Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Ч. 11

Николай Старовойтов
10;13:15,26,43,50;17:4,17;18:7|- После тюбингенцев[454] наиболее радикально историчность Деяний была атакована американским исследователем,знатоком археологических еврейских памятников А.Т.Кробелем.В описании раннехристианской истории св.Лука отводит важное место боящимся Бога- квазипрозелитам-язычникам,которые почитали Бога Израилева,но не вступали в иудейскую общину и не становились прозелитами.Ядро этой категории составляли люди,практически принявшие единобожие,и портрет такого образцового квазипрозелита- римского центуриона Корнилия,св.Дееписатель даёт в 10-й главе.На периферии круга квазипрозелитов находились те,кого привлекала в иудаизме экзотика и необычность обрядов.Среди последнего были даже представители римского необилитета- иудаизм в I-ом веке стал в Риме модной религией среди знати.Есть например,основания полагать,что жена Нерона,Поппея,принадлежала к поклонницам иудаизма[455].В Акмонии синагога была построена Юлией Северой[456],которая была верховной жрицей культа императора и принадлежала к самой верхушке аристократии: среди её предков были цари эллинистического времени,а сын был римским сенатором[457].Тем не менее споры о боящихся Бога ведутся уже больше столетия.Одна из серьёзных проблем связана с тем,что термины,которыми пользуется св.Лука: боящиеся Бога,чтущие Бога (греч.;;;;;;;;;; ;;; ;;;;,;;;;;;;;; ;;; ;;;;) не встречаются в эпиграфических памятниках- ближайшим аналогом в надписях является слово ;;;;;;;; и ;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;; ("приёмные братья,чтущие Бога высочайшего") в серии надписей из Танаиса в Боспорском царстве.Но как бы по-разному ни интерпретировали эти надписи и как бы ни объясняли соотношение их терминологии с терминологией Деяний,само существование круга иудействующих язычников ни у кого сомнения не вызывало.Ни у кого до Кробеля.
 Идея Кробеля состояла в том,что появление такой группы в тексте Деяний с реальной историей никак не связано,а служило сугубо прагматической цели: "Это был символ,необходимый Луке для того,чтобы показать,что переход христианства в языческий мир свершился легитимно,без потери христианством своих ветхозаветных корней.Иудейская секта христиан совершила его по Божьей воле.Но этому есть оправдание и в самой иудейской истории: свидетельство тому- боящиеся Бога"[458].Таким образом Лука оказывается богословом,который,не колеблясь,сочиняет исторические реалии,которые должны подтвердить его богословскую концепцию.Аргументация Кробеля покоится на археологическом фундаменте.Кробель полагает,что количество информации о еврейской диаспоре,ставшей сейчас доступной исследователям,"позволяет реконструировать еврейскую жизнь исключительно на основе археологических находок"[459],а "поскольку археология не сохранила никаких следов боящихся Бога,их историчность представляется в высшей степени сомнительной"[460].Насколько основательна позиция Кробеля? Прежде всего,он явно завышает возможности археологии для восстановления духовной жизни.Как заметил М.Гудмен,"нам стоит задаться вопросом,каким было бы представление историков об иудаизме,если бы они были лишены возможности черпать сведения из литературных текстов... Ни одно из археологических и эпиграфических свидетельств не содержит ни малейшего намёка на действительно важные характеристики иудаизма,известные по позднеантичным еврейским и христианским источникам".Кроме того,несмотря на важные археологические находки второй половины ХХ-го века,информация о жизни средиземноморской диаспоры,особенно в I-ом веке н.э.,всё ещё,увы! лакунарна.У нас по-прежнему несопоставимо больше вопросов,чем ответов.Любопытно,однако,что сокрушительный удар по теории Кробеля пришёл именно со стороны археологии.
 В 1976 году,во время подготовки к строительству музея в Афродисиаде,городе в Карии (совр.западная Турция,примерно в 140 км к востоку от Эфеса),знаменитом своим святилищем Афродиты,среди лежащих на земле камней археологи обнаружили мраморную стену с надписью,которой суждено было поставить точку в длительных дискуссиях о квазипрозелитах и подтвердить в этом вопросе историческую надёжность Деяний.
