Москва, март 2015 года

Полина Ребенина
Сегодня я вернулась из Москвы в Скандинавию, в мою привычную, но нелюбимую зарубежную жизнь. Чувствую, что душа волнуется и требует высказаться, излить все мои впечатления от поездки в столицу нашей Родины. Да и обещала я моей подруге, прекрасной московской писательнице это сделать, взглянуть на все увиденное моими теперь уже «зарубежными» глазами.

Я приехала в Москву, чтобы принять участие в церемонии вручения премии «Писатель года 2014», организованном литературным сайтом «Проза.ру». Надо сказать, что этот сайт, а точнее люди, работающие на нем, радикально изменили мою жизнь за этот последний год. Я  случайно набрела на эту страницу в интернете в марте 2014 года, и с этого момента жизнь моя преобразилась. То о чем я мечтала много лет- публиковаться, встретить моих читателей, других писателей, встретить единомышленников, все это вдруг стало реальностью. До этого писала я в основном «в стол», написанное мной было совершенно не востребовано и никому не интересно. Пыталась поместить мои произведения на «блогге», но никакого отклика не получила. По моему глубокому убеждению, литературный сайт «Проза.ру»- это лучший литературный сайт в мире. Ведь недаром на нем печатаются начинающие или маститые писатели со всех стран мира, все те, для кого русский язык является родным. Я горжусь, что есть на моей Родине труженики и энтузиасты, которые смогли создать этот замечательный литературный портал!

 ***

Но, ближе к теме. Итак, две недели назад приземлилась я в аэропорту Шереметьево и взяла такси до отеля. По дороге разговорилась с водителем такси. Таксист, мужчина лет пятидесяти,  рассказал мне, почему стал водителем такси.  Начал подрабатывать подвозом еще а перестроечные годы,  да так и продолжает до сих пор, хотя работу свою не любит. Добавляет, что работы нормальной не найти, правительство российское о своих гражданах не заботится.  Я удивляюсь, неужели же так трудно найти работу в Москве, ведь город-то огромный, многомиллионный. «Да нет,- говорит он,- есть, конечно, всякая грязная, непривлекательная и плохо оплачиваемая работа, но мне это не подходит. На такой работе пусть лучше гастарбайтеры карячатся!» 

Разговор мне этот надо сказать совершенно непонятен, ведь за рубежом люди рады любой работе, и я знаю немало строителей, сварщиков, электриков, водопроводчиков, людей тяжелого физического труда, которые гордятся своей рабочей профессией и главное тем, что у них есть работа. Люди высокообразованные с университетским образованием, конечно стремятся получить работу по специальности, но если таковой нет, то и они вынуждены соглашаться на любое занятие, которые востребовано на рынке труда.  Из этого разговора становится мне понятно, что реальной безработицы  в России, по-видимому, нет, но есть относительная безработица, когда люди ищут такую работу, где можно больше получать и при этом рук не испачкать.

Ведь за границей  безработица, понятие абсолютное и означает, что нет никакой работы совсем.  Когда в первые годы моей жизни в Швеции я не могла получить работу врача, то мне предложили работать посудомойкой или же уборщицей, потому что эта работа в это время была. И в противном случае пособие по безработице или же социальную помощь выплачивать не будут. Ведь работа какая-то есть в наличии, хотя и не по твоему профилю.

Есть и другое правило, согласно которому должен ты согласиться на работу, которая существует где-то в другом месте, в другом городе, не там, где ты постоянно проживаешь. Например, переводя в русские реалии, если нет работы врача в Москве, но есть она где-то в Подмосковье или в Клину, или даже на Урале, то должен ты на нее согласиться. Иначе, все то же пособие по безработице тебе платить не будут, ведь работа для тебя все-таки есть. Здесь многие живут в течение рабочей недели в одном городе, а в выходные добираются на поезде или автомашине в свой родной город, где встречаются наконец со своей семьей и проводят вместе с ними выходные дни. И через полгода-год обязаны они свое место проживания изменить, и переехать на постоянное жительство в тот город, где им удалось получить работу. 

Но мой шофер знает все лучше меня и, согласно извечному русскому убеждению или скорее заблуждению, уверен, что за границей все лучше и все там медом намазано. И он начинает меня уверять, что там, за бугром, наверняка такое огромное пособие по безработице, что на него можно жить припеваючи. «Ничего подобного,- возражаю я ему, -я знаю некоторых, кто живет на пособие в Швеции и вижу, что очень нелегко умудриться свести концы с концами на эти деньги, ведь квартплата и расходы за электричество и продукты питания здесь очень высокие. Посмотрите, насколько возросли коммунальные услуги на Украине, когда жизнь в этой стране начали приближать к европейским стандартам.».

