Шоу маст гоу он

Жан-Поль Март
Ай кэн флай, май фрэндс!*

Не филологи не видят разницы в том, какой глагол употребить в том или ином контексте – «одевать» или «надевать». И их можно понять: «шапку одевать» или «надевать шапку» звучит по-разному, а результат всё равно будет одинаков. Сделав данное умозаключение, те, кто не филологи, с удовольствием ложат, то есть, кладут на разного рода правила, пояснения и уточнения. Как всегда, есть те, кто делает это с особым культурным извращением. Особенно любят заниматься этим – то есть, культурно класть на правила – представители Неформального Объединения Молодёжи, известного как НОМ. Примером этого является, например, «Пасека» - некое «домашнее» НОМ-видео из посёлка Волуи Елизаровского района.
Жанр «Пасеки» обозначен как триллер-сказка. Вот только клали создатели «Пасеки» старшего лейтенанта запаса Валерия Детдомова на свои же обозначения, наполняя кинофильм абсурдом, ритуальностью и аллюзиями. Цель? Она чётко обозначена НОМ-скоромохами: «…драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических».
Александр Ливер и Иван Турист с сотоварищами в «Пасеке» безумно жгут, необузданно жонглируя тем самым ст. лейтенантом запаса и злыми гопниками, оргиями на кладбище и отсылками к Третьему рейху, инопланетянами и волуйчанкой, у которой её покойный муж странным образом совместился с доставшимся ей джек-потом в виде автомобиля «Волга» ГАЗ-24М. Творцы «Пасеки» жгуг с упоением, инсталлируя при этом обыденность как в формате шаблонного её восприятия, так и в формате безумия. Параллельно отформатировав песню группы «Куееэн»** «Про велосипедную гонку» в песню «Про пчёл и 12 новых ульев». Напевая про себя «Я не верю в Питера Пэна, Франкенштейна или Супермена… всё, что я хочу сделать, это…»***.  Изображая жизнь посёлка Волуи так, что зритель понимает: действительно, всякие там питеры франкенштейны – дети малые по сравнению с волуйчанами. 
Разложив таким образом «Королеву» на опарышей, матку, трутня и пчёл, творцы «Пасеки» уверенно выруливают на личностную тропу арта из культурной столицы. Того НОМ-арта, который узнаваем и любим всеми, у кого есть хоть капелька культуры и юмора.
«Достаточно злая пародия на все школы кино – от соцреализма до «спилберговщины» - заставляет то краснеть от смеха, то плеваться в разные стороны. Творчество НОМ сродни киту-убийце – мощно, зрелищно, наповал и не сразу понятно - за что? И ещё - картина абсолютно своеобразна и обладает стопроцентной «смотрибельностью»….» газета «На дне» про «Пасеку».
К слову сказать, исполнение пасечником Щукраем заглавной музыкальной темы – композиции «Пасека» - в своё время было показано на телеканале MTV. Что, кстати, послужило началом конца канала. Впрочем, как бы там ни было, именно прогон главной музтемы из «Пасеки» на MTV позволил издать ставшим уже культовым в узких кругах новое творение НОМа на VHS тиражом 500 (!) экземпляров и полностью его распродать.
Не удивительно, что на фестивале альтернативного кино «Стык», проходившем в Москве в декабре 2002, кинофильм «Пасека» получил главный приз в номинации (одной из пяти) «Лучший народный культовый мюзикл».
Смешав Платонова с Гофманом, Мамлеева с Зощенко и гротеск с соцреализмом, сценаристы-постановщики Андрей Кагадаев и Николай Копейкин убедительно завязывают в гиньоль-узел линии развития сюжета, отвязно создавая первый НОМовский киномиф. Вклинивая в довольно специфически звучащую фонограмму «Карусель» и «Я знаю теперь», хиты «Карнавала» барыкинских времён, «Rammstein», «Zodiac», Высоцкого и перлы типа «Сумерки цвета рубина». Рождая свой личностный посёлок Зеро в формате НОМ-реализма. Вступая в полемику с группой «Куееэн»: «Настанет пора - прекратится цветенье, деревья и травы утратят цветы… Не время кататься на велосипеде - готовься к приходу зимы…». Взывая к Превосходному Удоду, который должен помочь в борьбе с трутнями, которые, по меткому выражению пасечника Щукрая, «не делают мёд, только жрут, спят и срут».
Иван Турист, играя в «Пасеке» более десятка ролей одновременно (начальник посёлочного УВД майор Шелученко, безногий Шура Волк как Серый волк из сказки, директор завода «Джумас» Женька Жиров, должностные трутни и т. д.), своими совершенными перевоплощениями позволяет донести замысел творцов кинофильма до зрителей. Донести то самое новаторство сумбура вперемешку с сумбуром новаторства. Донести ту самую свободу абсурда вперемешку с абсурдом свободы. Помогают Интуристу и Илья Паламодов (ст. лейтенант запаса Детдомов), и Александр Ливер (пасечник Щукрай), и Кирилл Миллер (старик Желдобин) и прочая-прочая-прочая. К немаловажным «прочая-прочая-прочая» необходимо отнести диалоги «Пасеки». И вспомнить манифест «Художественной секты КОЛХУи (Колдовские Художники)», которую организовали те самые Николай Копейкин и Андрей Кагадеев: «Материал для нашего творчества - это наша жизнь. Мы не ходим на пленэры, не рисуем берёзы и купола, не набиваем их на бицепс, не забиваем ими головы зрителей - для этого есть специально организованные художники. Мы специально организованы по другим делам. У нас тут искусство, которое не ориентируется на модные тенденции, достижения. Мы занимаемся тем, что хотим. Мы не продюсируемые, не дрессируемые и абсолютно бешеные в этом плане. Наша основная идея - драматизация идиотических проявлений и идиотизация драматических. В общем, миссия абсолютно невыполнимая… Основная сверхзадача любого «Колдовского Художника» - не очаровать, а разочаровать зрителя, то есть расколдовать его, заставить сломать привычный взгляд на окружающую действительность и самого себя, увидеть мир вокруг, лишённым шелухи иллюзий, в чистом свете…»
Короче, начинаем. Итак, посёлок Волуи, улица Дубовая, дом 1, квартира 2. Добро пожаловать в мир «Джумас-колы», психологии пчёл и метафизического реализма! Того реализма, который, помимо описания обычной реальности, обращён к неведомому - будь то неведомое в глубинах человеческой души или вторгающееся извне. Того реализма, который за человеком внешним видит реалии тайного, трансцендентного человека. ..
__________________________________________
 
* - I can fly, my friends! (Я могу летать, друзья!, анг.) - слова из песни группы «Queen» «Шоу должно продолжаться» («The show must go on»)
** - «Королева», британская рок-группа
*** - цитата из песни группы «Queen» «Велосипедная гонка» («Bicycle Race»)