Не бедная Лиза

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов


Не бедная Лиза


Известная карамзинская повесть на самом деле рассказывает не о бедной, а о самой богатой Лизе России XVIII в. – императрице Елизавете Петровне (с переменой ролей любовника и любовницы).

В текст повести включен лишь один-единственный маячок, указывающий на наличие в нем второго текста – скрытого. Этот маячок – сто рублей, которые были вручены Лизе ее обольстителем, которые позже превратились в десять империалов – золотых монет, чеканившихся в России с 1755 г. Империалы ценились высоко (приблизительно через 10 лет после описываемых событий 12 голландских полотняных рубах Гринева стоили один империал [1]) и редко попадали в руки девушек из простонародья, поэтому для автора логично было бы указать, что Лиза получила от неверного Эраста не сто рублей, а десять империалов, или вовсе не упоминать об империалах задним числом. Сопутствующее недоразумение – исчезновение империалов из сюжета после единовременной смерти Лизы и ее матери (монеты были отданы Лизой перед ее самоубийством случайной девушке, соседке, для передачи матери).

Лиза из Малороссии.

Соблазненная и брошенная Лиза повести – возлюбленный и фаворит императрицы Елизаветы Петровны Алексей Разумовский, простой украинский казак, взятый ко дворцу из своего села и в конце 1740-х утративший любовь императрицы [2].

В начале повести автор отмечает, что 15-летняя Лиза жила с матерью возле Симонова монастыря около 30 лет тому назад, то есть в 1762 г., в том году умер Лизин отец, а Екатерина II захватила престол; основные события повести происходят в 1764 г. Монеты «империал» начали чеканиться в царствование Елизаветы Петровны. На первой «образцовой» монете была выбита надпись «Елисаветинъ золотоi», формант «Елиса» был отделен от форманта «ветинъ» концом крыла двуглавого орла [3]. К этой надписи читателя отсылает название повести «Б(е)*дная Лиза» с конечными числовыми значениями слов 1 и 1: формант «Елиса», аналог словоформы «Лиза», наделен конечным числовым значением 1, формант «золотоi» имеет конечное числовое значение 1; формант «ветинъ» с конечным числовым значением 5 находится в коррелятивной связи с именем «Алексiй» с тем же конечным значением, эта пятерка подчеркнута в сюжете количеством дней ожидания Эраста перед расставанием с ним – пять (пришел Эраст на 6-й день) [4]. Сочетание чисел 5 и 6 в этом эпизоде, видимо, проецируется также на 1756 год, когда производство империалов было отлажено и когда была выпущена монета с изображением Елизаветы, повлиявшая на выбор места действия повести (об этом ниже).   

Описывая видимые от стен Симонова монастыря ландшафты, автор упоминает далекое Коломенское «с высоким дворцом своим» – в этом дворцовом селе в 1709 г. родилась дочь царя Петра I Елизавета [5]. Она была второй дочерью царя, старшая – Анна, ее имя воспроизведено автором в эпизоде смерти «бедной» Лизы: соседскую девушку, к которой перешли 10 империалов, зовут Анюта. Числовое значение имени «Анюта» равно 10, или 1 (ноль в вербально-числовой энигматике факультативен). Слово «империал», производное от прилагательного «имперская», объединяет Лизу и Анюту, но и Алексей Разумовский носил прозвище «ночной император» (свидания утратившей невинность Лизы и Эраста происходят ночью).

