Сокровища бабушкиного сундука

Елена Чубенко 2
Чикой – место, откуда пришли когда- то в наш район семейские-старообрядцы, поселившиеся в Дешулане, Новосалии и Новопавловске. Я считаю огромной удачей, что была направлена в командировку в Красный Чикой, где со 2 по 5 июня проходил первый межрегиональный фестиваль культуры семейских старообрядцев «Семейская круговая», вместе с фольклорной группой «Багулушки» из с. Новосалия». То, что поездка будет интересной, я поняла сразу, возле Арея. Одна из наших солисток вдруг хлопнула руками и вскрикнула: «Девтиии! Чарти то я забыла! Пашто ж я их с вечера-то с дивана не достала? Каво делать-то, хоть назад ворочайся!» Успокоили, что ничего страшного не произошло, и по пути купили тапки. Смеёмся - «гурановские» бабушки на гастролях! К вечеру приехали в Чикой.
В живописной пади Дилентуй вблизи села Красный Чикой на базе детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» раскинулся палаточный городок. Гостей на «Семейскую круговую» собралось около 700 человек. Три дня семейские Забайкалья и Прибайкалья радовали друг друга и гостей праздника своим песенным искусством и рукотворным мастерством, обсуждали проблемы сохранения творческого наследия семейских.
На этом моё торжественное описание закончится, и я буду рассказывать, как это было - чтоб все пожалели, что не относятся к этому удивительному народу – семейские.
Написать про фестиваль семейских правильно и как полагается, невозможно. Праздник семейских невозможно уложить в ложе сценария и сделать его так, как предписано. Семейский фестиваль сродни квашне, которая лезет с кадушки через край.
Итак, по прибытии нас разместили в палатках по 20-24 человека в каждой. Уже с вечера из каждой палатки звучали песни, гармони и баяны. Обустраиваясь, приехавшие уже начинали распеваться.
Праздник начался с того, что красночикойская фольклорная группа хлебом-солью встретила дорогих гостей. Министр культуры Забайкальского края Г.П.Сыроватка с главой МР «Красночикойский район» М.С.Куприяновым открыли артель мастеров символическим перерезанием ленточки, давая начало празднику, и  гости разбрелись по Березовой, Лозовой и другим артелям. Выставку я обошла еще с раннего утра, когда она только обустраивалась, наохавшись возле вышитых рушников, плетеных корзин и поделок из бересты, и здесь позволила себе удалиться. Среди скамеечек для зрителя у большой сцены Вячеслав Потапов из Шимбилика со своими певуньями так завыводил «Не вейтеся чайки над морем», что устоять возле выставки народных ремесёл было невозможно. Наслушавшись потаповских певуний, и кое-как оторвав взгляд от его рук на баяне, увидела, что в частушечном кругу вновь появились « Селяночка» из Верх-Читы с И.Д. Агапитовой. Вопреки всяким планам и распорядкам они вновь завели частушки, мгновенно окружив себя любителями этого искусства. Причем, Ирина Дмитриевна поёт их так, что я рисковала заработать косоглазие, выглядывая, что делается на основной концертной площадке и на второй песенной, пытаясь не проглядеть что-нибудь интересное. Кстати, «Селяночка» на этой площадке зажигала с самого утра, задолго до открытия и начала всякого сценария.
На праздник Троицы уже ближе к обеду ведущая В.Г.Андриевская пригласила всех приехавших к основной сцене, где был бережно восстановлен обряд Троицы: приход гостей в стилизованную семейскую избу, наряженная березка, песни и хоровод вокруг нее. Только после этого обряда состоялось торжественное открытие фестиваля уже с этой, главной сцены праздника.  После торжественного открытия на сцену один за одним поднимались коллективы из Бурятии, Забайкалья, и сами хозяева праздника. Не смотря на отличия в костюмах, в обуви, манере ношения головного убора - кички, связывало их всех любовь к песне, стремление следовать старинным канонам исполнения и бережное отношение к каждой ноте. И в песнях, исполняемых коллективами из Бурятии, узнавался родной, помнящийся с детства бабушки моей напев из Дешулана. Поэтому, наверное, чувствовала я себя там как дома, у своей родни, хоть и приехала туда в первый раз.
