Май закончился - самое время высказаться о юбилейном праздновании Дня Победы.
1.
В 2015-ом, как никогда в последние годы, разделились два отношения к этому празднику , две его концепции, если угодно - официальная, властная и народная.
В официальной концепции по сравнению с прошлыми годами мало что изменилось. Да, красный флаг Победы был вынесен на параде впереди российского государственного, но в общей оценке Победа России в Великой Отечественной войне явно уступила место мировой победе над фашизмом. То есть следствие оказалось впереди причины - Русской победы над Германией(1) , а фактически победы русской цивилизации над западно-европейской.
Эта инверсия в связке причина- следствие прослеживалась во многом . И в акцентах, расставленных президентом Путиным в его речи на Красной площади; и в демонстративном невнимании как к Верховному главнокомандующему той войны, так и к когорте его блистательных маршалов; и в голубоватой фанерной портянке, наброшенной на строение, у подножья которого, собственно, и был подведен итог Великой Отечественной Войне ; и в наличии иностранных войск, марширующих по Красной площади и совершенно неуместных там в день Великой Русской Победы - она, если и стала одновременно победой других народов многонациональной России, то только потому, что они воевали в армии России, где русские составляли подавляющее большинство.
2.
Что касается Верховного Главнокомандующего, то рано или поздно он займет, конечно, место в истории Русской Победы 1945, соответствующее его заслугам. Не может не занять и потому, что " из всех правителей государства нашего после Киевской Руси он наиболее приблизился к идеалу бескорыстного и самоотверженного служения Отечеству" (2). Понимание того, что "Сталин – это власть, очищенная от собственности, а значит, от жадности, алчности и привязанности к плотскому. А потому сверхрусская" (3) и поставит всё, в конце концов, на свои места даже на фоне самых жестких оценок других сталинских деяний.
Пока же высшая наша власть продолжает и в этом вопросе суетливо ерзать. Причина же того очень точно схвачена здесь(4): "Победу СОВЕТСКОГО (!!!) народа отметить хочется, а то, что народ был советский вспоминать опасно ... Так и мучаются каждый год бедняги ..."
3.
Об инверсии свидетельствует и то место, которое в торжествах было предложено занять Русской Православной Церкви. Ей ,судя по всему, рекомендовали отделиться в эти дни от светской власти полностью и праздновать юбилей автономно. Хотя, если исходить из той традиции взаимоотношений церкви и государства, что сложилась в многовековой истории русских побед, то нельзя не признать, что традиционно русским было бы совместное (патриарх и президент) возложение 9 мая венков на могилы Неизвестного солдата, Верховного главнокомандующего Сталина и к урнам маршалов Победы.
Понятно, что такой разворот к русской традиции плохо согласуется с политическими реверансами как в сторону Запада, так и в направлении Востока. Но с фактом Победы 45-го года России над Европой мир вряд ли в ближайшие годы, да и вообще когда-нибудь, смирится. Так что, может быть, хватит подстраивать эту Победу под нерусское восприятие - она никогда не утратит своего планетарного значения и в ранге национального государственного праздника.
4.
В официальной концепции юбилея центральное место было отведено исключительно мощному параду. Этой мощью мы уже не подстраивались , а по партитуре ,очень похожей на ту, что сложилась к 45-ому, настраивали на нужный нам лад недружественное восприятие нашей Победы. И именно в мощи парада официальная концепция праздника обретала статус народной.
Но 9 мая 2015 года народ, приветствуя парад, не только безмолвно присоединялся к официальной концепции. Он с не меньшей мощью предъявил свою - главным событием всех праздничных мероприятий стало народное шествие, получившее название "Бессмертный полк".
Предложение разделить в дальнейшем празднование Победы и памятное шествие заслуживает , конечно же, самого серьезного внимания, поскольку победную тональность, действительно, есть смысл оставить 9 мая единственной - той, какой она была в тот день в 45-ом. А памятное шествие , может быть, и в самом деле лучше перенести на нерабочий день 22 июня ...
Но даже если это случится, 9 мая 2015 года все равно останется в истории России как великий день начала самоорганизация русского народа. По существу, 9 мая в России состоялся русский марш - настоящий, полноценный. И многонациональный.
5.
Власть и в центре и на местах несомненно способствовала этой народной инициативе - порядок , во всяком случае, был обеспечен ( ненавязчиво, деликатно) идеальный. Очевидно ,что по всей стране для народного марша был задан сверху режим наибольшего благоприятствования.
