Какая нам польза от еврейских праздников?

Леонид Шиндер
Я родился и вырос на Дальнем Востоке, в таком месте, что о еврейских традициях было принято не упоминать.  Мои родители вели строго светский образ жизни; до того светский, что я явственно ощущал их внутреннюю боязнь войти в малейший конфликт с властями.
 
С традициями своего народа я столкнулся впервые после переезда в Израиль. Честно говоря, ритуал молитв, строгость соблюдения каких-то непонятных мне правил, ограничений  нагнали на меня тоску и скуку.

– Ну зачем мне это все – размышлял я – было и прошло. Что мне до тех событий, происходивших в старые времена, какая польза современному человеку от всех этих праздников и шаббатов?
 
Но так сложилось в моей судьбе, что казавшееся далеким и чуждым стало постепенно близким и понятным. И оказалось, что судьба всего человечества, неизменно была связана с судьбой Еврейского народа, суть которой запечатлена в его традициях.
 
И совершенно не имело значение, соблюдали мы традиции или нет, находясь в изгнании.  Они влияли на судьбу человечества неизменно и постоянно, как силы природы влияют на циклы жизни и смерти, смену времен года и поколений.

Мы приближаемся к одному из значительных праздников «Шавуот» или иначе Праздник дарования Торы. (прошу не путать с осенним праздником «Симхат Тора» – радость Торы).

Написанное в Торе нельзя воспринимать, как хронологию исторических событий. В этой книге описан весь путь человечества от его зарождения до конечной стадии развития. И что самое интересное, в этой книге не упоминается ни одно из технических достижений или научных открытий, которыми мы так любим гордиться.

А причина этого в том, что настоящая эволюция  человечества заключается вовсе не в развитии технократического разума.  Эволюция должна привести нас к познанию своей собственной природы.

Мы живем в такое время, когда нас уже не удивляют новинки техники, а прилавки магазинов ломятся от изобилия товаров и продуктов. Казалось бы, достигли желаемого и можем жить спокойно, наслаждаясь жизнью.

Но в то же время мир все больше погружается в хаос , который настигает нас повсюду: войны, революции, развал семейных отношений, кризис политической власти, проблемы подрастающего поколения, наркотики, беспредел полиции...
Почему это происходит?

Потому что природа человека – это ненасытное  желание наслаждения, которое не знает границ и правил. И естественное развитие человека – это развитие его желания. Сначала для удовлетворения своих желаний  человеку достаточно окружающей природы: неживой, растительной и животной.  Но по мере развития желания наслаждения он все больше сосредотачивается на себе подобных.

Это происходит потому, что в человеке параллельно развитию желания развивается особое свойство, эгоизм. Его суть очень проста – я важнее всех, я хочу чтобы все принадлежало мне, чтобы все жили по моим правилам, чтобы исповедовали мою религию, чтобы подчинялись моим желаниям.

Развитие эгоизма в наше время достигло такой стадии, что мы не в состоянии больше договариваться, принимать общие решения, выбирать политические партии. И одновременно с этим мы не можем порвать существующие связи со всем человечеством. Ведь наше желание насладиться  настолько выросло, что его наполнение зависит от всего мира.

И рождается в нас ненависть ко всем, кто нас окружает, рождается от безысходности: с одной стороны мой эгоизм кричит, что я главнее и важнее всех, а с другой стороны я унижен тем, что мое благополучие полностью зависит от других.

Что нам остается делать в такой ситуации? Наверное, поступить так, как поступил Еврейский народ в тот день, который мы называем «Дарование Торы», «Шавуот». Вы спросите, а причем здесь Еврейский народ? Да мы с вами уже давно проходили все то, к чему человечество подходит только сейчас.

Написано в Торе, что стояли мы под горой Синай, и наклонилась она над нами, готовая обрушиться. Синай – от слова «сина», ненависть; гора ненависти, которую невозможно было преодолеть собственными силами. И вот тогда понадобилась нам Тора – не книга, книга была написана потом. Тора – это та сила, с помощью которой человек преодолевает ненависть к ближнему, превращая ее в любовь.

Так и сегодня, мы находимся под горой ненависти которая может обрушиться на нас новой мировой войной. И нет у нас собственных сил остановить это сползание в никуда. И где она, та сила, которая помогла когда-то Еврейскому народу?

Все существует в природе, и все готово раскрыться для нас. И эта чудесная сила тоже ждет своего часа, ждет, когда мы вознуждаемся в ней и обратимся с криком о помощи. Просить помощи – это так противно нашему эгоизму, но знание своей природы, да поможет нам.

Ведь осознание зла, заключенного в нашей природе – это как раз та точка преворота, которая может вывести нас на новый уровень бытия. Суть его – вечная и осознанная связь со всем человечеством, название которой – любовь к ближнему. Это надо только понять и захотеть.