Боль в помощь

Галина Лавриненко
                ПО РАССКАЗАМ ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Первая история:
Варвара
Управдом Шура
Милиционер Костя
Женщина
Девушка
Мужчина
Врач
Соня
Вторая история:
Нина
Ее дочь Машка
Подруга
Школьная подруга
Подруга-врач
Лия
Гомонов
Подруга-предатель
  Две жизни, двух женщин. Разные эпохи, разные судьбы. Одна часть сцены – мир Варвары. Другая – мир Нины. А между этими мирами  стоит стол, на котором находится телефон. По этому телефону и одна и вторая получают известия о переломах в своей судьбе. Словно это не телефон, а излучатель негативной энергии. Но иногда наоборот…
                ВАРВАРА
Деревня Сюхино. Воскресное гуляние у мелкого оврага. Сергей играет на баяне. Девчонки и парни кругом стоят. По очереди каждый выходит в этот круг и поет свою частушку. И вот туда врывается Валентина, танцует.
ВАЛЕНТИНА: Как один платок на шее, а другой на голову,
                Как один любовник сдаден, а другой на череду…
Сергей с восхищением смотрит на Валентину. В стороне стоит  его жена Соня… наблюдает за происходящим. Валентина натанцевавшись, вырывает баян у Сергея и садится к нему на колени. Смех.
СОНЯ кричит: Серёжа!
Валентина вскакивает с колен Сергея, начинает петь и танцевать. Сергей хватает баян, играет. По лицу Сони катятся слёзы.
Остальные девушки и парни начинают отплясывать. Соня подбегает к Валентине, хватает её за локоть, выводит из круга.
СОНЯ: Ты что ж, мужа от живой жены увела?
ВАРВАРА:  В Советском Союзе десять миллионов одиноких. Две Москвы можно поставить. Ты пожила, а теперь моя очередь.
СОНЯ: Так у него ж ребенок. Он же переживает. Плачет.
ВАРВАРА: Привыкнет.
СОНЯ: Ну, погоди. С тебя бог спросит.
Соня поворачивается, делает несколько шагов прочь, потом в секунду бросается на Валентину, валит на землю, бьет руками по лицу. Валентина хватает Соню за волосы. Драка. Танцующие не сразу понимают, что случилось, но опомнившись, пытаются разнять девушек. Сергей стоит в стороне.
Наконец Соня и Варвара поднимаются с земли.
СОНЯ: Будь ты проклята, стерва! Смерти тебе желаю!
ВАРВАРА: И я тебе.
СЕРГЕЙ: Идём, Варя! Уходят.
Соня уходит в другую сторону.
ДЕВУШКА: А чего это они?
ДЕВУШКА ПОСТАРШЕ: Варька у Сони мужа законного увела. Вся деревня усмешку ладонью прикрывает.
Темнота. В темноте мы слышим знаменитый голос Левитана. Объявление о начале Великой Отечественной Войны.


                НИНА
Уютная квартирка в центре Москвы. Нина накрывает на стол. К телефону (к тому, что на столе) подходит Старая Подруга, набирает номер. В квартире Нины раздается звонок, она снимает трубку.
НИНА: Алло?
ПОДРУГА: Привет! Это я!
НИНА: А…привет!
ПОДРУГА: Мужа ждешь?
НИНА: Ну, да. Сегодня из командировки возвращается.
ПОДРУГА: Не жди. Не вернётся. Он в командировке не был. Он от тебя к твоей близкой подруге, к Алке ушел.
Надежда медленно опускается на стул.
НИНА: Ты откуда знаешь?
ПОДРУГА: Они только что из моей квартиры  удалились. Исповедовались. Прямо не просили, но я поняла, что они сами тебе боятся говорить, и эта миссия негласно возложена на меня.
НИНА: Какая честь.
ПОДРУГА: Что?
НИНА: Ни чего… Просто ты с огромным удовольствием выполняешь возложенную на тебя миссию.
ПОДРУГА: Глупости! Просто я…
Надежда кладет трубку.
Алло?! Алло?!
Подруга пожимая плечами уходит. Надежда какое-то время сидит молча.
НИНА: Вот так. Без Мужа и без Близкой Подруги. Единомоментно. Пауза. Плачет.
Затем она вскакивает, идет на балкон, залазит на парапет, стоит какое-то время. Затем спускается, заходит в комнату и забирается на кровать под одеяло. Дверь своим ключом открывает дочь Нины Машка Кудрявцева. Она на цыпочках проходит в комнату, начинает звонить по городскому. Нина выглядывает из-под одеяла.
НИНА:  У тебя совесть есть?
МАШКА: Он же волнуется!
НИНА: Если он так волнуется, пусть провожает…
МАШКА: А откуда у него деньги на такси?
НИНА: И действительно, откуда деньги у двадцатилетнего студента Кости?
МАШКА (кладет трубку): Не подначивай! Тебе мои ухажеры никогда не нравились.
НИНА: Только предыдущие три. Объясню. Первый претендент по имени Митя был алкоголик или наркоман.  А может быть, и то, и другое. По утрам, просыпаясь в своем доме, он вместо чашки кофе пил портвейн. И я боялась, что он к этому же приучит и тебя.
Второй Петя был с диагнозом. Раз в год он ложился в психиатрическую больницу, и его там лечили инсулиновыми шоками. Третий  Витя, оказался взрослый, тридцатипятилетний мужик, который вообще поначалу не мог определиться, за кем ему ухаживать - за тобой или за мной.
Последний, Костя, удачнее тех троих.
МАШКА: Ну, хотя бы это ты признаешь.
НИНА: Да. Только он язвенник.
Звонит телефон.
МАШКА (в трубку нежно): Та?
НИНА: Фу! (прячется по одеяло)
МАШКА: Та, люблю! Я кое-что купила. Та, подарок. Кое-что клетчатое… удобное.
НИНА: И пищит.
МАШКА: И пищит… Тфьу ты! Мам!!! (в трубку) Да, не обращай внимания! Целую сладкий носик!
НИНА: Кончай трепаться!
МАШКА: Утром созвонимся. Пока-пока! (кладет трубку)
НИНА: Ляг сегодня со мной.
МАШКА: Ага!
Снимает свитер, джинсы, устраивается возле матери. Смотрит на неё.
МАШКА:  Ты плакала? Чего это?
НИНА:  Я разошлась с Подругой. Она меня предала.
Пауза.
МАШКА: Ты видела, что у моих белых сапог отлетел каблук?
НИНА: Ты хочешь провести аналогию? Куда следует девать сапог без каблука? Отнести в починку. А если починить уже нельзя, то надо выбросить такой сапог на помойку, забыть. И так же поступить с предавшим нас человеком. Сначала попытаться починить отношения. А если это невозможно - выкинуть на помойку памяти. И обзавестись другой обувью.
Правильно я тебя поняла?
МАШКА: Нет. Мне просто нечего надеть.
НИНА: У тебя красные есть.
МАШКА: Они теплые. А скоро весна. Я совершенно, совершенно без обуви. Какая-то ты, мама…
НИНА: Ты что, не слышала, что я тебе сказала?
МАШКА: Про что?
НИНА: Про Подругу.
МАШКА: Ну и что? А зачем она тебе? Вы же, по-моему, давно разругались.
НИНА: Мы не ругались.
МАШКА: А тогда чего она перестала ходить? То ходила, а то перестала…
НИНА: Точно!  Она действительно  перестала звонить и появляться. Но я была так занята, что не обратила внимания… Ладно.  Иди к себе.
Машка делает вид, что усыпает.
Иди-иди! Не выспимся обе.
Нина пытается столкнуть дочь с кровати, та упирается.  Обе смеются. Наконец Машка собрала свои вещи и ушла в свою комнату. Нина обняла подушку.
Темнота.
            
