Легендарная Аврора

Татьяна Шмидт
 

Наступило лето,  а  это лучшее время для путешествий, но, как известно, в стране кризис, и мои финансы  не позволяют сейчас отправиться в дальнее путешествие. И я вспоминаю, как прекрасен  Петербург летом,   и   как  хочется  вновь поехать туда,  где  теперь  чудные белые  ночи!
 
 Так хочется побродить  по питерским   улицам,  посмотреть красавицу Неву.   И приходится  на досуге  вспоминать, как  я ходила по улицам Петербурга   – Ленинграда  пешком. Мне вообще нравится ходить пешком – так больше увидишь и быстрее узнаешь город, а язык, как говорится и до Киева доведет.

  После завтрака  мы одевались  потеплее,   а    погода не баловала – накрапывали дожди, налетал порывистый холодный ветер, от Невы тянуло сыростью.   Я надевала  жакет и куталась в  мягкий  палантин, а Ксюша натягивала  теплую кофту и ветровку,   мы выходили на улицу  и  оправлялись  гулять  по Петербургу.

  Как-то мы сели в метро на Сенной площади,  доехали  до  Петроградской стороны, вышли  на станции метро Горьковская   и  отправились  искать стоянку  легендарной  « Авроры». Мне  очень  хотелось  увидеть  этот  крейсер.

   Мы долго шли по скверу,   потом  вышли на набережную, прошли еще метров двести и,  наконец, увидели крейсер « Аврору»   - этот символ Октябрьской  Революции.   Я хорошо знаю историю этого корабля. Она очень интересна.

  « Аврору»   строили  почти восемь лет и торжественно спустили на воду  24 мая 1900 года.  При спуске присутствовал сам царь Николай  Второй с  женой и Марией Федоровной.  А дальше судьба крейсера была такова: « Аврора» героически  участвовала в  Цусимском сражении.

 В этом бою  она  чуть было не подорвалась на торпеде и получила несколько пробоин. Сначала  один снаряд попал в стеньгу фок-мачты, другой перебил якорную цепь, при   этом было ранено несколько человек. В течение боя шесть раз осколками снарядов сбивало флаг, но боцман и  матросы под огнем врага  неизменно поднимали его,   рискуя жизнью. Весь изрешеченный, стяг  превратился в лохмотья, но  реял над крейсером.

  Бой длился много часов. 14 моряков крейсера Аврора пали в том бою, в том числе был убит капитан корабля Егорьев. Гроб с телом капитана впоследствии  был опущен в море.  Матросы оставались  на своих боевых постах и сражались героически. После  захода солнца русская эскадра пришла в полное расстройство.


  За ночь повреждения  « Авроры»  были исправлены,  пробоины  заколочены  деревянными пробками  с  ветошью,  а  крейсер  отправился   на ремонт.   В дальнейшем   боевой  корабль вновь  встал в строй  и   отправился  в плавание,   и в каких только морях   ни побывал!   Крейсер испытал штормы и тайфуны, матросы его героически боролись с огнем в далекой южной стране,  а затем  участвовали  в  Первой мировой войне.
В  феврале   1917 года,   когда среди  матросов  было  сильно   революционное  настроение,   крейсер находился в Петербурге,  и это очень  не нравилось капитану корабля   Никольскому   –  он   боялся  революционной пропаганды.   Капитан Никольский   относился к матросам жестко, а команда была сплоченной и  верна воинскому долгу.  В  дни февральской революции  по  доносу были  арестованы агитаторы   и   «подстрекатели».   Но  когда их выводили из строя,   матросы кричали им:  «Ура! Браво! Освободить!»

   Обстановка на корабле раскалялась все сильнее.  Тогда капитан Никольский и старший офицер Огранович   стали стрелять  в  матросов из револьверов, а  Никольский стрелял сразу двумя…
Ими были ранены  три человека, а один убит.  На другой день  к крейсеру  пришла толпа рабочих с красными   флагами.  С Никольского и Ограновича сорвали погоны. Никольскому  кто-то из толпы  выстрелил в голову, а  Ограновичу нанесли  удар штыком в горло. Оба были убиты.
   Летом  1917 года  ежедневно проводились  митинги, и уже было среди команды 42 большевика.


  До Октябрьской революции оставалось совсем немного.  Особенная роль выпала  крейсеру «Аврора»   в  это время.
Днем 25 октября  на  крейсер прибыл начальник штаба восставших  Антонов-Авсеенко  и  отдал распоряжение по сигнальному выстрелу  Петропавловской крепости  дать пару холостых выстрелов из 6-дюймовки.
 Так по  приказу   комиссара Белышева  в 21 час 40 минут  был дан знаменитый один холостой выстрел, который стал сигналом для штурма Зимнего дворца. Этот выстрел был историческим. Он разделил  нашу страну на  До  и  ПОСЛЕ  революции.

   
  А  героическая  история крейсера продолжалась.   Во время Великой Отечественной войны в блокаду Ленинграда  « Аврора»   подвергалась вражеским налетам. Ее буквально расстреливали  ежедневно – так ненавистен  был фашистам этот легендарный корабль.
 
  Только в один день было выпущено 56 снарядов и из них 4 попадания.   Особенно старались стрелять по флагу. Обстрелы прекратились только после снятия блокады.  С  1944 года это был  музей-памятник, а в 1945 году  стал съёмочной площадкой фильма   « Крейсер Варяг».

    И как же было неприятно узнать,  что  в современной России на легендарном корабле, где героически погибали русские моряки,  корабле, овеянном боевой славой,  весело проводят время богачи. Особенно  « прославилась» вечеринка журнала  «Русский  пионер», где ведущей была Тина Канделаки, а Сергей Шнуров развлекал  блатными песнями гостей, среди которых были  и очень известные личности – Илья Клебанов, Набиуллина и  даже   мэр города Матвиенко.

 Нам подняться на корабль по трапу  не разрешили – экскурсий в этот день не было, и мы могли  только  посмотреть  на «Аврору» вблизи.  А кругом  прохаживались  люди,  в основном это была молодежь.  О  набережную билась синяя, неспокойная,  невская вода. По небу неслись, словно птицы,  куда-то белые облака.  Был холодный питерский день.  Рядом  бойко  шла торговля  сувенирами  с  соответствующей символикой:  продавали   значки, открытки,  часы, буклеты, футболки, кружки, кепки.   Мы купили сувениры  в одном из киосков  и обратно решили прогуляться пешком.

   Долго шли  через полноводную  Большую  Неву  длинным Троицким мостом.  Он показался нам бесконечным. Но какие виды вокруг! Какая ширь Невы!
  Потом  мы с Ксюшей  гуляли  по Марсову полю и Летнему саду, любуясь его ажурной решеткой и многочисленными статуями. Прошли домик Петра. Потом очутились в Михайловском саду и полюбовались  на пруду черными лебедями, поужинали в  кафе  и пришли такие  усталые в гостиницу, что  сразу легли спать. Впечатлений была масса!

 А в сентябре мы узнали, что легендарную Аврору отправили в Кронштадт на ремонт в док. Проститься с историческим крейсером пришли тысячи питерцев,  и многие кричали:"Аврора! Возвращайся!"  И  чувства горожан понятны - это один из самых известных символов Петербурга. С  "Авророй"  успели сродниться несколько поколений.
А нам повезло увидеть её вблизи на Петровской набережной.