Душа. Поэма-размышление о душе

Владимир Воропаев
Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века. Херсонес

 ЧАСТЬ 1

 1.
 Незримо обращаюсь я к душе:
 восторженно
 и покаянно припадаю,
 словесно и без слов
 я льну к её теплу…

 Ах, душа моя, душа моя,
 радостно ли живется тебе на этом белом свете?
 Даже в светлости земного бытия,
 который есть просто серость,
 в сравнении с истинным Светом,
 ты искала и находила мрак и тьму кромешную.
 Легко ли тебе живётся в пучине страстей своих?
 Не страдаешь ли ты
 в капризах и самохотениях нескончаемых?
 Не рыдала ли от обид
 и трепыханий безкрылого тела?
 Бедная, заблудшая душа!
 Сквозь Любовь Божию увидел я и полюбил тебя;
 покойно сердце моё теперь;
 не сожалеет оно о былом,
 только горечью омрачается радость моя
 при воспоминаниях о грехах своих.

 2.
 Грешность моя, - рассейся!
 Дым грехов растворись в чистоте Неба!
 Как сладок путь к Богу и нет в нём усталости,
 нет чувства голода телесного,
 нет жажды ко сну.
 Звезды ночного неба,
 вы смиренно и кротко
 мерцаете в глубине вселенной;
 я учусь у самой малой из вас
 быть смиренным и кротким,
 как учит человеческую душу Господь.
 Твое мерцание не безпокоит души моей –
 душа стремится и стремится к Богу:
 «К Тебе Любовь моя,
 к Тебе направила я стопы свои,
 к Тебе устремила все силы свои».

 3.
 Душа человеческая –
 поразительное создание Божье!
 Приоткрывается лишь кончик покрывала,
 которым  укрыта собственная душа,
 и я, узрев высоту её, как будто со стороны –
 восхищаюсь творением Бога:
  “Ибо так возлюбил Бог мир,
 что отдал Сына Своего Единородного,
 дабы всякий верующий в Него, не погиб,
 но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16)
 теперь яснее и понятнее
 становятся эти слова Евангельские.

 Очищается душа и приоткрывается покров,
 скрывающий красоту собственной души.
 Когда приходит ясность в сердце,
 тогда дивишься чуду Господню
 и готов безконечно упиваться величием Божьим.
 Через познание своей души,
 познаешь и Творца своего – Господа.   

 4.
 Как просто и величественно познание своей души.
 Далёкие планеты – звёзды,
 видятся четче и понятнее собственных тайн;
 Какова же страшная сила греха!
 Не болезненно, но мягко и незаметно
 окутывает этот дурманящий дым душу человека.
 Он скрывает от меня собственную мою душу!
 Господи, мне теперь хочется только одного –
 очиститься, чтобы яснее
 видеть величие своей души сотворённой Тобой.

 5.
 Один на один с Богом…
 Если бы кто-то сказал мне об этом совсем недавно
 разве поверил бы я такому чуду?
 До чего же пал человек!
 И какова сила покаяния?!
 Я каюсь и – очищаюсь;
 приближаюсь к Тебе, Господи.
 Страшно теперь вместить греховную мысль в себя,
 а ведь совсем недавно я лелеял такие помыслы,
 взращивал сорняки на своём поле души.
 Почва душевного поля приобретает небесные качества –
 она неспособна растить терния и волчцы;
 любовь возрастает и охраняет душу
 от всяких посягательств греха.

 6.
 Если бы Адам мог предвидеть
 последствия греха своего, то ужаснулся бы
 его размаху.
 Душа моя плачет,
 плачет не за твой грех, Адам,
 но плачет за свои прегрешения.
 Так любая душа будет плакать за свои грехи,
 ведь с новым своим грехом она добавляет
 в общее море беззаконий и свою ядовитую каплю.
 С каждым поколением,
 с каждым рождением и жизнью
 море греха ширится.
 Ах, как я желаю искупить свои прегрешения,
 чтобы хотя бы моей доли не было в этом море.

 7.
 Море греховное, усмирись,
 чтобы даже ряби не возникло на твоей поверхности.
 Для разума человеческого такой призыв фантастичен,
 и он поспешно выдвигает оправдания:
 «Разве это возможно?
 Вот я – безгрешен, ну почти,
 но сосед мой – это же целое море греха!»
 Душа, душа, погребенная,
 ты вздыхаешь и глубже погружаешься
 в глубины порочного омута.
 Рассмотри себя, возопий с плачем горьким:
 «Нет сил моих, не покоряться греху!
 Нет сил моих, оставить устремления падшие;
 Ты, Господи, управляй жизнью моей,
 я готов подчиняться Тебе во всех мелочах житейских».

 8.
 Тело, его рассудок, 
 безропотно впало в ведение разума души –
 покорилось и смирилось.
 Больное тело, я стал уважать и оценивать его иначе;
 моя немощь не раздражает меня,
 не удручает и не злит, но мягко смешит душу:
 -Посмотри, как ты слабо и беспомощно,
 нет в тебе былого самолюбования.
 Тело моё не обижается,
 а душа не злорадствует,
 мстительно сощурив глазки
 и упрекая за насилие былых лет.
 В молодости всё тесно переплелось –
 тело верховодило в изысках потребностей,
 а душа влеклась похотью ненасытности.
 Теперь они признали ошибки свои
 и простили друг друга;
 и Господь простил их: и тело, и душу.

 9.
 Я вверился чистоте души и проникся к ней доверием.
 Душа моя, чем больше узнаю тебя,
 тем большей любовью пронизывает
 мой грешный ум радость –
 это уже не самолюбие человеческое,
 это не хитрая его изворотливость
 и не тонкое лукавство демона –
 я смотрю на свою душу,
 как на венец творения Божия.
 Душа моя, не могу охватить взглядом полноту твою,
 разум не может вместить такого дивного творения.
 Не знаю, куда приведет меня любовь,
 но я решительно говорю в себе:
 «Душа моя, вот ладонь моего сознания в твоей ладони;
 ты безконечно сильнее моей немощи,
 не выпускай моей чувственной ладони
 из своей духовной длани,
 не оставляй меня под небом сиротства,
 но веди меня в Небо Любви.