                ВАРВАРА

Наши дни. Варвара уже не просто Варвара, а Варвара Тимофеевна. Постаревшая на тридцать лет. Она заходит в свою московскую квартиру, выкладывает из сумки половинку хлеба, печенье чай. И, вдруг, створки окон распахнулись, потом распахнулись дверцы кухонной полки. Чашки стали подскакивать на блюдцах, потом попадали. Стены затрясло. Варвара встала в дверной проем. Переждала «озноб» своей квартиры. Ушла. Мы слышим звонок, потом разговор с соседями.
ВАРВАРА: Здравствуйте! Не знаете, чё происходит-то?
СОСЕДКА: А что происходит?
ВАРВАРА: Как что? Землетрясение. На прошлой неделе. Сегодня опять.
СОСЕДКА: Не знаем. У нас тихо.
ВАРВАРА: Как тихо?! Совсем не трясло?
СОСЕДКА: Совсем не трясло.
ВАРВАРА: Ну, извиняйте…
Варвара возвращается домой, звонит по телефону.
ВАРВАРА: Алло? Пришлите мне участкового, пожалуйста! А где он? Так это недалеко от нашего дома. Пусть к Варваре Тимофеевне зайдет. Он меня знает. Позвоните? Хорошо.
Кладет трубку, по пояс вылезает в окно.
ВАРВАРА (кричит): У, паралич! Дьявол не нашего бога! Мяч в свежую рассаду шмякнулся! Вот я щас выйду, вот я тебя поймаю…
ДЕТСКИЙ ГОЛОС: Это детская площадка, а не огород. Вы бы еще свиней развели…
Ответить Варвара не успела, потому что за её спиной на пол упала люстра.
ВАРВАРА: Ой, батюшки! Ты посмотри, чё творится! Снова звонит по телефону. К телефону, что на столе подходит управдом Шура.
Аллё, это домоуправление?
ШУРА: Да, я Вас слушаю?
ВАРВАРА: Шура?
ШУРА: Да.
ВАРВАРА: Это тебя Варвара Тимофеевна опять беспокоит. Ну, что… На прошлой неделе я звонила, а сегодня опять трясет. И только мою квартиру.
ШУРА: А что Вы нам звоните? Вам в милицию. В Москве индивидуальных землетрясений быть не может. Кто-нибудь из соседей подрался наверное.
ВАРВАРА: Да кто? Наверху мать одиночка живет. А внизу две сестры-близняшки.
ШУРА: Так вот они и дерутся.
ВАРВАРА: Им по восемьдесят лет. Даже если они подерутся – чашки не расколотят. А у меня люстра с потолка упала.
ШУРА: Значит, у Вас мамаша домовые завелись.
ВАРВАРА: Тьфу, ты! Бросает трубку. Кобыла!
Шура кладет трубку, уходит. Раздается звонок в дверь. Варвара открывает. На пороге стоит участковый милиционер Костя.
КОСТЯ: Здравствуйте, Варвара Тимофеевна!
ВАРВАРА: Здравствуй, Костя! Проходи.
КОСТЯ: А почему у вас все на полу валяется?
ВАРВАРА: А зачем подбирать? Все равно упадет.
КОСТЯ: Так все время и падает?
ВАРВАРА: Так и падает.
КОСТЯ: А как же вы живете?
ВАРВАРА: Человек не собака. Ко всему привыкает.
КОСТЯ: Понятно…
КОСТЯ: А вчера-позавчера падало?
ВАРВАРА: Нет. Суббота, воскресенье выходные у них.
КОСТЯ: У кого?
ВАРВАРА: А я знаю?
КОСТЯ:  Мистика, фантастика, детектив…
ВАРВАРА: Чего?
КОСТЯ:  А вы давно эту квартиру получили?
ВАРВАРА: С месяц.
КОСТЯ:А раньше где жили?
ВАРВАРА: В Тупиковом переулке. Нас снесли. Знаешь, небось… А до войны в деревне жила. В Сюхине.
КОСТЯ: А где это Сюхино?
ВАРВАРА: Сейчас нигде. Старики померли, молодые в город подались. На месте деревни одни печины стоят. Дикие свиньи развелись, рыси, волки.
КОСТЯ:  Печины - это печи?
ВАРВАРА: Нет, это печины…
КОСТЯ: А ночью тоже трясет?
ВАРВАРА: Нет. Ночью не работают. Спят.
КОСТЯ: Ну, я пошел.
ВАРВАРА: Может, завтра  зайдешь? У них-с восьми смена.
КОСТЯ: У меня тоже с восьми. У них своя работа, а у меня своя. До свидания!
ВАРВАРА: Всего доброго! Закрывает за Костей дверь. Идет, наливает себе чай. Раздается звонок в дверь.
(громко) Костя, забыл чего? Открывает дверь, на пороге – Шура. Протягивает Варваре листок.
Чего это?
ШУРА: Направление. В психоневрологический диспансер.
ТЕМНОТА.

