Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Ч. 13

Николай Старовойтов
13:4-13.Недавняя находка- доказательство того,что Апостол Павел побывал на Кипре."«Как сообщают итальянские археологи,на скалистом,залитом жарким солнцем юго-западном берегу Кипра они обнаружили древнейшее материальное свидетельство того,что Павел побывал на этом острове»,- говорится в издании «Обзор библейской археологии» («Biblical Archaeology Review»)."[476]Это фрагментированная греческая надпись на обломке мраморной таблички,найденная в развалинах ранней христианской базилики.Две неполностью сохранившиеся строки реконструируются как PAULOU APOSTOLOU-«Павла Апостола».Филиппо Гьюдичи,руководитель итальянской археологической экспедиции на Кипре,сравнивает её с известной латинской надписью IV в. на надгробии Апостола в базилике св.Павла в Риме: PAALO APOSTOLO MART[YRI]- «Павлу Апостолу,мученику».Христианская базилика в Пафосе была построена после 394 г. на руинах древнего языческого храма Аполлона и Артемиды (он существовал с IV в. до н.э.).В Деяниях говорится о визите Апостола Павла на Кипр во время его первого миссионерского путешествия,о том что Павел прошёл весь остров до Пафа [Пафоса] и о том,что им был обращён в Христианство проконсул Кипра Сергий Павел.Традиция связывает христианизацию Кипра также с деятельностью св.Илариона из Газы (ок.291-371 гг.),вероятно,что и строительство первых христианских церквей в Пафосе относится к его времени.Однако найденную надпись археологи датируют более ранним временем- первым-вторым веком н.э.[476] (Недалеко от базилики,где была найдена надпись,стоит каменный столб,к которому,согласно местной традиции,Апостол Павел однажды был привязан и подвергнут бичеванию (ср.2 Кор.11:24).)
Св.Дееписатель вновь и вновь прав.

13:6-12: "Прошедши весь остров [Кипр] до Пафа,нашли они [-Варнава,Савл-Павел и Марк-] некоторого волхва лжепророка,Иудеянина,именем Вариисуса,Который находился с проконсулом Сергием Павлом,мужем разумным.Сей призвав Варнаву и Савла,пожелал услышать слово Божие; А Елима волхв,- ибо то значит имя его,- противился им,стараясь отвратить проконсула от веры.Но Савл,он же и Павел,исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,Сказал: о,исполненный всякого коварства и всякого злодейства,сын диавола,враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне,вот,рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени.И вдруг напал на него мрак и тьма,и он,обращаясь туда и сюда,искал вожатого.Тогда проконсул,увидев происшедшее,уверовал,дивясь учению Господню." Об иудейских заклинателях Кипра см.: Иосиф Флавий,"Иудейские древности" ХХ,7:2; Плиний Старший,"Естественная история",20.2.О Сергии Павле упоминают античные документы,например,- древние надписи: одна,найденная на Кипре (причём св.Лука правильно назвал имя и титул этого человека (антюпатос)),датируемая 55 годом н.э.,а другая- в Риме[478].Последняя говорит о нём как о члене комиссии по укреплению мостов.Кроме того,при Клавдии в Риме был некий «наместник Тибра»,которого звали Луцием Сергием Павлом[479],которого,вполне возможно,впоследствии назначили на Кипр в качестве проконсула.Плиний в своей "Естественной истории" называет Сергия Павла в числе писателей,трудами которых он пользовался (кн.2 и 18).Св.Лука совершенно правильно называет Сергия Павла проконсулом,что,учитывая изменения в организации управления Кипром,показывает хорошее знание ситуации.Кипр попал под римское владычество в 57 г. до н.э.;два года спустя он был присоединён к Киликии,в 27 г. до н.э. он стал имперской провинцией и управлялся легатом,но в 22 г. до н.э. он перешёл под управление сената и соответственно во главе был поставлен проконсул.Этот факт подтверждается монетами тех времён,обнаруженными археологами на Кипре.Заметим,что за тридцать пять лет на Кипре сменилось четыре вида римского правления.Св.Лука,однако,располагал точным знанием событий,поэтому и не допустил ошибки,когда назвал Сергия Павла именно тем титулом,которым тот обладал на самом деле.[480] Хотя в тексте Деяний ничего не сказано о крещении проконсула Сергия Павла или получении им Духа,мы не должны сомневаться,что этого не произошло.У нас нет оснований сомневаться в искренности веры Сергия Павла.В 1912 г. Рамзи обнаружил в Антиохии надпись середины I века,на которой было написано: "Луцию Сергию Павлу младшему,одному из четырёх смотрителей римских дорог"...[481] Он также нашёл и другую надпись,где говорилось о некой женщине по имени Сергия Павла.По мнению Рамзи,эти лица были сын и дочь римского проконсула в Пафосе Сергия Павла.Рамзи собрал и проверил существующие данные и обнаружил,что после уверования этого проконсула его дочь и другие потомки были христианами[482].Рамзи делает особый акцент на присутствие в последней надписи признаков,свидетельствующих о том,что Сергия была христианкой и воспитывала детей в христианских традицтях[483].Русскому читателю,вероятно,будет интересно узнать,что проконсул Сергий Павел почитается в качестве местночтимого святого Православной Церковью Кипра.
Относительно орфографии имени "Павел" Рамзи отмечает,что латинское имя всегда пишется как Paullus,т.е. с двумя «л»,тогда как греки писали его только с одним.Таким образом,подтверждается ещё и орфографическая точность Апостола[484].

