Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Ч. 14

Николай Старовойтов
18:2.(Иудеи в Риме жили в особом,отведённом им за Тибром квартале.При императоре Августе (правил в 27г. до н.э.-14 г. н.э.) их числилось в Риме уже до восьми тысяч человек.) Деян.18:2: "(...) [император] Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима (...)" Римский историк Светоний также упоминает об этом до 120 г. до н.э.Об этом также,согласно Генри Геллею,свидетельствует римский историк Орозий.В кн.5 "Жизнеописания двенадцати цезарей",повествуя о делах "божественного" Клавдия,Светоний весьма лаконично пишет: "Ликийцев за пагубные междоусобицы он лишил свободы,родосцам,покаявшимся в былых провинностях,вернул свободу.Жителей Илиона как родоначальников римского народа он навеки освободил от подати,огласив написанное на греческом языке старинное письмо,в котором сенат и народ римский предлагал царю Селевку дружбу и союз только за то,чтобы он предоставил соплеменникам их,илионянам,свободу от всяких поборов.Иудеев,постоянно волнуемых Хрестом,он изгнал из Рима.Германским послам он позволил сидеть в орхестре,так как ему понравилась их простота и твёрдость: им отвели места среди народа,но они,заметив,что парфяне и армяне сидят вместе с сенаторами,самовольно перешли на те же места,заявляя,что они ничуть не ниже их ни положенем,ни доблестью..." (5,25) Обыкновенное перечисление событий,и среди прочих- простой факт: Judaeos impulsore Chresto assidue tumultantis Roms expulit"-"Иудеев,постоянно волнуемых Хрестом,он [Клавдий] изгнал из Рима." Но как этот факт ценен! Маленький штрих на огромном полотне,но- точно в ожидаемом месте!Свобода родосцам была предоставлена в 51 году н.э.,надо думать что и изгнание иудеев из Рима произошло не позже 51-го года.Апостол Павел,во время второго путешествия прибывший в Коринф,остановился у иудея Акилы,незадолго до того пришедшего с женою своею Прискиллой из Италии,так как "Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима" (Деян.18:1-2).В числе тех иудеев были,без сомнения,и последователи Христа,-такие как упомянутые Акила и Прискилла.Акилу и Прискиллу сам Апостол Павел трижды упоминает в Посланиях (Рим.16:3;1 Кор.16:19;2 Тим.4:19(-20-"Ераст остался в Коринфе"- в отличие от Прискиллы и Акилы (Деян.18:18));-ср. эти стихи с Деян.18:26).Но почему Светоний пишет имя Спасителя через "е"-"Хрестос"? "Значительное большинство учёных полагает,что под "Chrestus" разумеется именно Христос.Светоний писал тогда,когда христиане уже были известны под их собственным именем,но безспорно,что Иисуса Христа называли иногда Хрестом.Такое название (Chrestus,а не Christus) объясняется колебанием между древним этацизмом и новым итацизмом.[519] Во всяком случае,"Хрестос" (;;;;;;;- полезный) в устах греков звучал понятнее,чем "Христос" (;;;;;;;- Помазанник).Еврейское "Masiah" (помазанник) и сирийское "Msiha" более соответствует другому греческому слову ;;;;;;;;;;- помазанный,тогда как ;;;;;;; буквально значит- натёртый,обмазанный.Поэтому нет оснований предполагать,что речь идёт о каком-то особенном Хресте,а не об Иисусе Христе..."[520] Тем более что далее,в кн.6,описывая время правления императора Нерона,Гай Светоний Транквилл уже совершенно точно даёт имя последователей святой веры (6,16[521]).И ещё: если события в Риме развивались так же,как в других городах,то мятежи иудеев на самом деле были вызваны не подстрекательством Христа (то есть последователей Христа).Скорее всего,это была злобная реакция иудеев на проповедническую деятельность христиан (Светоний писал много лет спустя после всех этих событий.).И ещё:обвинители Апостолов в Фессалонике ссылались (Деян.17:6-7),по-видимому,на указ Клавдия,который исполнялся недолго (ср.Рим.16:3;Деян.28:17).