 Надпись,которую её издатели[461] датировали началом III-го века (до 212 года,т.е. до эдикта Каракаллы),была нанесена двумя разными резчиками на двух сторонах прямоугольной стелы,которая,возможно,стояла слева от входа в местную синагогу.На одной стороне надписи сообщается о строительстве благотворительной столовой[462].Другая представляет собой список благотворителей,поддержавших строительство.Этот список состоит из двух частей,разделённых словами ;;; ;;;; ;;;;;;;;= ;;;;;;;;; (и те,которые чтут Бога).При рассмотрении списка сразу же бросается в глаза контраст между двумя его частями.В верхней части почти половина имён имеет иудейскую окраску (транслитерация библейских имён,их греческие эквиваленты и т.д.).Хорошо известна ненадёжность выводов об этнической принадлежности на основании ономастики.В частности,в еврейской среде были широко распространены греческие и латинские имена,в том числе теофорные,и поэтому быть диагностическим признаком они не могут- даже если человек носил имя,скажем,Дионисий,это ещё не означает,что он не мог быть евреем.Еврейские же имена распространение в окружающем мире не получили- исключение составляют христиане,включившие в свой ономастикон определённый и ограниченный набор еврейских имён.Поэтому большая концентрация еврейских имён в первой части списка говорит о том,что в ней перечислены этнические евреи- члены общины в Афродисиаде.Это становится ещё более очевидным при сопоставлении с нижней частью списка.Из 63 имён в ней лишь 2 имеют иудаистскую окраску,одно,возможно,является семитским,2 относятся к тем греко-римским именам,что были особенно в ходу среди евреев,а все остальные являются обычными греческими и римскими именами.При этом 9 человек из второй части списка являлись городскими магистратами (;;;;;;;;;).Сопоставление двух частей со всей очевидностью демонстрирует,что они содержат перечни имён людей,имеющих разное этническое происхождение.Таким образом,надпись из Афродисиады является первым безусловным эпиграфическим подтверждением того,что квазипрозелиты,которые занимали столь важное место в исторической концепции св.Луки,действительно существовали.Почему же св.Лука уделил им так много внимания?
 Историк,если он действительно историк,а не хронист,фиксирующий только последовательность происходившего,всегда отбирает из доступной информации события и факты,которые ему представляются важными,организует и интерпретирует их в соответствии со своим пониманием исторического процесса.Если он хороший историк,то созданная им картина будет непротиворечива внутренне и не будет в своих принципиальных моментах разрушаться при проверке её информацией,полученной из иных и при этом независимых источников.В чём же суть исторической концепции Дееписателя?
 Распространение Христианства не было безконфликтным.Христианство возникло как направление внутри иудаизма,и естественным образом адепты нового учения поначалу пытались рекрутировать своих союзников среди евреев.После того как новое движение выплеснулось за пределы Палестины,перед его сторонниками встали проблемы особого рода.Иудейские общины,разбросанные на территории всего древнего Средиземноморья,не могли существовать без поддержки государства и без государственных же гарантий определённых привилегий.В самом деле,как иначе смогли бы они выполнять законы своей религии,которые не совпадали с теми,по которым жило окружающее их общество,если государство не признало бы за ними права,например,не участвовать в отправлении государственного культа и отгородиться от всего,так или иначе связанного с языческими религиозными церемониями?[463] Как смогли бы евреи выполнять свой религиозный долг и посылать в Иерусалим особый храмовый налог (священные деньги),если бы государство не обезпечивало их соответствующей охраной для транспортировки этого налога в Храм?Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" приводит большое количество документов о правах и привилегиях евреев в греко-римском мире[464].Из этих документов мы знаем,что,например,в Сардах евреям разрешалось иметь автономное правосудие,построить синагогу,а городским властям вменялось в обязанность позаботиться о снабжении их провизией в соответствии с диетическими религиозными требованиями[465].В соответствии с Галикарнасским декретом всякий,кто воспрепятствовал бы строительству синагоги,был бы оштрафован[466].Люди,отличающиеся своим образом жизни от большинства и пользующиеся определёнными привилегиями,во все времена и во всех обществах вызывали,мягко говоря,настороженное отношение.Евреи здесь не были исключением.Не случайно почти везде,где существовали особенно большие еврейские общины,источники сообщают нам о конфликтных ситуациях и столкновениях (иногда очень серьёзных).Именно поэтому для еврейских общин наличие слоя дружески расположенных к ним язычников,становящимися практически адептами их религии,но при этом не порывающих связей с языческим обществом и с языческой культурой,было столь важным: это был своего рода буферный слой,помогавший евреям сохранять стабильные,цивилизованные отношения с окружающим миром.Языческие поклонники иудаизма регулярно посещали синагоги и естественным образом оказались первыми среди язычников,познакомившихся с новым учением- Христианством.Они,уже подготовленные своим предыдущим религиозным опытом в еврейской среде,оказались открытыми евангельской проповеди.Об этом св.Лука пишет подробно.Он посвящает целую главу Деяний истории обращения в Христианство языческого квазипрозелита Корнилия,центуриона римской армии,с одной стороны,в силу своей должности обязанного принимать участие в языческих религиозных обрядах,а с другой- истового поклонника иудейского единобожия.Но Лука не останавливается на этой идиллической картине.
