Территория. Или Путешествие в юность

Сергей Сахацкий
      Только что проскользнули последние (хотя я и ненавижу слово последний) кадры фильма "Территория". Это не фильм. Это бомба.

     Это нельзя описать словами.

     Это нельзя передать строчками букв на бумаге, или экране монитора.

     Это можно только пережить.

     Я только что, два с половиной часа, был в своей юности. Я даже два-три раза угадывал слова актеров, я знал, что они должны сказать, практически слово в слово.
     А эти строчки «  Ты - мое дыхание...» Ады Якушевой (Ариадна Адамовна Кусургашева).

     Я вспоминал, как мальчишкой, в семидесятые годы прошлого столетия, заслушивался репортажами Максима Кусургашева, которые он вел на радио станции "Юность". Его негромкий, чуть хрипловатый голос. Я ждал эти передачи. Я прибегал с улицы, чем бы увлечены мы там не были, во что бы не играли, даже футбол и речка не могли заставить меня пропустить его передачу. И я  очень расстраивался, когда пропускал одну их них.

     Я вспоминал, как мечтал взять в руки геологический молоток на длинной ручке, и пройти теми романтическими маршрутами.

     Я зачитывался книгой «Два капитана» Вениамина Каверина (кстати, моя дочь в восторге от этой книги). Я был полон романтики, я мечтал пройти теми маршрутами, по той тайге, по тому северу.

     И вот я смотрю  фильм.

     И что я вижу? Свою молодость, свою юность, свои мечты, свои дела.

     Я был потрясён, взволнован, удивлен, поражен.

     Не всем зрителям этого замечательного фильма так повезло, как мне.
Я по первому своему образованию геофизик. Геология моя первая и самая верная любовь. Еще с книг "Злой дух Ямбуя", книг о Дерсу Узала я полюбил эту профессию, и страстно хотел стать именно геологом.

     Мне повезло. Я смог достигнуть своей мечты. Я учился и после работал в геологии. Пусть не долго, пусть совсем коротким был мой тот геологический путь. Но он был. Я видел тундру, тайгу, я помню закаты на берегу Ледовитого океана. Я работал в легендарной экспедиции "Сосновгеология", "ИркутскГеология", "ЧитаГеология". Я не только прекрасно понимал о чем этот фильм, я просто знал, зачем и для чего надо делать то и это.

     И пусть о фильме  говорят что угодно. Нудный, непонятный, красивый, умный, пусть его ругают, пусть хвалят.

     Ни один зритель не может сказать то, что могу сказать я - этот фильм обо мне. О моей юности, о моей первой, и до сих пор незабытой любви - о моей геологии.

     И отвечая тем словам, что звучат в финале фильма, я могу с гордостью сказать - я был в тех тракторных санях. Я искал это золото вместе с теми героями, о которых рассказывает этот фильм.

     Боже ж ты мой. Перед моими глазами вставал рассвет на стрелке рек Витима и Мамакана. Я вновь стоял на горе Урях, я вновь ловил тайменя «саперной» удочкой (попросту глушили динамитом) в Левом Мамакане. Я рубил маршруты в тайге,  для геофизиков, вместе с топографами.

     Я как будто бы снова прошел маршрутами по Забайкальским увалам в отрогах Алханая. Я снова шел те двадцать пять ежедневных километров февральскими короткими   днями по Забайкальской  степи. Тогда мы работали в Могойтуйском районе, а жили в деревне Боржигонтай.

     Я с каждым кадром окунался в свою юность, я вдыхал запах костра, ощущал холод ветра на щеках. У меня замерзали ноги от холодной воды, как и в тот раз, когда я провалился под лед.

     Я как будто сегодня был на Кадаре, в тех знаменитых Чарских песках, в той пустыне, что находится среди Забайкальской тайги.

     Да, я как профессионал могу указать на огрехи, мол, геолог так молоток не держит. И какой на фиг геологический молоток на шестьсот семьдесят пять  грамм весом.

     Да хрен с ним, с весом, да по фигу как он его держит.

     В конце концов, артист не геолог, и имеет право держать молоток как чайник, как студен первокурсник. Хотя за ради правды надо сказать, мало было таких первокурсников, по крайней мере, я мало видел тех, кто так держит молоток. Вот так вот, стучать по камню нельзя, так женщине по ягодице хлопают, а не по камню стучат))))))).....

     Но это так, сарказм после полученного от просмотра удовольствия....

     Спасибо создателям этого фильма, спасибо всем.

     Я сегодня смог вернуться в свою юность. А этого многого стоит.

     Храни вас бог, и дай вам господи возможность творить и дальше.