18:3: "И,по одинаковости ремесла,[Павел] остался у них [в Коринфе у Акилы и Прискиллы] и работал; ибо ремесло их было делание палаток."Позже Павел писал Коринфянам: "Даже доныне (...) трудимся,работая своими руками" (1 Кор.4:11-12; ср.также 2 Кор.11:8-9 и 12:13 и 1 Фес.2:9);палатки изготовлялись из власяницы,жёсткой и грубой ткани,выделываемой из козьего и верблюжьего волоса,а ввозили власяницу,по историческим данным,именно из Киликии,родины Павла.

18:4-26. -Одним из убедительных доказательств историчности событий этого фрагмента Деяний служит то,каким образом повествование в Деяниях св.Апостолов и подробности Первого Послания к Коринфянам св. Апостола Павла согласуются и дополняют друг друга.Например: обращённый Крисп крестится Павлом до прибытия Тимофея и Силы (Деян.18:8;1 Кор.1:14);Сосфен (Деян.18:17;1 Кор.1:1);присутствие крещённых иудеев в общине (Деян.18:4-8;1 Кор.1:24;7:18;9:20-21;12:13);описание нерешительности,от которой страдал Павел в начале своей деятельности в Коринфе (1 Кор.2:1-5) и необходимость видения чтобы воодушевить его (Деян.18:9-11);Акила и Прискилла и церковь в их доме (Деян.18:18-19,26;1Кор.16:19).Стиль,построение,богословское содержание указанного новозаветного Послания так же,как и приветствия в заключительной главе,характерны для трудов св.Апостола Павла.Церковное Предание со своей стороны уже в течение первых двух столетий многократно свидетельствует о подлинности обоих Посланий к Коринфянам.Почти у всех отцов Церкви встречаем мы цитаты из Посланий к Коринфянам.Даже исследователи-атеисты признают подлинность обоих новозаветных Посланий к Коринфянам (согл.: И.С.Свенцицкая.Тайные писания первых христиан.-М.:Политиздат,1980,стр.17;М.М.Кубланов.Новый завет.Поиски и находки.М.,1968,стр.109-110).

18:4.Везде,куда бы Апостол Павел ни приходил,он обычно произносил проповеди в синагогах.Коринф не был исключением.Павел проповедовал в тамошней синагоге по субботам и пытался убедить иудеев и эллинов-прозелитов в том,что Иисус есть Мессия (Деян.18:4).В ходе раскопок на территории древнего Коринфа рядом с дорогой в Лехей был найден большой камень,который,как считается,был верхним дверным брусом синагоги.На нём процарапаны семь греческих букв: ;;;;;;;.По утверждению археологов,эти буквы означают (;;;;);;;; ;;;(;;;;) («еврейская синагога»)[522].А.Д.Дайсман считает,что надпись датируется периодом между 100 г. до н.э. и 200 г. н.э.,хотя некоторые полагают,что она не может относиться к дохристианским временам.У.А.Макдональд особенно настаивает на том,что надпись относится ко времени,более позднему,чем когда Апостол Павел жил в Коринфе.Он пишет:"Небрежный стиль написания букв доказывает,что надпись,а значит,и синагога,к которой имеет отношение надпись,появились гораздо позже времени Апостола Павла.Но,-добавляет Макдональд,- логично предположить,что обе синагоги- эта и её предшественница,в которой апостол говорил... во всякую субботу,находились в этом районе"[523].

