Бессмертный полк и русское национальное бытие

Валерий Суриков
   Май  закончился -  самое время  высказаться    о   юбилейном  праздновании   Дня  Победы.
                1.
 В  2015-ом, как  никогда  в  последние  годы,  разделились  два отношения  к  этому  празднику ,  две  его  концепции, если  угодно -  официальная, властная и  народная.
   В официальной  концепции по  сравнению  с   прошлыми  годами  мало  что  изменилось.  Да,  красный   флаг   Победы  был вынесен на  параде впереди  российского государственного,  но  в  общей  оценке  Победа   России в  Великой  Отечественной   войне   явно  уступила   место   мировой победе   над  фашизмом. То  есть  следствие  оказалось  впереди причины   - Русской   победы над   Германией(1) ,  а  фактически победы  русской  цивилизации  над  западно-европейской. 
Эта  инверсия  в  связке причина- следствие прослеживалась  во  многом .  И  в акцентах, расставленных   президентом  Путиным   в  его  речи на  Красной  площади;    и  в демонстративном   невнимании  как   к   Верховному   главнокомандующему   той  войны,  так  и  к  когорте его  блистательных   маршалов;  и в  голубоватой  фанерной   портянке, наброшенной на  строение,  у    подножья которого,  собственно, и  был  подведен  итог  Великой  Отечественной  Войне ;  и в  наличии   иностранных   войск,  марширующих   по  Красной  площади  и   совершенно  неуместных там  в   день  Великой Русской  Победы  -  она, если и  стала  одновременно   победой других  народов многонациональной  России,  то  только  потому, что   они   воевали  в армии   России,  где  русские  составляли  подавляющее большинство. 
                2.

Что   касается  Верховного  Главнокомандующего,  то  рано  или  поздно  он  займет,  конечно,  место  в  истории Русской  Победы  1945, соответствующее  его  заслугам.  Не   может  не  занять  и  потому, что " из всех правителей государства нашего после Киевской Руси он наиболее приблизился к идеалу бескорыстного и самоотверженного служения Отечеству" (2).  Понимание   того,  что "Сталин – это власть, очищенная от собственности, а значит, от жадности, алчности и привязанности к плотскому. А потому сверхрусская" (3)  и  поставит  всё,  в  конце  концов,   на  свои  места   даже  на  фоне  самых  жестких  оценок  других  сталинских    деяний. 
 Пока  же  высшая  наша  власть  продолжает  и  в  этом вопросе  суетливо  ерзать.  Причина   же  того  очень  точно схвачена здесь(4): "Победу СОВЕТСКОГО (!!!) народа отметить хочется, а то, что народ был советский вспоминать опасно ...   Так и мучаются каждый год бедняги ..."   
               
                3.
   Об     инверсии    свидетельствует    и то  место, которое    в  торжествах  было  предложено   занять Русской Православной  Церкви.  Ей ,судя  по  всему, рекомендовали отделиться  в  эти  дни   от  светской  власти полностью  и    праздновать  юбилей  автономно.     Хотя,  если исходить из  той  традиции  взаимоотношений  церкви  и  государства, что   сложилась  в  многовековой  истории  русских  побед,  то нельзя  не  признать,  что       традиционно русским   было  бы  совместное (патриарх и президент) возложение   9 мая  венков на  могилы  Неизвестного  солдата,  Верховного  главнокомандующего Сталина  и к  урнам   маршалов Победы.
  Понятно,  что    такой разворот   к   русской  традиции   плохо согласуется с      политическими реверансами   как  в  сторону  Запада,  так  и в  направлении Востока.  Но    с   фактом  Победы   45-го  года  России   над  Европой    мир  вряд ли  в  ближайшие  годы, да и вообще когда-нибудь, смирится. Так что, может  быть, хватит    подстраивать  эту  Победу   под   нерусское   восприятие  - она    никогда  не  утратит    своего планетарного   значения  и  в ранге  национального  государственного праздника.
                4.
В   официальной   концепции юбилея центральное     место   было   отведено     исключительно  мощному   параду.  Этой  мощью    мы  уже  не  подстраивались ,  а    по  партитуре ,очень похожей  на  ту,  что  сложилась  к 45-ому, настраивали  на  нужный   нам   лад  недружественное  восприятие  нашей   Победы.    И  именно   в мощи  парада официальная  концепция  праздника  обретала статус    народной.
  Но  9  мая 2015  года  народ, приветствуя парад,  не  только  безмолвно  присоединялся к   официальной  концепции.   Он с  не  меньшей  мощью    предъявил    свою   -    главным  событием всех праздничных  мероприятий  стало     народное  шествие,  получившее   название "Бессмертный  полк". 
   Предложение  разделить    в  дальнейшем празднование  Победы  и   памятное   шествие  заслуживает , конечно  же, самого  серьезного  внимания,  поскольку     победную  тональность,  действительно,  есть  смысл  оставить    9 мая единственной  -  той, какой  она    была  в  тот  день  в  45-ом.   А  памятное  шествие ,  может  быть,   и  в  самом  деле лучше  перенести  на    нерабочий день  22  июня ...
    Но  даже  если  это случится,  9 мая  2015   года   все  равно  останется  в   истории  России как     великий  день   начала  самоорганизация  русского  народа. По существу,  9  мая   в России состоялся   русский  марш   - настоящий,  полноценный.  И   многонациональный.
                5.