                НИНА
Второй день после черного известия. Нина на работе. Вокруг неё колбы, реторты, сама она смотрит в микроскоп. Потом, вдруг, откидывается на стуле, смотрит в потолок… из груди вырывается предательский стон. Заходит аспирант Гомонов. Нина в секунду оказывается у рабочего стола, прямая как струна.
ГОМОНОВ: Здравствуйте!
НИНА: Здравствуйте! Вы принесли главу?
ГОМОНОВ: Нет. Я забыл.
НИНА: А зачем вы пришли? Сказать, что забыли?
Гомонов мнется.  Что вы стоите?
ГОМОНОВ: А что делать?
НИНА: Идите домой и принесите.
ГОМОНОВ: Ладно. Уходит.
К «телефону судьбы» подходит Школьная Подруга. Особа яркая, но нервная. Она набирает номер, Нина в своем кабинете снимает трубку.

ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА (кричит): Ты знаешь, что Славка ушел от тебя к какой-то шмаре?
НИНА: Ну, неужели ты думаешь, что ты знаешь, а я нет?
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА: Он меня обманул!  Я от него не ожидала! Он что, совсем с ума сошел?
НИНА: Почему?
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА: Ну разве можно сравнить ее с тобой?
НИНА: Сравнить, безусловно, можно. Объективно лучше я. Но ЕМУ лучше ОНА. А как ремонт?
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА: Что?
НИНА: Как твой ремонт?
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА: А.. Плотника до сих пор достать не могу! Поразительное дело! Никто не хочет работать. Им не нужны деньги. Им нужно только два рубля на портвейн. И все! Представляешь, я три месяца не могу найти человека, чтобы он сделал мне палку во встроенный шкаф.
НИНА:  А зачем палка?
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА:  Пальто вешать! Я не могу въехать в квартиру, потому что мне некуда вешать пальто. Но это не важно. Я в тебя верю!  Ты сильная!
НИНА: Правильно. Я сильная. На мне можно воду возить.
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА: Когда мы увидимся?
НИНА: Когда хочешь.
ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА: Давай в конце недели.
НИНА: Давай.
Школьная Подруга кладет трубку и напевая уходит.
НИНА (телефону): Мы всегда договариваемся, но никогда не встречаемся.
Возвращается Гомонов.
ГОМОНОВ: Я не написал главу.
НИНА: Это и ежу понятно.
ГОМОНОВ: Вы меня презираете?
НИНА: Нет. Садись, пиши.
Гомонов усаживается за стол, начинает работать. 
К телефону подходит Подруга – врач, в белом соответственно халате. Набирает номер.
НИНА (звонящему телефону): Кто на этот раз? Снимает трубку.
Алло?
ПОДРУГА-ВРАЧ: Возненавидь!
НИНА: Кто это?
ПОДРУГА-ВРАЧ: Твой доктор.
НИНА: А. Привет.
ПОДРУГА: Возненавидь!
НИНА: Зачем?
ПОДРУГА-ВРАЧ: Энергия ненависти. Очень помогает.
НИНА: Выпиши рецепт.
ПОДРУГА-ВРАЧ: На что?
НИНА: На ненависть, на что же еще…
ПОДРУГА-ВРАЧ: Хочешь, пообедаем вместе?
НИНА: Не могу. Не глотается.
ПОДРУГА-ВРАЧ: Может быть, тебе лечь в стационар?
НИНА: В какой стационар? В дурдом?
ПОДРУГА-ВРАЧ: Там тебя растормозят. А лучше всего поменяй обстановку. Поезжай куда-нибудь.
НИНА: Я подумаю.
ПОДРУГА-ВРАЧ: Думай. А я побегу. У меня операция. У меня больной на столе. (кладет трубку быстро уходит)
НИНА (телефону): Ничего себе, больной на столе, а она треплется на посторонние темы. Вот и доверяйся после этого врачам.
ГОМОНОВ: Я никогда не доверял.
НИНА: Вы работайте, работайте…
К телефону подходит  Подруга, с которой мы уже знакомы.
ПОДРУГА: Как ты?
НИНА: Что ты имеешь в виду?
ПОДРУГА: Ну, вообще…
НИНА: Индира Ганди в Москву приехала. На отца похожа.
ПОДРУГА: На какого отца?
НИНА: На своего. На Джавахарлала Неру.
ПОДРУГА: А-а…  А зачем она приехала?
НИНА: По делам. А час назад произошла стыковка грузового корабля.
ПОДРУГА: Где?
НИНА: В космосе.
ПОДРУГА: А ты откуда знаешь?
НИНА: В газете прочитала. Ты газеты получаешь?
ПОДРУГА:  Ты-то как?
НИНА: А что тебя интересует?
ПОДРУГА: Ну так… в принципе.
НИНА:  В принципе, неудобно сидеть на двух базарах одним задом, если даже он такой большой, как у тебя.
ПОДРУГА: Ты что обиделась?
НИНА: Нет. Что ты. Расскажи тебе, как я себя чувствую, ты потом в деталях этой сучке, что у меня мужа увела и передашь! (Бросает трубку)
Подруга уходит от телефона. Надежа садится за стол, опускает голову.
ГОМОНОВ: Нина Алексеевна, Вам очень плохо?
НИНА: Почему мне должно быть плохо?
ГОМОНОВ: Ну, от Вас же муж ушел.
НИНА: А Вы уже знаете?
ГОМОНОВ: Все знают. Эта же… женщина здесь тоже работает.
НИНА (устало садится на стул): Да. Мне плохо. Когда узнала… словно шаровая молния в грудь. Хочется не жить.
ГОМОНОВ: Умереть?
НАДЕЖДА: Нет. Это другое. Именно не жить. Просто вычеркнуть себя из времени. Все нутро как будто вычерпали половником для супа, а туда ведрами залили густую шизофрению. Болит голова.
ГОМОНОВ: Я Вас понимаю. Меня в прошлом году девушка бросила. Было тяжко. А тут… муж.
НИНА: Гомонов, я ведь без пяти минут доктор биологических наук и почетный член французского города Нура. И знаете, чем я много лет занимаюсь?
ГОМОНОВ: Чем?
НИНА: Я пытаюсь создать искусственное счастье.
ГОМОНОВ: А что это такое?
НИНА:  Объясняю: когда человек испытывает стресс или средней силы неприятность, в кровь выбрасывается гормон под названием адреналин. Это всем известно. Адреналин состоит из аминопептидов, белков, но не будем вдаваться в подробности, мы не на симпозиуме. Далее, когда человек испытывает счастье, в его кровь тоже выбрасывается гормон. Но вот - какой? Неизвестно. Я занимаюсь тем, что пытаюсь выделить этот гормон счастья. Когда его формула будет найдена, то станет возможным создать аналог химическим путем, и тогда Счастье будет продаваться в аптеках в таблетках и ампулах, сто двадцать рублей упаковка. О! Если бы я успела ко вчерашнему дню! Такая таблетка вместо шаровой молнии в грудь… Ушел муж к подруге, и слава Богу!
ПАУЗА
ГОМОНОВ: Нина Алексеевна, что я могу для Вас сделать?
НИНА: Гомонов, принесите мне, пожалуйста, кофе.
ГОМОНОВ: Сейчас. Сию минуту.  (уходит)
Надежда ходит по кабинету, подходит к зеркалу, долго смотрит на себя.
НИНА: Господи! Я похожа на птицу, которой очень хочется пить, а ей не дают.