18:12-17.Святой Лука рассказывает о том,что,когда проповедническая деятельность Павла в Коринфе начала приносить первые плоды,иудеи восстали против него и привели его в суд.Ахайей управлял в то время в качестве проконсула Галлион (Деян.18:12,13,17).В связи с деятельностью проконсула,Рамзи пишет следующее: "Ахайя управлялась проконсулами с 27 г. до Р.Х. по 15 г. по Р.Х. и с 44 г. по Р.Х. и далее.Это была второстепенная провинция и управлялась она римскими военачальниками,которые,перед тем как стать проконсулами,служили в качестве преторов"[524].Следовательно,Дееписатель сообщил нам верный титул Галлиона.
 Кто же,однако,был этот Галлион?Нам известен один Галлион,который был сыном Сенеки Старшего (жил приблизительно в 50 г. до н.э.-40 г. н.э.) и старшим братом Сенеки Младшего,философа (годы жизни- 3 г. до н.э.-65 г. н.э.) (Плиний Старший,"Естественная история",4.9;Дион Кассий,"Римская история",LXI,75),посвятившего ему свою книгу: "О гневе" (de ira).Этот Галлион был усыновлён ритором Луцием Юнием Галлионом и в качестве благодарности взял его имя.Его полное имя звучало как Луций Юний Анней Новат Галлион.По свидетельству современников,это был человек высокой культуры.Надпись,найденная в Дельфах,упоминает изданное в начале 52 г. н.э. послание императора Клавдия,в котором упоминается в качестве проконсула Ахайи Галлион[525].О нём в этом письме говорится так: "Луций Юний Галлион,мой друг и проконсул Ахайи..."; это письмо Клавдия,вырезанное на камне,является определяющим для хронологии миссионерских путешествий Павла[526].Надпись подразумевает,что Галлион был назначен на должность несколько раньше,вероятно,где-то в середине 51 г. н.э.Сенека сообщает о том,что в Ахайе Галлион заболел и поэтому отправился в путешествие,чтобы отдохнуть.Позже он оставался в Риме и,по показанию блаженного Иеронима,окончил жизнь самоубийством в 65 г.,т.е. погиб вместе с Сенекой и остальными членами его семьи в период нероновских чисток[527].
 Благодаря археологии нам известно и то,где находилось судейское место,на котором восседал Галлион.Оно находится в центре агоры,на великолепном возвышении,которое отделяло нижнюю,северную,часть от южной,расположенной выше.Обе части агоры были связаны лестницей.На этом месте было найдено красивейшее сооружение,облицованное мрамором,- это была трибуна для ораторов[528].
 Детально изложенная Лукой сцена представления Апостола Павла Галлиону помогает уточнить год прибытия Апостола в Коринф.По мнению археолога Фри,из всего этого повествования вытекает,что Галлион только что назначен на свою должность.Так как из послания Клавдия,найденного в Дельфах,"следует,что Галлион должен был находиться в Коринфе с 51-52 гг. по Р.Х." и так как "в соответствии с приказом Клавдия только что назначенные на должность чиновники отправлялись в свои провинции из Рима первого июня,следовательно,Галлион должен был прибыть в Ахайю примерно первого июля 51 года".Поскольку Павел находился в Коринфе в течение восемнадцати месяцев,а после того,как он предстал перед Галлионом,оставался в Коринфе ещё довольно много дней (Деян.18,11,18),можно предположить,что он прибыл в Коринф в начале 50 г. н.э.[529]

18:18.- Готовясь в порту к дальнейшей дороге,Апостол Павел совершил старинный благодарственный обряд- остриг голову по обету.Обет Павла свидетельствовал об его уважении к иудейским религиозным обычаям (ср.Чис.6:11)."У Иудеев,- как написано у Иосифа Флавия ("Иудейская война" II,15),- существует обычай,что те,кто перенёс болезнь или какое другое несчастье,должны за тридцать дней до принесения жертвы посвятить себя благочестию: воздерживаться от вина и остричь волосы." Очевидно и Павел,оглядывая пройденный путь,вспоминая о происках врагов,тюрьме,приступах болезни,словом,о всех испытаниях,имевших счастливый исход,захотел выразить благодарность Богу так,как это было принято у его предков.Хотя он отрицал спасение делами Закона,но ему казалось,что в данном случае традиционные знаки набожности уместны и вполне допустимы (ср.Деян.21:23-27: Павел совершает с четырьмя другими Иудеями обряд завершения обета).

18:18-21;19-20:1.- Во время третьего миссионерского путешествия Павел около двух лет провёл в Эфесе.Впоследствии Павел особо почитался местной христианской общиной.Австрийский археолог Ренат Пиллингер обнаружил в 1995 году в пещере,примерно в полутора километрах от руин древнего Эфеса,роспись с изображением Апостола Павла и около трёхсот надписей,оставленных паломниками.Многие из них- обращения к Апостолу с просьбой о помощи и заступничестве.Росписи и надписи относятся к ранневизантийскому времени (Archaeology News Digest,Summer 2000).

19:19: [в Эфесе] "А из занимавшихся чародейством довольно многие,собравши книги свои,сожгли пред всеми,и сложили цены их,и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм."- Сжигание чародейских книг свидетельствует о распространившемся в Эфесе влиянии Церкви.Слава "Ефесской грамматы" (чародейских книг) была широко распространена (о них пишет Климент Александрийский (род.ок. 150 г. н.э.- ум. не позд. 215 г.) в произведении "Строматы",5,8),и потому сжигание книг стоимостью в 50000 драхм свидетельствовало о значительном успехе (Светоний повествует о подобном сжигании книг императором Августом в Риме (кн.2,21).).Подобные чародейские книги были найдены во время раскопок в Эфесе,одна из них находится в настоящий момент в Британском музее в Лондоне[530].

