Прометей и Дионис

Владимир Ус-Ненько
Мне дал вино сам Дионис,
И этим привязал меня.
Я словно на цепи повис,
И так живу день ото дня.

Я рад уйти бы, восвояси,
Но, хмель опутал мои ноги,
И в моих мыслях нету связи,
Хоть не Сатир я, козлоногий.

Безжалостно мне печень рвет -
Градус вина, как коршун злой,
В ответ душа моя поет,
И в дождь, и в снег, и в зной.

Огонь и буйство от вина,
Я щедро людям передал.
И пьем мы вместе, допьяна,
Чтоб править Диониса бал.
 

Прометей, вроде бы всем известный образ, герой, титан, мол украл у богов огонь для людей за что его боги наказали, связали цепью к скале и в течении 20-ти лет, каждый день к нему прилетал коршун и клевал его печень (Благо печень орган который может регенерироваться).

Вроде бы все ясно, но в то же время, Прометей один из самых загадочных образов древнегреческих мифов. С одной стороны Прометей– кристально чистый (наивысшей химической пробы - добра, сознательно пошёл на муки и принёс людям огонь, как парадигму добра.

С другой стороны можно трактовать, что Прометей передал людям "огненную воду" и обрек их на муки. Ведь он сам любил эту огненную воду, был зависим (привязан цепью), а орел который клевал за печень, это всего лишь цироз печени. Ведь в мифах все - символы, "огонь" мог быть и "огненой водой", "цепь на котором титан прикован к скале" - зависимость, а орел клюющий титану печень, вполне мог быть цирозом печени ... :)

Даже если толковать с точки зрения традиционного толкования, то "огонь" переданный Прометеем, что он значит для людей, что же это такое, как не плоды познания добра и зла?

Добро - огонь греет, на нем можно готовить пищу, плавить металл для его обработки, разгонять тьму ночью, защищать себя от диких зверей и врагов и тому подобное.

Зло - огонь жжет и поджигает, приготовленная пища на огне уничтожает витамины и полезную клетчатку, получив орудия из метала человек стал убивать больше людей и зверей, получил неоправданное руководство над природой и тем самым уничтожает природу, человек потерял дар ложиться с закатом и вставать с востоком солнца, как ему это дано от природы, и тому подобное.

И кто после этого Прометей? Ангел или Бес?

Перечитал как то книгу про мистерии Орфея.

Там кстати сказанно, что Прометей - сын Иапета украл для людей, не просто огонь, а божественный огонь, то есть после него люди смогли познать экстатическое состояние и тем самым видеть Сущего таким, каким он был, есть и будет. В мистериях Орфея Прометей в отличие от своего брата Эпиметея, является не что иное как добрым помыслом нашей души, а его брат Эпитемей, следовательно - злым помыслом нашей души.

Точно также делили Сущего\Реальность на добрый и злой помыслы души - зороастрийцы (Ахура Мазда и Ахриман), иудеи (Йецир Ха Ра и Йецир Ха Тов) и многие другие течения постижения Истины ... :)

Потому, мог быть и такой вариант отношений Прометея и Диониса, как в моих строчках ... :)