 Начало христианской миссионерской деятельности поставило перед иудейскими общинами серьёзную проблему.Христианские миссионеры,проповедовавшие в синагогах диаспоры,ставили перед собой двойную цель: убедить своих бывших единоверцев в том,что Иисус был Мессией,Которого ждали иудеи,и обратить к вере в воскресшего Иисуса язычников.Такого раньше не было.Деятельность христиан была безпрецендентна.Иудеи не занимались прозелитизмом,их вполне устраивало доброе отношение соседей к их вере[467].Христиане же стремились язычников обратить.Их целеустремлённая деятельность имела успех среди людей,чьи социальные и религиозные связи с иудейской общиной как раз и обезпечивали евреям безопасность в языческом мире.Та хрупкая стабильность,которой добились евреи,живущие среди иноэтнического и инорелигиозного окружения,была поставлена под вопрос.Решить эту проблему легче всего было,воспользовавшись своим влиянием на квазипрозелитов.Теоретически у евреев было больше шансов добиться успеха среди квазипрозелитов,с которыми они уже давно имели хорошие отношения и которые посещали их синагоги,чем у новичков-христиан.И если еврейская община в каком-либо месте решала остановить деятельность христианских проповедников,то самым простым способом сделать это было использовать свои связи с боящимися Бога,среди которых было много влиятельных людей,принадлежащих к социальной верхушке греко-римского общества.В тех местах,где это происходило,боящиеся Бога переставали быть отзывчивыми к христианской проповеди и изгоняли миссионеров.Чем шире распространялось,христианское учение,тем активнее евреи искали поддержки у квазипрозелитов и тем меньше у христиан становилось шансов на успех среди этой категории.Именно эту ситуацию и решающую роль боящихся Бога в судьбе христианской миссионерской деятельности на раннем этапе св.Лука обозначил как самый важный момент в своей истории Христианства.Именно поэтому он так много внимания уделяет боящимся Бога.Поведение Корнилия является примером принятия квазипрозелитами Христианства,события в Писидийской Антиохии- примером того,как именно квазипрозелиты,после того как местные евреи обратились к ним за помощью,изгнали христианских проповедников (Деян.13:50[468]).Описав две модели поведения боящихся Бога,св.Лука проявляет себя как серьёзный историк,нащупавший главные силы в развитии исторического процесса.Не случайно Лука подчёркивает,что Павел повторно посещает те христианские общины,которые образовались в результате его проповеднической деятельности (см.,например,Деян.15:36: "По некотором времени Павел сказал: пойдём опять,посетим братьев наших по всем городам,в которых мы проповедали слово Господне,как они живут.").По мере того как,с одной стороны,увеличивалось количество христиан из язычников,а с другой- всё глубже становилась пропасть между иудаизмом и Христианством (ставшая непроходимой в 135 г. после восстания лжемессии Бар Косибы),роль квазипрозелитов как проводников христианского учения в языческой среде уменьшается- центрами его распространения становятся уже созданные бывшими язычниками христианские общины.Боящиеся Бога последний раз упоминаются в Деян.18:6-7 и после этого исчезают со страниц богодухновенного труда Дееписателя.
