Голос

Владимир Хованский
     Ранним утром весеннего месяца мая, в старых стенах родильного отделения раздался пронзительный крик. Акушерка, принимавшая роды, вздрогнула, и едва не выронила из рук младенца, только-только увидавшего свет.
     «Певцом будет»… - разглядывая голосистую кроху, сказала она обессиленной маме – «такого голоса я ещё не слыхала»…
     И правда, не могла она видеть тот миг, когда сам Господь Бог легонько вдохнул в маленький ротик младенца свой дар – ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС.
     Голосу очень понравилось быть в человечке. Он сразу нашёл в его горлышке уютное местечко и решил, что никуда из него не уйдёт.
     Голос и сам ещё был малышом и мог только кричать и плакать. Но зато как… Когда младенцу, а им оказался мальчик, не нравилось что-то, Голос тут же кричал, да так громко, что все, кто был в доме, со всех ног устремлялись к кроватке.
     «Ой, труба Иерихонская»… «Ой, оглушил»… «Ой, заложило уши»…
А Голос кричал всё громче и громче и только, когда хрустальные бусы на люстре, звеня, начинали плясать, умолкал.
     Мальчик рос, рос и Голос. Он стал меньше кричать, меньше плакать, и вскоре… запел. Звукам звонким и чистым удивлялись хрустальные бусы, а от силы и мощи их дребезжали оконные стёкла. Мальчик пел, как дышал – легко и свободно, дома, на улице, в школе, в гостях. И везде слышалось только одно: какой замечательный голос, какой Божественный голос.
     Прошло несколько лет, и мальчик стал юношей, стройным высоким красавцем. Могучий тенор теперь бурлил, распирал его грудь. «Петь, хочу петь»… - рвался Голос из горла.
     Слух о Божественном голосе дошёл до великого учителя пения.
     « Спой мне, мой мальчик»… - сказал седовласый учитель молодому красавцу.
     «Ну что же, неплохо. А теперь спой ещё, и погромче»…
     Юноша улыбнулся, вдохнул глубоко и… Голос чуть не свалил, сидевшего в кресле маэстро.
     «Твой голос – огромный алмаз, но чтобы он стал бриллиантом, тебе надо учиться. Я б хотел заниматься с тобою, только хочешь ли ты?»…
     «Я готов, мой учитель»… - воскликнул красавец – «готов, хоть сейчас»…
     «Даю тебе день на раздумья. Прекрасного пения, или «bell canto», достичь очень сложно. Готов ли ты слушать мои наставленья, готов ли петь гаммы, и петь вокализы. Забыть про концерты, забыть про успехи, и только трудиться, трудиться, трудиться. И если решишь,  что готов – жду тебя утром»… И с этими словами учитель встал с кресла.
     Кровь ударила юноше в голову, мысли смешались. Он будет учиться. Он станет певцом. Он будет…
     Назавтра, чуть первые лучики солнца коснулись хрустальной люстры и нежно погладили ещё сонные бусы, юноша был на ногах. Он сгорал от нетерпения, желания бежать, лететь к своему учителю, но вспомнил его последние слова. 
     « Запомни, мой мальчик, голос просыпается поздно. Не пой до десяти утра»…
     Ровно в десять часов ученик постучал в дверь учителя. Голос был в отличном настроении. Он хорошо отдохнул и горел желанием показать маэстро всё, на что был способен.
     Сначала учитель послушал, как Голос звучит в середине, поднял его вверх, опустил его вниз, и остался доволен.
     «Отлично, мой мальчик, почти три октавы. Ну что, за работу, начнём»…
     Почти целый час пелись гаммы. То плавно,  легато, то кратко, стаккато, на разные гласные: «А», «О», «У», «И».  Всё было так непривычно, так ново и  много, и так тяжело. Учитель отметил: Голос устал.