13:14,49.Святой Лука сообщает,что Апостолы проходили через область,которая начинается от Пергии,и прибыл в Антиохию Писидийскую (Деян.13:14).Писатель первого века Страбон называет этот город «Антиохией у Писидии».Неверным было бы определение «Антиохия в Писидии»,так как этот город не был расположен в Писидии,а являлся главным политическим и военным центром области,которая называлась галатийской Фригией.И действительно,в одной надписи говорится о неком «областном сотнике»,который,вероятно,находился в этом районе со специальной миссией[485].Совершенно верно и абсолютно точно замечает св.Лука,что "слово Господне распространялось по всей стране" (Деян.13:49),т.е. по всей Антиохийской области.И очевидно,что необычное уточнение у св.Луки и географа Страбона было необходимо для различия многих городов с названием Антиохия.
Когда св.Апостол Павел писал коринфянам,он,кроме всего прочего,подчёркивал,что служил Богу,подвергая себя опасности при зимних разливах рек и от рук разбойников,подстерегавших его на протяжении его путешествий (2 Кор.11:26).Конибар и Хоусон полагают,что этими словами Апостол Павел указывает на путешествие между Пергией и Антиохией Писидийской.Это подтверждается на основании археологических находок,полученных в окрестностях Писидии,-там,где располагалась Антиохия.Рамзи упоминает древние надписи,раскрытые в окрестностях Писидии,в которых речь идёт о вооружённой милиции и солдатах,призванных следить за порядком,безопасностью и миром в области.В других надписях говорится либо о столкновении с разбойниками,либо о гибели в реке[486].

13:50: "Но Иудеи,подстрекнувши набожных и почётных женщин и первых в городе [Антиохии Писидийской],воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов."- Формальный повод найти было нетрудно: римские законы запрещали вводить новые культы.Ещё император Тиберий (14-37 гг. н.э.) пытался запретить восточные культы (Светоний,кн.3 ("Тиберий"),36),а император Клавдий (41-54 гг. н.э.) ограничил "распространение чужеземных суеверий" (Тацит.Анналы,XI,15).Но св.Лука и здесь точен в деталях,потому что,как замечает В.Рамзи,в то время как в Афинах или каком-нибудь ионийском городе такая активность женщин была бы немыслима,здесь действия женщин соответствовали образу жизни и нравам городов,расположенных во внутренней части Малой Азии[487].