 Принципиальное значение поведения квазипрозелитов для судеб раннего Христианства,показанное св.Лукой,находит любопытное подтверждение при анализе географии распространения Христианства в Малой Азии.В статье,посвящённой иудеям и христианам в Афродисиаде,ван дер Хорст обратил внимание на интересный феномен.В то время как во всех регионах западной части Малой Азии присутствие христиан засвидетельствовано литературными и эпиграфическими свидетельствами не позднее III в.,а иногда уже в I в.,в Карии,столицей которой являлась Афродисиада- та самая,где была найдена знаменитая надпись,показавшая,что большой круг язычников,включая городских магистратов,были симпатизировавшими иудаизму квазипрозелитами- самые ранние свидетельства появляются после 325 г.[469] Ван дер Хорст объясняет это следующим образом: "Хотя это и остаётся в некоторой мере гипотетическим,вряд ли могут быть серьёзные сомнения в том,что причиной позднего появления и успеха христианства в провинции Кария и её столице Афродисиаде является очень сильная позиция,которую здесь занял иудаизм благодаря поддержке язычников."

10:8-9.- В конце XIX-го века архимандрит Никифор в своей вышеназванной энциклопедии в материале о Иоппии[470] пишет: "Обычай молиться на террасах (Деян.Х,9) сохранился до настоящего времени".

11:27-28: "В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки,И один из них,по имени Агав,встав предвозвестил Духом,что по всей вселенной будет великий голод,который и был при кесаре Клавдии"- Рассказ допускает понимание в смысле разновременности поражения голодом по различным местам империи.А в этом смысле имеется достаточно исторических оправданий.Светоний (120 г.н.э.,кн.5 ("Клавдий"),18)[471] констатирует assiduae sterilitates [постоянные неурожаи] в правление Клавдия,другие свидетели упоминают о голоде в Риме в начале его (Дион Кассий,"Римская история"LX,11; Aurel.Victor.Caes.4),в 9-м-10 м или 11-м году (Евсевий,"Церковная история" I.cit.),затруднения же столицы решительно убеждают в хлебном оскудении богатых поставщиков зерна по Средиземномому морю.Таков прежде всего Египет,но нет препятствий относить сюда и Иудею (Деян.11:29-30).Именно при Клавдии иудейская прозелитка Елена,мать адиабенского царя Изата,помогала жизненными продуктами страждущим иерусалимлянам,закупая в Египте хлеб и на Кипре фиги (Иосиф Флавий,"Иудейские древности XX,5:2)[472].Дион Кассий и Тацит сообщают о двух вспышках голода в Риме- факт,свидетельствующий о голоде в регионе Средиземноморья,поскольку Рим ввозил хлеб извне.Историк Евсевий сообщает о голоде в Греции,а в одной из надписей говорится о голоде,вспыхнувшем в Малой Азии.Всё это свидетельствует о том,что в правление Клавдия (41-54 гг.) один за другим следовали неурожаи зерновых,в результате чего в разных областях империи возникали серьёзные вспышки голода[473].Всё это соответствует Дееписательской фразе по её разумному значению,что голодание захватывало разные места Римской империи.О многократных голодовках в отдельных провинциях вполне дозволительно было говорить,как о "вселенском" голоде.В отношении Иудеи (и Иерусалима) мыслится,конечно,бывший при Елене Адиабенской и наместниках Куспии Фадусе (44-46 гг.) и Тиверии Юлии Александре (46-48 гг.) голод около 46 года.

12:19: "Ирод же,поискав его [экс-узника Петра] и не найдя,судил стражей и велел казнить их.Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался." Во-первых,стражи были ответственны за узников,которых они стерегли; в случае недосмотра они подвергались казни (ср.Деян.16:27;27:42).Во-вторых,хотя Кесария была столицей римской провинции Иудеи,в описании 12:19 она помещена за пределами Иудеи- дело в том что св.Лука догматически использует термин "Иудея" в старом территориальном делении,проведенном коленами израильскими,а не в официальном современном римском политическом делении.