Но даже, получая пособие по безработице, ты не можешь в скандинавских странах сидеть дома и баклуши бить. Ты не только должен периодически приходить в бюро по трудоустройству и отчитываться в том, что ты каждый день пишешь письма в различные организации и активно ищешь работу, но и через несколько месяцев безработицы обязан начать так называемую «рабочую тренировку». Это означает, что ты выполняешь каждый день общественно-полезный труд с восьми утра до шестнадцати часов дня,  работаешь уборщиком улиц или же вычищаешь леса от мусора, или сортируешь выброшенную одежду для продажи в секондхандах, или выполняешь работу на компьютере, помогая государственным предприятиям. И делаешь это «для своей же пользы», как объясняют тебе власти, чтобы не отвыкнуть от работы. То есть, работают здесь тем или иным образом практически все и таким образом выстраивается благосостояние западных страны. И женщин-домохозяек здесь практически нет, все взрослое население работает.

 ***

Так, в разговорах подъезжаем к отелю, в котором я забронировала номер. Это трехзвездочный отель, но описанию в интернете он мне очень понравился. Лежит в центре Москвы и, судя по рекламному описанию, отделан в дореволюционном стиле и с претензией на роскошь. Просторные комнаты с высокими потолками, ковровые покрытия в комнатах, узорчатые обои и картины на стенах. Этот большой красивый дом, был по-видимому раньше жилым, и номера отеля напоминают отдельные квартиры.  Судя по рекламе, здесь просторные комнаты, душ и туалет в каждом номере, телевизор, Wi-Fi, завтрак в отеле и при этом проживание стоит не столь дорого.

Рядом с отелем стройка, вся улица разворочена и облупленные здания напротив отеля стоят в лесах. Пробираюсь по мосткам к отелю, вхожу. На первый взгляд все прекрасно и соответствует рекламе. Просыпаюсь наутро в номере, и при дневном свете открывается  иная картина. При первом же взгляде на обои вижу, как они неряшливо приклеены, с разводами засохшего клея. Красивые лампы на столе и на тумбочке, но почему-то ни одна из них не горит. Вхожу в ванную комнату и вижу, как плитки кафеля здесь неровно подогнаны друг к другу и к потолку. И самое обидное, что раковина, туалетный стул и душевая кабины ультрасовременные и дорогие. Но  при употреблении туалета оказывается, что рулон туалетной бумаги помещен почему-то сзади, закреплен на стенке почти за спиной. Чтобы достать ее надо определенным образом изогнуться, буквально вывернуться на туалетном стуле на 180 градусов, чтобы достать до вожделенного рулона. «Ну ладно, -думаю я примирительно, - небольшое неудобство, не рассчитали, и я, хоть не акробатка, но извернусь как-нибудь!».

Отправляюсь в душ. Прекрасная импортная кабина, я когда-то мечтала приобрести такую, но цена мне не подошла, стоит слишком дорого. Кабина с душем сверху и  массажными струями на задней стенке рядом с небольшим сидением.  То есть можно и душ принять и водный массаж спины получить. Но зайдя в кабину, замечаю, что все стенки ее шатаются, так плохо она собрана и подогнаны ее составляющие друг к другу. Видимо купили дорогую импорную душевую кабину, но собрать ее толком не смогли. Или не захотели приложить руки, сделано по известному принципу «тяп-ляп». Но где-же русский левша, или почил он во языцех?

Пытаюсь включить душ, но вода  ни из главного душа, ни из массажных отверстий не появляется. Ну, что прикажете делать, ведь без воды душ принять невозможно.  Как поется в известной советской песне «а без воды, и ни туды и ни сюды!». Кручу ручки душа во всех возможных направлениях, надеясь все ж таки заполучить заветную струю воды, но все безрезультатно. Приходится, не солоно хлебавши, спускаться к стойке регистрации и просить о помощи. Сидят у стойки две тети, одна - толстая, постарше и другая - худая и помоложе. Они ведут приятную беседу и, по-видимому, я с моими претензиями им помешала. Сухо объясняют они мне, что я просто не умею обращаться с этой ультрасовременной душкабиной и надо кран поворачивать не традиционно вправо или влево, но к себе. Возвращаюсь обратно, и думаю, если так все необычно, то хотя бы инструкцию повесили или пришли вместе и показали. Но куда там!
 