14:6.- Описывая уход из Иконии Апостолов Павла и Варнавы и достижение ими пределов Листры и Дервии,входящих в Ликаонскую область,св.Лука подразумевал,что они вышли за пределы Фригии и вступили в Ликаонию.Лука обратил на это наше внимание,потому что путники покидали юрисдикцию властей Иконии и должны были достигнуть места безопасности.Археологи одно время сомневались в том,что,как подразумевалось у Дееписателя,Листра и Дервия были расположены в Ликаонии,а Икония- нет.Действительно,некоторые римские авторы,например,Цицкрон и Страбон,писали,что Икония была расположена в Ликаонии.Тщательное изучение этого вопроса британским учёным Вильямом Рамзи привело к тому,что он стал горячим защитником точности утверждений Луки,обнаружив,что Икония была Ликаонским городом только в определённый промежуток времени до и потом после описанных св.Лукой событий,и поэтому описание Луки "соответствовало действительности в тот период,когда Павел посетил Ликаонию,и это было так только в короткий промежуток времени,между 37 и 72 гг. н.э."[488] В 1910 году В.Рамзи обнаружил памятник,из которого явствовало,что Икония была фригийским городом.Другие археологические находки свидетельствуют о том,что жители Иконии сами называли себя- и таковыми их считали окружающие- фригийцами[489].Кроме того,Ксенофонт упоминает в 401 г. до н.э. Иконию как фригийский город.Также существуют филологические и археологические свидетельства (из надписей),доказывающие,что Икония считалась фригийским городом до 295 г.[490]Таким образом,отмечает археолог Томпсон,"хотя Иконию связывали с Листрой и городами Ликаонии на основании экономических соображений,в действительности же административно Икония относилась к Фригии.Это произвело сильное впечатление на Рамзи,поскольку указывало на то,что Лука был верно и точно осведомлён о столь конкретной подробности"[491].

14:8-13.- В Листре Апостол Павел исцелил некоего хромого,который не мог ходить от рождения,14:11-13: "Народ же,увидев,что сделал Павел,возвысил свой голос,говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.И называли Варнаву Зевсом,а Павла Ермием,потому что он начальствовал в слове.Жрец же идола Зевса,находившегося перед их городом,приведши к воротам волов и принесши венки,хотел вместе с народом совершить жертвоприношение."- Ермий (греч.Гермес,лат.Меркурий) считался вестником богов.По верованиям греков боги иногда сходили на землю беседовать с людьми и принимать участие в их делах.Римский поэт Овидий (43 г. до н.э.-17 г. н.э.) описывает в древнем мифе,как Зевс и Ермий посетили соседний район Фригии в образе простых смертных ("Метаморфозы" VII,626).Так как по мифу их никто не принял,кроме старика Филемона и старухи Бауции,живших на границе Ликаонии,возмездием был потоп,во время которого погибли все жители,за исключением этой пары.Вполне понятно,что жители Листры не хотели пережить описанного в этой легенде.Поэтому жрец идола Зевса,находившегося перед Листрой,начал готовиться к жертвоприношению для этих,якобы божественных,посетителей.Варнава в сравнении с Павлом выглядел почтенным старцем,почему и был принят за Зевса (Юпитер в римской мифологии).Павла же,исцелившего хромого,сочли Ермием (Гермесом),богом-посланником,поскольку он был моложе и часто говорил от лица обоих миссионеров.Все приготовления к жертвоприношению обсуждались на местном диалекте (ср.14:11),так что Павел и Варнава только в последний момент поняли,к чему была вся эта суета,но всё же успели их остановить (см.14:14-18).
 В то время когда Вильям Рамзи был верным адептом Тюбингенской школы,его позиция изменилась радикально,когда занимаясь исследованием ситуации в районе,который обычно называют Южная Галатия[492],он стал внимательно читать описание миссионерских путешествий Павла в Деяниях.Он не надеялся при этом найти информацию о времени Павла,но рассчитывал вычитать что-либо полезное по II в. н.э.,т.е. времени,когда,как он считал,Деяния были написаны.Первое,что поколебало убеждённость Рамзи в позднем происхождении Деяний,было чтение 14-й главы.Рамзи,знатока Малой Азии,поразило точное соответствие деталей в описании св.Луки тому,что было известно по независимым источникам: так из надписей я знаю,что хотя пара Зевс-Гермес и встречается в разных частях Малой Азии,но особая концентрация совместных памятников Зевса и Гермеса (под греческими именами скрывались идентифицированные с ними местные боги) была характерна именно для района Листры[493].Рамзи поставил вопрос следующим образом: если Лука оказался точным в одном случае,то не означает ли это,что он точен и в остальных: "Ни один писатель не является точным случайно или аккуратным время от времени.Он аккуратен благодаря определённой привычке ума.Некоторые люди аккуратны по природе,некоторые по природе рассеянны и неаккуратны"[494].Соображения такого рода,но главным образом,тщательная проверка информации Деяний там,где такая проверка была возможна,превратила Рамзи в апологета историчности Деяний[495].
 "Недалеко от современного Катын-Серай американец С.Стеррет нашёл каменный алтарь,на котором имелась надпись с упоминанием названия Lustra,что,без сомнения,означает место,где располагалась римская колония"[496].Две надписи,обнаруженные возле Листры в 1919 г.,подтверждают также факт существования в этом городе культа Зевса и Гермеса[497].В одной из них,относящейся к середине III века н.э.,говорится о посвящении Зевсу статуи Гермеса двумя людьми с ликаонскими именами.В другой упоминается о «жрецах Зевса».Кроме того,рядом с Листрой в 1926 г. был найден каменный жертвенник,посвящённый «тому,кто слышит молитвы [вероятно,Зевсу] и Гермесу».Все эти факты означают,что у жителей этой области культ этих двух богов был весьма популярен[498].Поэтому и первая реакция людей на чудо с исцелением хромого была следующая: серьёзного и молчаливого Варнаву они приняли за Зевса,а более разговорчивого Павла- за Гермеса.
 Св.Лука вновь и вновь прав.