 10.
 Целая жизнь понадобилась,
 чтобы установить согласие
 между душой и телом,
 между земным и Небесным.
 Господь обозначил предел земной жизни человека –
 семьдесят-восемьдесят лет, редко сто и чуть с избытком.
 Адам прожил 930 лет, а некоторые его потомки
 и того больше.
 Как же страдал Адам от своего грешного долголетия!
 Бог смилостивился над людьми –
 сократил годы их земной жизни,
 отдав жизнь тленную в годы покаяния,
 но человек и не думает каяться –
 он ищет способы долголетия.
 Радуйся, душа моя,
 радуйся и тело краткости земного бытия!
 Всё ниже облака жизни,
 всё короче их бег…

 11.
 В моей душе не возникает вопросов,
 что и где, и по какой стоимости –
 об этом охотно печется рассудок;
 душа занята темами небесными –
 велика или мала моя любовь к Богу?
 к жене, детям, родителям, братьям и сестрам,
 друзьям и товарищам, знакомым и незнакомым людям;
 окружающему миру и миру Небесному.
 Этот вопрос важен сознанию души;
 как телу необходима пища и одежда,
 так душе важна Любовь Божия и любовь человеческая.
 Бог всегда изливает Любовь пред всем творением Своим, -
 черпай её мыслями о Творце своём,
 и молитвами о близких людях,
 о природе, во всех созданиях её,
 наполняющих земное окружение,
 да будут эти размышления
 твоей непрерывной молитвой.

 12.
 Внешние дела как не привязываются,
 не могут пустить свои корни вглубь души,
 душа отторгает внешнее проникновение,
 ей неприятны ростки страстей –
 душа дышит Небесным воздухом
 и наслаждается этим дыханием,
 этим светом, покоем бесед с Богом;
 и сами Силы Небесные ограждают душу
 от всего земного;
 и хотя она находится на земле,
 но понуждается Духом Святым
 каждый миг стремиться в Небо.

 13.
 Душа становится руководящей силой
 и в стремлении спасения,
 и в приведение в порядок тела.
 Но для чего приводить тело в порядок?
 Ведь всё равно умирать и быть ему преданным тлену?
 Это так,
 но дабы в день Страшного Суда
 воскреснуть в новом теле,
 из которого изженутся страсти и пороки,
 греховные наклонности и привычки
 и в старом, тленом теле не должно остаться ничего
 наносного.
 Много ли требуется труда для этого очищения?
 Много,
 но с нами Бог,
 с Ним и будем трудиться над собой;
  и пока жив на земле человек,
 необходимо очищаться.

 14.    
 В душе нелюбящей
 зреет зло на ближнего –
 она ошиблась
 в выборе орудия исполнения своих измышлений.
 И это орудие её муж, жена – любимые,
 а вымыслы, как из рога изобилия
 сыпанул горстями враг человека,-
 ему нетрудно обмануть душу,
 которая сама льнет к пустому вымени «кормилицы».
 И потому днем и ночью душа,
 которая не работает над собой,
 а лишь живет в фантастическом надуманном мире,
 кипит от злости и зависти
 и ненавидит – бытует во зле.
 Одумайся, душа! Приди в себя!
 Какой невиданной красотой творения
 создал тебя Бог!
 Он полюбил Свое создание до глубины
 Господней Любви!
 Он нарек тебя венцом творения!
 Обрати свой взор в Небо,
 и стопы духа сами собой понесут тебя к Отцу
 ко всем Небесным творениям,-
 к себе домой.
   
 15.    
 Ты и услышала, ты и уверилась,
 как легко может управлять тобою и телом
 Творец твой, Создатель мой, когда ты с доверием
 отдашься в руки вождения Божия.
 Видимо творя, я приписывал труды себе;
 невидимо творя разумом – опять же,
 объяснял своё творчество
 своими способностями
 и ни одной мысли не относил к дару Божьему.
 Как мнила и кичилась душа моя,
 захлёбываясь в мутных водах гордыни;
 дергала ножками и упиралась локотками
 в пухлые бока мнимой славы.
 Совесть укоряет,
 совесть обличает,
 совесть обвиняет перед Богом
 и душами Святых…

 16.
 На протяжении веков и тысячелетий
 при помощи тела
 душа человеческая создавала на земле
 зримый храм Богу.
 Вначале – это была скиния,
 сложное и масштабное с человеком сооружение;
 и возрадовалась душа от близости Бога:
 «Как сладко, Господи, пребывать в лоне Твоём!»
 И по сей день, воздыхает душа и плачет по Небу
 в храмах земных:
 «О, грешность моя! Напиталась я грехами,
 как земля весенними водами, и готова ещё и ещё
 вбирать ядовитые соки соблазнов земных,
 но страдает чистота моя от соли язв и боли ран».

 17.
 Что же ты, душа, затаилась во мне?
 Или холод позора пронизывает тебя
 и мурашки стыда покрыли радость твою?
 Ничего не спрячешь ты от Неба Любви,
 не скроешь ни малейшего движения своего;
 хотя бы вздыхай, потупив взор,
 только вздыхай…

 18.
 Было время – я засыпал тяжело
 и просыпался в думах
 и с тяготой сердца, -
 какую страсть удовлетворить сегодня и как?
 Теперь легко засыпаю и просыпаюсь,
 и всегда во мне одна радость –
 Ты во мне, Господи!
 Ты Духом Святым озаряешь меня и влечешь
 к Любви Своей и Свету.
 И пусть я затворён в своём больном теле,
 но всё поднебесье открыто мне ключами ясности; 
 и пусть далеко от меня друзья, по земным меркам,
 но душами мы близки.
 О, Любовь!
 Высокая виновница нашего единства,-
 нет для тебя расстояний.