     «Мой мальчик, давай отдохнём. Послушай советы мои. В правильном пении нет мелочей, важно всё. Держи, не меняй форму рта и дыши глубоко. Звук посылай только в «маску» - вперёд. Береги голос свой. Он надёжен и хрупок, капризен и чуток, любит спать и боится простуд. Он, как дивная нежная роза»…
     Последние слова понравились Голосу. Он любил эти цветы. Круглая клумба в саду, как большая алая капля, источала дурманящий запах, будоражила, и вызывала желание петь. Только тихо и нежно, вполсилы. Приятные мысли прервал голос маэстро.
     «Отдохнул,… а теперь вокализы»… Эти песни без слов пелись легче, чем гаммы, но пропев полчаса, Голос сник.   
     «На сегодня довольно, мой мальчик, до завтра. Знай, певец должен петь каждый день»…
     Услышав эти слова, юноша возликовал. Он будет каждый день учиться у этого чародея и станет настоящим певцом. Оперным. А Голос загрустил. Каждый день одни гаммы, да вокализы…
     Урок  начинался с простых упражнений. Постепенно они усложнялись, и Голос взбирался по нотам до верхнего «ДО». Затем падал вниз. И так раз за разом, покуда маэстро не восклицал: « А теперь вокализы»… В таких занятиях прошли недели, месяцы. Голос вошёл во вкус настоящей работы. Он перестал уставать. На верхних нотах Голос звенел и сверкал, на нижних рокотал раскатами отдалённого грома.
     «Твой голос похож на золото в бархате…- через год сказал учитель –  потерпи меня с годик ещё»…
     Главный друг человека – здоровье. Главный враг человека – болезнь. О, как Голос боялся простуды. Чуть продул сквознячок, или ноги промокли, а простуда уже  тут, как тут. Впереди идут кашель, насморк, а за ними боль в горле и жар. Голос, прячась от них, опускался всё ниже и ниже и, теряя всю силу, ложился на грудь.
     Юноша бывал в отчаянии, а учитель мягко наставлял его: «Обычно простуда длится недолго. Учись распознать её в самом начале, и тогда победить её будет легко. А уж если упустишь – терпи две недели. Знай: с простудою будешь бороться всё время, пока ты поёшь»…
     В упорной работе прошёл ещё год. Голос стал гибким и мощным. Птицею взлетал к верхним нотам и парил в них, наслаждаясь своею силой, а затем звук начинал убирать,  растворяться в воздухе, таять. Теперь он умел делать всё.
     «Мой мальчик”, - сказал учитель – « я больше не нужен тебе. Иди и пой. В мире нет певцов, сравнимых с тобой»… 
     Исполнилась мечта, которой жил молодой певец с самого детства. Лучшие театры мира распахнули перед ним свои двери. И Голос был счастлив. Теперь он мог петь то, что хотел петь всегда – оперу. Начались бесконечные гастроли, замелькали страны и континенты. И где бы ни выступал молодой певец, все восторгались им и его «божественным голосом». К славе Голос был равнодушен. Он любил слушать других теноров, дружил с баритонами, и с почтением относился к басам. Среди женских голосов выделял сопрано. Ведь тенор с сопрано сродни друг другу, и в операх часто поют вместе, дуэтом. Голос всегда свою партию пел очень чутко, никогда не показывал своего превосходства.
     Однажды, перед репетицией спектакля, Голос услышал настоящее чудо. Распевалась юная девушка, которая должна была петь вместе с ним в этом спектакле. Это не был голос сопрано, голос Ангела лился с небес. Божественный Голос. Быть может, Господь Бог послал свои Творения навстречу друг другу…
     Ах, как Голос пел в этот вечер. Дрожь и восторг наполняли его и, когда подошло время дуэта, будто мощный воздушный поток затянул и Его и Её, завертел, закружил, вознося к небесам, обнял, и слил воедино. И оттуда, от звёзд, полилась их страстная песнь о любви, о единстве сердец, и о счастье быть вместе навечно…