К телефону на столике подходит Лия. Набирает номер. В кабинете Нина неохотно берёт трубку.
НИНА: Да?
ЛИЯ: Здравствуй, милая!
НИНА: Лия?! Ты в Москве?
ЛИЯ: Нет, милая, я дома. В Узбекистане.
НИНА: Значит, ничего не знаешь.
ЛИЯ: Что?
НИНА: Я очень рада тебя слышать. Тебя всегда Бог посылает. И всегда вовремя.
ЛИЯ: Ниночка, мне очень, нужен твой совет.
НИНА: А мне твоя энергия.
ЛИЯ: Ты сейчас можешь говорить? Или я перезвоню домой?
НИНА: А давай не по телефону?
ЛИЯ (растерянно): Мне приехать?
НИНА: А можно я к тебе? 
ЛИЯ: Конечно!!! Боже мой, конечно! Я очень тебя жду!
НИНА: Мне  нужно сменить обстановку.

В кабинет забегает Гомонов, с чашкой кофе. Растерявшись, остается стоять на месте.

ЛИЯ: Я куплю тебе билет.
НИНА: Не надо, я сама. Завтра же вылетаю! Жди!
ЛИЯ: Обнимаю тебя крепко! И очень жду!
Надежда, замечает Гомонова, кладет трубку. Лия уходит.
ГОМОНОВ: Простите! Вы уезжаете?
НИНА: В Узбекистан. К подруге. Мы познакомились с ней пять лет назад в скоропомощной больнице. Обе с аппендицитом. Потом поняли, что наши души идентичны как однояйцовые близнецы. Мне нужно к ней поехать. Она вакцина от моего недуга.
ГОМОНОВ: О, я понимаю… Ваш кофе.
НИНА: Спасибо большое!
ГОМОНОВ: А… И Вы прям завтра уедете?
НИНА: Да.
ГОМОНОВ: А сегодня пойдемте со мной на концерт знаменитого певца.
НИНА: Какого именно?
ГОМОНОВ: Не помню. Вот билеты.
ПАУЗА
Вы, наверное, думаете, зачем я вас пригласил?
НИНА: Нет. Не думаю, просто лишний билет и свободный вечер.
ГОМОНОВ:  Нет. Не просто. У меня к вам очень важный разговор. Ну, раз я начал, я не буду ждать концерта… Нина Алексеевна, я хочу у вас спросить: стоит мне оставаться в науке?
НИНА: Но ведь вы уже пишете диссертацию…
ГОМОНОВ: Ну и что? Все пишут. Но, может быть, я бездарен…
НИНА: Кто вам это сказал?
ГОМОНОВ: Ваш муж. Бывший… Востриков.
НИНА: Он так и сказал?
ГОМОНОВ: По форме иначе, но по существу так…
НИНА:  А зачем вы верите? У вас должно быть свое мнение на свой счет…
ГОМОНОВ: У меня его нет.  Я про себя ничего не понимаю…
НИНА: Я давно заметила, что талантливые люди про себя ничего не понимают. Вы правы. Пишут все, но вы - настоящий ученый. Пауза. Теплее: Ваша диссертация похожа на комнату моей дочери Маши  - несобранная, хламная, но в ней есть нечто такое, будто в эту же самую комнату через разбитое окно хлещет летний грибной дождь. А все  статьи Вострикова вылизаны и причесаны, но ни дождя, ни солнца там нет. Там просто нечем дышать. И ваши ошибки для меня дороже, чем успехи Вострикова.
ПАУЗА Гомонов сжимает руку Нины.
ГОМОНОВ: Спасибо… Огромное спасибо!!! Нина Алексеевна идемте на концерт. Пожалуйста!
НИНА: Ну, не в халатах же!
Смеются. Снимают халаты. Уходят.
Темнота.