 19.
 В моей комнате
 не может быть запаха табачного дыма,
 но душа вдруг почувствовала смрад,
 но он не свойственен Небу!
 -Не взлетай,- вразумляет Ангел Хранитель,-
 опалишь свои земные крылья;
 не забывай,
 что ты ещё дольний обитатель
 и пребываешь в земном окружении.

 20.
 Часто в течение дня
 увлажняются глаза мои;
 противоположные чувства
 легкими волнами всплескивают
 в душе –
 это не бурные волны
 радости или скорби,
 это сладкие слёзы умиления
 струятся из духовных глаз, видящих Господа;
 горькие слёзы скорби источаются из глаз телесных,
 видящих свою прошлую ошибочную жизнь.

 21.
 На красоты мира
 глаза души не смотрят,-
 они обращены в Небо,
 в глубины Правды.
 Пред каждою душой
 различна глубина:
 одной – виденье мели лучезарно;
 другая душа
 зрит иную глубину,
 но каждая  находится в отраде:
 не голосит в восторге
 и не кровоточит болью;
 чувства не льют слез по берегам реки жизни –
 глазам души и зрение дано другое.

 22.
 Пробуждается душа и растёт;
 рост её скачкообразен,
 почему так?
 То ли это от лени человеческой,
 то ли от усталости приятия Небесных вразумлений,
 то ли земное хотение не отпускает;
 однако душа уже не желает находиться в дремоте,
 ей хочется новых и новых знаний.
 Всё жарче она стремится к ним,
 ведь теперь душа знает,
 что колодец земной не её жилище,
 что промозглые стены
 заточили её в неведение;
 теперь она жаждет новой изведанной радости
 и хочет с кем-нибудь разделить её,
 а если возможно
 разделить её со всем миром.

 23.
 Господь, будучи в силках бренного тела молился
 «и говорил:
 Авва Отче! всё возможно Тебе;
 пронеси чашу сию мимо Меня;
 но не чего Я хочу, а чего Ты».
 Душа моя, ты находишься в размышлении,
 тебе боязно сказать:
 пронеси чашу сию мимо меня
 потому, что ты не знаешь глубины своей чаши,
 а Господь знал глубину Своей.
 Страшно представить себе эту глубину и даже
 невозможно.
 «На всё Твоя воля, Господи.
 И даже если мне страшно –
 знаю:
 Ты не попустишь человеку
 сверх его сил,
 но с величайшей точностью соразмеришь
 людскую силу и его немощь.
 Я могу выдержать те испытания,
 которые ещё предстоит мне выдержать,
 но только не отходи от меня, Господи!»

 24.
 Я ничего не причислял душе моей плохого,
 но только светлое и хорошее.
 Серое утро сменяется светлым днём;
 так и жизнь моя –
 имеет едва приметные градации;
 но в целом зримо светлеет;
 душа возрастает.

 Ты не знаешь физической усталости,
 душа моя;
 ты не спишь,
 не ешь,
 не ворочаешь лопатой землю,
 но ты – восходишь в трудах духовных.
 Восходи, возрастай, душа моя,
 пока Господь даёт тебе время.

 25.
 Скоро ночь…
 Скоро утро…
 а для души
 нет измерения и отсчета,
 которое свойственно телу.
 Что же ты копишь в себе душа?
 Какие знания, наблюдения,
 отмеченные внутренним зрением,
 ты отлагаешь в свою память?
 Память неожиданно
 приводит моменты жизни,
 которые были упущены
 когда-то рассеянным невниманием.
 Но что же ты таишь
 в своих глубинах, душа,
 и почему
 не открываешь свои секреты и наблюдения? –
 ты сама ещё не осознала их. 

 26.
 Много лет навыкает душа к четкам,
 да всё никак не навыкнет.
 Впрочем,
 душа должна навыкнуть к молитве,
 а четки – это
 дело телесное, ведь у тела – свои методы
 к своему вниманию.
 Дни и годы, часы и минуты –
 сколько же бусинок ты вытянул
 с истиной молитвой
 за эти минуты, часы, годы?
 Со стыдом признаёшься себе, душа моя,-
 считанные бусинки.

 27.
 Физическая боль в сердце
 не пугает, не раздражает и не гнетёт;
 «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю»,
 книга Притчей Соломоновых (Притч 3,12).

 Ты посещаешь меня болями в сердце,
 Ты приходишь и говоришь:
 «Чадце Мое, ободрись!
 Моё посещение тебя болями
 говорит о том, что ты Мне
 не безразличен,-
 ты дорог Мне, как может быть дорог
 сын своему отцу.
 Это не наказание,
 это – исправление кривого,
 а всякое выправление болезненно;
 терпи же и радуйся!»
 Терплю и радуюсь, Господи!

 28.
 Господь, как могучий кузнец,
 заботливо вынул меня из грязи,
 омыл,
 и приступил к труду исправления –
 кривой, искореженный грехом стержень,
 поместил в горн, где я был раскален
 до нужной температуры;
 и теперь под ударами молота,
 я возвращаюсь в свой первоначальный
 образ.
 Летят искры,
 звенит в горниле очищенный метал…
 С готовностью я предаюсь в руки
 Опытного Кузнеца,
 вверяюсь Его зоркому взгляду,-
 каждый изъян моей души
 будет исправлен Тобою,
 Кузнец моего счастья.

 29.
 Восходит ум
 к чистоте помыслов
 не в одночасье, не стихийно,
 и чистота его не совершенна:
 с движением шагов к исповеданию грехов своих
 внимательно следи за чистотой,
 чтоб яд лукавства
 не затаился в расщелине душевной,
 но и поклёпа стерегись на свою душу.
 Внимательно исследуй свои язвы;
 на чистоте ты не умолкни  –
 она обманчива, притворна и нужен ярче свет,
 чтоб видеть снова грязь.
 Как археолог готовится к раскопкам?
 Бульдозером счищает нужный слой,
 затем лопатою копает тихо,
 потом совочком нежно, нежно
 и, наконец,
 до кисточки доходит.
 Так – это грубость
 в сравнении с очисткою души:
 душа нежнее и чистота её безмерна.

