла вражда и ненависть.
 
  Еще недавно жившие в мире и согласии, они были готовы  убить друг друга. Люди не плакали, когда обижали друг друга, а плакали, когда их кирпичи для строительства падали и разбивались.  В Торе этот период образно описан как возведение Вавилонской башни до небес.

  То есть, гордыня перекрыла все добрые отношения между ними и каждый стал слышать только себя. Это был первый кризис в отношениях между людьми  на пути  развития человечества.

- А сейчас не то же самое?  Второй кризис, только покруче! - провел параллель  Роман.
- Зришь в корень, Роман! - одобрил  Михаэль вывод друга и продолжил: 

- Так вот, эти несчастные люди  не знали, что им делать и как жить дальше. Перед ними стояла дилемма - или попытаться понять, как справиться с возросшим эгоизмом или разбежаться на все четыре стороны. Правитель Нимрод предложил мирно разойтись по всей земле - места было достаточно всем.
 
  Авраам, наоборот, объяснял, что они столкнулись с законом природы, законом эволюции, влияющим на развитие человечества. Если они сейчас поймут, что необходимо объединиться, приподняться над ненавистью, разделяющей их, то снова станут одной семьей.
 
  И от этого выиграют все, потому что сила единства, заложенная в природе, будет развивать их добром.  Написано, что  Авраам поставил большой шатер и приглашал туда всех желающих. К нему приходило много учеников, проявивших интерес к изучению высшей системы управления. Но правитель Нимрод был против этого.

- Ага,  так вот почему Авраам вывел какое-то количество людей из Вавилона, - сказал Роман, вспоминая, что читал об этом.
- Да, из трех миллионов населения за ним пошли несколько тысяч, которые приняли методику объединения, открытую Авраамом. Это были представители разных кланов.
 
 И те люди, но не близкие по крови, а объединенные идеей единства, стали прародителями народа Израиля. Авраам привел их в землю Кнаан (ныне земля Израиля) и передал им методику объединения людей.

  Таким естественным образом народ Израиля стал носителем методики исправления эгоизма.  Сегодня он обязан раскрыть ее всем. И, конечно же, первым должен показать миру пример объединения, став единым народом, единой семьей.

- Вот, оказывается, как все закручено еще изначально! - удивился Роман. - Смотри, Мишка, получается, что люди, послушавшиеся Нимрода, таки разбрелись по земле, чтобы жить так, как им хотелось. И до наших дней выросли до семи миллиардов. А мира и согласия нет и не видно.

- Да, у Иосифа Флавия описано, куда разъехались эти люди, в какие места.  Они пожелали развиваться эгоистически, сами не зная, чем это закончится. И еще в этих книгах написано, что наступит время (конец 20-го века), когда эгоизм достигнет пика в своем развитии, и люди снова станут перед выбором, как в древнем Вавилоне.
 
- Ха-а, им было полегче - беги куда хочешь да и об атомном оружии еще не мечталось - с горечью сказал Роман. Мужчины помолчали некоторое время.  Михаэль задумчиво произнес:

- Так ты знаешь, Ромка,  что меня особенно потрясло, когда я спросил деда Яшу, знает ли он, чем  закончится жизнь людей на земле?
- Ну-у? - с нетерпением спросил Роман.

- Дед сказал, что закончится полным исправлением человека. То есть, из эгоистов, заботящихся только о себе, мы  станем альтруистами, любящими и дающими. Только при таком условии люди на земле смогут  жить мирно и дружно. И тогда наступит полная гармония в отношениях между нами.

- У-ух, ну, так слава Богу, все закончится хорошо - Роман передохнул.
- Да,  только тут есть одно "но"...  Дед сказал, что никто не знает, какой путь выберет человечество, чтобы прийти к этому.

- Что это значит? - насторожился Роман.
- У Пророков написано про наше время как про самый важный период развития  - мы снова окажемся перед выбором, как в древнем Вавилоне.  Или мы осознанно согласимся объединиться по методике Авраама или природная сила развития вынудит нас это сделать под  жестким давлением. 
 
  Смотри, какая сегодня картина у нас вырисовывается - террор усиливается, нацизм открыто заявляет о себе. Неожиданно вспыхнула ненависть между  дружественными народами. Европа прогнулась под напором мусульманских беженцев. И на всем этом фоне - бойкот Израиля.  Я уже молчу об экологических катаклизмах. А ведь  все эти явления не только взаимосвязаны,  они  еще и целенаправленны. 
 
- Да, Мишка,  мир стал неуправляемый, и у меня такое впечатление, что люди не знают, что делать, хотя и хорохорятся, доказывая друг другу свою правоту... Но никто никого не слышит...

- В том то и дело, что время развития эгоизма прошло. С ним у нас была хоть какая-то ясность - он толкал нас покорять новые высоты. Он рисовал нам лучшее  будущее.  Это - с одной стороны. А с другой, - он окончательно разрушил наши добрые взаимосвязи. На всех уровнях -  личностном, национальном и государственном. 
 
- Стоп, Мишка! Ты понимаешь, какую простую, но гениальную вещь ты сказал?! Получается, что только на добрых взаимосвязях можно выстроить хорошую жизнь! Без этого условия мы обречены!

- А по-другому никак! - рассказчик развел руками. 

- Ну, так что же там у вас с этой методикой  Авраама  в Израиле?  Буксуете?  Роман заметно разволновался. Михаэль улыбнулся другу и продолжил.

- Пробуждаем народ.  У нас действует общественное движение "Взаимное поручительство",  которое распространяет среди народа методику объединения.

 Израильское общество, хотя и представляют собой слоенный порог,  но многие люди тепло откликаются на наши лекции, беседы в кругах. Чувствуется, что  "ген единства" не исчез в них даже за двухтысячелетнее изгнание.
 
  Ты знаешь,  эта методика вызывает большой интерес во многих странах. Наши представители были в ЮНЕСКО, там одобрили такое начинание. 

  Мы с Яковом тоже причастны к этому. И на этот раз мы приехали сюда с определенной целью. В твоем городе, Роман, тоже есть  люди, понимающие важность распространения идеи объединения людей.

- Спасибо, друг! Ты вселил в меня искру надежды - тепло откликнулся Роман.
- Запишу адрес и обязательно зайду - хочу  познакомиться с вашими единомышленниками.  Слушай, Мишка, ты знаешь о чем я сейчас подумал?

- О чем?

- О том, что дед Яша был бы доволен своими внуком и правнуком.  Мужчины встали со скамьи и подошли  к могиле деда Яши, чтобы, согласно традиции, положить камушки в знак памяти и уважения. Старые друзья и не заметили, что неподалеку под роскошным красно-желтым кленом их ждал молодой человек, выкуривший уже не одну сигарету.


Иллюстрация взята из ресурсов интернета