                ВАРВАРА
Варвара Тимофеевна в психоневрологическом диспансере перед кабинетом врача. Рядом на стульях сидят Женщина, Девушка и Мужчина с печальными глазами. Девушка читает книгу.
ВАРВАРА (девушке): Вас сюда вызывали?
ДЕВУШКА (сухо): Мне нужно заключение.
ПАУЗА
ВАРВАРА (женщине):  А у вас что?
ЖЕНЩИНА: У меня обратные реакции.
ВАРВАРА: А как это?
ЖЕНЩИНА: Когда все плачут, я смеюсь. И наоборот. Все смеются, а я плачу. Например, человек на улице поскользнулся и упал. Всем смешно, а мне грустно. Или кто-нибудь из знакомых совершит подлость, муж возмущается, а я смеюсь.  А последнее время я перепутала день с ночью. Днем я сплю, а ночью читаю, гуляю…
ВАРВАРА: А почему так получилось?
ЖЕНЩИНА: Понимаете, у меня квартира возле Курского вокзала, и окна выходят на Садовое кольцо. Днем там очень шумно и угарно, а ночью тихо и воздух свежий. Я уже привыкла. И собаку свою приучила.
ДЕВУШКА: А зачем вы лечитесь?
ЖЕНЩИНА: Это же ненормально.
ДЕВУШКА: А разве человек не может сам себе устанавливать нормы?
ЖЕНЩИНА: Нет. Муж говорит, что не может. Человек живет в обществе и должен подчиняться его законам.
ДЕВУШКА: А я почему-то все время плачу. У меня есть все, что нужно человеку для счастья, но я все равно плачу.
ЖЕНЩИНА: Это хорошо. Человеку для нормального развития психики необходимы отрицательные эмоции.
ВАРВАРА (мужчине): А вы от чего лечитесь?
МУЖЧИНА: Я убираю память.  Я ничего не хочу помнить.
ВАРВАРА: Почему?
МУЖЧИНА:  Потому что есть такие воспоминания, с которыми не хочется дальше жить.
ДЕВУШКА: А разве можно убрать память?
МУЖЧИНА: Конечно. Новокаиновая блокада центра памяти.
ВАРВАРА: А разве человек может жить без прошлого?
МУЖЧИНА: Нет. Не может. Но у него есть близкое прошлое - это прошлое его жизни. А есть далекое, это память предков. И потомков. Она обязательно присутствует в каждом человеке с рождения. Эту память можно вызвать к жизни.
ЖЕНЩИНА: Каким образом?
МУЖЧИНА: Надо пройти курс электролечения. Пятнадцать сеансов через день.
ДЕВУШКА: А что значит: память потомков?
МУЖЧИНА: Иначе ее называют предчувствием.
ДЕВУШКА: Я всегда предчувствую моду.
ВАРВАРА:  А у меня квартира трясется. В стены все время стучит и мебель падает.
Девушка засмеялась, а глаза женщины наполнились слезами. Варвара заметила это.
ВАРВАРА (женщине): Да пусть трясется, бог с ним! Хотя… Не знаю, помогут здесь или нет…
МУЖЧИНА: Это память стучит.
ПАУЗА
ВАРВАРА: А может и самом-то деле…
ГОЛОС ИЗ КАБИНЕТА: Следующий!
Варвара заходит в кабинет, садится у  докторского стола.
ВРАЧ: Ну? Что у нас случилось?
ВАРВАРА: У нас? У нас стены трясутся. У соседей тихо, а у меня землетрясение каждый день. Кроме субботы и воскресенья.
ВРАЧ: Только у вас?
ВАРВАРА: Только у меня. Архитекторы района приезжали.
ВРАЧ: Что сказали?
ВАРВАРА: Мне ничего. Нашей управдомше Шуре, что-то сказали. Вот она направление к Вам и принесла.
Доктор понимающе кивает.
ВРАЧ: А какой у нас сейчас месяц?
ВАРВАРА: Май. А как же Вы не знаете?
ВРАЧ: А раньше какой был?
ВАРВАРА: Апрель.
ВРАЧ: Правильно. Скажите, а вас никто не преследует?
ВАРВАРА: Как это?
ВРАЧ: Ну, ходит кто-то следом.
ВАРВАРА: Соседка ходит, Лида. Я ее вязать учу на спицах. Племянница приходит, инженер. Деньги в долг просит. А так нет. Никто не преследует. А зачем?
Врач не ответила. Взяла бумажку, что-то начала писать.
ВРАЧ: А голоса слышите?
Вдруг, мы  слышим голос Сони: «Серёжа! Что ж ты мужа от живой жены увела? У него же ребёнок. Он плачет!»
ВАРВАРА: Нет. Не слышу.
ВРАЧ: А вы когда-нибудь видели домовых?
ВАРВАРА: Домовых не видела. А оборотня однажды видела. В детстве.
Врач внимательно посмотрела на Варвару.
Я девчонкой бежала мимо Игнашова хутора. Возле избы дед Игнаш стоял. Вдруг смотрю, по небу огненный шар летит. Об дерево как даст! И рассыпался. А вместо Игнаша кот.
ВРАЧ: А при чем тут оборотень?
ВАРВАРА: Так дед Игнаш в кота оборотился.
ВРАЧ: А как вы это поняли?
ВАРВАРА: Кот здоровый, с ягненка. Усы, как у Игнаша, и смотрит так же, из-подо лба.
ВРАЧ: А может быть, пока вы смотрели на шаровую молнию, дед ушел в избу, а кот вышел. Дед сам по себе, а кот сам по себе.
ПАУЗА
ВАРВАРА: А очень может быть. Огненный дух - это шаровая молния, Игнаш - это Игнаш, а кот - просто Игнашов кот. Очень может быть. 
ВРАЧ: Вот Вам.
ВАРВАРА: Что это?
ВРАЧ: Рецепт. Купите это лекарство, пропьете две недели, а там посмотрим.
ВАРВАРА: До свидания! (идет к двери)
ВРАЧ: Всего доброго! Двадцать второго на прием.
ВАРВАРА (выходя из кабинета): Куда уж там.
ДЕВУШКА: Ну, что?
ВАРВАРА: Да, ничего. С вами интереснее было. Я пока у врачихи сидела вот, что поняла (Мужчине) нельзя нам без памяти. Она же центр.
МУЖЧИНА: Она прошлое. А прошлого нет.
ВАРВАРА: Есть. Там ошибки наши. Их исправлять нужно. Я вот знаю, куда теперь ехать, перед кем каяться. А там и озноб в моей квартире-то прекратится. А врачиха – «Таблетки – таблетки!» Ну! Бывайте!
ЖЕНЩИНА: Удачи Вам!
Варвара уходит.
Темнота.
               