15:4-29.- Историчность Апостольского собора.Апостол Павел в своих Посланиях не даёт прямой ссылки на постановления собора,но пишет,что «столпы» Иерусалимской церкви (Иаков,Кифа и Иоанн) "подали руку общения" ему и Варнаве,одобрив их миссию среди язычников (Гал.2:1,9,ср. с Деян.15:2,22).Выражение "подать руку на Востоке означает заключить договор или формальное соглашение,которое мы и находим в деяниях собора.

16:6 и 18:23.- Историчность посещений Павлом Галатии.Предание Церкви единогласно считает Апостола Павла составителем библейского Послания к Галатам.Многочисленные цитаты в писаниях первых двух столетий н.э. достаточно свидетельствуют о том,что подлинность Послания к Галатам признавалась всеми современными свидетелями.Получатели Послания обозначены во введении: "церквам Галатийским" (Гал.1:2).Вообще считается,что под ними подразумеваются общины на севере Галатии,основанные Павлом,когда он проходил через эту провинцию в начале своих второго и третьего миссионерских путешествий (Деян.16:6 и 18:23).Стих Гал.4:13: "Знаете,что,хотя я в немощи плоти,благовествовал вам в первый раз",позволяет предположить,что до того,как Павел написал это Послание,он уже два раза пребывал в Галатии,что должно относиться к упомянутым в Деян.16:6 и 18:23 посещениям.

16:8-11.О своём пребывании в Троаде Павел говорит во Втором Послании к Тимофею 4:13.Троада- морской порт в северо-западной части Малой Азии.

