Кошка, которая... не сама по себе

Гогия Тер-Мамедзаде
   Во дворе нашей студ.общаги жила кошка. Обычная, серо-полосотая, с ввалившимися ребрами и обиженно-удивленными огромными глазищами. Где она ночевала- никто не знал, но иногда кто-то из студентов выносил ей что-нибудь из своего скудного студенческого рациона и она очень благородно, не спеша подходила к протянутой с едой руке, нюхала, и , перед тем , как забрать приношение, благодарно терлась щекой о туфель.
      Дворничиха гоняла ее, но скорее для порядка- в общем-то мышей и крыс у нас не было, а санитарные требования того времени предполагали, чтоб беспризорных кошек и собак сдавали на живодерню. Поэтому к шуганию бабой Лизой безымянной кошки мы относились с пониманием: бдительность нельзя терять.
     Со мной вместе учился студент из Армении- Самвел Манучаров. Ученье ему как-то сразу незадалось, а вот сам процесс нравился очень. Под процессом он понимал хождение в институт, где можно было заводить приятные знакомства различного свойства.
     Однажды я его увидал возвращающегося с занятий под ручку со студенткой старшего курса. Они о чем-то весело щебетали и Мая (так звали старшекурсницу) звонко хохотала , прерывая болтовню Самвела. Видно было, что ему нравилось впечатление, которое производили на нее его истории, травить которые он был большой мастак. Иногда я сам, слушая его, не смог бы отличить, где кончается быль и начинается его вымысел – настолько они были у него «литературно» выдержаны.
     Неудивительно, что вскоре у них завертелся роман. И , разумеется- ночные отлучки Самвела. Труднее было понять, почему Самвел стал пропускать занятия. Когда я попытался напомнить ему о том, как дорожили его родные его удачным поступлением и переездом в Питер, он только махнул рукой- подожди, мол, не до этого сейчас.
    А до чего? Дело молодое… Через пару месяцев такой «учебы» он оброс «хвостами» и черными кругами под глазами. Тогда мы с еще одним нашим соседом решили поговорить и спросить, может чем сможем ему помочь, пока все не приняло совсем запущенный характер. Но опоздали - характер оно уже приняло необратимый: Мая была беременна.
   Чем тут поможешь? Самвел хотел перевестись на вечерний, устроиться на работу. Строил разные комбинации, планы с жильем, высчитывал бюджет… Но все было напрасно- Мая не хотела ребенка. Сейчас. А Самвел не мог и подумать, что это возможно. Короче, столкновение цивилизаций. Культурных кодов, как сейчас говорят.
    А еще спустя неделю Самвел пропал на пару дней, а объявившись, сообщил, что летал к родне, чтоб получить их согласие на брак. Трудно передать, что ему пришлось пережить. И до разговора, и во время его, если даже сейчас, получив-таки согласие, он еще не мог улыбаться и спокойно обо всем рассказывать.
    Мы были рады за него и за Маю. Стали шумно выражать желание помочь им с организацией свадьбы, но…
   На следующий день Самвел сказал нам, что Мая сделала подпольный аборт и свадьбы не будет. Она так решила пока он был в отъезде.
   Вечером я встретил его во дворе общаги. Самвел сидел пьяный на поребрике и держал на коленях безымянную кошку. Он что-то говорил ей по армянски, когда я приблизился к нему, чтоб отвести в комнату. Но он отстранил меня движением руки и сообщил, что бросил институт.
   У молодых людей много планов на жизнь. Много ежедневных событий, чреда радостных новостей сменяется печальными, и опять, и опять. Карусель жизни быстро проносит перед тобой картинки жизни .
    Пролетело почти пол-года.
Холодным зимним утром я неожиданно встретил Самвела у нас во дворе. Он сильно похудел, осунулся и как-то заматерел. Стал курить. Мы обнялись. Оказывается , он устроился на работу дворником. Недавно получил комнату в коммуналке. С телефоном. Отремонтировал ее и обставил мебелью. Намыл, начистил все в ней и приготовил праздничный стол на двоих. Отметить новоселье
-А кто второй?- спросил я, в тайне наперед радуясь, что он выбрал меня
-Мая,- ответил Самвел
-Мая! Разве вы не расстались?
    Вообще-то он правильно решил- что было, то было, быльем поросло. Я оставил его дожидаться подруги и пожелав ему удачи, поспешил на экзамены, дав слово, что позвоню ему вечером.
   Но сессия, нервотрепка и недосыпы забили голову напрочь и лишь через неделю, увидев издали Маю, я вспомнил про обещание звонка Самвелу.
-Как сдался? … Ну что, нормально. Надо отметить- приезжай,- сказал мне Самвел. – И это еще, вот… Можешь кошку привезти? Ту, что у нас во дворе жила, помнишь?. Есть примета, что на новоселье надо кошку в дом пустить- счастье приносит.
-Она ж беременная… Как ты с ней?
-Именно что! Мне с ней, а ей со мной- оба мы брошенных .
    За рюмкой выяснилось, что Мая отказала Самвелу и что у нее уже есть парень, с ее курса- она планирует свою жизнь совместно с ним.
    Дней через десять я позвонил зачем-то Самвелу, не помню, а он перебив меня стал кричать в трубку, что кошка родила четырех котят. И что они такие, сякие и прочую ерунду… Я даже стал подумывать, что у него шарики зашли за ролики из-за его проблем.
    Весной мы с друзьями выбрались в Комарово на шашлыки и там я столкнулся с Самвелом. Вернее с ним и его знакомой. Оказывается, кошка наша оказалась редкой породы- какая-то супер чистокровная англичанка. И в Питере таких было раз-два и обчелся. В вет.клинике ему посоветовали связаться через клуб с профессионалами. Дали телефон. Так он познакомился с Милой, у которой родители уехали на Камчатку с геологической партией на три года, оставив ей на попечение четырех-комнатную квартиру и матерого зверюгу в ней- кота, той же редкой породы. И сейчас они строят планы на будущее для их питомцев.
    Я незаметно подмигнул ему – мол, ага, строй…для питомцев.
Но он сделал серьезное лицо и отрицательно затряс головой.

    А в начале следующего учебного года он завалился к нам в общагу с шампанским и сообщил нам, что:
А) Поступил в Политех ( где учится Мила)
Б) Они решили расписаться
В) Ее родители летом летали в отпуск в Андижан к его родителям
Г) Он переезжает к ней в Курортный район, а свою комнату будет сдавать…
Д,Е,Ё,Ж и З я опущу – у него всегда было много планов…
Я) он приглашает всех нас на свадьбу на ноябрь.

 Последний раз я встречался с ним, когда у них появился внук и ему понадобился телефон нашего общего знакомого врача педиатра, сменившего номер.

Я вот думаю, человек , иногда, тоже , как та самвеловская кошка – бродишь где-то по помойке, лазишь с ввалившимся брюхом. А рядом кому-то может быть еще хуже, чем тебе. И вот ты (вроде бы так у Самвела вышло?) берешься помочь ему, а потом – бац! А тут оказывается, что ты редкой породы . Что тебя, вот именно тебя кто-то ищет. Кому-то ты очень нужен.
Правда, надо еще, чтоб рядом оказался тот неравнодушный, кто понимает толк в породе.
Тогда порода-то и раскроется
А?