  Власть  и  в  центре  и на  местах  несомненно   способствовала  этой  народной  инициативе -  порядок ,  во  всяком   случае,  был  обеспечен (  ненавязчиво,  деликатно)   идеальный.  Очевидно ,что   по  всей  стране      для  народного  марша   был  задан  сверху  режим   наибольшего  благоприятствования.

И представители  высшей российской  власти  в  двух,  по крайней  мере,  случаях  явно  продемонстрировали   свое  единение  с  народной  инициативой.   Принимающий  парад министр  обороны,     проезжая под   Спасской ,  остановился и осенил себя крестным  знаменем ...  Президент   Путин с  портретом  отца-фронтовика    возглавил    колонну... 
Этот жест президента получил,  можно  сказать,   высочайшую  оценку(5): В.  Путин "... отчетливо показал не только внутренней оппозиции, он показал и внешним врагам: мне достаточно обратиться напрямую к народу, и я смету все"...
Для  правителя  России полмиллиона   москвичей,  выстроившихся от  Белорусского  до  Красной,  действительно,   могут  стать   поводом   для   подобных  мыслей.   Но   далеко  не  очевидно,  что  президент Путин   этим  поводом   в  той  или иной  форме   воспользуется.   И,  скорее всего,  не  потому,  что не  рискнет,  а наоборот - старательно  приглушит   их   в себе. Уж  больно не  вписываются в  идею  партнерской  Западу России-корпорации    эта   внезапно   обнаружившая себя  и оформившаяся в поступок память народа о     героических дедах-прадедах.  Ведь  на  Тверской  и   на Красной   народ  тихо, мирно,  без  единого  расквашенного  носа ясно  высказался  за  Россию-цивилизацию.

                6.

В  связи  с  памятным  маршем достаточно  много  говорилось    о ... не  совсем  праведном   рождении  этой  идеи:  провинциальный  телеканал ,  созданный   на   деньги некоммерческой  организацией,  финансируемой правительством  США (6) ...Все   это, наверное,  полезно  знать.  Но  очевидно  и  другое: то,  что начиналось на  американские  деньги    на томском  канале,    зажило,  ведь, своей  и  совершенно неожиданной   жизнью.  Авторы   идеи явно  недооценили   ее   возможностей   -  того, в  частности,  что  она   может  срезонировать  с русским  архетипом ...      И    люди,  действительно,"через свою воевавшую родню... вновь ощутили принадлежность к народу-победителю, которому всё по плечу" ...   И   " вышли на улицы так, будто мы победили только вчера"...   " Губительное перекодирование смыслов провалилось. Вместо него случилось пасхальное чудо преодоления смерти. "Бессмертный полк" превратился во вселенский крёстный ход, в котором с нами рядом шли воскресшие предки. Мы несли их лики, подобные иконам святых." (7) 
Возвышенный  тон  Дениса  Тукмакова   в  этих оценках  совершенно естественен.  Но      где    находится  источник  этого  чуда?..  У  Д. Тукмакова  нет однозначного ответа на  этот  вопрос. Да, он  готов  видеть   в марше 9  мая   сознательную  акцию  верховной  власти  - " гениальную путинскую операцию по вызволению из безвременья целого народа".  Но  он    допускает и  альтернативу: " уставший ждать народ вышел и крикнул в миллионы глоток неуклюжей власти, замешкавшейся с Русской весной: "Пора! Давай же! Прочь сомнения и страхи!"
     Второе,  похоже,   ближе  к  истине. Хотя  это  еще  не крик.  Народ  просто очень  выразительно   глянул  в глаза     не  совсем  адекватному  правителю, к  которому  понимание,  что он правит  не   Голландией, Польшей и  даже  Америкой,  а  Россией,  приходит   недопустимо  медленно   да  еще  по  весьма  и весьма неперспективной схеме:  шаг вперед -  два шага назад.

