Идеальные монархия и анархия. Мысленный эксперимен

    Много разговоров о том, какая власть лучше всего. Для начала сделаю маленькое отступление. Все мы однажды задумывались о некоем понятии «врожденной добродетели», или о добродетели в целом. Не в понятии религии, а в понятии общечеловеческой морали. Не убий, не укради, и так далее. Это не заповеди, это правила нашей жизни. Никакой разумный человек не будет убивать соседа, чтобы добыть себе еду и совершать другие аморальные действия. Акунин обозначил это поведение согласно общечеловеческой морали словом «аристономия». Аристономы могут быть врожденными. Такие люди действительно есть, даже вырастая в плохой среде, они не меняются. Для них человеческая жизнь ценнее всего на свете, они не украдут, не будут совершать преступлений, даже если гарантируется полная безнаказанность. Он выдвинул теорию, что всегда есть малый процент этих «врожденных аристономов», и обозначил их условно белыми. Но так же есть и настолько аморальные люди, что их не исправляет не среда воспитания, ни общество. Так называемые преступные элементы.  Остальные люди (преобладающее большинство) – серые. Они меняют свой «оттенок» в зависимости от ситуации. Так вот. Аристоном быть довольно тяжело, ведь это значит не просто следовать правилам морали, жить по ним. Всегда. Такие люди не понимают, как можно убивать, грабить и насиловать. Они не будут развращены властью и деньгами, потому что это тоже аморально. Таких людей очень мало, но со временем может стать больше, ведь с каждым поколением общество все больше «осветляется». Мы уже не сжигаем людей на кострах, и не приносим их в жертву богам.  Еще в девятнадцатом веке отправляли на каторгу за кражу краюхи хлеба, и торговец, убивший ребенка, за то, что тот украл рыбину, мог даже не получить никакого наказания. Сейчас такой инцидент вызвал бы бурную реакцию, хотя  он тоже мог бы не получить наказания, если бы знал, кому дать на лапу. Но это уже совершенно другая история. Главное, что для нашего общества это уже не норма. Мы действительно осветляемся, идем в сторону аристономии, медленно. Но верно.
Идеален вариант, если бы можно было определять аристономов по какому-нибудь тесту, или чему-нибудь вроде того, и ставить их во главе государства. Представим наш мир в вакууме, проведем мысленный эксперимент. Некий тест определяет в стране аристономов, и не важно, кто они – дворники или гениальные ученые. Затем одного или группу аристономов ставим во главе государства, давая им неограниченную власть. Люди-аристономы не подвержены гниению от богаства и власти. Получив все это, они не будут мстить одноклассникам, донимавшим их в школе, коллегам по работе, или вечно шумящим соседям. Они будут делать свою работу, и будут делать ее достойно. У них бы не возникало особых разногласий, ведь руководствуются эти люди одними и теми же принципами – общеморальными.
Вместо группы людей можно было бы поставить и одного человека, если бы он обладал достаточными знаниями. Этот вопрос не очень важен. В конце концов эти люди, сменяясь по тому же принципу (выборность на наличие «аристономии», а не кровное родство) привели бы общество к полному «осветлению» и аристономия восторжествовала бы в государстве. Тогда можно было бы фактически упразднить всякую власть, ведь люди сами бы отлично справлялись с управлением своего государства, с разделением доходов. Преступность бы перестала существовать. Один вопрос остается открытым – что бы они делали с людьми преступными от природы, так называемыми «черными аристономами», которые бы все равно рождались бы в мизерном количестве? На этот вопрос ответить сейчас сложно. Возможно, они бы содержались бы в тюрьме, но из-за своего небольшого количества, эта тюрьма была бы, скорее всего одна на всю страну. Возможно, их бы устраняли после совершения тяжких преступлений. Преступности же среди самих аристономов не существовало бы не из-за боязни наказания, а из-за того, что подобное поведение противоречит их принципам.
    Но сейчас нет никакого гипотетического теста, определяющего наличие подобного качества, хотя психологи, быть может, и смогли бы его разработать. Что же нам делать в подобной ситуации?.. Опять же, в гипотетической ситуации. Так как если хотя бы один человек из группы людей, получивших власть, окажется не аристономом, вся идея полетит к чертям. Так что мы ставим во главе государства одного человека – монарха, если он показывает хорошие качества. Это более действенно, чем ставить группу людей, ведь, как сказано выше, если  хотя бы один из них окажется недостойным, все полетит к чертям. Он захочет выгнать остальных, остаться одному, начнет плести интриги.
Предполагаемый монарх-аристоном выбирал бы наследника не по принципу кровного родства, а по наличию таких же человеческих качеств, какие есть у него. Как говорил Лев Толстой устами Левина, люди не будут жаловаться или завидовать вышестоящим лицам, если тоже будут жить хорошо. И царю тоже завидовать никто не будет, если в государстве мир и порядок. Так что монархия не такая уж и плохая вещь, если монарх  человек с высокими моральными принципами, если монарх не развращен властью и богатством.
Жаль, что все это только мысленный эксперимент.


Рецензии
Да,жаль.

Отдельно хочу вынести благодарность за фразу "Мы действительно осветляемся, идем в сторону аристономии, медленно. Но верно.".Общество идёт к светлому будущему далеко не быстро,шаг вперёд влечёт удар на девять десятых шага назад.

Ветренный Странник   24.05.2015 22:27     Заявить о нарушении
"шаг вперёд влечёт удар на девять десятых шага назад."
да, это верно подмечено.

С уважением

Алексей Свободных   25.05.2015 11:57   Заявить о нарушении
"если тоже будут жить хорошо" - сослагательное наклонение.
А что означает ХОРОШО ЖИТЬ? Человеческий аппетит неизмерим и беспределен. Даже свинья, когда наедается досыта, отходит от корыта. Некторые на это не способны. Обратите внимание на ситуацию вокруг "а ля фуршетных" столов. Некоторые люди берут что-то и отходят в сторону, другие стоят там как вкопанные.

Артэм Григоренц   22.06.2015 12:54   Заявить о нарушении