Возвращаюсь в номер, и эпопея с душем продолжается. Поворачиваю кран и так и сяк, но безрезультатно. Звоню опять в регистрацию, но они видимо от меня и от моих претензий устали и трубку не бурут.  Приходится опять спускаться, я чувствую, что уже на нервах. Опять беспокою этих милых дам и прошу помочь с душем. Нет, пошевелиться они не желают и советуют мне найти горничную, которая «где-то на этаже». Возвращаюсь, ищу горничную. Вижу женщину, которая пылесосит ковер в коридоре и кидаюсь к ней за помощью. Горничная, которая оказалась уборщицей, сопротивлялась, но в конце концов все-таки соизволила ко мне в номер зайти. Покрутила кран туда-сюда, и вода все-таки потекла, но тонюсенькой струйкой.

Я уже в полной истерике. «Мне нужен нормальный душ, я с дороги помыться хочу! Я буду жаловаться, довели!» А она мне в ответ: « А жалуйтесь, мне не больно-то и нужна эта работа.» Я еще раз понимаю, что безработицы в России нет! И тут случилось чудо, зашел в номер пожилой мужчина, лет шестидесяти, видно, что еще советских времен работник. Пришел, чтобы лампочки мне новые вкрутить. Пожаловалась я ему на душ, и он тут же захлопотал, тоже краны покрутил, говорит: «Вам нужно саму душевую насадку менять, но я сейчас все сделаю, не волнуйтесь». Вскоре вернулся с новой душевой насадкой, установил ее, и вода у меня  потекла веселым напором!!! Я так была счастлива, что просто не передать, стала ему деньги совать, чтоб отблагодарить. А он мне вдруг говорит: «Зачем вы это, ведь это наша работа. А вы за проживание в отеле уж заплатили и имеете право жить со всеми удобствами.» Все правда, но по-видимому, только этот ветеран труда еще помнит, что работать надо на совесть и что означает нормальный гостиничный сервис.

Он ушел, а я наконец-то разделась и нырнула под душ. И тут же из под него выпрыгнула. Вода текла прекрасно, но... только холодная. Но у меня уже не было сил бороться с этим равнодушием и наплевательским отношением к своим обязанностям. Очевидно, подумала я, горячая вода в душе в перечень услуг в этом отеле не входит. Во-видимому, именно так и было, потому что когда позднее перевели меня в другой номер, то и там в душе вода текла исключительно холодная. Я уже молчала и не рыпалась, поняла что себе дороже будет бороться с этой нерадивостью, еще и кондрашка хватит на нервной почве.
 
По утрам в этом отеле полагается завтрак. Еда хорошая- русская кухня: каша, творожная запеканка, такая, что пальчики оближешь, яйца, сыр, вкусная отечественная колбаса- все, как полагается. Но и здесь свои у персонала затруднения чувствуются: то чашек нет, то хлеб кончился, но они на все вопросы спокойно отвечают: «Нет, так будет, ждите!». И ждешь в нетерпении, когда же будет, ждешь пять минут, десять, а потом махнешь рукой: «Да пропади все пропадом!» и уходишь. Зал для завтрака просторный и в на стене висит большой современный телевизор. Он включен и все время что-то непонятное показывает. Когда я спросила у работника столовой, а почему картина на экране такая странная, сплошные помехи в виде горизонтальных штрихлиний, и различить что-либо сложно, то он мне задумчиво ответил: «А не знаю, чего-то этот телевизор всегда так плохо показывает, может с антенной что?!». Он спокойно и невозмутимо пожимает плечами, что значит, не знаю и это меня мало волнует. И все остальные телевизоры на этом этаже функционировали подобным образом.

В этом отеле насчитала я трое или четверо часов и все они или стоят, или показывают странное, не соответствующее действительности время. Вообщем отель был весьма проблемный, точнее персонал, обслуживающий его. У нас даже возникла крамольная мысль, а может быть кто-то деньги отмывал и вложил свои огромные неправедные средства в этот отель, а дальнейшее развитие событий и то, как этот отель функционирует, уже бизнесмена не интересует.  И он на этот отель рукой махнул, а уж персонал и подавно. Надеюсь, что это случай единичный и есть в Москве и другие отели, в посторойку которых может быть и не вложены такие огромные средства, но зато персонал там достойно справляется со своими обязанностями.