                7.

    Природу этой   народной   инициативы    попытался  выявить  и  С.  Кургинян.  В своей  статье   " Гражданский порыв"  он, кажется  единственный, говорит о   самоорганизации  - " безусловной, совсем уж неоспоримой, бескорыстной ".  Но   в  более   позднем  материале (8)   от  термина  самоорганизация    отказывается  и    предлагает    приблизительно  следующую   модель.
Россию   от  идеологической агрессии,  начавшейся  в  горбачевские  времена ,  спасла  внутренняя    рыхлость.  Колоссальные  силы, особенно  после 1991  года,  были  брошены  на  уничтожение  внутренней   структуры  страны.  Но в России, к  счастью,  не все   переведено  в  логос -  глубинные   смыслы   бытия    у  нас     структурированы не  до конца,  в   чем, надо  полагать,  и находит  свое  выражение  внутренняя  рыхлость.   Именно  эти   - недооформившееся -   смыслы    сумели   сохраниться  в годы  структурного  разгрома , а сохранившись,    сработали 9  мая   2015  год.
  Феноменологическую  модель      С. Кургиняна  вполне можно  было  бы  признать близкой   к  истине, если  бы  ни   его  ремарка: "к  религии  это  не  имеет   никакого  отношения".   Как  раз   к  религии  эта  модель   и  имеет самое  прямое  отношение .   
                8.

 Если уж  начинать  разговоры  о  том,  что  не всё  в России  переведено  в логос,  то  обязательно  нужно   уточнять  -  в западноевропейский  логос.   Глубинные  смыслы  бытия  у  нас, конечно же  свои -  со  своим, особым   типом  структур.  Они    сформировались  и  до  сих  пор пребывает   в  сильнейшем  поле  Православия .  В  силу   этой   своей  специфики, а отнюдь  не  по причине рыхлости,  они   оказался  не   по  зубам   западно-европейским  партнерам     Михаила  Сергеевича  и Александра  Николаевича...
   Другой  тип    цивилизации  -  другой    логос...  Он-то   и   сработал  9  мая  2015  года.
  Но   цивилизационный  подход  к  социальным  проблемам у  С.  Кургиняна,  как  известно, понимания  не  находит.  Отсюда, в  общем-то,   и   его  упоминавшаяся    выше  ремарка  о церкви, и   сама его   модель,  и  его     оценки   перспектив народной  инициативы  от  9  мая  2015 года.   На  новую  волну  не надейтесь   -  без "мощного  структурного  переоформления "  инициатива  пойдет  на  спад.  То  есть    рассчитывать на самопроизвольный рост  самоорганизации  -  пустые хлопоты.  Перед  нами  лишь  предпосылки, и    без   чего-то  особого ,  способного   генерировать    структуры,  нам  не  выжить...   Искать  же это    нечто   предлагается   в  недрах   теологии  освобождения, в  рамках  которой,  как  утверждается, проблема церковное- светское    уже  решена  -   давно и  окончательно.
Церковь,  таким образом,  и   в  модели  С.  Кургиняна  оказывается   "причем",  но   опять-таки   под покровом    западно-европейского    логоса ...

                9.