                НИНА
Дом Лии в Самарканде. Нина во дворе в узбекском халате лежит на ярких подушках. Лает собака. Появляется Лия.
ЛИЯ: Карай, фу! (собака замолкает) Ты знаешь, он дурак. Но Саша его любит. По-моему, он любит собаку больше, чем меня. Правда.
Садится возле Нины, пьет из пиалы чай. Нина тоже берёт пиалу.
Отдохнула после дороги?
НИНА: Я не устала. Пара часов на самолете не утомляет. Рассказывай.
ЛИЯ: О чем?
НИНА: Тебе нужен был мой совет. Я хочу его дать.
ЛИЯ: А… Такая история. Знаешь, в нашем театре работает… Прима одна (так буду её называть) Она все роли всегда играла. А пару лет назад, когда я в театр пришла, половину ролей мне отдали.
НИНА: То, что она тебя возненавидела, понятно сразу.
ЛИЯ: Ну, и ненавидела бы себе потихоньку. Но она мужа своего подговорила. А  тот мой партнер почти везде. И в одной из сцен, где я монолог читаю, он наклоняется надо мной и матами кроет. Самыми отборными. И так три спектакля.
НИНА: Вот это сволочь! Омерзительная парочка!
ЛИЯ: Я выбиваюсь. Текст забываю. Долго потом собраться не могу.
НИНА: А ты бы пожаловалась!
ЛИЯ: Буду я жаловаться! Что я, ябеда? Я решила обойтись собственными силами. Догнала его на лестнице за кулисами, дала пощечину. Я же не знала что он ответит.
НИНА: Ответит?!!
ЛИЯ: Врезал. Я с лестницы слетела. В больницу с сотрясением мозга отвезли.
НИНА: Ой! Какой кошмар!
ЛИЯ: Я ждала, что они ко мне в больницу придут. Но нет… не появились.
НИНА: Я в шоке просто. И всё им с рук сошло?
ЛИЯ: В дело муж вмешался. Мой. Сашка  просто пришел на спектакль, в котором артистыч  играл Д'Артаньяна, а Прима - Констанцию, поднялся на поклоне на сцену, поднял руку, и, когда  зал затих, сказал: « Этот актер, которому вы все хлопаете, три дня назад ударил женщину, и она сейчас лежит в больнице с сотрясением мозга»
НИНА: Умница! Твой мужик – умница!
ЛИЯ: Да! Только скандал, на город перекинулся. Узнали все и все начальство. И вот тогда они ко мне с фруктами и виноватыми лицами явились.  И теперь от меня зависит: останутся они в театре и вообще в городе или нет.
Скажи, что мне делать? ПАУЗА
НИНА:  Ничего не делать. Твое великодушие достанет их больше, чем твоя злобность.
ЛИЯ: Их ничего не достанет. Знаешь, что такое бессовестные люди? Это люди, у которых нет совести. Вот у них ее и нет.
НИНА: У них нет, а у тебя есть.
ЛИЯ: Но если я спущу, другой спустит, они же разрастутся, как пенициллиновые грибы.
НИНА: Не надо кончать с собой и с ними.   Они сами с собой покончат.     Умереть не умрут, но будут носить пустое тело, без души. Переориентируйся.  Месть - плохая советчица в делах.
ЛИЯ: А помнишь: "Но сохранил я третий клад, последний клад, святую месть. Ее готовлюсь богу снесть".
НИНА: Вот богу и снеси. Сама этим не занимайся.
В доме что-то падает, слышен детский смех. Лия убегает. Через минуту возвращается.
ЛИЯ: Отдала Диану маме, теперь можем дальше спокойно болтать.
НИНА: Как ты любишь дочь!
ЛИЯ: Очень! Ты знаешь, она, ведь у меня чуть не умерла. У нее от пенициллина в кишках грибы выросли.
НИНА: Какое несчастье…
ЛИЯ:  Слушай, а вот нас растили наши матери… Столько же времени тратили? Так же уродовались?
НИНА: Наверное. А как же еще?
ЛИЯ: В таком случае мы не имеем права на свою жизнь.
НИНА: Как это?
ЛИЯ: Ну вот, я трачу на нее столько сил, только ею и занимаюсь. Значит, она - моя собственность. А я - мамина. И если я, к примеру, захочу отравиться, значит, я покушаюсь на чужую собственность. Пока живы родители, мы обязаны жить.
НИНА: Резонно. То есть ты бы травиться не стала? Или стоять на парапете?
ЛИЯ: Ни в коем случае.
НИНА: А если бы Сашка тебя бросил?
ЛИЯ: Я бы ещё больше любила Диану.
НИНА: Да куда уж больше? (смеются)
ЛИЯ: Я пять лет назад, в театральном училась. Меня в Ташкенте в общежитие поселили с одной девушкой. Мы даже сразу не познакомились, потому что она плакала пять дней.
НИНА: Ого! А в чем дело было?
ЛИЯ: Она призналась, что она беременна от некоего Рустама, которого полюбила на Великой стройке. А Рустам ничего не знает, так как вернулся в свой родной кишлак. Это не особенно далеко от Ташкента, но Анна боялась ехать к нему одна.
НИНА: И ты поехала!
ЛИЯ: Конечно! Мы застали его на его же собственной свадьбе. Я пригрозила, что опозорю его перед гостями, если он не решит свою проблему с Анной.
НИНА: С Анной?
ЛИЯ: Ну, да. Так звали девушку из общаги.
НИНА: Ясно. И чем же дело кончилось?
ЛИЯ: Он дал откуп. Очень, много денег.
НИНА: Она взяла?
ЛИЯ: Не хотела. Для неё это было унизительно. Но я заставила. На что бы она воспитывала ребёнка?
НИНА: Ты умница!
ЛИЯ: Неделю назад я была в Ташкенте на гастролях. Встретила там Аню. Сын у неё прехорошенький. Светлый с темными глазками. Замуж она не вышла. То есть, мужа у неё нет, и не было никогда. Но ты не представляешь, какая она счастливая рядом со своим чадом. Смотрит на сына и светится изнутри. А ты говоришь «Сашка бросит!» Да и Бог с ним!
Нина роняет голову в ладони .
ЛИЯ (испуганно): Я что-то не так сказала? Прости, пожалуйста! Прости! Милая тебе плохо?!
НИНА: Нет! Нет и нет! Мне невероятно хорошо! Ты даже не представляешь как. Словно моя плоть возвращается ко мне после конфликта.
Снова залаял Карай.
ЛИЯ: Я на минутку. (уходит, тут же возвращается) Там пришел гид Игорь. Я специально заказала. Программа: Регистан, Гур Эмир, Биби Ханым, обсерватория Улугбека. Надо взять такси.
НИНА: А можно я никуда не пойду? Я хочу твой плов.
ЛИЯ: Ну, плов в любом случае будет. Хорошо, тогда отпускаю.
Уходит. Нина делает глубокий вдох, улыбается. Лия возвращается.
ЛИЯ: А, может, зря не пошли?
НИНА:  Я бы все равно ничего не увидела. Я перегружена предыдущими впечатлениями своей жизни.
ЛИЯ: Ой! Мы всё обо мне да обо мне! У тебя-то как дела? Всё хорошо?
НИНА: Теперь хорошо.
ЛИЯ: У тебя всегда всё будет хорошо. У тебя не может быть плохо.
НИНА: Почему?
ЛИЯ: Потому что ты самая красивая и самая умная. Все остальные - стебли в сравненье с тобой.
НИНА: Может быть, кому-то кажется иначе…
ЛИЯ: Дуракам.
Нина опускает голову на плечо Лии. Они смотрят на звёзды.
Темнота.