 ЧАСТЬ 2

 1.
 Случайны ль встречи
 с людьми, с душою – тайно, явно?
 Ведь в каждой встрече – вразумленье!
 О, сколько встреч с людьми,
 наполненные страстью отчужденья
 от мира Божьего в поклон своим страстям,-
 их лишь осмыслить нужно досконально.
 Вот «встреча» с вором, которого не видел,
 он сумку модную, украл мою,-
 её я взял у друга,
 как хвастовство не как необходимость;
 или цепочку «золотую»
 хотел мне всучить жулик:
 дешевле, мол, вот бирочка при ней;
 «случайно» ль разменял валютчик
 сто долларов на доллар мне обманом?..

 Когда в душе моей гнездились страсти,
 тогда и встречи посылались –
 с утратами имел приобретенья,
 которых не украсть,
 не вынуть ложью,
 ведь ты готов таким богатством поделиться,
 которое не примут души
 не испытав своих утрат.

 2.
 В мире зримом всё звучит жизнью:
 песнопения наполняют слух;
 величавые храмы радуют зрение;
 службы в храмах переполняют сердца
 присутствием Господним и всех Сил Небесных;
 но гаснет Живое Слово
 в тумане мiрской злобы,-
 как в вату поглощает мiр все искры душевные;
 как болота безследно засасывают всё живое,
 так и пасть мiра поглощает всё духовное,
 живое, зовущее к Радости Жизни!
 Где вы, сердца человеческие?
 Где вы души нетленные?
 Пробуждайтесь от сна,
 который навеяли
 вам силы зла,
 стремитесь
 к Любви!

 3.   
 Господь сотворил нашу вселенную
 с её высотой в каждом творении,
 но признал Сам,
 что вершина Его Творчества –
 венец творения – человек.
 Не тело –
 это по-греховные «кожаные одежды»;
 не страсти –
 это орудия разрушения злом,
 но венец творения –
 это душа человеческая!

 4.
 Слух воспринимает звуки музыки
 и душа радуется одним звукам,
 а другие тяготят её.
 Паузы безмолвия
 обостряют слух души,
 наполняют сердце её мягкой радостью;
 поры «кожаных одежд» - тела,
 не могут удержать дух радости,
 который изливается на весь мир.
 Так и молитва, рожденная душой,
 светоносно лучится на всё;
 изливается ручьями, морями…

 Открывай слух своей души,
 изливай свою радость духовными устами
 пусть источается она 
 каплями, потоками,
 реками, морями,
 океанами!

 5.
 Безконечны главы
 познания своей души;
 безпрерывны следы
 на песчаном берегу жизни,
 но наступит момент,
 когда оборвётся след
 и продолжит душа
 возрастание иное –
 зримое очам души,-
 или…
 в трагедии ада
 увидит свой
 одинокий
 путь умирания.

 6.
 Душа моя соприкасается с Господом
 во всякий момент жизни,
 но нет в душе моей
 младенческой веры и чистоты,
 потому и соприкосновение
 это несознательное.

 Стремись к сознательному соприкосновению,
 душа моя, да поселится в тебе Господь.

 7.
 Я тебе благодарен,
 душа,-
 ты наполнилась
 чудом терпения.
 На вопросы твои,
 отвечали святые отцы;
 Ангел-хранитель
  руководил
 во всех недоумениях;
 Сам Господь
 следил за внешними и внутренними
 обстоятельствами,
 чтобы ты, призывая Его и,
 соглашаясь в своей безпомощности,
 всё более смирялась
 и приходила в себя
 и вкушала сладость терпения.

 8.
 Душа взошла
 на очередной уступ терпения.
 Сколько ещё впереди таких восхождений?
 Сколько болезненных срывов?
 От тебя зависит, голубка,
 с какой решимостью
 ты готова служить Богу
 и покоряться Ему, как терпеть все,
 что подаёшь Ты, Господи, с ладони Своей.
 Все подвижники проходили
 через эти уступы,
 у всех были разные высоты:
 «Терпя потерпех Господа,
 и внят ми и услыша молитву мою» (Пс.39).
 Мог ли я помыслить, когда-то о том,
 что буду по крупицам собирать
 золото терпения?
 Ангел - хранитель,
 ты ближайший советник мой и руководитель,
 помоги мне
 с терпением уповать на Господа.

 9.
 Высоко Божье утешение
 и, хотя низко твое падение, душа,
 утешает тебя Господь;
 Он ободряет,
 Он укрепляет,
 Он возносит твой дух в Небо.
 И пусть ты далека от его Света, по грешности своей,
 но чувствуешь, что путь,
 на который поставили тебя заботы Господни,-
 верный!

 10.
 Не могу не любить душу свою
 и всякую душу человеческую,
 ведь она сотворена
 по образу и подобию Божию!
 Не могу не ненавидеть греха,
 будь он в человеке,
 в животных,
 или в бесах!
 Человек производит грех
 под действием страстей,
 внушаемых дьяволом,
 но имеет также свободную волю –
 совершать или не совершать его;
 животное беснуется от действия греха,
 насажденного ангелом тьмы,
 а демон безвозвратно утратил выбор свободы –
 грешить или не грешить.
 От осознания этого и зависти к человеку,
 он злобствует в ненависти своей
 и беснуется в этой злобе.
 О, душа человеческая, опомнись!
 Дорожи своей свободой выбора!
 Стремись любить Господа,
 своих ближних
 и всякое творение Всевышнего,
 дабы от глубины любви души
 изменялось всё вокруг тебя.