Хижина отца Лизы располагается в 70 саженях от стены Симонова монастыря. Отец Лизы был «зажиточным поселянином», после его смерти мать Лизы отдавала земельное владение внаем «за небольшие деньги». То есть свободный, независимый от монастыря крестьянин жил в приблизительно в 140 метрах от стен одного из крупнейших монастырей России, владевшего землями, прилегающими к его стенам, далеко за 140 метров (не считая, может быть, направления, выходящего к Москва-реке, но хижина семейства находилась не за рекой). Полускрыто упоминая 1764-й год, автор напоминает читателю об указе Екатерины II от 26 февраля 1764 г. о секуляризации имущества церкви, по которому церковь лишалась своих земельных владений и крестьян. Этот указ не мог не касаться крестьянского владения, находящегося на земле монастыря, но в открытом тексте повести нет ни слова об этом. Между тем, основные события повести разворачиваются весной и летом 1764 г., после указа. Следовательно, как по предположению, что отец Лизы был независимый от монастыря крестьянин, так и по предположению, что он был как-то зависим, он не существовал вообще: независимый крестьянин не мог жить в 140 метрах от стен крупнейшего монастыря страны, зависимый (или его владение) обязательно должен был (должно было) пройти процедуру перехода в новую категорию («экономических крестьян»). Не существовали вместе с ним полугородская крестьянка Лиза с ландышами, и ее мама, лечившая глаза «розовой водой» (отсылка к названию повести: «розовая вода» наделена конечным числовым значением 2, такое же у словосочетания «Б(е)дная Лиза», то есть автор аттестует собственную повесть «розовой водой» - номинацией, предшествующей «мыльной опере» двадцатого столетия).         

Бюст Елизаветы.

Для чего, спрашивается, Карамзин расположил не способную к литературному существованию семейку у стен именно Симонова монастыря? Ответ следует искать на империале Елизаветы Петровны 1756 г. На нем, преодоленная мастерами курносость Елизаветы, с которой она всеми силами боролась, замещена гипертрофированным выдвижением ее левой груди, верхняя линия которой круто сворачивает вниз, дойдя до оконечности. Линия изгиба Москва-реки в месте расположения Симонова монастыря, район нынешних Павелецкой и Даниловской набережных, очень близка к линии груди императрицы на империале. Дополнительная графическая связь между империалом и картой Москвы дана в обзоре ландшафта от стен монастыря: если связать Коломенское, Симонов монастырь и упоминаемые в обзоре Воробьевы горы одной линией, получится угол в 90 градусов (именно под таким углом встречаются верхняя и нижняя линии бюста Елизаветы на империале 1756 г.) [6].      

Сноски и примечания.
               
*В первоначальном названии повести вторая буква лексемы «Б(е)дная» была «ять», не имеющая числового значения
1. Думаю, что эти рубашки – напоминание от Пушкина об империалах Лизы, которая, в частности, ткала холсты.
2. См. о нем: 3. См. изображения монет-империалов Елизаветы Петровны по адресу:
4. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
5. Cм. о Елизавете Петровне: https://ru.wikipedia.org/wiki/Елизавета_Петровна
6. Упоминаемый в обзоре Даниловский монастырь, расположенный на противоположном берегу Москва-реки, находится на линии, соединяющей взгляд повествователя с Воробьевыми горами. Мысленный треугольник, соединяющий Симонов монастырь, Воробьевы горы и Коломенское, отразился в имени «Эраст»: его числовой ряд 01123 («э» не имеет числового значения), если формант «Эр» счесть за «ер», обозначение твердого знака в кириллице, то числовой ряд будет выглядеть как 0123, то есть равномерно возрастающий числовой ряд, находящийся в коррелятивной связи с треугольником; в ряде 01123 формант 01 допустимо рассматривать как символ, обозначающий целостность ряда 123. Другой смысл этого имени дан  в ретроинскрипции: "Tsare", или "царь". Происходит оно из греческого языка ("милый").

Иллюстрация-заставка: империал Елизаветы Петровны 1756 г. на фоне фрагмента плана Москвы Мичурина 1739 г. с изображением излучины Москва-реки у Симонова монастыря. Коллаж Сагита Фаизова.
Источник копирования империала Е. П.:
(копирование и использование изображения в сети разрешены администрацией сайта).

Источник копирования плана: http://www.etomesto.ru/image600.php (копирование плана и использование ее в сети разрешены администрацией сайта)


Опубликована 26 мая 2015 г.