16:12.- Археология внесла огромный вклад в понимание той роли,какую сыграла успешная деятельность Апостола Павла в Филиппах (Деян.16:12-40).Этот город оказался под властью Рима в 168 г. до н.э.После поражения в битве при Филиппах убийц Цезаря Брута и Кассия Август пожелал расселить там своих ветеранов и основать римскую колонию,позже к ним присоединились и другие римские граждане,в результате чего Филиппы превратились в миниатюрную копию Рима со своей площадью,театром,форумом (место,где находились суд,казначейство и т.д.),акрополем и городскими стенами.Выходит,что св.Апостол Лука прав,когда называет город колонией,т.е. римским поселением (Деян.16:12).Надписи,имеющиеся сегодня в распоряжении археологов,указывают на то,что определённые города в Азии,Вифинии и Македонии действительно имели статус колоний[499].
Св.Лука говорит,что Филиппы были "первый град части Македонии" (церковнослав.пер.Деян.16:12).Ф.Дж.А.Хорт,один из виднейших исследователей Нового Завета,утверждает,что Апостол ошибается,когда употребляет слово ;;;;; («часть»),и обосновывает своё утверждение тем,что "слово ;;;;; никогда не означает просто перифирию,провинцию или какое-нибудь географическое деление.Когда оно употреблено применительно к земле или чему-нибудь другому,то означает часть или частицу".Поскольку ни один автор не написал бы ;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; («эта частица Македонии»),если бы намеревался сказать ; ;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; («эта провинция Македонии»),Хорт утверждает,что в тексте первоначально присутствовала некая ошибка: один из переписчиков,желая её исправить,заменил слово и написал ;;;;;.Но на основании археологических находок в Фаюме (Египет) стало ясно,что тамошние колонисты,многие из которых происходили из Македонии,где находились и Филиппы,употребляли именно это слово ;;;;;,чтобы различать области провинции.Таким образом,отмечает профессор Фри,археологические находки "показывают,что Лука имел хорошее представление о географической терминологии в Македонии,поскольку являлся одним из выдающихся современных экспертов в области греческого языка.Сегодня все исследователи сходятся во мнении,что слово ;;;;; употреблено Лукой к месту,именно так,как его употребляли в Македонии.Археология «поправила» Хорта и снова доказала правоту Луки"[500].
Город Филиппы носил название основного или главного из городов Македонии.Однако это не означало "столица" провинции Македония,так как Фессалоника была столицей.Так же это не значило,что город Филиппы был районным центром,потому что Амфиполь был центром.Существуют основания полагать,что название было только почётным званием,которое присваивалось отдельным городам,как было и с Филиппами.Судя по грамматическим особенностям греческого текста Деян.,это просто был "ведущий город" в той части Македонии.

16:13 в моём переводе-Н.С.: "(...) за ворота [города] к реке,где,по обыкновению,совершалась молитва (...)"- Синодальный перевод этого стиха неточен.В Филиппах не было синагоги (на что намекает св.Лука),поэтому собирались у реки Гангитес,куда,как полагали,иудеи приходили для молитвы и где совершалось Таинство Крещения (ср.16:13-15).Французские археологи,проводившие раскопки в Филиппах с 1914 по 1938 гг.,подтвердили точность топографических сведений Деяний[501].Подобное подтверждение приобретает,как отмечает профессор Томпсон,особенно важное значение,так как в результате мы получили "точные сведения о месте,где впервые в Европе было проповедано Евангелие"[502].

16:(16-)19-40.- В Филиппах местные власти подвергли Павла и Силу бичеванию и "ввергли их в темницу".Вскоре после этих событий Павел и Сила (он же Силуан) писали Фессалоникийцам о себе: "(...) прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах,как вы знаете [от Тимофея (ср.Деян. 17:14-15 с 1 Фес.3:2-4 и 1:1)](...)" (1 Фес.2:2;1:1),и ещё: Павел пишет о перенесённом им гонении в Филиппах Филиппийцам (1:30) :"(...) подвигом,какой вы видели во мне (...) Всвязи с обстоятельствами защищаемого здесь места см. далее комментарии к 16:19-20,25-26,37.

16:19-20.- Магистратов в Филиппах Лука называет ;;;;;;;;; (стратеги),что является греческой передачей лат. praetores (преторы).Правильным титулом для городских магистратов в колониях был duumviri,но колониальные власти,копируя римские традиции,называли себя преторами,как показали археологические раскопки,и Лука точно передаёт провинциальную чиновничью манеру повышать свой ранг[503].

(Продолжение следует...)