 ***

Днем ходили мы с моей московской подругой гулять по Москве. Столица нашей Родины город весьма «пятнистый». Я имею в виду, что есть в нем несомненно пятна или остатки прежней роскоши: Кремль, старинные усадьбы, здания сталинской постройки, восстановленные церкви, которые тонут в массе неприглядных, серых, обшарпанных зданий, каких-то строительных лесов и разбитого асфальта, с трещинами бегущими в разные стороны. Зрелище в целом неприглядное и нерадостное. Видимо, многие годы ни у кого по-настоящему руки не доходили до того, чтобы привести российскую столицу в порядок. Понятно, слишком много потрясений свалилось на нашу голову, и от войны 40-х годов еще полностью не оправились, и перестройка 90-х годов страну подкосила.

Московское метро - наша гордость, когда-то лучшее метро в мире, тоже уже выглядит весьма обыденно и не намного привлекательнее подземки других мировых столиц. Видно, что средства вложены в строительство колоссальные, но ведь надо не только построить, но и обихаживать построенное. Следить за порядком, убирать, украшать, а это кропотливая каждодневная работа. То здесь, то там в Москве натыкаешься на стройки, но в то же время, даже в центре столицы, видишь много зданий обветшавших, полуразрушенных, нуждающихся в срочной реставрации. Видишь повсюду группы гастарбайтеров, который стоят кучками, курят и  переговариваются, или перекидывают лопатами землю туда-сюда, по-видимому и техники современной не хватает. Производительность труда явно не на высоком уровне.

А ведь в 90-е годы уверяли всех энтузиасты перестройки, что в стране царит застой по причине неэффективности труда при социалистической строе. Вот будет у нас капитализм, появится частный собственник, хозяин, и быстро работу повсюду наладит, заставит своих работников крутиться и эффективно работать. Но что-то я этого не почувствовала. Показалось мне, что все произошло наоборот и работать стали еще меньше или менее эффективно. Ведь организация труда требует вдумчивого отношения и больших усилий. В советские времена все-таки было понятие трудовой чести и доблести, понятие, что работать надо по совести. И многие работали честно, отдавая все свои силы. А сейчас как будто и этого в ряде случаев нет,  лишь бы работа почище да поспокойнее, да зарплата повыше. 

Мы начинаем дискуссию об отношению к труду, о значении труда в жизни человека с моей московской подругой. Этот вопрос нас обоих волнует.
Тут мне невольно приходит на ум случай с моей знакомой, живущей а Подмосковье. Она работает судьей и зарплату получает весьма значительную. Так вот как-то приболела ее дочь, воспаление гайморовых пазух, и ее положили в больницу. Знакомая мне позвонила вечером и рассказала, как трудно ей приходится, ведь она с дочкой почти все время в больнице проводит, да еще и на работу заходить приходится.
«Как на работу,- удивилась я. «Разве ты не на больничном по уходу за ребенком?»
«Да нет, зачем, -говорит она. «Только морока с этим больничным, да и в зарплате можно потерять. А так забегаю иногда на работу и как будто при деле, да и деньги капают!».
Как же работает эта судья в Подмосковье, если может она только забегать иногда на работу, чтобы показаться, и никто и не понял, что она в рабочее время в основном в больнице с дочерью проводит! О какой организации и производительности труда здесь может идти речь!

А за границей все - и судьи и адвокаты, и врачи, и медсестры, и рабочие - все работают от и до, могут работать дольше положенного времени, но никогда меньше. И на каждом рабочем месте осуществляется строгий контроль, имеются специальные счетчики- пришел на работу- отмечаешь время прихода, ушел - опять отмечаешь время ухода и деньги тебе выплачиваются исходя из отработанного времени. И на работе всем известно, как проходит твой рабочий день, фиксируется каждый час, каждая минута. Это может кому-то показаться странным, но интенсивный, высокопроизволительный, хорошо организованный труд приносит глубокое чувство удовлетворения. День прошел не зря, ты принес ощутимую пользу другим, обществу и в конечном итоге, себе.

Удивительно и то, что в России до сих пор сохраняется такой необоснованно низкий пенсионный возраст. Ведь русские- сильные, талантливые люди. Когда я рассказываю за границей, что в России женщины уходят на пенсию в пятьдесят пять лет, а мужчины в шестьдесят, то мне никто не верит. Считают, что я привираю из патриотических чувств. А один знакомый политик сказал: «Это просто невозможно, откуда же государство берет средства, чтобы пенсии своим гражданам платить, если люди так мало работают?». Но кроме того есть в России еще и особые профессии с суперльготами. Та же моя знакомая судья может идти на пенсию после сорока лет, то есть после двадцатилетнего рабочего стажа, и то же относится к прокурорам. Люди и поработать-то не успеют, а уже на пенсию выходят.

