Рембрандт и его автопортреты

Алина Алексеева-Маркезин
Рембрандт,Автопортрет, 1640,Национальная галерея, Лондон

          Знакомство с творчеством  Рембрандта Харменса ван Рейна  голландского  художника,  рисовальщика  и  гравёра, великого  мастера  светотени, крупнейшего  представителя  золотого  века  голландской живописи,мне хотелось бы начать с его автопортретов.

          В наследии рисунков и живописных работ Рембрандта по меньшей мере семьдесят пять автопортретов (возможно около 100)- своеобразный «визуальный дневник». Однако потребность в отображении собственной жизни и в постоянном физиономическом анализе не является лишь признаком автобиографического интереса или уверенности в своей уникальности.

     Автопортреты представляют возможность исследовать отражение различных эмоций в чертах лица или позволяют экспериментировать с нюансами позы, манер и условных жестов. Некоторые из автопортретов были заказными, другие же написаны для семьи, но нельзя исключить, что их немалое количество, особенно поздние работы, представляют собой некое подобие визуальной автобиографии.
Рассмотрим один из ранних его автопортретов.

Рембрандт Харменс ван Рейн.Автопортрет в 23 года.1629.

        Облик юного Рембрандта дается без особых прикрас: шапка непослушных светло-рыжих волос опускается на низкий лоб, широкий нос чуть раздвоен на конце, нижняя часть лица сильно развита. Маленькие, глубоко посаженные глаза смотрят на нас вдумчиво и печально. Лицо, ярко освещенное падающим слева светом, выступает на нейтральном, то есть одноцветном и равноосвещенном фоне, где отсутствуют изображения каких-либо предметов.

                Темно-серая, почти черная одежда с белым отворотом немного смятого воротника, выпущенного на блестящую стальную ленту, облегающую плечи, удачно аккомпанирует лицу. Средняя горизонталь картины, то есть воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, но под гордо замкнутым ртом, и потому голова кажется приподнятой, а взгляд - направленным немного сверху вниз.

                Сын мельника, избравший малодоходную профессию живописца, судит о себе самом чрезвычайно высоко - перед нами отважный юный рыцарь. За его внешней сдержанностью кроется редкая сила воли и ума, целеустремленность и сосредоточенность. Лицо юного Рембрандта с поэтической прядью на лбу полно движения и жизни и дышит волей и разумом.

Автопортрет,1640,Национальная галерея, Лондон.(Иллюстрция вверху)

           Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Художнику 34года.Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. В 1639 году Рембрандт с Саскией переехали в купленный за 13000 гульденов новый дом на Йоденбреестраат, в престижном районе Амстердама, где жили, в основном, богатые купцы. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев.

        Среди десятков автопортретов, написанных Рембрандтом, данный выделяется своей монументальностью. Рембрандт на нём демонстрирует свое социальное положение. Он облачён в богатую одежду с мехами, массивной цепью, драгоценностями.
     Взгляд меланхоличный, с осознанием своего достоинства. Фон нейтральный, всё внимание зрителя сосредотачивается на фигуре художника.
В правом нижнем углу на парапете хорошо видна подпись Rembrandt f.

             Автопортрет для Рембрандта – это выражения себя и своего внутреннего мира. Малейшее изменение в собственной душе он выражал в автопортрете. Все богатство человеческих эмоций и выражений, позы тела и положения рук Рембрандт хотел выразить красками, изображая портрет. В работе он прорабатывал каждую деталь, старался отобразить нюансы человеческого лица, изобразить на холсте внутренний мир каждого человека, в том числе и себя.

Блудный сын в таверне. Рембрандт.1635г

        На картине запечатлены радость жизни, ликование от обладания любимой - составляющие эмоционального состояния живописца этого периода. Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, - вот настроение этого полотна.

         Однако в портрете также заключена определенная, ясная зрителям того времени провокация: художник изображает себя в образе ... блудного сына, пирующего с куртизанкой. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:« ... расточил имение свое, живя распутно». Рембрандт же, женившись по любви, наоборот, преувеличил состояние супруги и обрел более высокий социальный статус.

       Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

            Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; от девятилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын, Титус, пережил свою мать.

           С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей.
          Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Автопортрет Рембрандта, 1659. Холст, масло, 85х66.
Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США

Автопортрет художника у мольберта, 1660.
Холст, масло, 111х90. Лувр, Париж, Франция

Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91.
Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие
                Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки.

          Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого. Много объяснений предложено на сей счет; в наши дни популярна версия: эти линии — связь с творчеством таких легендарных художников, как Апеллес и Джотто, которые демонстрировали свое мастерство, рисуя одну безукоризненно правильную линию или круг.
                Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени.

Автопортрет в образе Зевксиса, 1665. Холст, масло, 83х65.
Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн, Германия

       Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Здесь видны особенности обоих стилей.

          Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.

            Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом, и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Связующим элементом тут, конечно, является смерть, и если этот автопортрет — шутка, то она исполнена черного юмора.

Автопортрет,1669,Национальная Лондонская Галерея, Великобритания

         Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.

            Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Через четыре дня его похоронили  в Вестеркерке. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
  Вестеркерк (Западная церковь) — кальвинистская церковь в Амстердаме, построенная в 1620—1631 годах

      Точное место его захоронения Рембрандта неизвестно, однако предположительно оно находится у северной стены церкви. В церкви похоронены такжеХендрикье Стоффелс, Агнета де Графф ван Полсбрук, картограф Ян Блау, художник Николас Питерс Берхем и, возможно, сын Рембрандта Титус ван Рейн. 10 марта 1966 года в церкви венчались принцесса Беатрикс и Клаус фон Амсберг.

Со всеми автопортретами ,о которых идёт речь в статье можно познакомиться здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3458946