Кто спасет сокровища культуры?

Николай Сологубовский
В книжные магазины Москвы поступила новая   книга  «Сахара. Искусство исчезнувших миров»  о наскальной живописи и петроглифах Сахары.
Авторы - А.Б. Подцероб, И.Н. и Н.А. Сологубовские.
Издательство Ключ-С, на русском и английском языках.
На  приложенном к книге диске ДВД – фильмы о сокровищах Великой пустыни, в том числе  фильм «Сахара.  Лувр под открытым небом»  и фотогалерея  о памятниках Культуры и Истории.
Публикую отрывок из этой книги, думая о трагедии памятников Мировой Культуры в Сирии, Ираке и Ливии…



2. «Там, где культура, там и мир!»

Сделай из твоей жизни мечту,
а из мечты – реальность.
Антуан Сент-Экзюпери

Пакт Рериха, подписанный 80 лет назад в апреле 1935 года, в наше время кровавых конфликтов актуален как никогда: несмотря на международное законодательство, принятое после катастрофической Второй мировой войны, варвары и фанатики продолжают уничтожать памятники культуры в разных частях света. Достаточно вспомнить о буддийских скульптурах и других исторических артефактах в долине Бамиана, уничтоженных афганскими моджахедами, о взорванных националистами православных церквях в Косово, об уникальных экспонатах музея Кабула, разбитых религиозными фанатиками,  о разграбленных мародерами Национальном музее в Багдаде и Музее в Каире. Пострадали или исчезли бесследно сокровища мировой культуры в Ливии и Сирии, разрушаются мусульманские святыни и христианские храмы…
Как ни парадоксально звучит, но именно в наш, казалось бы, цивилизованный век объекты мировой культуры оказываются беззащитными и уязвимыми. Но именно они сохраняют те духовные ценности, которые являются прочной основой мира и залогом будущего развития Человечества. Сегодня становится особенно очевидным, что для решения задачи сохранения культурного наследия народов мира необходима консолидация усилий общественности, правительственных и негосударственных организаций разных стран, активизация личной инициативы и ответственности самих  граждан.
«Там, где культура, там и мир, – говорил Николай Константинович Рерих. – Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

С этими словами великого русского ученого предлагаем вам отправиться с книгой в путешествие по неповторимой своей красотой пустыне Сахара, чтобы увидеть сохранившиеся в течение тысячелетий уникальные рисунки и петроглифы неизвестных мастеров далекого прошлого и познакомиться с людьми, с которыми нам посчастливилось встретиться в 2005–2014 гг. И не будем забывать, что судьба многих картин, дошедших до нас и сохраненных во времена Ливийской Джамахирии, ставшей жертвой агрессии со стороны альянса НАТО, сегодня неизвестна…
И это вызывает огромную тревогу.
В Сахаре находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – Тассили-Аджер в Алжире, прилегающие к нему горы Акакус и вади Матхандуш в Ливии, а также Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана.
В отличие от алжирского Тассили-Аджера, с которым читатели знакомы по книгам французского исследователя А. Лота, горный массив Акакус, вади Матхандуш и Увейнат остаются для многих terra incognita. Более того, что касается ливийской части гор Увейнат, куда тоже добрались авторы книги, то, как сообщает ЮНЕСКО, «сведения об этой зоне все еще недостаточны» и «большинство рисунков продолжает ожидать детального описания».
Тем больший интерес представляют фотографии, снятые в разных арабских странах, от Египта до Марокко и опубли кованные на приложенном к книге диске. На них представле ны удивительно сохранившиеся с тех древних времен четыре основных периода сахарской наскальной живописи.
Первый период – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12–10 тысячелетия до 8–4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные, до двух метров высотой гравюры диких зверей и изображения бегущих охотников, стреляющих из луков. К данному периоду относится большая часть гравюр, выполненных с особой красотой и найденных в вади Матхандуш, а также в Тассили-Аджере.
Второй – «эпоха пастухов», начавшаяся за 8–4 и завершившаяся за 4,5–1,5 тыс. лет до н.э., с фресками, на которых  изображены тщательно выписанные разными красками  одомашненные животные: стада тучных коров, коз, а также бытовые сцены4.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане с XI в. до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало царство гарамантов.
Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» I в. до н.э. – V в. н.э.
И что интересно: все эти «эпохи» можно часто встретить в одних и тех же пещерах. Они наслаиваются одна на другую, переплетаются, дополняя или контрастируя друг с другом.
Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре истории Человечества.
Значимость открытых в Северной Африке в 50-х гг. XIX века рисунков трудно переоценить. Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Сахары, но и дает ответы на вопросы о культурном наследии народов Средиземноморья, их взаимообогащении. Например, рисунки и петроглифы в пещерах Великой пустыни, нарисованныеь на камнях по берегам давно высохших рек, в том числе, изображения людей или крокодила с длинными лапами, удивительно напоминают древнеегипетские фрески.
Дошедшие до нас из мрака и молчания тысячелетий послания людей, некогда населявших Сахару и Северную Африку, дают представление о труднодоступной сегодня, но живой в далеком прошлом пустыне. Члены экспедиций видели свою задачу в том, чтобы позволить зрителю познакомиться этим исчезнувшим миром, затерянным среди бескрайних песков, дать ему возможность прикоснуться к искусству, созданному на заре человечества, «перелистать» неизвестные доселе  страницы Истории. Ведь в Великой пустыне находятся десятки тысяч наскальных рисунков и петроглифов, включенных  ЮНЕСКО в список Всемирного наследия Человечества.

Отметим, что один из авторов этого фотоальбома А.Б. Подцероб издал ставшие уже раритетом книги о сокровищах Сахары «Бескрайние просторы Сахары» (М.: Библос консалтинг, 2010) и «Сахара: в песках времени» (М.: Издательство «МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ», 2014) с фотографиями Н.А. Сологубовского и И.Н. Сологубовского.
К ней приложен DVD c фильмом «Лувр под открытым небом», первым российским документальным фильмом о петроглифах Сахары, снятым Н.А. Сологубовским и И.Н. Сологубовским.
Текст комментария к фильму написан А.Б. Подцеробом.
Авторы книги организовали в Москве в 2011–2015 гг. несколько фотовыставок о наскальной живописи и петроглифах (в том числе в Центре Рерихов).