За границей нужно проработать минимум сорок лет, чтобы заработать трудовую пенсию. Когда я приехала в Швецию двадцать лет назад, уже тогда уходили и мужчины и женщины на пенсию в 65 лет, теперь этот возраст увеличили до 67 лет. Два года назад шведский премьер-министр предложил увеличение пенсионного возраста до 75 лет. Этот закон еще не принят, но предложение не отклонено и остается в силе. И знаете, что самое главное- это то, что многие не будут против этого нового закона, многие здесь считают, что работа -это не наказание, а благо. И будут работать практически всю жизнь, пока ноги ходят, руки слушаются и голова ясная, и будут жить еще дольше.

Многие в России считают, что уходят люди за границей на пенсию позже, но зато размер пенсий там должен быть очень высоким. Ничего подобного, многим здесь приходится экономить каждую крону после ухода на пенсию. Пройдите утром по шведским улицам и увидите пенсионеров (а не алкоголиков), которые собирают пустые банки из-под пива, чтобы их сдать и получить несколько десятков крон в дополнение к своей скудной пенсии! 

А что же делают молодые русские пенсионеры, чем занимаются? Очевидно стараются придумать себе какое-нибудь хобби? Ведь именно бездеятельность является причиной многих разрушительных явлений, когда начинают люди пить, впадают в депрессию или еще хуже в маразм, и в результате значительно укорачивают свою жизнь. В начале 16-го века основатель протестантизма Мартин Лютер говорил, что работа дает людям благосостояние, здоровье и долголетие. И я уверена, что он был прав. Ведь и нам, студентам, во время обучения в медицинском институте преподавали, что уход на пенсию является важнейшим фактором риска для преждевременной смерти, особенно у мужчин. С уходом на пенсию исчезает чувство твоей значимости, важности твоей социальной функции, пропадает радость коллективного труда, социального общения. 

Помните «феномен Черчилля»? К удивлению медиков жил этот политический деятель очень долго и плодотворно, несмотря на то, что нарушал все мыслимые медицинские рекомендации: был необычайно толст, пил виски, курил сигары. Но был в его жизни главный козырь долголетия- он всегда работал и чувствовал себя нужным своей стране. Он всю жизнь был уверен: «Англия без меня пропадет, я и моя деятельность необходимы стране!». И это относится ко всем долгожителям. Я уже рассказывала о замечательном русском хирурге Федоре Углове, который жил и оперировал до 104 лет! Работа организует и дисциплинирует. В капиталистических странах человек должен быть моложавым, загорелым, хорошо одетым, бодрым и веселым, чтобы работу получить, и чтобы на этой, с трудом доставшейся работе, его держали и не прогнали. Работа является огромным стимулом и заставляет человека поддерживать свою физическую и психическую форму.

Очевидно, в основном на нефтяных доходах держится благосостояние в России. И возможно еще на труде гастарбайтеров. И вероятно дело не в строе государственном, а в характере, в воспитании, в трудовом законодательстве. Трудятся китайцы, как пчелки, и построили уже вторую по величине в мире экономику и без всяких нефтяных доходов. Ведь во многом плохой организацией труда (да еще политической нестабильностью) объясняется массовая миграция высокообразованных русских специалистов за границу. Люди талантливые, увлеченные своей работой, не хотят отвлекаться на ненужные и пустые занятия, они стремятся посвятить каждую минуту своей жизни творческому труду. Они стремятся работать долго и плодотворно.

Но в России, да и в Советском Союзе организация труда была неважной, помню как нейрохирурги носилки с пациентами таскали в операционную по причине нехватки санитаров. Или научные работники, исследователи мозга, экспериментальных животных в питомниках кормили, баланду собакам разливали, вместо того чтобы ставить эксперименты, делать операции на мозге, анализировать результаты, делать научные выводы. И тоже по причине плохой организации труда и нехватки работников более низкой квалификации. Помню, как работница питомника, баба Нюся, покрывала научных работников матом и кричала: «Что бы вы все тут без меня делали! Я здесь все решаю!». И действительно даже академики перед ней трепетали, а а вдруг работать откажется! 