     Каждый коллектив был неотразим и хорош. Одни наряды приковывали к себе взгляды, не говоря уж о песенном сопровождении. Перезнакомилась со многими коллективами, побеседовала с ними
В группе «Земляки» из китайского города Аргун главная - Нина Александровна Востроградская. Она свободно разговаривает по-русски. «У нас большая русская община. Моя мама русская, отец китаец. Поэтому в общине мы с удовольствием поём русские песни, особенно русские народные, старинные семейские. Одно из наших выступлений в городе увидела Т.М.Зенкова и пригласила нас на фестиваль. Мы так боялись двигаться в этот путь! Было очень страшно, но сейчас все волнения позади. Ощущение, что мы дома». Выступление «Земляков» было очень трогательным: песня звучала очень чисто и ярко, по-китайски мелодично и вместе с тем была совершенно русской - по языку, музыкальному сопровождению, одежде, по эмоциям исполнителей. По вечерам в китайской палатке распивали чаи и далёкие гости, и наши забайкальцы. А уж плясали, будто полянку нарасхват делили - и русские, и земляки из Китая, кто кого перепляшет.
Куналейские семейские приковывают к себе внимание причудливо украшенными кичками. Причем, кичка является не готовым головным убором, как у наших (забайкальских) семейских. Головной убор получается из определенным образом свернутой валиком шали, украшенной по верху брошками и цветами. Столетние шали совершенно раритетные, французские - из синего атласа, с ручной вышивкой. Надежда Федосовна Кушнарева руководит этим коллективом. Рассказывает: «Пою в хоре с 5 лет. А хору нашему в этом году 85 лет исполнится, основал его А.И.Рыжаков В нашем репертуаре более 600песен, столь же старинных, как и подлинные янтари у нас на монистах. Им более 300 лет, принесены сюда нашими предками от Калининграда. В нашей школе обучаются 87 человек, поют из них 60. Начинают петь с детского сада. Помимо хора, с которым я приехала на фестиваль, я руковожу образцовым детским ансамблем «Наследие». Побывали с концертами, помимо России, во Франции, Бельгии, даже в Америке, как солистка, я была в Японии». Слушать выступление этого хора - непередаваемое удовольствие. Получает Надежда за свою работу по хранению уникальных традиций, как заслуженный работник культуры Бурятии на полторы ставки 14 тысяч рублей! К слову сказать, наши культработники, без званий и регалий, - и того меньше.
Как я уже писала, от нашего района ездили новосалиянские женщины. Коллектив небольшой- супруги Васильевы, Наталья - заведующая СДК с.Новосалия, Л.И.Кузьмина пенсионерка, Е.А.Андриевская – библиотекарь, домохозяйка Г.М.Терентьева, Г.Г.Кобинси с дочкой Юлей. За пределы района выехали они в первый раз, очень волновались. У наших тоже основу нарядов составляют подлинные сарафаны, кички бабушек и прабабушек. Группа подготовила традиционный обряд к Троице, после которого положено «кумится» - угощаться вместе, мириться, если были ссоры. Во время обряда за ипровизированный стол уселись гости. А еще играли в старинную игру «Змея», вызвав немало смеха и аплодисментов со стороны зрителей.
От Улётовского района в составе фольклорной группы «Живая старина» была Ю.С.Лещенко. Она привезла на выставку ремесел рукотворные куклы и обереги, проводила мастер класс по ткацкому ремеслу.
На второй, так называемый «духов день», фестиваль подходил к завершению. И продолжением начатого накануне обряда было торжественное шествие всех участников к речке - опускать в воду березку. На мой взгляд, это было сильное по воздействию на зрителя, самое трогательное действо. Собственно зрителей-то и не было. Буквально все участники праздника и гости, следом за качонскими бабушками, несли свои березки к речке. Одетые в самые лучшие свои наряды, веками хранящиеся в сундуках, с достоинством, высоко неся головы, со светлыми лицами шли и шли бесконечным потоком семейские Бурятии и Забайкалья, объединенные единым обрядом, единой песней, единым праздничным духом... Многие не скрывали слёз.
