Бог Шредингера

Саша Андреева
Тьма, пустота и лучик света... Я уже не чувствую боль или мне только довелось её ощутить? Я не чувствую лап, хвоста. Может, я уже умер? Хотя - я же могу думать, значит, ещё жив.

- И вот такой интересный парадокс, уважаемые студенты. - Профессор похлопал по блестящей крышке ящика. - Мы не можем с уверенностью сказать, жив ли кот или уже умер. С точки зрения квантовой физики, он пребывает одновременно в двух состояниях.

О, голоса! Я слышу голоса! Через толстые стенки они просачиваются набором невнятных звуков... Ангельское пение? Рёв демонов? Я узнаю, только если доберусь до того света, сочащегося из отверстия в стенке, но я так боюсь этого света! Нет, я не желаю умирать до конца! Я ещё немного побуду в этой уютной тьме.

- Примерно та же дилемма характерна для любого трансцедентального понятия - есть или нет? Мы не можем с уверенностью доказать или опровергнуть принципиально непознаваемые вещи. Например, существование Бога.
- Его же нет. - Кто-то из студентов весело хмыкает.
- Но тогда Вы, молодой человек, наверняка можете с той же уверенностью сообщить нам состояние кота в ящике. - Профессор хитро улыбается. - Бог и кот Шредингера - существуют ли они в тех состояниях и с теми свойствами, которые мы им приписываем?
- Нет, ну я же в ящик не залезал... - Стушевался студент. - Если мне разрешат его открыть, я легко скажу - жив кот или мёртв.
- Тогда что, на Ваш взгляд, необходимо открыть для однозначной уверенности в существовании или в отсутствии Бога? - Профессор с явным удовольствием вёл спор, припоминая того студента всезнайкой в Интернете. - Ведь, если мы попробуем углубиться в изучение религиозных источников, то обнаружим, что иллюзорность и нематериальность бытия пытаются обосновать различные культы мистического толка. Но традиционный монотеизм и даже политеизм, за исключением некоторых течений, в один голос утверждают материальность окружающего мира и нематериальность обсуждаемых понятий. Понимаете ли, молодой человек, чтобы однозначно подтвердить или опровергнуть нечто, что мы можем познать только вне материи нам что нужно сделать?
- Ну... - Студент задумался. - Открыть сознание? Принять какой-то наркотик? Уснуть?
- Умереть. - Прихлопнул профессор. - Да-да, мы должны умереть. Отойти от материального тела, потеряв все связи с ним. И только после смерти мы, как наш кот в ящике, либо продолжим существовать, либо нет. Интересный парадокс, не так ли?
- Да, но как тогда объяснить деньги, жертвы? - Студент тут же припомнил пресловутый Интернет.
- Если просунем туда кильку, кот, если он жив - будет несомненно нам благодарен. - Хмыкнул профессор. - Только мы этого не узнаем - ящик-то звукоизолирован. А если кот мёртв - рыба, сами понимаете... Сгниёт. Но мы это в момент принесения "жертвы", опять же никак не поймём. Парадокс останется в силе. По крайней мере, для нас. Как видите, эксперимент познавателен во многих смыслах. Но наша лекция подходит к концу... Предлагаю вернуться в аудиторию и поговорить всё-таки о квантовой физике.

Голоса были-были и куда-то пропали. А потом на меня обрушился ворох света, звуков и чего-то ещё... Чьи-то ласковые руки подхватили меня под брюхо и я понял сразу кто это - ну как можно не узнать длани кормящие? ЖИВ!!! Люди - уроды!

- Васенька, маленький, ну сколько можно бояться? Ну не стреляет в тебя никто, мой пушистик! Идём, я тебе рыбки купила...
Лаборантка Наденька извлекла дрожащего кота из ящика и, гладя перепуганное животное, понесла куда-то из кабинета. Ей бы не забыть потом клапан на ящике закрепить и зарядить ружьё холостым патроном. И можно будет снова проводить эксперимент...