19:23-41.- В настоящий момент древний Эфес,где труды Апостола Павла увенчались таким блестящим успехом,относится к тем городам,которые раскопаны полностью или почти полностью.А значит,археологические находки проливают свет и на то замечательное место из повествования св.Луки (Деян.19:23-41),что является "самой живописной сценой всей книги Деяний,которая несёт на себе печать высшей степени психологической достоверности,так что каждая буква выдаёт здесь непосредственного очевидца описываемых событий"[531] и даже рьяная атеистка,-доктор исторических наук И.С.Свенцицкая признаёт об этом фрагменте Деян.(19:23-41) : "эпизод этот вряд ли мог быть выдуман авторами Деяний,настолько он соответствует общему духу эпохи." (-"Раннее христианство: страницы истории",-Москва,1988,стр.29.)
 Св.Павел во Втором Послании к Коринфянам 1:8-11 имеет в виду мятеж язычников в Эфесе (Деян.19:23-41),когда только чудом он избежал гибели.
 Во времена св.Апостола Павла Эфес был местом пребывания римского проконсула провинции Азия.По этой причине,а также в силу своего географического положения Эфес был важнейшим городом Малой Азии.Построенный неподалёку от устья Каистра,впадающего в Средиземное море,он стал поистине местом встречи Востока и Запада.Ко времени жизни Павла численность населения Эфеса,состоявшего по большей части из греков,достигала более трёхсот тысяч.Когда Апостол посетил город,тот ещё сохранял свою древнюю славу и блеск,будучи,с религиозной точки зрения,крупнейшим центром почитания "богини" Артемиды.
 После 1350 года начинается период постепенного угасания города,он пустеет и уходит под землю,где будет пребывать в течение веков,пока в конце XIX столетия его сон не потревожит лопата археолога.В мае 1863 года на этой территории начинались систематические раскопки,которые проводились экспедицией под руководством английского археолога Дж.Т.Вуда и которые продолжались вплоть до 1874 года.С 1896 года с приездом двух представителей Австрийского археологического института Отто Бендорфа и Рудольфа Хебердея начался новый этап исследований данного региона.В 1904-1905 гг. раскопки под руководством Д.Г.Хогарта велись на средства Британского института.Наконец в 1954 году раскопки были возобновлены австрийцами.
 Объектом интереса Вуда был храм Артемиды.Однако потребуется целых шесть лет упорного труда,прежде чем на расстоянии приблизительно двух километров от городских стен храм будет найден.После локализации местоположения храма,который древние внесли в список «семи чудес света»,потребовались следующие пять лет,прежде чем раскопки на его территории были окончательно завершены.
 Огромный храм не был посвящён той Артемиде,которая была одним из женских божеств греческого пантеона,покровительницей охоты.Артемида Эфесская была разновидностью финикийской Астарты,и её культ был оргиастическим.«Богиня» была символом воспроизводящей силы человеческого рода.На месте древнего Эфеса обнаружено множество терракотовых и мраморных статуэток Артемиды (согл.Деян.19:35).
 Храм был в то же самое время и своего рода банком.Он считался столь священным и неприкосновенным местом,что не только сами эфесцы (ефесяне),но и чужестранцы оставляли в сокровищнице,которая находилась сразу за статуей «богини»,на хранение свои сбережения!Кроме того,«богине» посвящались многочисленные и богатые дары,отчего храм становился ещё богаче.Одна из надписей упоминает в качестве дара некоего Вибия Салютария (Vibius Salutarius) 29 золотых и серебряных статуй.
 Всвязи с обстоятельствами защищаемого здесь текста Деян.(19:23-41) изучите и дальнейшие комментарии к фрагментам этого текста.

19:(23-)29-31-«Восстановительный перевод».- Лука пишет о мятеже в Эфесе и о народном собрании "на зрелище",т.е. в открытом театре (19:23 и далее,см.«Восстановительный перевод»).Факты соответствуют его рассказу.В одной из найденных при раскопках надписей говорится о серебряных статуях Артемиды (Дианы),которые должны быть установлены "в театре во время всеобщего народного собрания".Раскопки обнаружили,что в Эфесе действительно имелся открытый театр на 25 тысяч мест.