 11.
 Как отрадны те часы и мгновения,
 когда душа возносится к Тебе, Господи.
 Нет большей услады, как мыслить о Тебе
 и стремиться в лоно Твое!
 Глаза телесные невольно затворяются,
 чтобы ни один предмет не отвлекал от Тебя,
 чтобы ни одно внешнее движение
 не уводило мысль от Тебя;
 в эти часы и мгновенья
 в груди тает  лёд отчуждения;
 сердце звонко поёт,
 а земные слова замирают –
 они не могут передать той Любви и услады,
 которая охватывает душу.

 В простоте Богомыслия нет праздничного шума,
 литавры не полыхают возбуждая,
 трубы не возносят звуки свои,
 отлаженные струны не звучат переливами
 и только неземная тишина покоя
 проникает в тебя, душа моя.
 В этой тишине нет земной поэзии слов,
 в ней нет разноголосья птиц,
 и степные травы
 не звучат в воздухе поднебесья;
 серебристые звоны вод,
 гулкие водопады подземных рек
 не перекликаются
 под сводами гранитных и известковых отложений.
 Небесная тишина...
 тебя может слышать душа
 и наслаждаться твоей чистотой!

 12.
 Страшно душе и трепетно
 чувство пустоты и Божьей оставленности;
 отступает океан во время отлива
 и обнажается берег;
 пустынно ему без вод –
 не ласкают волны песок и гальку,
 не ластятся они к скалам –
 отступили воды,
 отошла жизнь.
 Как же пережить душе оставленность?
 Господь взывал с креста:
 «Боже Мой! Боже Мой!
 для чего Ты Меня оставил?»
 Господь был оставлен, ибо все грехи мира
 объяли Его человеческую душу
 и грязь этих грехов встала меж Ним и Отцом…

 Ужасается душа человеческая –
 во всей вселенной она одна!
 кто взглянет на неё приветливым взглядом?
 кто возвеселит слух ласковым словом?
 Грешному, эгоистичному человеку и невдомек,
 что его одиночество от его же гордыни,
 от его, объемлющего душу, зла.

 13.
 Душа, покинувшая тело,
 ушедшая поспешно в мир иной
 кружит, растеряно и в страхе,
 впервые ощущает необъятность Мира.
 Она испугана случившимся внезапно;
 пугает её Ангел светлый;
 приводят в трепет мрачные бесы.
 Ах, почему не вразумлялась духом добра?!
 Ну отчего не слушала своего Ангела-хранителя?!
 разумный голос совести?
 Ангел светлый успокаивает душу
 и ободряет молчаливо – он не лжет;
 зато клевещет враг и пугает;
 душа томима заслуженной боязнью.
 Была бы в теле,- содрогнулась бы,
 мурашки бы покрыли кожу тела,
 и ни один бы волосок
 не был пассивен –
 все б встали дыбом!
 Но поздно –
 оголена душа своею грязью,
 и не стереть,
 и не омыться –
 возможность покаянья в мире том осталась…

 14.
 На протяжении своей жизни
 человек проходит множество стадий
 рождения своей души.
 Вот душа родилась на свет,
 она познаёт мир, но он так многообразен
 и нужно быть с младенчества всегда,
 каждое мгновение,-
 внимательным.
 «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь,
 за все благодарите» 1-Фессалоникийцам 5:16-18
 Внешняя красота увлекает внимание рассудка,
 страсти увлекают до полной потери зрения и слуха,
 когда человек видя, не видит, и слыша, не слышит.
 Предметы наук,
 искусств и различных чрезмерных увлечений
 уводят глаза от Истины,
 а это единственно насущный вопрос бытия, но –
 «ибо огрубело сердце людей сих
 и ушами с трудом слышат,
 и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами
 и не услышат ушами,
 и не уразумеют сердцем,
 и да не обратятся,
 чтобы Я исцелил их» Мф. 13, 15.

 15.
 В своём созревании душа претерпевает
 безграничное множество отвлечений
 и Ангелам Хранителям постоянно нужно
 возвращать наше внимание к Истине,
 но Ангелы не имеют свободы наставлять
 и вразумлять нас,
 ведь мы их не просим об этом,
 не обращаемся к ним за помощью,
 не молимся
 потому и не позволяем вразумлять нас;
 зато падшему ангелу даем свободу действий
 под видом собственных мыслей и желаний,
 которые он насаждает нашему уму и сердцу.

 Вернись, душа моя,
 вернитесь заблудшие души близких,
 моих друзей и мнимых врагов
 в лоно Божьего вразумления.

 16.
 Мало ли душ слышат внушения Ангелов?
 Хоть безсознательно, но слышат – все,
 Но не придают им значение.
 Ты услышала, душа моя,
 внушения своего Ангела Хранителя.
 Время остановилось для тебя
 и хотя отросла борода у меня тленного,
 но временной рост души прекратился;
 теперь она наполняется Знанием,
 Верой,
 Надеждой,
 Любовью.

 17.
 Обращается взор моей души
 внутрь себя, на мерзость грехов своих;
 обращается взгляд к Богу,
 и в этом взгляде мольба:
 «Господи, ты знаешь мои немощи,
 наконец и я осознал их;
 ничего не могу я сделать
 без Тебя – ничего!
 Помоги мне!»

 18.
 Подвижникам открывается зрение,
 дабы увидеть свою грешность.
 Покаяние следом за увиденным обрушивается
 на грешные сердца человеческие –
 какое это счастье!
 Какая полнота жизни!
 Такого счастья я желаю
 своим дорогим сердцу душам;
 вы и увидели,
 вы и услышали,
 уразумейте и Любовь Господа!

 19.
 С каждым днём
 всё яснее и возвышеннее
 видится мне мир духовный,
 мир небесный,
 среди крылатости которого,
 всё четче вижу безкрылость свою
 и ничтожность.

 Недоумеваю, как же я мог видеть
 в своей похотливости – любовь,
 в своём эгоизме – жертвенность,
 в своём самохотении – уступчивость.

 Каждый мой взгляд на себя
 извращён,
 каждое воздыхание отравлено
 жалостью к себе и самооправданием.

