Второй сезон Penny Dreadful - Страшных сказок

Лилия Внукова
Второй сезон "Penny Dreadful" - «Страшных сказок»

Во втором сезоне «Страшных сказок» расстановка сил изменилась, поменялся характер взаимодействия персонажей. И потому сами персонажи тоже изменились. Появилось реальное и вполне персонифицированное зло : ведьма Эвелин Пул. В то время как раньше это было неведомое существо, которого никто особо не видел. Теперь команда сэра Малькольма несёт функции защитников, сплотившихся вокруг Ванессы, над которой сгущаются всё более грозные тучи. Разумеется, раз появились злые ведьмы, появится и лес. И история об инициации главной героини, Ванессы Ивз.

Сериал напоминает мне и фильмы по Достоевскому, тоже, какие-то почти Петербургские, старые и тёмные квартиры, знаменитые "колодцы" внутренних дворов. Ванесса Ивз уж точно напоминает классическую петербурженку, в чёрном и с пихитоской )) .

Моими любимыми героями в первом сезоне были Виктор Франкенштейн, а так же Итан и Брона. Им я посвятила несколько обзоров. Но Броны теперь нет. Есть новое Создание Виктора, Лилия. И меня немножко пробирает дрожь, писать о Лилии, Создании доктора Франкенштейна!... с холодными руками, по-сути это ведь оживлённый мертвец ! ... Билли Пайпер очень понравилась мне как Брона, в дуэте с Джошем Хартнетом (Итан). Но теперь Итан с Ванессой, и связь их становится всё крепче. А Лилия – во-первых она не Брона, и даже не человек, а во вторых она с Виктором. Это трудно принять... Да, Брона умерла, миру явилась Лилия.


Джон Логан довольно интересно через Создания Виктора Франкенштейна проводит философский вопрос о душе. Есть ли она? Умирает ли с телом? Что есть душа?... Создания Виктора не должны быть наделены душой. Они что-то вроде биологических роботов (кстати, наука действительно может когда-нибудь дойти до чего-то подобного ). Но Виктор берёт для своих Созданий человеческие тела. ... Есть ли телесная память, и что может помнить сома?... Виктор проверяет свои Создания. Он, экспериментально, старается загрузить память Лилии воспоминаниями выдуманными. Оказывается что она внутренне-сопротивляется этому. Создания помнят эмоции. Лилия в первую очередь вспоминает, что она женщина. Она готовит, она слегка кокетничает. Ей нравится внимание Виктора. В итоге она даже соблазняет своего создателя! Но души в ней нет... Или -- душа в ней словно бы спит... Удивительным образом душа есть в Калибане , и он, по версии Логана, пробуждает -- или обретает её, через саморазвитие -- через поэзию.  И через страдания одиночества. С точки зрения обычного человека работа Виктора бесчеловечна, не веря ни в Бога ни в Дьявола, он касается самых сокровенных тайн!, души! И ему удаётся их коснуться. С точки зрения учёного это главное, что удаётся.
Неизвестно, насколько сможет понять Франкенштейна Итан... чью любовь он превратил в робота, в Коппелию. Да и неизвестно, что пробудится в Лилии, когда она увидит Итана ?... Пробудится ли душа? ... Или всё же -- ни души, ни Бога -- нет ?...

Поскольку полюбившейся пары -- Итана и Броны -- больше не существует, остаётся следить за линией сэра Малькольма. Эта любовная линия (если можно так назвать ситуацию, в которой находится герой ) всё больше интригует зрителя ! Тимоти Далтон великолепно, глубоко подаёт своего героя : обманщика мужа, и обманутого возлюбленного, и всё это на фоне семейной трагедии, потери детей.

Можно говорить о том : мол, это ужасная ведьма Эвелин Пул околдовала нашего героя ! Но Джон Логан делает такой вывод не вполне однозначным. Сэр Малькольм ещё до прямого колдовства Эвелин бросает на неё заинтересованные взгляды (в магазине оружия, в конце первого сезона. И во втором сезоне просто «ружьё должно непременно выстрелить» )) ). Так что Эвелин скорее умело разжигает его страсть, его вожделение – потом. И сэр Малькольм становится словно бы одурманен, одержим навязчивой мыслью: «Я должен обладать тобой». Эвелин хладнокровно использует возникшую к ней искру симпатии, и раздувает из неё пожар. Какими средствами? Это уже дело техники , опытной ли женщины – или ведьмы, значения не имеет. Эвелин и опытная женщина, и ведьма.