Именно это было, на мой взгляд, кульминацией и смысловой точкой в конце праздника. Можно долго объяснять, что такое Родина и Русь, а можно её увидеть в этих лицах…
Кстати, в один из вечеров состоялось выступление  «Забузоров» во главе с Н.В.Сыроватка. Хотя, на мой взгляд, выступление любого доморощенного непрофессионального коллектива в старых чирках и ситцевых сарафанах несло со сцены куда больше тепла, и вызывало больше слёз, чем выступление этого шикарно разнаряженного и оснащенного коллектива, чьи песни, как и костюмы, выхолощены, на потребу шоу и народного- то там –пшик..
    «Главное - успеть сохранить и сберечь эту уникальную культуру, отнесенную к нематериальному наследию памятников «Юнеско» – красной нитью проходило в официальных выступлениях на фестивале, на мастер-классах, и в обсуждениях. И хорошо, что когда-то успели произвести записи у «носителей» - людей более пожилого возраста, уже ушедших в мир иной. Колоссальная заслуга в этом Татьяны Михайловны Зенковой, заслуженного работника культуры РФ, начавшей работу по сбору подлинных песен более 30 лет назад.
Кстати, во время заседания «круглого стола» с руководителями коллективов на фестивале, где обсуждались вопросы как раз сохранения семейской культуры, продемонстрировали фильм 1971года, снятый в одном из сёл Красного Чикоя. Он называется «Сокровища бабушкиного сундука» На экране шли незамысловатые кадры–из сундука достаются старинные сарафаны, шали, и молодые девчата начинают, смеясь, их мерять. Показан быт семьи в деревне, бабушка учит внучку прясть шерсть. Мелькают параллельно на перекладине старинный чирок и более современная обувка, крутится колесо прялки. Дед с окладистой бородой починяет ичиги, бабушки учат девчат наряжаться - надевают мониста, кичку... Сенокос. В едином песенном ладу мелькают литовки, показан крупный план женских лиц- вспотевших, с выбившимися прядями волос из под платков. И всё это без единого слова, только на фоне песен, исполняемых жительницами этого же села. В палатке оживленный говорок: «Это тетя Нина! Ой,молодая какая! А это дядя Коля, агроном. А это дядя Петя! Ой а это я. А это мама»... И у большей части зрителей лились и лились слёзы - настолько сильны были эти бесхитростные кадры в своём возврате в прошлое наших мам и бабушек. Остаётся сейчас просто в ноги поклониться тем, кто при том уровне техники умудрился записать песни и такие фильмы. Теперь, как это ни парадоксально, семейская культура возвращается в село из города. Старые записи расшифровывают, изучают и учат молодых в открывшемся с 1998 года художественно-этнографическом отделении училища культуры. Они призваны теперь нести это искусство в село. Фольклорный ансамбль «Живая старина» и фольклорный ансамбль «Оберег», детский образцовый ансамбль «Дигомор», ансамбли «Кудеса» и «Русь» - яркое тому подтверждение. Вынутая из бабушкина сундука песня обрела чистое, звонкое и вместе с тем правильное звучание в устах молодых парней и девушек.
Только вот многие ли удержатся в наше время на зарплате около 10 тысяч рублей, руководя такими коллективами? На мой взгляд, призывая сберечь и сохранить подлинные песни, в первую очередь нужно было бы обеспечивать специалистов этнографов и фольклористов диктофонами, а не планами проведения мероприятий к Новому году, 9 мая, и 8 марта с обязательным представлением отчетов.
  А самое главное – не относиться к культуре семейских как к кампании, которая идет всего год – год семейских. Это нужно делать всегда и поучиться этому следует именно у чикойцев, где очень бережно к подошли к наследию.