 Время от времени
 слышится плач моего сердца:
 «О, заблудшая душа!
 Обрати свой взор вглубь себя
 и в полумраке своего ничтожества
 рассмотри собственное падение» -
 такой призыв отрезвляет мою душу,
 и не даёт ей притворного успокоения.

 20.
 Сотрясается в ночных рыданиях
 душа моя в покаянии,
 но эти слезы приносят радость
 и наполненность жизнью.

 Днем же, среди шума мiрского,
 страдает она от скорби и боли
 за людей знакомых и не знакомых,
 что не любят они Бога и не ищут Его,
 но заняты развлечениями, склоками
 и всякой тяжестью земной,
 но слез души моей не видит никто –
 только Небо посылает мне умиротворенность.

          
 21.      
 Душа – самое великое чудо!
 А люди ищут чуда и не находят его,
 но Господь заполнил нашу жизнь чудом,
 как воздухом:
 каждый вздох человека
 сопровождается моментом чуда.
 Реалисты-материалисты
 обедняют свою жизнь до состояния
 пустой консервной банки;
 их не восхищает зримое состояние
 благодарности в чуде,
 ведь их пресные уста
 всему находят объяснение.
 Сам Господь не мог совершить
 пред такими людьми чуда
 «И дивился неверию их».  Мк.6:6
 Душа человеческая самое великое чудо,
 Но бытует человек, не замечая чудес.

 22.
 Как мечутся люди
 от источника к источнику,
 от одного врача к другому,
 от одной клиники
 к другой, в поисках излечения тела;
 но не уразумеют,
 что Один у нас Врач,
 что Один у нас Целитель –
 в Его власти исцелить наши души,
 наши тела;
 исправить кривое,
 изменить искажённое…

 Вверяемся Твоей воле, Господи,
 на каждый шаг, на каждый вздох,
 на каждый взгляд;
 находя врачевство в лекарствах, в травах,
 и во многих, и многих средствах
 не забудем же благодарить Бога.

 23.      
 Благонадёжна ли ты, душа моя,
 для Царствия Небесного?
 Ведь Иисус прямо сказал об этом:
 «никто, возложивший руку  свою на плуг
 и озирающийся назад, не благонадежен
 для Царствия Божия».
 Только раз обернулась жена Лота
 на гибнущие в пылающей сере Содом и Гоморру,
 и превратилась в соляный столп,
 а ты вертишь головой без конца;
 возносишь свой взор к Небу
 и тут же вновь опускаешь его долу –
 жаль тебе расстаться с жгучими страстями,
 жалко решительно снять с себя
 подминающий груз бытия.
 Вывод ясен и прост –
 не надежна ты для Царствия Божия.

 Воздыхай в своей скорби
 и дух сокрушения
 снизойдёт на тебя Духом покаяния;
 плачь о своей немощи,-
 вместе со слезами изольётся соль страстей;
 для того и дана тебе жизнь, человек,
 дабы душа твоя созревала и очищалась в теле.


 24.      
 Пойми, душа моя,
 что разум твой ограничен
 в постижении тайн Божьих;
 да есть ли в этом необходимость –
 здесь на земле постигать тайны Света?
 Здесь необходимо постичь свою грешность,
 свое падение,
 сокрушить гордыню свою покаянием.

 Задумайся, душа моя,
 как глубоко и вязко падение
 сущности твоей от головы до пят;
 как запятнана чистота целомудрия твоего,
 его заволокло клочками плывущего марева,
 колеблющегося, призрачного и боязливого
 в зыбкости
 горестного переменчивого сознания.

 Уразумей, душа моя, как необходимо тебе
 покаянное чувство,
 ведь покаяние влечёт к чистоте,
 ведь осознание своей ничтожности
 отрезвляет опьяненный брагой самолюбия рассудок,
 ведь осмысление  твоего бытия поднебесного
 растит крылья, которыми ты взмахнёшь однажды.


 25.      
 Ты мое око, душа моя,
 око духа моего, лучащее свет;
 он был тускл и бледен,
 его едва хватало, чтобы озарить бытие
 моей забвенной совести.

 Но не оставил Господь во тьме душу мою,
 умножив огонь покаяния;
 тем самым Он явил силы души,
 и взрастил любовь мою;
 и тянется она своими ростками
 в прозрачные Небеса покоя.

 Стремится любовь моя ввысь,
 и зреет, зреет,
 в не остывающем жаре души,
 который поддерживает
 Своей благодатью Дух Святой.

 26      
 В покаянии душа только плачет,
 но её утешает в надежде Господь;
 боли нет,
 не солоны слёзы,-
 жаждет сердце внимать,
 слышать голос Любви.
 Покаянье вручает ключи
 в живот вечный;
 в покаянье звенит
 воздух жаркой любви –
 я Тебе доверяюсь
 и в открытые ладони Твои
 прячу свою душу и сердце
 свои тени, дабы Ты высветлил
 моё сердце.

 27.      
 Расщелины земли
 образуют пропасти различной глубины;
 мрак притаился в их глубинах.
 В тебе, душа моя, таятся свои тайны,
 известные только Богу;
 во мраке этой таинственности
 клубятся призрачные страсти.
 Пока ты на земле, душа моя,
 вскрывай покаянно свои тайны,
 да погибнут в их мраке
 драконы и змеи,
 готовые испустить свой яд
 в опрометчивую душу.

 28.      
 Как будто без труда отыскивает память
 тот или иной фрагмент из прошлого –
 ищет сучки и задоринки
 в недрах прошедшего бытия:
 кого и чем обидел я,
 оскорбил, унизил…

 Оказывается, не так это просто, -
 найти пресловутые сучки и задоринки,
 охотнее плывут по течению памяти
 воспоминания – кто тебя обидел и чем.

 Ах, память, не на том заостряешь ты
 своё внимание!
 Ах, сердце, не теми болеешь обидами!
 Ах, душа, не от тех страдаешь болей,
 от гниения, которых зудят воспоминания.

