Cон сюрреалиста

Александра Шатагина
CОН  СЮРРЕАЛИСТА
(или цветодиагностика произведений живописи в ракурсе компьютерной психологии)

       В журнале «Психологическая наука и образование» (1999, №1-2) представлено описание патента «Компьютерная синергетика». Речь идет о том, что авторы предлагают начисто отказаться от обычной психодиагностики (кстати, о том, что абсолютно объективных текстов не бывает, и быть не может, говорит и профессор Леонид Бурлачук [1]). Основная идея авторов заключается в том, что компьютерная технология может отвечать условиям самоорганизации, в случае, когда личность диагноста заменяет компьютер. Создаются условия, при которых диагностируемый не общается с диагностом, а значит, и избегает возможного травмирования им [2].
        Ярким примером такого рода диагностики является компьютерный метод, описываемый в работах [3-6]. Речь идет о разрабатываемом на кафедре общей и социальной психологии Одесского госуниверситета компьютерном методе исследования произведений изобразительного искусства и, в частности, живописи, на основе которого можно получить информацию об эмоционально-психологическом состоянии художника при написании каждого полотна. В предлагаемом исследовании рассматривается, вообще говоря, специфический вид психодиагностики, когда используются плоды целиком «естественной работы», а не результат специально для ее осуществления проведенных мероприятий (какими являются, например, тесты). И, в частности, известный тест Макса Люшера, осуществление которого требует выполнения нескольких необходимых, и, к великому сожалению, зачастую не выполняемых, условий, касающихся не только самого раздаточного материала (как, например, строго определенные цвета карточек, их размеры и форма; белый фон, на который они выкладываются и др.), но и непосредственно самой процедуры (например, необходимость повторного тестирования).
       В данной работе мы проанализируем роль и возможности предлагаемого нами метода компьютерной психодиагностики, в основе которого лежит компьютерный анализ палитры живописных полотен, как одного из элементов, образующих базу компьютерной синергетической системы [2].
       Для конкретного примера непосредственного применения предлагаемой методики, обратимся к творчеству одного из самых знаменитых художников-сюрреалистов нашего заканчивающегося столетия – Сальвадора Дали (май 1904 – январь 1989). Сюрреализм – как одно из направлений модернистского искусства, возникло в Париже в 20-х годах (первый Манифест его датируется 1924 годом). У его истоков были такие выдающиеся люди, как Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Жан Кокто и многие другие молодые и талантливые поэты, художники, деятели кино и просто любители искусства – это было первое интернациональное движение общевидового охвата.
       Философской базой сюрреализма явились, главным образом, идеалистические учения (ХIХ – начало ХХ в.) – А.Шопенгауэра («Творческая эволюция», «Смех в жизни и на сцене»). Так, например, именно в этом художественном направлении в яркой форме нашло отклик шопенгауэровское понимание художественного произведения как выражения интуиции посредством фантазии. А исследование интуиции в творчестве А.Бергсона, разработавшего в частности, учение об интуиции как мистическом акте постижения бытия, продолжило философскую концепцию Шопенгауэра.
     Психологической же основой и даже более того, флагом сюрреализма стало учение гиганта психологии ХХ века Зигмунда Фрейда. В основе его исследования личности человека лежало признание того, что разнообразные невротические симптомы есть символические формы вытесненных либо не вполне сублимированных инфантильных сексуальных влечений. С этих позиций Фрейд объясняет и явления человеческой культуры и, в частности, изобразительного искусства. Сальвадор Дали до конца жизни оставался преданным поклонником этого ученого, неизменным сторонником и знатоком его идей. На наш взгляд, с позиций уже сегодняшнего дня со всеми его научными достижениями, с полотен Дали, написанных искренне и по-настоящему мастерски, смотрят (скорее всего, неосознанно даже для самого творца) не только фрейдовские, вытесненные в бессознательное и проявившиеся в виде символов сексуальные влечения, но и архетипы коллективного бессознательного Карла Юнга – при этом, как первые, так и вторые, значительно увеличивая семантическую информацию произведения, являются, по всей видимости, факторами самоорганизации психики. Поразительно, что еще в 1935 году, во время проведения своих лекций в лондонской Тэвистокской клинике, К.Г.Юнг подчеркивал, что «сны являются естественной реакцией саморегулирующейся психической системы» [7, 127].
        Действительно, согласно результатам последних исследований таких крупнейших американских нейрофизиологов, как А.Хэнсон и В.Хартман (в соответствии, например, с теорией Юнга, образы, первоначально случайно возникшие, благодаря активации конкретной нейронной сети, обуславливают втягивание в сон образов, сходных по эмоциональному значению. Как следствие – сон приобретает для спящего значение. При этом, если эти образы, полученные в процессе сна, важны – они запоминаются и связываются в эмоциональном отношении; в противном случае – стираются. Так, по мнению этого ученого, происходит развитие мозга не только на уровне младенца, но даже зародыша), и можно сделать научно аргументированный вывод о том, что с эволюционной точки зрения в таком «своего рода означивании потока чувственных образов» по-видимому, состоит адаптационная функция деятельности мозга, что и делает психику человека в этом смысле самоорганизующейся системой [8].
       Вернемся теперь с учетом всего вышесказанного к психологическому осмысливанию цветовой гаммы полотен Дали. Как свидетельствуют историографические источники [9], а также эксперимент, проведенный на нашей кафедре общей и социальной психологии [3], однозначной связи между конкретной эмоцией и определенным цветом, по всей видимости, не существует и разброс полученных данных достаточно велик. Кроме того, известно, что у каждого диагностируемого связь между эмоцией и цветовым оттенком может носить временный и даже сиюминутный характер (что подтверждается и учитывается и при работе с тестом Люшера).
      С другой стороны, существуют вполне устоявшиеся традиционные трактовки, вообще говоря, каждого цвета. Как, например, желтый – безмятежный, веселый; красный – чувство, страсть; черный – цвет тьмы, депрессии и смерти, и т.д.
        Такую ситуацию разрешает, на наш взгляд, деление так называемых цветовых предпочтений на объективную (коррелирующую с архетипом) и субъективную (определяемую социальными, культурными, национальными и личностными, в том числе психофизиологическими, факторами) составляющие [10]. Кстати, в связи с этим понятно, почему для примера мы выбрали творчество большого художника именно модернистского направления – ведь кроме всех особенностей, связанных с максимальным проявлением бессознательного в творчестве, в этом случае практически сведен до нуля объективный элемент в выборе цвета, обусловленный и навязываемый реальными цветовыми тонами окружающей действительности. Представляется, что психофизиологический фактор можно развести следующим образом (не затрагивая здесь интеллектуальный и культурный уровень каждого реципиента) – некоторые наши предварительные данные позволяют предположить, что, зная принадлежность художника к конкретному психологическому типу, определив соционическую структуру его психики [11] (так, известна принадлежность Сальвадора Дали к ЛСИ типу (логико-сенсорный интротип) [12], Пабло Пикассо – логико-интуитивный интротим (ЛИИ), Николай Рерих – сенсорно-логический экстратим (СЛЭ) [11, 307-308]. Это возможно при наличии эпистолярного наследия творца, его дневников, воспоминаний современников и т.д., можно, вообще говоря, выявить, в определенной мере, так сказать, объективную часть субъективной составляющей. Проведя затем эксперимент по установлению корреляции между семантическими пространствами эмоций и цветов цветового круга с группой людей, принадлежащих к одному (из 16 возможных соционических типов личности) с данным художником типу информационного метаболизма (термин польского психиатра А.Кемпинского, обозначившего так неодинаковую способность людей воспринимать и «усваивать» информацию), получим картину корреляции эмоционального и цветового пространств. Конечно, для каждого художника необходимо в дальнейшем сделать дополнительные индивидуальные поправки, непосредственно связанные с личностью творца. (Отметим, что существование связей между предпочтительным выбором индивидуумом цветов в тесте Люшера и его информационно-энергетическим метаболизмом, прослежена в [13], где подчеркивается, что «феномен предпочтения указывает на специфику и количественные характеристики недостающих энергий и субстанций… Цветопредпочтение… является интегральной энергоинформационной характеристикой состояния живой системы» [13, 15-16]). Cравнив затем полученные данные компьютерной обработки картины, сопоставив совокупность ее цветовой палитры с полученной “эмоциональной градацией» цветового круга, можно определить (естественно, такое определение носит, в большой степени вероятностный характер) эмоционально-психическое состояние художника при написании данной картины, а это, конечно, очень важно особенно для исторической психологии [13], поскольку открывает новые реальные возможности по психологической реконструкции «того, что было». Это, однако, выходит за рамки нашей данной статьи и станет содержанием следующего сообщения.
      Данную же работу завершаем словами профессора Ильи Григорьевича Белявского в связи с открытием в Институте математики, экономики и механики новой специализации «Компьютерное моделирование и обработка изображений и графической информации»: «Мы хотим подчеркнуть, что наш замысел мотивирован стремлением выявить в наибольшей мере субъективные возможности человека, его индивидуальность. Думаем, что это способствует гуманизации образования, в данном случае – с помощью колоссальных возможностей компьютерной техники» [5, 38].

                ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков. Психологическая газета. 1999, №4, стр. 6-7.
2. Красноруцкий Е.В. Компьютерная синергетика и реабилитационная педагогика. Психологическая наука и образование. 1999, № 1-2, стр. 91-94.
3. Ермоленко А. Дипломная работа «Влияние эмоций на творчество художника. Образ художника в творчестве». Одесса, ОГУ, 1997.
4. ЕрмоленкоА.С., Маляренко А.В., Шатагина А.Я. Использование компьютерных технологий для изучения эмоций в процессе изобразительного творчества. Використання комп’ютерних технологїй у навчальному процесі. –Харків, 1997. –С. 38-39.
5. Білявський І. Нові обрії психологічної науки. Мистецтво та освіта, 1999, №1, стр. 26-38.
6. Єрмоленко О., Ханонкін О., Шатагіна О. Психологічне дослідження творів Сальвадора Далі (1904-1989). Мистецтво та освіта. 1999, № 3, стор. 45-48.
7. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. –М., К., 1998.
8. Криппнер Стэнли. Американская психология: новые направления исследований. Психологическая газета, 1996, № 11, стр. 10-12.
9. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980, стр. 132-133.
10. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. – СП:, ФПБ-ТОО «БИОНТ», 1997, стр. 15-20.
11. Аугустинавичюте Аушра. Соционика: Введение. М., СПб, 1998.
12. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. К., 1992, стр. 23.
13. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999.
14. Белявский И.Г. Историческая психология. Одесса, 1991.

                Одесса, 2000 г.