И представители высшей российской власти в двух, по крайней мере, случаях явно продемонстрировали свое единение с народной инициативой. Принимающий парад министр обороны, проезжая под Спасской , остановился и осенил себя крестным знаменем ... Президент Путин с портретом отца-фронтовика возглавил колонну...
Этот жест президента получил, можно сказать, высочайшую оценку(5): В. Путин "... отчетливо показал не только внутренней оппозиции, он показал и внешним врагам: мне достаточно обратиться напрямую к народу, и я смету все"...
Для правителя России полмиллиона москвичей, выстроившихся от Белорусского до Красной, действительно, могут стать поводом для подобных мыслей. Но далеко не очевидно, что президент Путин этим поводом в той или иной форме воспользуется. И, скорее всего, не потому, что не рискнет, а наоборот - старательно приглушит их в себе. Уж больно не вписываются в идею партнерской Западу России-корпорации эта внезапно обнаружившая себя и оформившаяся в поступок память народа о героических дедах-прадедах. Ведь на Тверской и на Красной народ тихо, мирно, без единого расквашенного носа ясно высказался за Россию-цивилизацию.
6.
В связи с памятным маршем достаточно много говорилось о ... не совсем праведном рождении этой идеи: провинциальный телеканал , созданный на деньги некоммерческой организацией, финансируемой правительством США (6) ...Все это, наверное, полезно знать. Но очевидно и другое: то, что начиналось на американские деньги на томском канале, зажило, ведь, своей и совершенно неожиданной жизнью. Авторы идеи явно недооценили ее возможностей - того, в частности, что она может срезонировать с русским архетипом ... И люди, действительно,"через свою воевавшую родню... вновь ощутили принадлежность к народу-победителю, которому всё по плечу" ... И " вышли на улицы так, будто мы победили только вчера"... " Губительное перекодирование смыслов провалилось. Вместо него случилось пасхальное чудо преодоления смерти. "Бессмертный полк" превратился во вселенский крёстный ход, в котором с нами рядом шли воскресшие предки. Мы несли их лики, подобные иконам святых." (7)
Возвышенный тон Дениса Тукмакова в этих оценках совершенно естественен. Но где находится источник этого чуда?.. У Д. Тукмакова нет однозначного ответа на этот вопрос. Да, он готов видеть в марше 9 мая сознательную акцию верховной власти - " гениальную путинскую операцию по вызволению из безвременья целого народа". Но он допускает и альтернативу: " уставший ждать народ вышел и крикнул в миллионы глоток неуклюжей власти, замешкавшейся с Русской весной: "Пора! Давай же! Прочь сомнения и страхи!"
Второе, похоже, ближе к истине. Хотя это еще не крик. Народ просто очень выразительно глянул в глаза не совсем адекватному правителю, к которому понимание, что он правит не Голландией, Польшей и даже Америкой, а Россией, приходит недопустимо медленно да еще по весьма и весьма неперспективной схеме: шаг вперед - два шага назад.
7.
Природу этой народной инициативы попытался выявить и С. Кургинян. В своей статье " Гражданский порыв" он, кажется единственный, говорит о самоорганизации - " безусловной, совсем уж неоспоримой, бескорыстной ". Но в более позднем материале (8) от термина самоорганизация отказывается и предлагает приблизительно следующую модель.
Россию от идеологической агрессии, начавшейся в горбачевские времена , спасла внутренняя рыхлость. Колоссальные силы, особенно после 1991 года, были брошены на уничтожение внутренней структуры страны. Но в России, к счастью, не все переведено в логос - глубинные смыслы бытия у нас структурированы не до конца, в чем, надо полагать, и находит свое выражение внутренняя рыхлость. Именно эти - недооформившееся - смыслы сумели сохраниться в годы структурного разгрома , а сохранившись, сработали 9 мая 2015 год.
Феноменологическую модель С. Кургиняна вполне можно было бы признать близкой к истине, если бы ни его ремарка: "к религии это не имеет никакого отношения". Как раз к религии эта модель и имеет самое прямое отношение .
8.
Если уж начинать разговоры о том, что не всё в России переведено в логос, то обязательно нужно уточнять - в западноевропейский логос. Глубинные смыслы бытия у нас, конечно же свои - со своим, особым типом структур. Они сформировались и до сих пор пребывает в сильнейшем поле Православия . В силу этой своей специфики, а отнюдь не по причине рыхлости, они оказался не по зубам западно-европейским партнерам Михаила Сергеевича и Александра Николаевича...
Другой тип цивилизации - другой логос... Он-то и сработал 9 мая 2015 года.
