ХЛЕБ

Лариса Еланская
Купила в магазине хлеб. Красиво упакован. На маленьком листочке вся информация для щепетильных потребителей: тут и калории,  и энергетическая ценность,  и другие подробности.
В глаза бросилась фраза: «Хлеб натуральный».
- Как, уже и хлеб бывает не натуральный?!
Вспомнились  другие времена,  когда  такой вопрос в принципе отсутствовал, при покупке любого продукта.
…Шестидесятые годы. Мне чуть больше десяти.
Из маленького  динамика льется:

Над полями дремлет голубое  небо,
Льется синь реки,
И у всех околиц пахнет свежим хлебом,
И плывут над крышами дымки…

Песня  трогает до глубины души, она про нас, сельских жителей. Кажется,  передача так и называлась: «Сельский час».
Приятный голос диктора предлагает:
- Возьмите карандаш и бумагу…
По диктовку быстренько записываю слова.  А потом, строчка за строчкой,  куплет за куплетом,  разучиваю мелодию. И вот уже мой голос вторит красивому меццо-сопрано:

Здесь людей хороших уважать умеют -
В дом любой входи!
Как родного,  примут, угостят, согреют,
Пожелают доброго пути…

Выйду в поле, снова я окину
Взглядом вольные края:
Ничего на свете мне вовек не надо -
Лишь цвела бы Родина моя!
1962г. 
(Музыка: Павел Аедоницкий Слова: Юрий  Полухин)

Как хорошо!  Песню можно не только послушать, но и разучить ее по радио.Я уже не одну так выучила. А эта особенная, здесь есть  про свежий хлеб.
Так совпало -  именно сегодня мама, уходя на работу,  в первый раз поручила мне очень ответственное дело – довести до конца выпечку хлеба.
Напевая только что разученную песню, заглядываю в печку.  Языки пламени исполняют медленный танец, постепенно утрачивая свой азарт. Дрова почти прогорели.
- Пора!
Я  лезу на печь:
- Вот она, квашня, квашонка!
Еще с вечера начала мама  готовить  будущий хлебушек.
Сначала на  дрожжах замесила  опару. Дрожжи у нас свои, сваренные из хмеля, который мы набрали лесу.
Опара стояла на теплой печке часа  два. Потом добавила туда муки, хорошенько замесила не очень крутое тесто - иначе оно плохо поднимется, и хлеб будет "тяжелый".  Поставила на печку в тепло.
Уже за полночь, когда тесто увеличилось в объеме, вымесила его  еще раз. 
Я вовсю спала, а мама не один раз заглядывала, как она там, квашонка?
Рано утром затопила печь. Она всегда делает так: тесто ставит вечером, чтобы утром был свежий хлеб. У нас в магазине он не продается, поэтому,  раза два в неделю приходиться печь его самим.  День выпечки хлеба считается  особенным.  Просто сегодня ей пораньше  надо быть на  работе,   и  я осталась за хозяйку.
Ведро с квашней, снятое  с печки,  ставлю  на лавку возле стола. Стою между печкой и столом, раскатываю упругое теплое тесто и укладываю в смазанные круглые сковородки.                В голове крутится нечто вроде стихов:               
 - В доме нашем живет печка. Вкусно пахнет пирогами …               
Правда, сегодня будут не пироги, а хлеб.               
- Дышит жаром печка…Ах,  ты моя дорогая!  – думаю я, продолжая готовить калачи, -  что бы мы делали без тебя!
В самом деле, в деревне  нет дома, в котором не «ЖИВЕТ» печка! Живет можно смело писать без кавычек. Она живет  в доме наравне с хозяевами и даже бывает главнее их! Это она их греет, кормит и лечит,  и позволяет просто поваляться на ней,  помлеть! Когда  в печке гудит огонь  – она поет!
В трубе играет ветер –  почти оркестр!
С печкой  связаны многие обряды: гадания, колдовство, приметы и поверья. Она есть в сказках и даже в стихах!
Вот в сказках, дымоход – это взлетно-посадочная полоса ведьм!
И где-то внутри печки живет ДОМОВОЙ. 
Про нее есть пословицы и поговорки. Одну помню: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся».
Выходит, она  - центр дома. Наверное,  поэтому говорят: «танцевать от печки».
Только мы  привыкли к ней и уже  не вспоминаем про это.
Но  сегодня я осталась за хозяйку и разговариваю с ней, как с живой, ну задабриваю что ли. Надеюсь, что  она со мной уже  как с равной, станет добрее, позволит мне  испечь хлеб на славу.  Сделаю все, как мама научила. Испортить ничего нельзя! Ведь уже столько трудов  на него потрачено.
Вот так  рассуждаю, а сама раскатываю тесто и перекладываю его  в сковородки разных размеров.
- Теперь присыпать мукой. Мама, тоже  присыпает мукой, иногда просто сбрызгивает водичкой, чтобы верх не высыхал.  Маленькие калачики будут стоять в тепле примерно час, может чуть больше, пока не поднимутся. К этому времени,   и печка  будет готова.
Заглядываю в печку, прогоревшие березовые поленья превратились в большие красновато-сиреневые мерцающие угли, кое-где подернутые золой. Поверяю кочергой, если  увижу головешку, то ее лучше  затушить, либо подбросить мелких щепок для того чтобы она догорела как можно быстрее, а печь не охлаждалась. Головешек нет. Хорошо! Сгребаю крупные угли  в кучу, так быстрее прогорят.
- Ух, как жарко-то!
Наконец, угли стали мельче. Надо раскидать их внутри печки и закрыть ее заслонкой. Печка должна  выстоятся некоторое время. А перед тем, как ставить калачи в печь, сдвигаю  золу  к одной из стенок. Готово!  Все сковородки  в печке, тут же опять закрываю заслонку. Смотрю на часы.
Теперь надо ждать. Можно  заняться, чем ни будь, но помнить о хлебушке в печке.
Примерно через час достаю чапельником сковородки с душистым хлебом. Он поднялся, покрылся корочкой, зарумянился! Брызгаю на верхнюю корку водичкой, вытаскиваю  хлеб из формы, кладу на  чистое льняное полотенце. И накрываю сверху еще одним. Укутываю.
Знаю, что если оставить его остывать в сковороде, то  он может намокнуть снизу от пара.
Как хочется попробовать! Отрезать сбоку горбушечку, намазать ее маслом, сверху можно сахар насыпать или варенье положить. Смородиновое, вон из той банки…         
Но  мама не разрешает сразу есть его, пусть немного остынет.  Очень горячий хлеб кажется непропеченным. Но и  тянуть долго нельзя! Холодный это уже не то, он должен быть тепленьким.                Вкусно! Ни крошки не останется. Хлеб – большая ценность в нашем доме. Мама говорила, что в старину, когда ели хлеб, то боялись уронить на пол хотя бы крошку. Если же такое случалось, то, согласно неписаным правилам, хлебную крошку нужно было немедленно поднять, поцеловать, а потом съесть или же бросить в горящую печь.

...Вспомнила я печку нашу, ее  горячие кирпичики, завораживающий огонь и неповторимые  запахи еды и свежего,  испеченного мамой,  хлеба. Ничего вкуснее не было в детстве!
А уж когда  пришлось самой «потанцевать у печки», так это запомнилось на всю жизнь.
Вот таким он был, наш  натуральный хлеб!

7 июня 2015 г.
Фото из Интернета.
Благодарю автора!