12:20-24: "Ирод был раздражён на Тирян и Сидонян; они же,согласившись,пришли к нему и,склонив на свою сторону Власта,постельника царского[474],просили мира,потому что область их питалась от области царской.В назначенный день Ирод,одевшись в царскую одежду,сел на возвышенном месте и говорил с ним; а народ восклицал: это голос Бога,а не человека.Но вдруг Ангел Господень поразил его за то,что он не воздал славы Богу; и он,быв изъеден червями,умер.Слово же Божие росло и распространялось."- Смерть Ирода была следствием прямого Божьего вмешательства: из-за того,что он не остановил народ,воздававший ему почести,принадлежащие одному только Богу.Хотя римские императоры часто выдавали себя за богов,царь Ирод Агриппа I был,по крайней мере,номинальным иудеем,представителем и защитником иудаизма,поэтому вина его была непомерной.Наступление его смерти связано с событиями,когда он выступил на форуме с речью в честь примирения с финикийскими городами Тиром и Сидоном.Ирод наложил экономический запрет на продажу продуктовых товаров этим городам,где уже,видимо,чувствовались первые признаки наступавшего голода (см.выше текст 11:27-28 и комментарий к нему).Благодаря доброму вмешательству Власта гнев Ирода остыл и он решил воспользоваться праздником в Кесарии,чтобы объявить о своих благих намерениях.Описанием Флавием смерти Ирода в основных деталях совпадает с Дееписательским описанием.Флавий пишет,что Агриппа был поражён нестерпимой болью в области желудка и был отнесён во дворец,где он через 5 дней скончался ("Иудейские древности",XIX,8:2).Выражение "изъеден червями" соответствует рассказу Флавия о смерти Ирода Великого ("Иудейская война",I,33:5; "Иудейские древности" XVII,6:5) и смерти Антиоха Епифана (2 Макк.9:9).Небольшие расхождения,наблюдаемые при сопоставлении двух текстов о смерти Ирода Агриппы I,подтверждают то,что св.Апостол Лука "не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него"[475].

(Продолжение следует...)

Примечания автора:

[454] Тюбингенская теологическая школа- школа исследователей и критиков Библии,основанная в первой половине XIX века.Приверженцы этой школы критиковали мнимые противоречия и мнимые исторические несообразности книг Нового Завета,но стремились сохранить некоторые положения Библии как исторически достоверные.Однако помимо своей воли эти исследователи содействовали подрыву авторитета Священного Писания.
[455] Иосиф Флавий,"Иудейские древности" XX,9:1.См.обсуждение проблемы в E.M.Smallwood,"The Alleged Jewish Tendencies of Poppaea Sabina",Journal of Theological Studies (ниже JTS) 10 (1959),325-335;M.N.Williams,"';;;;;;;; ;;; ;;'- The Jewish tendencies of Poppaea Sabina",JTS,n.s.39 (1988),97-111.
[456] Monumenta Asiae Minoris Antiqua VI.262= J.B.Frey,Corpus Inscriptionum Judaicarum II,766.
[457]S.Mitchell.Anatolia: Land,Men,and Gods in Asia Minor,I-II (Oxford,1993),p.9.
[458] A.T.Kraebel,"The God-fearers Meet the Beloved Disciple",The Future of Early Christianity: Essays in Honor of Helmut Koester,eds. B.A.Pearson,A.T.Kraebel,G.W.E.Nickelsbourg,N.R.Peterson (Minneapolis,1991),280; ср.также другие статьи Кробеля и в особенности первую: "The Disappearance of the "God-Fearers"",Numen,28:2 (1981),113-126; "Synagoga Caeca: Systematic Distortion in Gentile Interpretations of Evidence for Judaism in the Early Christian Period",'To See Durselves as Others See u;: Christians,Jews,'Others' in Late Antiquity,eds.JNeusner,E.S.Frerichs (Chico,1985),219-246;"Immigrants,Exiles,Expatriatres,and Missionaries",Religions Propaganda and Missionary Competetion in the New Testament World: Essays Honoring Dieter Georgi,eds.L.Bormann,Kelly Del Tredici,A.Stadhartinger (Leiden/New York/K;ln,1994),71-88; (в соавторстве с R.S.Maclennan),"The God-Fearers-a-Literary and Theological Invention","Biblical Archaeology Review (Sept.-Oct.,1986),47-53.
[459] Kraabel,"The Dissapearance",115.
[460] Kraabel,"The Dissapearance",120.
[461] J.Reynolds,R.Tannenbaum,Jews and God- Fearers Aphrodisias (Cambridge,1987,Cambridge Philological Society,Suppl.Vol.12).
[462] Так интерпретируют начало надписи Рейнолдс и Танненбаум.Эта интерпретация не всех удовлетворила (см.,например,M.Williams,"The Jews and Godfearers Inscription from Aphrodisias- a Case of Patriarchal Interference in Early 3rd Centyry Caria?",Historia 51,3 (1992),297-310),но предложенные взамен толкования представляются мне менее убедительными.
