Легендарная Аврора
Наступило лето, а это лучшее время для путешествий, но, как известно, в стране кризис, и мои финансы не позволяют сейчас отправиться в дальнее путешествие. И я вспоминаю, как прекрасен Петербург летом, и как хочется вновь поехать туда, где теперь чудные белые ночи!
Так хочется побродить по питерским улицам, посмотреть красавицу Неву. И приходится на досуге вспоминать, как я ходила по улицам Петербурга – Ленинграда пешком. Мне вообще нравится ходить пешком – так больше увидишь и быстрее узнаешь город, а язык, как говорится и до Киева доведет.
После завтрака мы одевались потеплее, а погода не баловала – накрапывали дожди, налетал порывистый холодный ветер, от Невы тянуло сыростью. Я надевала жакет и куталась в мягкий палантин, а Ксюша натягивала теплую кофту и ветровку, мы выходили на улицу и оправлялись гулять по Петербургу.
Как-то мы сели в метро на Сенной площади, доехали до Петроградской стороны, вышли на станции метро Горьковская и отправились искать стоянку легендарной « Авроры». Мне очень хотелось увидеть этот крейсер.
Мы долго шли по скверу, потом вышли на набережную, прошли еще метров двести и, наконец, увидели крейсер « Аврору» - этот символ Октябрьской Революции. Я хорошо знаю историю этого корабля. Она очень интересна.
« Аврору» строили почти восемь лет и торжественно спустили на воду 24 мая 1900 года. При спуске присутствовал сам царь Николай Второй с женой и Марией Федоровной. А дальше судьба крейсера была такова: « Аврора» героически участвовала в Цусимском сражении.
В этом бою она чуть было не подорвалась на торпеде и получила несколько пробоин. Сначала один снаряд попал в стеньгу фок-мачты, другой перебил якорную цепь, при этом было ранено несколько человек. В течение боя шесть раз осколками снарядов сбивало флаг, но боцман и матросы под огнем врага неизменно поднимали его, рискуя жизнью. Весь изрешеченный, стяг превратился в лохмотья, но реял над крейсером.
Бой длился много часов. 14 моряков крейсера Аврора пали в том бою, в том числе был убит капитан корабля Егорьев. Гроб с телом капитана впоследствии был опущен в море. Матросы оставались на своих боевых постах и сражались героически. После захода солнца русская эскадра пришла в полное расстройство.
За ночь повреждения « Авроры» были исправлены, пробоины заколочены деревянными пробками с ветошью, а крейсер отправился на ремонт. В дальнейшем боевой корабль вновь встал в строй и отправился в плавание, и в каких только морях ни побывал! Крейсер испытал штормы и тайфуны, матросы его героически боролись с огнем в далекой южной стране, а затем участвовали в Первой мировой войне.
В феврале 1917 года, когда среди матросов было сильно революционное настроение, крейсер находился в Петербурге, и это очень не нравилось капитану корабля Никольскому – он боялся революционной пропаганды. Капитан Никольский относился к матросам жестко, а команда была сплоченной и верна воинскому долгу. В дни февральской революции по доносу были арестованы агитаторы и «подстрекатели». Но когда их выводили из строя, матросы кричали им: «Ура! Браво! Освободить!»
Обстановка на корабле раскалялась все сильнее. Тогда капитан Никольский и старший офицер Огранович стали стрелять в матросов из револьверов, а Никольский стрелял сразу двумя…
Ими были ранены три человека, а один убит. На другой день к крейсеру пришла толпа рабочих с красными флагами. С Никольского и Ограновича сорвали погоны. Никольскому кто-то из толпы выстрелил в голову, а Ограновичу нанесли удар штыком в горло. Оба были убиты.
Летом 1917 года ежедневно проводились митинги, и уже было среди команды 42 большевика.
До Октябрьской революции оставалось совсем немного. Особенная роль выпала крейсеру «Аврора» в это время.
Днем 25 октября на крейсер прибыл начальник штаба восставших Антонов-Авсеенко и отдал распоряжение по сигнальному выстрелу Петропавловской крепости дать пару холостых выстрелов из 6-дюймовки.
Так по приказу комиссара Белышева в 21 час 40 минут был дан знаменитый один холостой выстрел, который стал сигналом для штурма Зимнего дворца. Этот выстрел был историческим. Он разделил нашу страну на До и ПОСЛЕ революции.
А героическая история крейсера продолжалась. Во время Великой Отечественной войны в блокаду Ленинграда « Аврора» подвергалась вражеским налетам. Ее буквально расстреливали ежедневно – так ненавистен был фашистам этот легендарный корабль.
Только в один день было выпущено 56 снарядов и из них 4 попадания. Особенно старались стрелять по флагу. Обстрелы прекратились только после снятия блокады. С 1944 года это был музей-памятник, а в 1945 году стал съёмочной площадкой фильма « Крейсер Варяг».
И как же было неприятно узнать, что в современной России на легендарном корабле, где героически погибали русские моряки, корабле, овеянном боевой славой, весело проводят время богачи. Особенно « прославилась» вечеринка журнала «Русский пионер», где ведущей была Тина Канделаки, а Сергей Шнуров развлекал блатными песнями гостей, среди которых были и очень известные личности – Илья Клебанов, Набиуллина и даже мэр города Матвиенко.
Нам подняться на корабль по трапу не разрешили – экскурсий в этот день не было, и мы могли только посмотреть на «Аврору» вблизи. А кругом прохаживались люди, в основном это была молодежь. О набережную билась синяя, неспокойная, невская вода. По небу неслись, словно птицы, куда-то белые облака. Был холодный питерский день. Рядом бойко шла торговля сувенирами с соответствующей символикой: продавали значки, открытки, часы, буклеты, футболки, кружки, кепки. Мы купили сувениры в одном из киосков и обратно решили прогуляться пешком.
Долго шли через полноводную Большую Неву длинным Троицким мостом. Он показался нам бесконечным. Но какие виды вокруг! Какая ширь Невы!
Потом мы с Ксюшей гуляли по Марсову полю и Летнему саду, любуясь его ажурной решеткой и многочисленными статуями. Прошли домик Петра. Потом очутились в Михайловском саду и полюбовались на пруду черными лебедями, поужинали в кафе и пришли такие усталые в гостиницу, что сразу легли спать. Впечатлений была масса!
А в сентябре мы узнали, что легендарную Аврору отправили в Кронштадт на ремонт в док. Проститься с историческим крейсером пришли тысячи питерцев, и многие кричали:"Аврора! Возвращайся!" И чувства горожан понятны - это один из самых известных символов Петербурга. С "Авророй" успели сродниться несколько поколений.
А нам повезло увидеть её вблизи на Петровской набережной.
© Copyright:
Татьяна Шмидт, 2015
Свидетельство о публикации №215060401605