Бедная, несчастная Россия...  Кто ее только  ни пытался  структурировать.   Варяги, орда, тевтонский  орден,  поляки, шведы,  французы,  немцы...  Нынче  же   и потомки  все  прежних структуризаторов  оживились   и  новый - заокеанский   - надрывно   трясет  губой...  Лучше бы  развернул свой  структурирующий   взор    куда-нибудь  в  юго-восточном  от  своей  резиденции направлении  - сориентировал  его  на      родные  пенаты...
  Византия,  считай,  единственная  их значимых и крупных   субъектов  мировой  истории на  строительство   каких-либо структур  в России  не  претендовала, а положилась  на   силу  того  смыслового   поля, в котором  сама  обитала .  И  не  ошиблась - получила перспективного   наследника.
Так  что   9  мая   2015    сработали   все-таки вполне   оформившиеся  смыслы  -  структурированный по-православному,  по- византийски,  а не по-берлински-парижски- вашингтонски ..   Да,  это  вспышка, которая ( и здесь  с С. Кургиняном   нельзя  не  согласиться)   сама  себя  не  усилит  и, скорее  всего,  может  зачахнуть.  Но  не  потому,  что  бесструктурна  ее  основа,  как  считает С. Кургинян,  а  потому,  что    ее структура  в  качестве   единственно  надежной большинством   пока не  принимается.  Так -  странность,  недоразвитость,  а  то  и  дикость ... В  то  время, как    это  -  наше русское  традиционное  бытие,  в  чем-то забытое,  в  какой-то мере растерянное, а  местами   просто размытое   западными  испарениями,  но  оказавшееся  способным обнаружить  свою изысканную структуру   и после  четверти  века   западно-европейского   ига. А    это  иго  не  сравнишь  с   наивно-туповытым татаро-моногльским - под  западным  год  за  четвертак  идет...

                10

  И  без   опоры    на русскую  православную  традицию из- под  него  не выбраться.
  Поэтому  и основную задачу  для начавшейся 9  мая  2015   года  народной  инициативы есть   смысл формулировать несколько  по-иному...
Да,  вспышка - юбилейная, ситуативная...  Но вспышка, которая развернула внимание  людей  от самих  себя на два, а  то  и  на три  поколения  вспять. Они,  нынешние  30-40 летние , вдруг  обнаружили  своё,  близкое   себе  не только в  успехах  и развлечениях,    но и в   идеальном  - в жертвенном служении  родных  своих  другим.  Этот разворот,   это   массовое приоткрытие   русского  бытия  (вспышку   русского  дазайна - А.Г.  Дугин   выразился  бы здесь  именно  так)  и  нужно  попытаться  поддержать  и удержать. 
  Как    удержать -поддержать,  как вывести русское   бытие из забвения и возвысить его  -  для  национально  ориентированной   власти  это  не  вопрос...  Но   существует  возможность  и  дальнейшего  приоткрытия   его  снизу.
   Да,  9 мая(  или 22 июня)...  Да,   марши  с  фотографиями,   иконами,  со  священством     во главе колонн. Но по окончании    все это должно  разноситься  не  по  домам и квартирам  , а по родовым  музеям.  Вот   их-то   и надо создавать    и обустраивать.
  А  если  отступить еще на  два-три поколения -  это уже и первая  мировая,  и русско-турецкая... А если двинуться еще дальше   -    к  крымской  и отечественной  12-го года  ...  А  если   в   интернете  появится  социальная сеть, объединяющая родовые  музеи и    соединяющая   в  единое  расходящиеся  ветви  отдельных  родов...
Семейные родословные,  вскрытые   на пять  -шесть   поколений  вглубь  - и  Россия  покроется  мощнейшей     самоуправляющей    структурой,  выстроенной   на  памяти  к  великим подвигам  народа  и     с    лидерами исключительно   неформального   толка. 
 Структурой, по политическому  влиянию  с   которой   вряд ли   сможет сравниться   какая-нибудь партия.
 


Примечания.

1. " За победу  над Германией"   называлась, напомним,  главная   медаль  45 года.
2.   Е. Чернышев (  http://www.nakanune.ru/articles/110424 )
3.   Мысль   эта  принадлежит А. Фурсову.
4.    http://waspono.livejournal.com/475325.html
5. Александр Жилин (http://www.nakanune.ru/articles/110440)
6.Например,здесь (http://patriotka.livejournal.com/25893.html)
7. Денис  Тукмаков,  статья  в  "Завтра"     (http://zavtra.ru/content/view/bessmertnyij-narod/       ) 
8.  Суть  времени, выпуск  87.