[463] Например,Иосиф Флавий сообщает о том,что в Антиохии те евреи,которые не хотели пользоваться безплатным некошерным оливковым маслом (оливковое масло использовалось язычниками в религиозных церемониях,поэтому евреи не могли им пользоваться из опасения приобрести у язычника осквернённое масло и таким образом косвенно принять участие в идолопоклонничестве),получали от гимнасиархов на покупку собственного масла сумму денег,соответствующую стоимости масла ("Иудейские древности",XII,3:1).О кошерном оливковом масле см.: M.Goodman,"Kosher Olive Oil in Antiquity",A Tribute to Geza Vermes,eds.P.R.Davies,R.T.White (Sheffield,1990),227-245.
[464] Эти документы в течение более двух веков являются предметом оживлённой дискуссии,в ходе которой их подлинность несколько раз как отвергалась,так и подтверждалась.Резюмируя дискуссию,можно сказать,что если даже какие-либо из этих документов и являются фальсифицированными,то по своей сути они соответствуют природе римско- еврейских отношений,существовавших в тот период,когда,по словам Иосифа,они были созданы,и посвящены темам,которые для еврейских общин в Малой Азии были животрепещущими.См.подробнее E.J.Bickerman,"Les privileges juives",M;langes Isidore Levi (Bruxelles,1953,Annuaire de I'Institute de Philologie et d'Histoire Orientales et Slaves XIII),11-34; H.R.Moehring,"The Acta Pro Judaeis in the Antiquities of Flavius Josephus.A Study in Hellenistic and Modern Apologetic Historiography",Christianity,Judaism and Other Graeco-Roman Cults: Studies for Mortom Smith at Sixty,ed.J.Neusner,Part 3 (Leiden,1975,Studies in Judaism in Late Antiquity 12),124-158; I.Levinskaya,The Book of Acts in Its First Cenrury Setting,5),138-143.
[465] "Иудейские древности" XIV,10:17,24.
[466] "Иуд.древн." XIV,10:23.
[467] Вопрос об иудейском прозелитизме,т.е. о том,был ли иудаизм миссионерской религией,давшей соответствующий импульс Христианству,или же христианская миссионерская деяткльность была инновацией,является одним из самых остро дискуссионных в истории иудаихма начала христианской эры.В настоящий момент решение этого вопроса колеблется между двумя экстремальными позициями: с одной стороны,полного отрицания иудейской миссионерской деятельности (см. образцовую аргументацию этой точки зрения,сторонником которой я являюсь,в M.Goodman,Mission and Conversion: Proselytizing in the Religious History of the Roman Empire,Oxford,1994),с другой- столь же полного её признания (см. наиболее полно документированное её изложение в L.Feldman,Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian,Princeton,1993).
[468] См.далее и ср.комментарий к Деян.13:50.
[469] P.W. van der Horst,"Jews and Christians in Aphrodisias in the Light of Their Relations in Other Cities of Asia Minor",Nederlands Theologisch Tijdschrift,43:2 (1989),106-121.
[470] Город Иоппия был расположен на побережье Средиземного моря,в 16 км от Лидды.В настоящее время он называется Яффой,и находится по соседству с Тель-Авивом.
[471] "Однажды,после целого ряда неурожаев,истощавших запасы зерна,толпа остановила Клавдия на Форуме и с такой яростью стала забрасывать его проклятьями и чёрствыми,покрытыми плесенью корками хлеба,что ему с трудом удалось проникнуть во дворец через боковую дверь.В результате этого случая он сделал всё возможное,чтобы поощрять импорт зерна,даже зимой обнадёживая купцов в том,что,в случае кораблекрушения во время шторма,им возместится убыток.За построение каждого корабля платилась премия,в соответствии с его вместимостью."
[472] "В это время Иудея переживала великий голод,что побудило императрицу Елену купить в Египте зерно и раздать нуждающимся,о чём я уже говорил."Описание щедрости царицы Елены также есть в "Иудейских древностях" ХХ,2:5.
[473] F.F.Bruce,The Book of Acts.Grand Rapids,1954,p.243.
[474] Греческое выражение "царский постельник" означает "управляющий спальней царя".В ветхозаветные времена это был титул содержателя гарема.Здесь говорится о дворецком,к которому царь был расположен.
[475] ;.;.;;;;;;;;;.;;;;;;;; ;;; ;;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;.;;;.«; ;;;;;»,;;;;;;.;.370.