Жажда жизни

Александр Вайнерман
      
Эпизод, о котором я хочу рассказать, произошел зимой на португальском острове Мадейра. Это красивый и очень живописный остров вулканического происхождения, расположенный в Атлантическом океане в тысяче километров от материковой Португалии и в пятистах км к западу от Африки. Мадейра – остров вечной весны, ставший еще в XIX веке известным европейским курортом, местом, где по сегодняшний день собираются мировые знаменитости, лорды, короли. Некоторое время на острове жил Уинстон Черчилль, проводивший время за мольбертом. Когда остров открыли, он был покрыт непроходимыми лесами, из-за чего и был назван “Мадейра”, то есть “лес, дерево”. Там сохранился уникальный старинный лес – “Лаурисилва”, который возник во времена третичной эры и сохранил благодаря умеренному и мягкому климату свою природу.

На острове производят знаменитое вино Мадера, здесь очень популярна эшпада (рыба-шпага) с жареными бананами. Мадерьянцы также очень любят местную разновидность шашлыка - эшпетаду. По всему острову в лавровых рощах установлены гриль-камины, в которых жители жарят местную говядину, нанизывая её на своеобразные вертела из лавровых веток. Традиционные блюда на Мадейре обычно состоят из местных ингредиентов, одним из самых распространенных среди которых является «mel de cana», в дословном переводе «мед сахарного тростника» — чёрная патока. Традиционный торт Мадейры называется «Bolo de mel» («Медовый торт») и он никогда не разрезается ножом, а разламывается руками.

В Фуншале – столице Мадейры, много интересного: выложенный из лавы собор Се, потолок которого инкрустирован слоновой костью и деревом, монастырь францисканцев, церковь “Санта Клара” и знаменитые ботанические сады. Среди развлечений - популярные карнавалы, фестиваль Атлантического океана и Колумба, праздник цветов и вина, водные прогулки вдоль каналов. Интересно прокатиться на фуникулере на вершину горы. А спуститься на деревянных санях с бешеной скоростью. Погода на острове всегда прекрасная – от 16 градусов зимой до 28 градусов летом. Климат Мадейры определяется течением Гольфстрим, Канарским течением и удалённостью архипелага от больших массивов суши. Очень много зелени, вода сочится из каждой щели и расщелинки в горах.  Длина побережья составляет 150 км.
После этого предисловия понятно, что это остров-сказка, остров-рай. И это хорошо знают английские пенсионеры, для которых зимой перелет из Манчестера в Фуншал стоит всего 25 евро в оба конца.

Несколько лет назад я с супругой несколько зимних дней отдыхал на острове Мадейра в четырехзвездном отеле недалеко от столицы острова. Большая часть отдыхающих были англичане, проводившие время у океана, берег которого изобиловал большими камнями вулканического происхождения и очень крупной галькой. Вода в Атлантике, даже при наличии теплого течения, редко бывает выше двадцати градусов. Да еще и крупная, бегающая вслед за волнами галька не позволяла купаться в океане. Поэтому отдыхающие купались либо в бассейнах с морской водой, либо в специально отгороженных загончиках. Побережье острова очень красивое, гористое и зеленое, с изобилием цветущих деревьев и кустарников, маленькими водопадиками.

Завтраки, обеды и ужины проходили в шикарном ресторане гостиницы, расположенном на первом этаже с окнами и террасами, выходящими на океан. На второй день пребывания, утром во время завтрака я увидел стоящее немного в стороне от столиков, на тележке с маленьким подносиком, ведерко со льдом, из которого торчала бутылка французского шампанского брют и рядом бокалы для шампанского. Несмотря на поговорку, что по утрам шампанское пьют только аристократы и дегенераты, большая часть отдыхающих наливала себе бокальчик к завтраку. Ведь этот благородный напиток входил в меню без дополнительной оплаты. Мы уже сидели за столом и завтракали, когда в конце зала вдруг показалась пара, скорее всего супружеская, состоявшая из двух очень пожилых людей, которые с большим трудом передвигались по направлению к еде и напиткам. Им приходилось поддерживать друг друга под руки. Казалось, что поодиночке они не пройдут и шага. Супруги заняли место за соседним столиком, рядом с нами.

Мужчина – ему было, наверное, под девяносто лет, был худ, согнут и очень морщинист. Остатки когда-то пышных кудрей в беспорядке свисали вокруг сморщенной лысины. Старик был одет в модный в 50-е годы 20-го века двухбортный синий костюм в полоску, черные, тупоносые штиблеты и белую крахмальную рубаху с широким воротом. Его худые, костистые пальцы украшало несколько перстней и обручальное кольцо на левой руке. Джентльмен держал в руке маленькую сумочку из крокодиловой кожи, которую он поставил на стол, предварительно вытряхнув из нее несколько упаковок таблеток разного цвета и размера. Отколупнув от каждой пачки по одной-две таблетки, он сложил их на тарелочку. Получилась довольно внушительная горка.

В это же время его супруга, примерно тех же лет, выше мужа на пол головы, с такой же согнутой спиной, крашеными в ярко рыжий цвет редкими волосами и крючковатым, длинным носом, расположилась за тем же столиком, напротив.
Одета она была в темно-зеленый, с рюшечками на рукавах, костюм и ярко красную блузку. Поверх блузки висело несколько кулонов и крест на серебряных цепях различного диаметра. Уши престарелой модницы украшали серьги с крупными бриллиантами. При этом на ногах у нее были обычные белые кеды и чулки со швом. Подобно мужу, дама высыпала горку таблеток на тарелочку, но ее горка оказалась значительно меньше, чем у супруга. Это могло означать, по-видимому, что старушка была немного здоровее своего супруга. Это и предопределило дальнейший ход событий.

Скорее всего английская пара только прибыла с берегов туманного Альбиона. Мужчина, увидев у нас на столе шампанское в фужерах, показал жене глазами, что им тоже неплохо  было бы его взять. Бабуля встала и шаркающей походкой пошла к ведерку. Достала бутылку и, не дожидаясь помощи официанта, дрожащими руками наполнила два фужера. До стола она донесла не все. Часть вина пролилась по дороге. Старик взял свою тарелочку с таблетками, опрокинул ее в рот и запил шампанским. Его супруга последовала примеру мужа. Но у него было так много таблеток во рту, что одного фужера шампанского не хватило, чтобы их запить. И бабушка по просьбе мужа повторила весь ритуал с самого начала. Теперь можно было и слегка позавтракать. После аперитива с таблетками.

Вот так жажда жизни побеждает старость!
 
 
Иллюстрация из Интернета