 29.      
 Годы и годы, душа,
 исправляешь свои недостатки;
 годы и годы вновь и вновь
 замечаешь новые, более тонкие и
 изощренные –
 да будет ли им конец в этой жизни?
 Учёные с легкостью выводят заключения
 на будущее Земли или Солнца,
 прогнозируют, - когда остынет
 пылающая масса планеты.

 Кто же мне поставит такой фатум –
 когда  исправится жизнь моя
 и очистится душа?
 Знаю – Господь!
 Он видит и может предвидеть;
 Он исправит и исправляет;
 моё же дело покоряться Ему
 в каждой сухой былиночке,
 в каждом листочке моего бытия.

 30.       
 В душе моей сокрыты полки болезней –
 яростно изливают они свои зреющие яды на тело,
 а оно безропотно и покорно терпит эти излияния,
 перенося боли, недуги, зуды, нытьё телесное;
 от поверхности кожи и до основания костей
 проникают корни болезней!
 О, сколько хворей скрыто в душе и теле;
 сколько начатков их ждут своего расцвета
 в прахе моём, который дышит, благодаря тебе,
 душа моя, земным воздухом –
 покинешь тело, покинут его и болезни,
 оставит его жизнь земная.
 Слава Тебе, Господи!
 Премудро создал Ты мир
 в тончайших проявлениях его;
 за каждый грех, за каждое слово,
 за каждый взгляд и каждую мысль
 душа моя сознательно и несознательно несёт болезни,
 пока не осмыслит их в покорности глубинной.

 31.
 В болезни глаз телесных сокрыт и взор души –
 ведь в нем пороки внутренние;
 хватают, тянут всё, завистливо косясь.
 Несытая душа глазами жрёт и пьёт,
 а тело в тягости томится, не вмещая
 желанной пищи;
 и так во всём, во всём.
 Безстыдство жадности нелепой!
 Какой размер желудка и пазухи бездонной,
 и дня, и ночи сокровенной,
 твоим, душа,
 желаньям соразмерна?
 Ты в жадности вмещала бы в себя весь мир!
 Вот почему должны мы очистить наши души,
 дабы, вмещая знанья Света, могли и отдавать их
 желающим трезвиться.

 32.
 В детском сердце нет хаоса,
 нет сумятицы и волнений.
 В возрастающей
 и крепнущей детской душе
 нет плена и пут,
 пеленающих дух тяжбой земного;
 в младенческой душе
 всё чисто и прозрачно,
 как вода в горном озере,
 глубины, которых приближает
 оптический зов –
 желает душа моя вернуться в детство.

 33.
 Свет и звук тишины
 объемлют душу мою миром покоя.
 Не предай этот мир,
 душа моя, 
 в коварство лукавого змия,
 не утони в собственном мраке,
 но шествуй смиренно и кротко,
 влекомая Духом Святым
 к Свету!

 34.
 В голосовых связках человека
 таится масса непознанного.
 Как ночь преображает всё в таинственность,
 так день не оставляет загадок
 в лучах солнца.
 И голос человека,
 чем проникновеннее его душа,
 чем глубже постигает она смысл пения,
 тем богаче вариации голоса;
 не выражаются они внешним пением,
 его интонаций,
 но скрыто передают звуковые оттенки.
 И чем душа глубже проникает в горнее,
 тем богаче и ярче открываются
 возможности этого сокровенного голоса.

 35.
 Всякое познание содержит в себе тайну,      
 но мудрость бытия невозможно
 постичь умом страстным,
 увязшем в земные мудрования.
 Изощренные витийства падшего ума
 рождают в себе кичливость и домыслы;
 всё глубже и глубже
 уводят они ум от света Истины.
 Душа моя, ты услышала голос Правды
 и прониклась его тембром,
 чистотой звучания
 и многогранной проникновенностью.
 Ежедневно ты проникаешь в самое себя,
 в тайны своего познания;
 тебя увлекли эти тайны,
 ты чувствуешь, что они не ложны,
 ты веришь что, открывая их,
 становишься мудрее и богаче любого
 земного богача.

 36.   
 В чем же соль бытия
 и на какие крупинки дробятся знания?
 На толпящиеся мысли падает одна крупинка
 и застывает в звенящей хрупкости:
 «Неужели соль бытности –
 добыча хлеба насущного?»
 Каждая клеточка тела вопиет –
 «Хочу хлеба! Хочу вина!»
 Но в каждой клеточке тела дух
 спокойно и величественно трубит:
 «Нет, соль бытия – любовь!»
 и отрезвляясь, смиряется душа и тело.

 37.
 Вот – преддверие ада.
 Сколько же зла изливает вокруг душа,
 наполненная обидами, осуждением,
 ненавистью.
 Если бы можно было заглянуть в такую душу,
 то ужаснулся бы ядовитому содержанию её!
 Меркнет свет солнца и луны
 под сводами такой души;
 текут потоки ядовитых вод,
 распространяют зловония,
 и мрак захватил все уголки бедной души,
 и нет в ней жизни.

 38.
 Возопи на всю вселенную, душа,
 о своей тяжести груза,
 о своей захламленности, гнили и мрака.
 Не верится, что может такая душа
 освободиться из-под спуда этих бремен,
 но Господь терпеливо освобождает
 это вместилище тягот.
 Он мог бы в одночасье сделать это, если бы
 обременённая душа воскликнула к небу:
 «Господи! Устала я под грузом страстей,-
 освободи меня!»
 И тотчас воссияла бы душа Христовым светом!
 Найди же в себе силы, душа полузабвенная,
 и возопи на всю вселенную:
 «Помоги мне Боже! Погибаю!»

 39.
 В припадке отчаяния
 сотрясает себя душа рыданиями:
 О, горе мне!
 В избытке ненависти
 мутнеют очи ее, и не видит душа
 красоты духовного мира.