                ВАРВАРА

В своей комнате в коммунальной квартире на кровати сидит Соня. Как и Варвара постаревшая на тридцать лет. Она в телогрейке, надетой поверх халата. На ногах шерстяные носки и галоши. Раздается стук в дверь. Соня открывает. На пороге Варвара.
ВАРВАРА: Узнаешь?
СОНЯ: Узнаю.
ПАУЗА
ВАРВАРА: Дело у меня к тебе.
СОНЯ: Ну, проходи…Садись.
ВАРВРА: Тесно у тебя.
СОНЯ: Тут раньше кладовка была. Чего пришла?
ВАРВАРА: Совесть пригнала.
СОНЯ: А раньше где твоя совесть была? Тридцать лет назад?
ВАРВАРА: Так там любовь была. А поперек любви, какая совесть устоит?
СОНЯ:  А чего ты от меня хочешь?
ВАРВАРА: Не знаю.
СОНЯ: А чего пришла?
ВАРВАРА: Да вот… Пришла. Прощения просить.
СОНЯ: Чего там. Старухи уже…
ПАУЗА
Возле двери затрезвонил телефон. Соня вышла и сказала: "Его нету дома". Потом вернулась, бранясь.
В квартире студент живет, который  какие-то магнитофонные записи собирает, и к нему звонит весь город. А я как в справочном бюро.
ВАРВАРА: Пойдем ко мне жить?
СОНЯ: А что я у тебя забыла?
ВАРВАРА:  У меня квартира отдельная. Без телефона. Дом возле леса стоит. Там раньше зона отдыха была. Пруд с лодками. У меня пенсия шестьдесят рублей.
СОНЯ: И у меня пенсия.
Зазвонил телефон.
Соня опять вышла, сказала: "Его нету дома". И опять вернулась.
ВАРВАРА: А Сережа тебя жалел. Мне простить тебя не мог. Не было у меня с ним счастья. Лучше бы он у тебя остался.
СОНЯ: А у меня б остался, меня б ненавидел, что к тебе не отпустила. Он по тебе прямо трясся, как тигра в клетке.
ВАРВАРА: Электричество.
СОНЯ: Чего?
ВАРВАРА: Любовь, она от людей не зависит. Это электричество. ПАУЗА.  Никого у него, кроме нас с тобой, не было.  Молодой совсем пропал.
СОНЯ: Со мной не пропал бы. Это у него душа разошлась.
Соня заплакала.
Варвара подумала и тоже заплакала.
 Я после него никого не любила.
ВАРВАРА: Все же мы не чужие. У нас общая память. Будем помогать друг дружке в старости. Мало ли чего… Ты заболеешь - я в аптеку сбегаю.
СОНЯ: Я подумаю.
ВАРВАРА: Подумай, подумай. А я тебе подробный адрес запишу. Берет ручку, бумагу, пишет.
Зазвонил телефон.
 Да отлай ты их! А хочешь, я отлаю?
СОНЯ: Хочу.
ВАРВАРА (в трубку, громко):  Его нету дома. И не звоните сюда больше.
Возвращается. Ну, я пойду. Поезд скоро.
СОНЯ: Это очень хорошо, Варвара, что ты пришла все-таки.
ВАРВАРА: Раньше должна была придти. Старость смолоду готовить надо. Тогда стены трястись не будут.
СОНЯ: Что?
ВАРВАРА: Да ни че… не обращай внимания. Как сын?
СОНЯ: Хорошо. Женился, работает.
ВАРВАРА: Ну и славно. До встречи, Соня!
СОНЯ: Хорошей дороги!
ТЕМНОТА.