Но цивилизационный подход к социальным проблемам у С. Кургиняна, как известно, понимания не находит. Отсюда, в общем-то, и его упоминавшаяся выше ремарка о церкви, и сама его модель, и его оценки перспектив народной инициативы от 9 мая 2015 года. На новую волну не надейтесь - без "мощного структурного переоформления " инициатива пойдет на спад. То есть рассчитывать на самопроизвольный рост самоорганизации - пустые хлопоты. Перед нами лишь предпосылки, и без чего-то особого , способного генерировать структуры, нам не выжить... Искать же это нечто предлагается в недрах теологии освобождения, в рамках которой, как утверждается, проблема церковное- светское уже решена - давно и окончательно.
Церковь, таким образом, и в модели С. Кургиняна оказывается "причем", но опять-таки под покровом западно-европейского логоса ...
9.
Бедная, несчастная Россия... Кто ее только ни пытался структурировать. Варяги, орда, тевтонский орден, поляки, шведы, французы, немцы... Нынче же и потомки все прежних структуризаторов оживились и новый - заокеанский - надрывно трясет губой... Лучше бы развернул свой структурирующий взор куда-нибудь в юго-восточном от своей резиденции направлении - сориентировал его на родные пенаты...
Византия, считай, единственная их значимых и крупных субъектов мировой истории на строительство каких-либо структур в России не претендовала, а положилась на силу того смыслового поля, в котором сама обитала . И не ошиблась - получила перспективного наследника.
Так что 9 мая 2015 сработали все-таки вполне оформившиеся смыслы - структурированный по-православному, по- византийски, а не по-берлински-парижски- вашингтонски .. Да, это вспышка, которая ( и здесь с С. Кургиняном нельзя не согласиться) сама себя не усилит и, скорее всего, может зачахнуть. Но не потому, что бесструктурна ее основа, как считает С. Кургинян, а потому, что ее структура в качестве единственно надежной большинством пока не принимается. Так - странность, недоразвитость, а то и дикость ... В то время, как это - наше русское традиционное бытие, в чем-то забытое, в какой-то мере растерянное, а местами просто размытое западными испарениями, но оказавшееся способным обнаружить свою изысканную структуру и после четверти века западно-европейского ига. А это иго не сравнишь с наивно-туповытым татаро-моногльским - под западным год за четвертак идет...
10
И без опоры на русскую православную традицию из- под него не выбраться.
Поэтому и основную задачу для начавшейся 9 мая 2015 года народной инициативы есть смысл формулировать несколько по-иному...
Да, вспышка - юбилейная, ситуативная... Но вспышка, которая развернула внимание людей от самих себя на два, а то и на три поколения вспять. Они, нынешние 30-40 летние , вдруг обнаружили своё, близкое себе не только в успехах и развлечениях, но и в идеальном - в жертвенном служении родных своих другим. Этот разворот, это массовое приоткрытие русского бытия (вспышку русского дазайна - А.Г. Дугин выразился бы здесь именно так) и нужно попытаться поддержать и удержать.
Как удержать -поддержать, как вывести русское бытие из забвения и возвысить его - для национально ориентированной власти это не вопрос... Но существует возможность и дальнейшего приоткрытия его снизу.
Да, 9 мая( или 22 июня)... Да, марши с фотографиями, иконами, со священством во главе колонн. Но по окончании все это должно разноситься не по домам и квартирам , а по родовым музеям. Вот их-то и надо создавать и обустраивать.
А если отступить еще на два-три поколения - это уже и первая мировая, и русско-турецкая... А если двинуться еще дальше - к крымской и отечественной 12-го года ... А если в интернете появится социальная сеть, объединяющая родовые музеи и соединяющая в единое расходящиеся ветви отдельных родов...
Семейные родословные, вскрытые на пять -шесть поколений вглубь - и Россия покроется мощнейшей самоуправляющей структурой, выстроенной на памяти к великим подвигам народа и с лидерами исключительно неформального толка.
Структурой, по политическому влиянию с которой вряд ли сможет сравниться какая-нибудь партия.
Примечания.
1. " За победу над Германией" называлась, напомним, главная медаль 45 года.
2. Е. Чернышев ( http://www.nakanune.ru/articles/110424 )
3. Мысль эта принадлежит А. Фурсову.
4. http://waspono.livejournal.com/475325.html
5. Александр Жилин (http://www.nakanune.ru/articles/110440)
6.Например,здесь (http://patriotka.livejournal.com/25893.html)
7. Денис Тукмаков, статья в "Завтра" (http://zavtra.ru/content/view/bessmertnyij-narod/ )
8. Суть времени, выпуск 87.