19:24-27.- Св.Лука рассказывает,как некто серебряник,именем Димитрий,делавший серебряные храмы Артемиды,собрал однажды ювелиров,мастеров,изготовлявших мелкие художественные вещи и небольшие приношения для храма,других ремесленников,занимавшихся тем же самым под началом мастеров,и возбудил их против Апостола Павла.Эти люди получали от своей работы большую прибыль.Следовательно,обращение многих людей к вере Христовой означало урон их благосостоянию и приносило убытки храму (Деян.19:24-27)."Речь Димитрия являла собой ловкое сочетание жажды наживы и религиозных инстинктов,местного патриотизма и суеверий"[532].Доходы серебряных дел мастеров особенно возрастали с наступлением священного месяца артемисиона (наш март-апрель),так как в это время многие устремлялись почтить «богиню» и принести ей свои дары или заполучить сбережённые в храме деньги.
 Вплоть до сегодняшнего дня археологам не удаётся найти подобные серебряные или золотые ;;;;;; (маленькие храмы) и ниши со статуями богини.Впрочем,этому можно найти объяснение,ведь именно эти предметы в первую очередь становились добычей завоевателей.К тому же не исключено,что многие из них были переплавлены их же владельцами,когда те принимали христианскую веру[533].Однако среди множества других приношений и посвящений в храм были найдены терракотовые и мраморные изображения храмов[534].
 Кроме того,"одна из надписей сообщает о большом количестве золотых и серебряных статуй Артемиды весом от двух до шести литр[535],которые были переданы в качестве приношений богине,которые и были установлены в храме".Тщеславный даритель-римлянин,"желая,чтобы возможно больше народа восторгалось его дарами,даже специально установил маршрут,по которому в честь праздника богини должно было двигаться шествие,сопровождавшее приношения,- из храма в амфитеатр и обратно"[535].
 Это подтверждает тот факт,что от проповедей Апостола очень большое количество людей несло огромные материальные потери,и представляется вполне логичным,что вся эта толпа могла прийти в то состояние возбуждения,о котором говорит св.Дееписатель Лука.

19:28.- Поразительная точность святого Луки проявилась и в том,что его писание сохранило для нас и официальный статус богини Артемиды.Лука говорит,что от слов мастера Димитрия его слушатели исполнились ярости и стали кричать,говоря: «Велика Артемида Эфесская!» (Деян.19:28).Фанатично настроенные эфесцы находились в тот момент под воздействием массового внушения- явления,хорошо известного в истории человечества.Эта характеристика «богини» отразилась и в надписи,найденной на территории раскопанного Эфеса.

(Окончание следует...)

Примечания автора:

[519] То есть между двумя различными произношениями ;-эты,;-юпсилона (ипсилона) и большинства дифтонгов.Дифтонг- это сочетание двух гласных,образующих единый слог.
[520] Проф.В.В.Болотов.Лекции по истории древней Церкви,II.(Репр.изд.СПб.,1907).М.,1994,стр.46-47.
[521] См.выше материал «Небиблейские доказательства историчности Иисуса Христа».
[522] Deissmann A.Light from the Ancient East.L.,1927,p.16.
[523] W.A.McDonald.Archaeology and St.Pau;s Journeys in Greek Lands.Part III: Corinth//Biblical Archaeologist.Sept.,1942,p.41.
[524] W.M.Ramsay,указ.в [482]-й сноске изд.,p.258.
[525] A.Deismann.Paul.L.,1926,p.261ff.,272.
[526] См.: F.F.Bruce.Op.cit.,p.374.
[527] F.F.Bruce.Op.cit.,p.373ff.
[528] O.Broneer.Corinth//Biblical Archaeologist.Dec.,1951,p.91ff.
[529] J.P.Free.Op.cit.,p.323;W.Keller.; ;;;;;;... ;.526.
[530] J.P.Free.Op.cit.,p.324.
[531] ;.;.;;;;;;;;;.
[532] J.Holzner.
[533] H.F.Yos.An Introduction to Bible Archaeology.Moody Press,Chicago,1959,p.115.
[534] J.A.Thompson.Op.cit.,p.402.
[535] W.Keller.; ;;;;;;...(376)-;.520.
[536] Здесь имеется в виду литра- римская мера веса,римский фунт.Эта мера упоминается и в Новом Завете (Иоан.19:39).