Примечания автора:

[504] Пение в ночи Павла и Силы напоминает о соловье.Те,кто наблюдал за этой чудесной птицей,наверное,удивлялись,почему соловей продолжает петь и после заката солнца.Все другие птицы умолкают,а этот певец заливается,как и прежде.Тьма его песне совсем не мешает.Соловей поёт ночью потому,что таким его создал Бог.
Так и мы,люди: если близки с Господом,можем петь даже в горе.Нашим бедам не лишить нас радости.Наша радость- исполнять то,чего ожидает от нас Спаситель.А самая величайшая наша отрада- знать Бога и петь о Нём,даже во тьме.
У тех,кто ходит во свете,и во тьме душа поёт.
[505] Camden M.Cobern.The New Archeological Discoveries.1918,p.547.
[506] О титуле см. New Documents Illustrating Early Christianity,vol.2,p.5.
[507] F.F.Bruce.Op.cit.,p.344.
[508] F.F.Bruce.Op.cit.,p.355.
[509] О чтущих Бога см.выше комментарий к Деян.10.
[510] Древний центр Афин,агора,или рыночная площадь,был не только раскопан,но и восстановлен.Агора являлась политическим,торговым и социальным центром древнего греческого города и представляла собой большое открытое пространство,окружённое зданиями общественного,культового и политического назначения.
[511] Последователи Эпикура (341-270 гг. до н.э.) рассматривали мир как случайное сочетание атомов,не верили в безсмертие души и видели цель жизни в достижении душевного покоя.Стоики- последователи Зенона (326-264 гг. до н.э.),учили о мировом всеединстве логоса (разума) и материи и требовали от мудреца невозмутимости духа и презрения к страданиям.
[512] Обвинение,предъявленное Сократу.
[513] Воскресение (греч. ;;;;;;;;;) принимали за имя некоей новой богини.
[514] Цитата из поэмы стоика Клеанфа (около 300 г. до н.э.)Эта же фраза встречается у греческого поэта Арата (около 270 г. до н.э.).Цитатой являются также слова о том что люди пребывают в Боге (из последней строки стихотворения критского поэта VI-го века до н.э. Эпименида Кносского,которое Павел ещё раз использовал в Послании к Титу 1:12,цитируя на этот раз вторую строку).
[515] Временами суд собирался в Королевском зале.Точно не известно,где собирались Ареопагиты,чтобы выслушать Павла,потому что "ареопаг" мог означать собрание на горе,в здании суда или в обоих местах.Полномочия этого суда были значительно ограничены в демократических Афинах,и теперь суд разбирал только моральные и религиозные вопросы.В случае с Павлом это было простое слушание,потому что не было произведено следствие и не был вынесен приговор (Рамзи пишет: "Отдельные личности имели право от имени Ареопагского совета назначить или приглашать лекторов в Афины,контролируя при этом содержание лекций в пользу общественного порядка и морали... Описанные в ст.18-34 события свидетельствуют о том,что ответственные личности имели полное право привести незнакомого лектора в Ареопаг и потребовать от него отчёта о его учении,а также вынести решение о характере этого учения."- W.M.Ramsay,указ.в [488]-й сноске изд.,pp.246-247.).
[516] Сократ считался св.Иустином Философом суть христианином,т.к.он,по св.Иустину,жил согласно со Христом ("I Апология",гл.10).Из предсмертных слов Сократа: "Ты тронул Своим лучом мою грязную душу и она устремилась к Тебе,Неведомый,чьё имя тайна.Я искал Тебя,потому что Ты в истине,я стремился к Тебе,потому что Ты в справедливости,я любил Тебя,потому что Ты в любви... Ты- источник жизни." (Цит.по изд.: Яков Левен.Сеется семя.-М.: Протестант,1992,стр.351.)
[517] О свидетельствах Павсания и Филострата читайте далее.См.также: F.F.Bruce.Op.cit.,p.355.
[518] Генри Геллей.Библейский справочник.Пер.с англ.- Спб.: Христианское общество «Библия для всех»,2002,стр.577.