Но разве для этого обучали мы специалистов долгие годы, и не следует ли ожидать от них высокоспециализированного производительного труда. И ведь не потому уезжают специалисты, что якобы зарплата на Западе значительно больше, не настолько уж она и больше, если думать о высокой стоимости проживания за границей. Но отношение здесь к специалистам другое, здесь из них выжмут все соки, все их знания, все силы и найдут применение их высокоспециализированным навыкам. И вокруг них поставят людей, которые будут помогать на менее значимых участках работы, чтобы специалисты производили по максимуму! А им как раз это и нужно, они не желают баклуши бить, а стремятся посвятить свою жизнь своему призванию. Поэтому чувствуют себя наши специалисты за рубежом нередко более востребованными, их талант наконец-то находит себе применение. Но ведь все они (или мы) хотели бы работать на пользу своих людей и своей страны при наличии соответствующих условий!

 ***

Но в конце моих размышлений обо всем увиденном и пережитом в Москве должна я добавить и ряд оптимистических наблюдений. Не все так плохо в вопросе организации труда в России, появляются ростки совершенно нового (или хорошо забытого старого) отношения к труду. И это несомненно очень радует! Не только «Проза.ру» является лучшим литературным сайтом в мире. Наши олимпийские игры  в Сочи в 2014 году, стали самыми лучшими в мире, выдающимися играми. Правда, и самыми дорогими, и я думаю тоже по причине все той же плохой организации труда. Или посмотрите на работу российского телевидения, наше телевидение- одно их самых лучших в мире, если не самое лучшее. Российское телевидение в корне отличается от скучнейших, бессодержательных и бездуховных зарубежных тв-каналов. И нам, русским соотечественникам за границей, было бы очень трудно жить без нашего телевидения, оно нам необходимо как воздух. Особенно Первый канал, посмотрите, как много там работает высококлассных специалистов и неутомимых тружеников! Какие замечательные ежедневные(!) программы делают Андрей Малахов и Петр Толстой, информативные, заставляющие зрителей сопереживать, думать и чувствовать. Я не знаю  подобных программ за границей.

Посмотрите на наших политиков: президент России занимает второй год подряд первое место в рейтинге самых влиятельных политиков в мире, и ведь это выбор наших политических противников, американцев. Он - вечный труженик, непонятно, как человек может выдерживать такой напряженный и ответственный труд изо дня в день! Или наш министр иностранных дел Сергей Лавров, который ведет сложнейшую дипломатическую работу. И тоже трудится день и ночь, и ведь он не только дипломат, посмотрите какие замечательные стихи он пишет! Мое любимое стихотворение С. Лаврова написано в 90-е годы и посвящено эмигрантам перестроечной волны, когда казалось, что «вся страна уплывает за границу», ведь и я к ним отношусь. Строки этого стихотворения отдаются эхом в моем сердце ():

«...А Россия- опять ей неймется-
Поднимает волну за волной.
И судьба улыбается ведьмой,
И утраты не чует страна.
Ну а что, если станет последней
 Эта страшная третья волна?...»

Через две недели пребывания в Москве еду я в аеропорт Шереметьего, чтобы лететь обратно в Швецию. От станции метро Белорусская до аэропорта уже несколько лет ходят прекрасные современные экспресс-поезда, они чистые и ухоженные, и сервис в них отличный, даже еду развозят. И сам аэропорт Шереметьево классный и прекрасно оборудованный. Летела я на самолете компании Аэрофлот. Не знаю, кто этой компанией владеет, но обслуживается полет по высшему разряду. Я думаю, что дело не в том, что платят этим девушкам-стюардессам какие-то суперзарплаты, а в том, что они видят, как работают стюардессы иностранных авиакомпаний и учатся западному сервису. И постоянная конкуренция со шведской авиационной компанией SAS не дает им расслабиться. Стюардессы приветливые, услужливые, до сих пор помню их имена, Ирина и Ольга. Спасибо вам, дорогие девушки, что вы показали, как хорошо могут русские люди работать, и спасли меня от тревоги и разочарования, ведь современная Россия все-таки пока еще страна «пятнистая».

Мы все надеемся на на возрождение и процветание России. А залог этого процветания - в добросовестном труде каждого живущего здесь человека, гражданина этой страны. Иного пути нет. А мы в душе всегда на вашей стороне, всегда с вами! А если надо и делом поможем, только обратитесь!

Список литературы:
Лавров, Сергей. Эмигранты последней волны. Русский пионер, №56.