Тот майский день

Татьяна Шелихова -Некрасова
Из серии "ИСПОВЕДЬ НЕПОЧЕМУЧКИ"

Однажды, когда мне было четыре года, отправились служащие брянского военкомата на праздничную маёвку. Приехали в лес на старом автобусе, в салоне которого до тошноты воняло бензином. Тем вкуснее показался воздух большой светлой поляны, на которой выгрузились весёлая компания.
 
По требованию ответственного за продукты старшины Синявского, с шутками-прибаутками, выстроились в ряд - и тот пересчитал всех, как он сказал, "нахлебников". Оказалось - восемнадцать человек.
Среди них - и мои родители. Папа – стройный, красивый и непривычно-весёлый,  и мама – с большим-пребольшим животом. 

К тому времени я уже знала, что в животе у мамы ребёночек, который, по её словам, «завёлся» от малинового червячка. Сама я произошла от съеденного ею яблочного червяка.

Мне не нравилось, что у меня такой заурядный прародитель. Ну, почему бы ему не оказаться обитателем сладкой и сочной груши - такой, какую однажды папа привёз из Крыма. А яблоки… Вон их сколько растёт – и в основном, все кислые. Но что делать, червяков, способствующих нашему зарождению, как и родителей, не выбирают.

Взрослые сидели на расстеленном брезенте, весело выпивали и закусывали.  А мне было скучно. Из детей с нами приехал только Витька Царёв.  Остальные остались с бабушками дома.
Витька попытался  затеять со мной игру, но я не захотела. От таких, как он, надо держаться подальше. У Витьки всегда всё каверзами заканчивается. То голову кому-то камнем разобьёт, то палец вывихнет. И мне от него доставалось не раз.

Поэтому, отошла я потихоньку от всех и начала собирать букет из маленьких цветочков, которые голубыми лужицами освежали  поляну.  Занятая  интересным делом, не заметила,  как в лес углубилась.

*******
Очнулась, когда  никаких голосов уже не было слышно.  Тишина – полнейшая. Вокруг - огромные прямые сосны. Кора у них, цвета янтарных бус, которые украшают шею тёти Зины. По её словам, янтарь помогает от «щитовидки».

Будучи «непочемучкой», я не спрашивала, что такое «щитовидка»?
Может,  жена щитомордника? Змей такой есть. Я его в энциклопедии нашей случайно увидела. Наверное, змеи эти под полом у тети Зины в её тёмной комнатке живут, а она от них янтарными бусами обороняется. 

Но сейчас мне не до тёти-Зининых проблем. Со своими бы разобраться. Стою и соображаю, как назад вернуться? 
Кричать «Ау» - как это в мультфильмах делают, когда в лесу теряются –  как-то  неловко. Да и страшновато - наказать могут, за то, что с поляны ушла.  Ведь говорила мама, чтобы далеко не отходила… Эх, была не была, попробую сама из леса выбраться,  может и не заметят моей отлучки?
 
Смело пронизываю, пахнущее смолой, прозрачное голубоватое пространство. Иду туда, где деревьев меньше. Сосны одобрительно кивают своими зелёными верхушками:
- Давай,  Танюшка, не трусь, иди вперёд…

Не знаю, сколько прошла, прежде, чем наткнулась на странное сооружение - небольшой  бревенчатый домик, вросший в землю.  Двери не было. Дом словно приглашал – заходи, не бойся.  Недолго думая,  начала медленно спускаться по шатким  деревянным ступеням…

Внутри домика оказалось неожиданно светло и сухо. Брёвна на стенах рассохлись, и песок просачивающийся  сквозь них,  покрыл пол толстым слоем.  Под самым потолком, на уровне земли - небольшое горизонтальное окно.

Как зачарованная,  стою я по щиколотку в песке и думаю, кто мог сидеть за этим  столом, приделанным к стене, на манер вагонного столика  и лежать на лежанке, сделанной из берёзовых досок?

Кажется, что хозяева вышли ненадолго и скоро вернутся . И будут недовольны, что я без спроса вошла в их жилище.  От этой мысли холодок проползает по спине, но какое-то странное оцепенение не даёт двинуться с места.

- Таня,  Таня,  отзовись, где ты? -  будто сквозь сон,  доносится до меня  голос мамы. 
- Таня,  ау-у… – слышны голоса других людей.

Разорвав оцепенение,  опрометью выскакиваю из бревенчатого укрытия  и, споткнувшись на последних ступеньках,  растягиваюсь на  сосновых иголках, до крови уколов обо что-то ладонь.
- Мама, я здесь! -  кричу, почти не надеясь, что мой детский голос будет услышан на таком расстоянии.

*******
И вот я на поляне, сижу на чём-то мягком и доктор Шумилин перевязывает мою, смазанную йодом, небольшую рану.
Мама ругает меня за самовольную отлучку. Ей неудобно, что отдых  людей был прерван поисками,  а папа  говорит примирительно:
- Ничего страшного, немного прошлись по лесу.
 
- А мы и не знали, что здесь ещё партизанские землянки сохранились, - удивляется кто-то из взрослых. 
- Да, брянские леса… Немцы боялись вглубь заходить. А Таня – не побоялась – обнимает меня улыбающаяся тётя Клава.
- А знаете, эта поляна, на которой мы находимся, была партизанским аэродромом? – это уже папа говорит. – Они вырубили деревья и принимали здесь самолёты с Большой земли.
- А ну, за партизан, наливай… - доктор Шумилин, заканчивает перевязку и  резко машет рукой.   

Все усаживаются за брезент,  с остатками еды и питья.  Меня, опасаясь, что опять потеряюсь, устраивают между папой и Витькой Царёвым и наливают стакан тёплой газировки.

- За тех, кто не дожил до Победы! – произносит Шумилин.
– Вечная память! – добавляет женский голос.
Пьют молча, потом кто-то затягивает:

- Шумел сурово брянский лес,  спускались синие тума-а-ны…
- И сосны слушали окрест, как шли в дорогу партиза-аны – дружно подхватывают остальные. 

Я сижу на коленях отца, слушаю песню и неожиданно вспоминаю, что старик со старухой из «Сказки о золотой рыбке» Пушкина, тоже жили в землянке: «Они жили в ветхой землянке тридцать лет и три года» 

- Наверное, партизанами были, – лениво шевелится мысль. Мне хочется спросить у папы,  так ли это, и заодно узнать, что такое «ветхая»?
Но устав от всего пережитого и успокоенная биением сердца отца, начинаю засыпать…

******
С тех пор прошла целая жизнь, но тот майский день не стёрся в памяти, живёт, вместе с партизанской землянкой и песней:  «Шумел сурово брянский лес»…