 Напрасно силится Ангел
 вразумить душу и наставить её
 на путь истины,-
 не желает слышать душа
 этих вразумлений:
 «Пойдите от меня прочь!» -
 в отчаянье возглашает она,
 и боль самолюбия затмевает свет жизни.

 Обратись душа
 в отчаянии своём к Божьей Матери,
 ухватись за ризы Её:
 -Мне не хватает тепла любви Твоей
 в холоде моей жизни;
 мне некому излить слёзы отчаяния!
 Знаю, Ты по матерински утешишь меня
 и покоем отзовётся гладь моих вод.

 40.
 Скоро ли смерть? –
 отчаянно вопрошает душа погибающая,
 настраивающая себя на самоубийство,
 но нет для неё смерти – душа безсмертна.
 И, надеясь на верность бесовского обмана,
 душа решает погубить себя и тело,
 насильно сорвав с себя кожаные ризы,
 которыми одарил её Бог.

 Одумайся, оголтелая душа!
 Не губи себя и тело;
 не обрекай свою бытность адскому огню.

 41.      
 Душа каждого человека,
 живущего на земле,
 имеет возможность
 коснуться и углубиться в себя,
 но не всякая душа этого хочет.
 Лень и боязнь, управляют такой душой
 и понуждают её идти в направлении «прямо» -
 в пропасть ада.

 42.
 Одиночество поглотило общество;
 люди ищут любого соприкосновения,
 лишь бы оно не тяготило, но развлекало.
 И редко какая душа находит общение в Боге,
 тогда неизъяснимая радость встречи с Небом
 воспаряет душу – и нет уже одиночества,
 но радуется душа всему живому,
 под чистым высоким небом!

 43.
 Как «да» и «нет»;
 как «белое» и «черное»,-
 всего лишь два направления
 и в этом выбор твой, душа,
 и делать его – тебе самой.
 Труден этот выбор и в мелочах непонятен,
 а мелочи эти – суета.
 Ты растеряна?
 Забыла, что у тебя есть друг,
 который не обманет, не предаст.
 Забыла об Ангеле-хранителе?
 Так воззри же на него,-
 у тебя  преимущество перед телом,
 ты можешь обратить свои духовные очи
 на его светлый лик, в его чистое сердце,
 обратить слух на его пламенные молитвы –
 он вразумит тебя
 и ясно укажет безошибочный путь.

 44.
 Ангел вразумляет человека
 держать своё духовное направление
 к Богу.
 Какая скорбь у отца и матери за
 горделивое чадо свое,
 которое выбрало быть изгоем и,
 ослепленное дьявольским похотением,
 отреклось от общения с родителями своими;
 не увидеть сокровенных слёз отца,
 не познать вкус горечи слёз матери.
 Как же понять скорбь Любви Господней
 что чада Его,
 за которых Он жизнь Свою отдал,
 добровольно стали изгоями и отвернулись
 от своего Создателя?
 О, сердца неразумные,
 обрекшие себя на смерть!
 О, чада несчастные,
 утерявшие зрение в суете мiрских удовольствий,
 воззрите на дожди, как на слёзы Бога,
 воспримите пасмурные дни,
 как скорбь Его!
 Нет в этой скорби гнева, но только печаль безукорная.
 В таких днях особенно слышен голос Господа –
 «Придите ко Мне чада Мои,
 придите к Любви моей».

 45.
 Заблудилась ли ты, душа, обманулась ли?
 Что привело тебя к этому омуту страстей?
 Ты неуклонно влечешься дальше?
 Но дальше – гибель невозвратная,
 дальше – смерть духовная,
 дальше – мука безконечная.

 46.      
 Слышит душа зов Неба,
 но безпечна к Его призывам –
 овладела тобой лень духовная,
 оплела паутина обмана:
 прозри, душа, -
 эти путы
 всего лишь жалкая паутинка;
 обрати свой взор в горнее,
 направь свои устремления в Небо.

 47.
 Светлым праздником душе моей
 беседа с Тобой, Господи,
 и я купаюсь в этом празднике,
 будто дитя в теплой купели.
 
 Враг не спит
 и даже не дремлет, подстерегая меня;
 враг силен своим коварством –
 мне ли тягаться с ним?
 Но я вверил себя Ангелу-хранителю
 и держу своё сердце и ум настороже,
 не доверяя себе,
 ведь телом я ещё на земле,
 во владениях лукавого духа.

 48.
 Душа, душа, чем наполнялась ты
 на протяжении жизни?
 Новые и новые страсти прорастали в тебе,
 корни зла переплелись в сосуде твоём,
 а в пустыне гордости расцвело древо обмана;
 желчным дыханием наполнило оно воздух,
 угасило свет жизни;
 в реки мудрости пролило
 мерзость кичливости,
 хлебные злаки впитали в себя
 ядовитую суть.

 Крестным знамением
 разрушу я козни дьявольские;
 крестным знамением
 укреплю свою слабость;
 крестным знамением
 призову помощь Небесную!

 49.      
 Как внезапно ушедшее под землю море
 оголяет тайны морского дна,
 так и мы обнажаем красоту и мерзость
 своей души во время мира и ссор.
 Прозрачный воздух
 становится клубами черного дыма,
 воды мира обращаются в яды,
 свет наших душ омрачается тьмой,
 нежные сердца превращаются
 в кровожадных зверей;
 нет конца и края этим превращениям!

 50.      
 Может ли не влечься душа моя в Небо?
 Она вкусила сладости Истины
 и не может сознательно разменивать
 столь значимую жемчужину
 на искусственные бусинки,
 которые предлагает мир.
 Как же не будет искать душа моя
 слышания истин,
 которые внушает Дух Святой;
 разве она теперь оставит Свет,
 скользнувший лучом по тьме моего рассудка?

 Незримо обращаюсь я к душе:
 восторженно
 и покаянно припадаю,
 словесно и без слов
 я льну к её теплу…

 2013 год.