Признаки же именно колдовства Ванесса ( приёмная дочь Малькольма )видит в разительных переменах поведения, в странной, бесчувственной реакции на смерть жены – матери его детей хотя бы… если уж не любимой женщины…

Странным образом мужчины, подобные сэру Малькольму ( видимо, по природе своей! ) , перестают бросать вожделенные взгляды на уже доступную, и, не дай Бог!, привязанную к дому детьми женщину, поскучневшую, располневшую, подурневшую от ,на самом деле – от оскорбительного , невнимания мужа. Сэр Малькольм чувствует вину перед своей женой (первая сцена второго сезона, у могил детей), но не более того. И это тоже оскорбляет Глэдис. Потому-то она, наконец, ему возражает и ставит на место.

Человек, подобный сэру Малькольму, всю жизнь проведший среди опасных приключений, путешественник, исследователь, и в женщинах ищет чего-то необычного. И в этом они с Дорианом Греем похожи. Дориан тоже необыкновенно падок на скандал, и на сенсации, и на всё что угодно необычное, лишь бы разогнать скуку жизни. Малькольму в простой, обычной жизни так же не хвает остроты, адреналина – к чему он так привык. Потому его взгляд на себе останавливает необычная мадам КалИ, Эвелин Пул. Женщина – со знаком ли плюс, или минус – неординарная.

И Эвелин в полной мере использует страстишку, разгоревшуюся в сердце престарелого ловеласа !

Что ждёт в итоге сэра Малькольма ? , пока что , в шестой серии , не ясно. Останется ли цел его рассудок ? Тимоти Далтон очень верно говорил в интервью о своём герое : "Он глубоко ранен… а она (Эвелин) его утешение – ужасный выбор,- говорит Тимоти Далтон" . Переживать на старости лет , времени любви последней, любви осенней – ложь, холодное манипулирование за маской якобы любви…

« Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.»

(Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»)

Эвелин Пул, разумеется, принципиально , напрочь лишена «Божественной стыдливости страданья », и вообще чего-либо Божественного . Это-то и страшно. Встреча с такой женщиной, и такие потрясения ( магического – или не магического характера, не имеет значения ), это может привести героя Тимоти, сэра Малькольма, к полному краху, к полному расколу личности. Безвозвратно.

Тимоти Далтон показывает зрителю не какого-то там чудесно околдованного мужчину – нет!, а именно влюблённого осла, ведомого ловкой женщиной на жертвенник. Своих ли амбиций, или какой-либо чудесной магии – это не важно.

Тимоти уже прекрасно показал капризность и упрямство своего героя, и полное отключение рассудка. Другими словами, мужчину не просто любящего или влюблённого, а одержимого навязчивой идеей. Об этом тоже говорил в своём интервью Тимоти Далтон, что в «Страшных сказках» его привлекает драматизм , внутреннее раскрытие сложных характеров, а не внешняя, ужасно-сказочная история, щедро сдобренная всяческими ритуалами и монстрами.
"Что привлекло его в этом, отнимающем время, здоровье и силы проекте?
– Я помню старые фильмы ужасов студии Hammer, которые совершенно никого не пугали, и мне не нравится, когда к нашему сериалу применяют термин «ужасы». А что мне нравится в нем, так это то, что наша история – это вечные вопросы добра и зла, каково это быть человеком. И если мы уберем эту внешнюю обертку из викторианской эпохи, рек крови и сверхъестественного, то получим очень серьезное содержимое".


Логан так же выводит на сцену весьма скандальную пару: Дориана Грея и Анжелик, трансгендера, мужеженщину.

Молодому актёру Джони Бичему, сыгравшему Анжелик, приходилось нелегко! До съёмок в «Страшных сказках» Джони работал в "Стоунволл" , фильме Роланда Эммериха , в котором сыграл и Джонатан Рис Майерс . В своём интервью Бичем говорил, что Джон Логан много беседовал с ним, говорил ,что ему следует относиться к Анжелик именно как к персонажу, которого он должен просто сыграть.

