Чернобыльский клубок

Григорий Саталов
О том, что такое радиация, ефремовцам рассказывать не надо. А по какой причине наш город лишился чернобыльских льгот ещё в 90-е годы прошлого столетия, многие строят догадки и предположения. В конце 2014 года некоторые чиновники из федерального правительства вознамерились совершить нечто подобное и снять льготный статус и с оставшихся территорий. В ряде населённых пунктов это привело к стихийным митингам и другим формам протеста. Губернатор области Владимир Груздев не мог оставаться в стороне от этой ситуации и сумел остановить планы федеральных чиновников — автоматической отмены льготного статуса чернобыльских зон в нашем регионе с 1 января 2015 года не произошло. Позицию губернатора в этом вопросе поддержали отделения всех политических партий, действующих в области, многие общественные организации. О том, как проводился забор проб в двух сельских населенных пунктах, рассказывает корреспондент «Панорамы Красивомечья» Сергей БАРАНОВ.

1. Защитить свои интересы

15 апреля Владимир Груздев провел рабочую встречу с членом Совета Федерации от Тульской области Юлией Вепринцевой. Он отметил, что для региона очень важно защищать свои интересы по вопросам сохранения чернобыльских льгот на его территории. Губернатор подчеркнул, что Юлия Вепринцева занимает по этому вопросу принципиальную позицию.
Она сообщила главе региона о том, что при верхней палате парламента создана рабочая группа по «чернобыльскому» вопросу, которая ведет активную работу по обсуждению темы сокращения зон, попавших в зону радиоактивного загрязнения. Юлия Вепринцева, которая возглавила эту рабочую группу, также напомнила, что Министерство финансов подтвердило финансовое обеспечение мероприятий, связанных с социальной поддержкой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на 2015 год. Минтруд России также подтвердил, что все заявки регионов будут выполнены в полном объеме.
Владимир Груздев особо отметил, что для Тульской области этот вопрос очень важен, так как в регионе более 60% территорий находятся в зоне радиоактивного загрязнения. Получателями чернобыльских льгот являются 671 тысяча жителей.
-Для людей очень важно, чтобы все изменения происходили публично и по справедливости, — сказал в конце встречи Владимир Груздев.

2. Вопросы к методике исследований

С 8 по 11 мая сотрудниками Росгидромета на территориях населённых пунктов Овсянниково и Большие Плоты проводились отборы проб почв для последующего их лабораторного исследования в целях определения уровня радиации.
Накануне группа общественных активистов обратилась к губернатору с открытым письмом, в котором поделилась своими опасениями о том, насколько методика проводимых исследований способна выполнить те задачи, которые поставлены.
Это открытое обращение было опубликовано на интернет-сайте газеты «Панорама Красивомечья», растиражировано другими интернет-ресурсами и вызвало определённый резонанс.

3. Помощь экспертов

С авторами письма связался физик-ядерщик Андрей Захаров. Он имеет большой опыт в вопросах, связанных с последствиями чернобыльской и других подобных катастроф, является опытным экспертом.
В 1988-1991 годах Захаров занимал должность ведущего инженера научно-исследовательского отдела производственного объединения «Спецатом» Министерства атомной промышленности СССР. В начале 90-х сотрудничал с ведомствами Республики Беларусь, занимавшимися последствиями чернобыльской катастрофы. В те годы вся ее территория была объявлена зоной национальной катастрофы. И власти нашли средства на несколько иной метод помощи пострадавшим.
Сам Андрей Захаров во время своей работы получил дозу облучения и стал инвалидом, а многие его коллеги уже оставили этот мир.

4. Белорусский опыт

Во что превратилась эта помощь у нас в Ефремовском районе, хорошо известно. В «чернобыльских» деревнях прописываются все, кому не лень. И это становится источником сомнительных доходов и для тех, кто прописывает к себе «постояльцев», и для них самих, поскольку даёт им право на получение льгот, хотя фактически они могут проживать где угодно.
В Беларуси же ещё в 2000 году был издан приказ Минздрава № 77 «Об обследовании населения на счетчиках излучения человека (СИЧ)».
Как ни странно, когда 8 мая представители Росгидромета и администрации нашего муниципального образования встретились в сельском клубе с жителями деревни Овсянниково, от них они услышали этот же вопрос. Почему проводятся исследования почвы, но никто не исследует самих людей? О том, каков уровень радиации сейчас, о методиках его измерения можно спорить. И этот спор компетентно способны вести только специалисты. Но в любом случае жители пострадавших территорий получили свою дозу облучения. У них имеются и соответствующие удостоверения о том, что являются пострадавшими. Такие зелёные книжечки в своё время получили все жители Ефремова. А ведь юридически эти удостоверения являются документами бессрочного действия! Определённые льготы сохраняются и за ефремовцами.
В частности, они на три года раньше уходят на пенсию. Следовательно, вопрос о том, почему их (также как белорусов) не подвергают обследованиям на СИЧ, стоит для наших горожан не менее остро, чем для жителей Овсянникова и Больших Плотов.

5. Главный удар — по женщинам и детям

Досужие разговоры о том, что радиация как бы уже рассосалась и выветрилась, опроверг Юрий Паршин, представитель Росгидромета, проводивший отбор проб в Овсянникове и в Больших Плотах. То есть ещё целое поколение женщин и детей будет вырастать в условиях радиационного воздействия. Как хорошо известно специалистам, наибольший ущерб радиация наносит именно этим категориям людей. Мужчины самой природой приспособлены к более экстремальным условиям. И это относится также и к радиации.
Если бы проводилось обследование с использованием СИЧ, подобно тому, как сейчас проводится диспансеризация населения, то конкретный человек на основании своих медицинских документов мог бы доказать, что стал инвалидом по причине воздействия радиации.
И тогда можно было бы ставить вопрос о выделении именно адресных льготных выплат таким инвалидам, а не заниматься дискредитацией самой идеи чернобыльских льгот, как это происходит сейчас.

6. Зачем нужна профанация?

Встаёт вопрос, а почему чиновники годами сквозь пальцы смотрят на то, как в «чернобыльских деревнях» образуются «резиновые дома», битком набитые прописанными там фиктивно льготниками. Не потому ли, что сделан расчёт на то, что такая профанация оказания поддержки пострадавшим позволит в какой-то момент поставить вопрос о ликвидации всех чернобыльских льгот в принципе? Включая и уход на пенсию раньше на три года.

7. Кому распутывать клубок проблем?

А многие разговоры федеральные чиновники затевают в первую очередь для того, чтобы проверить наше терпение.
Промолчим, значит, на наши права можно наступать и дальше. Возмутимся, может быть, нам пойдут на некоторые уступки.
И губернатору Владимиру Груздеву в одиночку против такой хитроумной тактики выстоять будет непросто. Не стоит полагаться на то, что он способен защитить нас, если мы сами не готовы себя защищать от произвола тех, у кого давно уже всё есть и потому ни в каких льготах они не нуждаются.

http://efremov-pk.ru/chernobylskij-klubok/

(Опубликовано 14 мая 2015 года в № 20 газеты "Панорама Красивомечья")