                НИНА
Нина заходит в свой рабочий кабинет, снимает плащ, надевает белый халат. Почти следом за ней вбегает её  дочь Машка Кудрявцева.
НИНА: О! Ты чего здесь делаешь? Вечера дождаться не могла?
МАШКА: Папа звонил.
НИНА: Кому звонил, тебе или мне?
МАШКА: Разве это не одно и то же?
НИНА: Конечно, нет. Ты - это ты. А я - это я.
МАШКА:  Глупости. Я - это ты. А ты - это я.
НИНА: Послушай родная… папа это такой человек, что если, вдруг, я останусь без него… ты без него не останешься никогда…
МАШКА: Да Бог с ним! Я к тебе по другому вопросу.
НИНА: Нормально, блин!
МАШКА: Мама, у меня к тебе очень, очень важное дело. Я хочу поехать с Костей на каникулы к ним на дачу.
НИНА: Хочешь, так поезжай.
МАШКА: Ну, ни фига се! Я думала будет скандал.
НИНА: Аргументы заготовила. Обидно, что не пригодились?
МАШКА:  К тебе хочет зайти Костина мама. Выразить ответственность.
НИНА: Какую еще ответственность?
МАШКА: За меня. Вообще…
НИНА: А зачем? Хотя глупый вопрос. Это, пожалуй, самое главное в жизни - ответственность друг за друга.
МАШКА: Да! Я побежала! Я тебя очень люблю мамочка!
НИНА: И я тебя!
Машка убегает. Нина садится на стул, долго о чем-то думает. Потом подскакивает, хватает колбы, реторты. Выливает их содержимое в раковину. Заходит Гомонов.
ГОМОНОВ: Нина Алексеевна, что Вы делаете?! Зачем?! Остановитесь!
НИНА: Гомонов, я - нормальный научный сотрудник, работающий над очередной биологической проблемой. Я уже знаю, что гормон счастья анти-адреналин в значительной степени состоит из белка, поэтому толстые люди более добродушны, чем худые. И еще я знаю, что никакого переворота в науке я не сделаю и искусственного счастья не создам, ибо не бывает искусственного счастья. Так же, как не может быть искусственного хлеба.
ГОМОНОВ: Боже мой!
НИНА закончив выливать жидкость : Я больше не старший научный сотрудник. Я больше здесь не работаю.
ГОМОНОВ: Но, Вы же вернулись…
НИНА: Нет. Не вернулась. Меня нет. Я покончила с собой. С прежней. А новая еще не началась. Так что меня действительно нет.
ГОМОНОВ: Но этот гормон счастья – дело всей вашей жизни.
НИНА: Сама жизнь! Вот дело моей жизни. Я так боялась страданий, а они и есть жизнь! Они чертовски, помогают расти, Гомонов. Это захватывает. Я переместилась в другую цивилизацию. И если бы не страстная неделя, неделя страстей, - я не попала бы в эту сегодняшнюю жизнь, потому что сюда можно въехать только на билет, купленный ценою страданий. Только страдания заставляют душу трудиться и созидать, извините за пышное слово. И если страдания не превышают предел и не переламывают человека пополам, то они укрупняют его. Так что не надо бояться страданий. Надо бояться прожить гладенькую благополучную жизнь. И к черту гормоны!

Нина снимает халат. Дверь в кабинет открывается и заходит Подруга, та самая, что увела мужа. Долгая пауза.

ПОДРУГА-ПРЕДАТЕЛЬ:  Все могло быть так и по-другому. Но ты должна была узнать это от меня.
НИНА: Само собой. Но это уже не имеет значения…
Нина  взяла пальто и ушла из лаборатории.
ТЕМНОТА

                ВАРВАРА
Варвара Тимофеевна у себя дома наводит порядок. Что-то слышит за окном, высовывается по пояс.
ВАРВАРА: Играй-играй сынок! Бог не ней с рассадой.
 В дверь постучали, она открывает. На пороге милиционер Костя.
КОСТЯ: А я к вам.
ВАРВАРА:  А у меня не стучит.
КОСТЯ: Я знаю. Я все выяснил.
ВАРВАРА:  Что выяснил?
КОСТЯ: В километре от вашего дома строили АТС, телефонную станцию. И ваша квартира явилась экраном вибрации этой стройки.
ВАРВАРА:  Чего ты сказал? Какая еще вибрация?
КОСТЯ: Стройка и ваша квартира находились на одной звуковой волне. Поэтому, когда там вбивали под фундамент сваи, у вас все падало со стен.
ВАРВАРА: Почему?
КОСТЯ: По физическим законам. Явление резонанса.
ВАРВАРА: А почему именно моя квартира?
КОСТЯ: Случайность. Совпадение.
ВАРВАРА: Какое совпадение?
КОСТЯ: Ну… как любовь.
ВАРВАРА: А при чем тут любовь?
КОСТЯ: Когда душа одного человека - экран вибрации другого. Когда их души на одной звуковой волне. Это тоже очень редкое совпадение и совершенная случайность.
ВАРВАРА: А больше стучать не будет?
КОСТЯ: Больше не будет. Позавчера был последний день строительных работ.
ВАРВАРА: А вдруг опять строить начнут?
КОСТЯ: На этом месте уже не начнут. Ну, я пошел.
ВАРВАРА: Иди, Костя. На чай заходи.
КОСТЯ: Хорошо. Ой! К Вам тут женщина.
В комнату заходит Соня с чемоданом. Костя закрывает за собой дверь.
ВАРВАРА: Соня! Ой, Сонечка, радость-то какая!
Обнимаются.
СОНЯ: Не ждала?
ВАРВАРА: Очень ждала! Я ж теперь буду заботиться о тебе. Вину искупать за все страдания, что  принесла.
СОНЯ: Варя, да какая же жизнь без страданий? Скукотища! Вспомнить бы нечего было.
ВАРВАРА: И то, правда. Раздевайся, располагайся.
СОНЯ: Я вот тебе огурчиков домашних привезла. Сама солила.
Женщины хлопочут. Свет медленно гаснет.
ТЕМНОТА.
                P.S
Вокзал. Дежурный объявляет о прибытии поезда. Соня вглядывается в лица людей. Подбегает Варвара.
ВАРВАРА: Успела?
СОНЯ: Да, вот только поезд прибыл.
ВАРВАРА: Дык, кого встречаем?
СОНЯ: Внучку с невесткой. Из Самарканда возвращаются.
ВАРВАРА: А чего поездом?
СОНЯ: Внучка летать боится. Она мне по телефону сказала сумок много. Помочь хочу.
ВАРВАРА: А сын чего?
СОНЯ: Бросил он их Варенька. А Нина мне как дочь. Очень люблю её. И внучку.
ВАРВАРА: Бросил, говоришь? Ты глянь-ка? Весь в отца.
СОНЯ: Ой! Вон они!
Появляются Нина и Машка, действительно с большим количеством сумок.
МАШКА: Бабуля!
СОНЯ: Ой! Родненькая моя!
Обнимаются.
НИНА: Мам, Вы зачем пришли?
СОНЯ: С сумками помочь.
НИНА: Мы бы людей наняли.
СОНЯ: Вот ещё деньги платить. Ниночка, мне в мои годы так хочется полезной быть. Ты уж не отказывай.
Нина обнимает Соню.
НИНА: Вот сумка. Держите.
СОНЯ: И Варваре Тимофеевне дайте.
Варвара берёт сумку.
НИНА: Тогда к нам идемте. Сейчас узбекский плов сделаю, будем есть.
МАШКА: Ура!
СОНЯ (смотрит на внучку): Счастье ты моё!
Женщины, переговариваясь уходят.
А на столике, совершенно неожиданно начинает звонить «телефон судьбы»
 ТЕМНОТА