Оправдана ли именно такая возлюбленная для пресыщенного всякими удовольствиями Дориана? Конечно, да. Дориан ищет в жизни остроты, необычности и скандала.

Не такова Анжелик. Она необычна, природа сделала её такой. Своей природы она изменить не может. Но и жить нормальной, обычной жизнью для неё , увы, нет возможности. Её необычность привлекает Дориана. Так же как, в своё время, его привлекла необычность Ванессы. И – на балу – привлекает необычность Лилии. Прежде в обзорах , я выдвигала предположение : не ясно, кто такой Дориан, что он за существо. Вполне возможно, что он не человек. Но Анжелик не знает о его тайне, о мистическом портрете. И Анжелик-то человек, с живым сердцем и живой душой, которая способна полюбить этого якобы «Прекрасного» Принца, не побоявшегося вывести её в свет, показать всем их отношения. И, если жизненный опыт и какой-то инстинкт не подскажет Анжелик бежать от Дориана, для неё эти отношения могут стать очередной трагедией. А их в жизни Анжелик было предостаточно, по её коротким замечаниям в разговорах с Дорианом.

Эротические сцены с Анжелик и Дорианом одни из самых откровенных !...
И эротических сцен в "Страшных сказках" вообще много, не зря об этом сериала пишут 18+ . Это Страшные Сказки для взрослых . Пролистывая серию с цензурой,с размытыми пятнами в сценах с обнажёнкой, возникает чувство какого-то глупого ханжества... Человеческое тело есть только тело, любая его часть. Тем более, что все моменты уместны, как должно быть. Брона-Лилия не может перерождаться сразу же в кружевном белье . Да и вода вокруг неё, и в символе живородящего дождя в том числе, подчёркивает, что доктор Франкенштейн наконец-то создал прекрасное творение, просто Пенорождённую Венеру.
Ну а о сцене в (довольно странном !) борделе , куда приходит Дориан (а куда ещё мог с охотой прийти Дориан Грей ?),и говорить нечего. Нужно было пояснить, что всеобъемлющая скука Дориана толкнёт его к самым невероятным женщинам.... Такое развитие образа Дориана ничему не противоречит.

Уже думалось, что с Тимоти не будет никаких пикантных моментов, в силу его зрелого возраста! Но сделали, показали, как ведьма соблазнила сэра Малькольма, с определённой целью, не с любовью в душе. С целью "добычи плоти врага". Думалось : как же сделают эту сцену? Тут, конечно, женщина (Хелен МакКрорри, Эвелин ) была в корсете, а мужчина (Тимоти) в рубашке, в белой праздничной рубашке , с бала. Получилось весьма хорошо.


Джон Логан (главный креатор сериала) пишет в первую очередь драматическую историю, полную загадочных явлений и внушающих страх персонажей, для подогрева интереса публики. Не зря ведь Театр Ужасов, или Музей (ужасных) Восковых фигур Патни, или просто ярмарочный театр кукол, да и сами куклы ведьмы Эвелин Пул (её магического театра) – всё это прямое обращение к театру, которое ведётся из сезона в сезон сериала :
« -Но мне страшно! Что за ужасы там скрыты ?! …
  -Узрите же злые чудеса Люцифера !, он обрушивает свои тёмные силы на мир ! ". Обращение, может быть, к тому театру жизни , о котором писал Теккерей, да и Шекспир.

За страшными масками это история вполне понятных человеческих отношений и ситуаций. Исключая персонажей абсолютно не человеческих, но присутствующих за кадром. Например, Тёмный Хозяин ведьм и Эвелин Пул (как самой старшей ведьмы). Даже, теперь уже чётко персонифицированное зло в лице мадам Кали или Эвелин Пул, всё же – и она была и остаётся человеком, хоть и очень изменённым своим служением.

Тема борьбы внутри героев человеческого и нечеловеческого, тьмы и света, добра и зла – это уже отдельная тема, которую этот обзор лишь затрагивает.