Письмо боевой подруги

Девяткин Вячеслав Георгиевич


Здравствуйте, мои дорогие, Слава и Люся!  Получив от вас извещение на получение письма, шла на почту  с радостью, думаю, наконец-то от Раи, моей боевой подруги, известие.

Получила и прочла на почте. Не ожидала такого известия. Меня ребята ударило в «шок». Моя подруга Раиса Васильевна умерла. Не ожидала. Шла домой слезами заливалась. И надо же такому случиться. Шла, дорога ровная, спотыкнулася о камушек вросший в землю. Запахала так, наверно с метр, а может и больше меня несло воздухом, и остановиться никак не могла, и думаю,  лицо разобью об асфальт. Упала на правый бок, Бог услышал мою молитву во время падения. Руку правую сильно ударилась. Сноха Галя скорую вызывала. Врач посмотрел, перелома нет. Сильный ушиб. Отделалась большим синяком. Неделю не могла правой рукой ничего делать.

Всё позади, оплакиваю. Дорогая моя подруга Рая, как я переживаю. С первых дней училища связи, с весны 1942 года,  вместе на фронт нас мобилизовали. Потоп, грязь, вши, холод, ведь в окопной воде работали,  сушиться было негде. Под себя обмотки сунули, а утром,  если не бомбят и обстреливают, ещё обмотаем ноги. Но бывало так, утром подъём, только начнём обматывать обмотки, как смотрим бомбят нас. Одна половина на ноге, а вторая в руке. Ребята, всё не описать. Это я вам пишу, в основном своим детям не рассказываю. Это Большие и Малые Язвища. Это где-то между Ленинградск. и Волховским направлением.
Слава, мама, Раиса Васильевна, была очень симпатичная, остроумная, беззлобная.

Был случай, мы вошли группой на территорию боёв. И у нашей девушки одной от испуга, она покрылась бордовыми пятнами выступили у неё. Стрельба кругом, нас торопили, иначе могли попасть к немцам. Они на наших позициях ходили, как на своих. Эта девушка Таня Меслинова, села на пенёк и говорит командованию, расстреляйте меня вы или немцы, мне всё равно. И мы с Раею от неё не отошли, хотя нас очень торопили немцы, немцы, немцы. Рая проявила храбрость и настояла, чтоб наши ребята её побыстрей подхватили и унесли в полевой госпиталь.
 
Есть фотография, где мы с Раей вместе сфотографировались. В те времена фотоап. это диковина была. Если увидимся, возможно я вам расскажу, с каким трудом мы сфотографировались, освободив Варшаву. Скопище войск большое было. Танкисты, артиллеристы,  пехотинцы. Мы с нею попросили нас сфотографировать. Поляк только направит на нас объектив, как его ребята за руки, за ноги от нас оттаскивали, чтоб самим домой сфотографироваться. Уже помог один офицер, пристыдил их.

        Потом уж под Берлином в городе Вердере много домой фотокарточек послали.

Георгий Васильевич, твой отец, был спокойный,  я его не видела, чтоб он улыбался, что-то в аппаратуре новое делал.

        У меня четверо внуков и пять правнуков. Ребята, заканчиваю писать, рука заломила. Живите дружно, поминайте чаще отца Георгия и маму Раису.

Обнимаю Вера Ивановна Лобанова (Московкина).

Старость, забывчивость и плохо слышу. 3.2.2000 г.

Забыла написать. В феврале м-це этого года во сне приснилась моя подруга Раиса В. Идём с нею и о чём-то, не помню, разговаривали. Остановилися у двух дорог.  Рая говорит мне, Вера, ты иди вот по этой дороге, а я сверну на эту дорогу.  Она мне говорит, ты побыстрее приходи ко мне, я буду ждать.

Я и проснулась. И думаю, чего мне приснилась Рая? Оказывается, Рая была похоронена. И дороги были фронтовые. И мы были молодыми.

    
                *