Миг жизни. Глава 7. 36-я школа, часть 2

Леонид Лещинский
1976-1978

Прочитал "Охота за мыслью", В.Леви, много интересных мыслей? "Биографии гениев - это лучшие в мире учебники". Он делит гениев на тех, кто от "Бога" /Моцарт, Рафаэль, Пушкин/: "Творят так, как поют птицы, страстно, самозабвенно, и в то же время естественно, не принужденно играючи, он отмечает у них избыточные способности и скромные волевые качества, и гении от себя, многие из которых в детстве производили впечатление малоспособных и даже тупых. Джеймс Уатт, Свифт, Гаусс, считались бездарными, Ньютону не давалась математика и физика. Карлу Линнею прочили карьеру сапожника. Гельмгольца учителя признавали, чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал, что он глуп и останется глупым. Чарльзу Дарвину отец говорил, что он будет позором семьи.

 Учебный год начался тяжело, перенес острый ларингит, с затяжным насморком, все это связано с перегрузкой. Я заместитель секретаря парторганизации, пропагандист, руководитель районного методобъединения учителей физики плюс заведование кабинетом физики и классное руководство в выпускном десятом классе, кроме этого учусь в вечернем университете марксизма-ленинизма. Вчера ученики задали вопрос об обратимости времени. Объяснил, что людям свойственно мечтать о невозможном, которое потом может осуществиться в другом виде. Например, самопроизвольно замороженные голограммы. Научившись их восстанавливать, люди смогут попадать в любое

39

прошлое, быть очевидцами событий, но при этом, не вступая в контакт, что очень опасно. Вполне возможно научиться восстанавливать и "замороженный" звук. Прочитал "Наедине с собой" Г.Башкировой, Пятна Роршаха очень интересная вещь, по Роршаху в США распределяют по родам войск, принимают на работу все крупные фирмы. Если испытываемый обнаруживает движение- это признак интеллекта, цвет барометр эмоционального настроения, учитывается форма/по частям или целиком/, сюжет и т.п. Но все таки, я считаю, что общественные науки далеки от точных. Практически психология, педагогика далеки еще от истинной науки, они не дают конкретных, практически пригодных рекомендаций. Ведь учитель не пользуется знанием этих наук, т.к. в любой конкретной ситуации не вспомнишь аналогичную, рассматриваемую на лекциях или в учебниках. Психологические знания должны быть у учителя на уровне умений и навыков. Он должен знать, как поступить в любой ситуации, а не рассуждать или вспоминать подобные. От того, что он прочитает примеры, как поступали другие, он умнее не станет. У учителя нет времени изучать психологический тип ученика. Он должен быть вооружен надежными признаками и приемами для искоренения недостатков и разрешения конфликтных ситуаций. Просто беседы и мероприятия здесь не помогут. У хороших учителей работает интуиция, а как быть остальным?


Уже несколько дней мороз и холод, синоптики говорят, что такое бывает раз в 50 лет. Что-то в последнее время стали часто повторяться небывалые случаи. Чем объяснить резкие скачки в атмосферных явлениях. Несомненно, человек тут сыграл не последнюю роль. Он уже начал вторгаться в баланс природы, иногда резко его нарушая. Покрытие земли асфальтом, выпуск большого количества вредных газов транспортом и предприятиями, нефтяные пленки на поверхности воды, ядерные испытания и т.д. Беседовал с 10-а о профориентации. Как у нас решается эта проблема: знакомство с профессиями методом экскурсий, при этом ученики видят только внешнюю сторону, знакомство с представителями профессии, как правило, лучшими, которые могут увлечь своей работой. Я думаю, что нужно исходить из двух факторов: во-первых, из потребности в данной профессии, ученики должны знать, какие профессии будут больше всего нужны через 5-10 лет, во-вторых, из профессиональной пригодности. Это самое сложное, знать какие качества, черты характера требуются для каждой профессии. Если человек оказывается не на своем месте - это большая трагедия и для него и для государства. Учитель не в состоянии посоветовать ученику, какую ему выбрать профессию. Например, ученик проявляет ровные способности по всем предметам, но его привлекает оформительская работа. Означает ли это, что с него выйдет хороший художник - оформитель, или он через некоторое время

40

разочаруется, потеряв при этом драгоценное время. Ученик лучше успевает по физике, легко и быстро разбирается в схемах, собирает самоделки. Кем ему быть: учителем физики, инженером-радиотехником или физиком -теоретиком? От правильного выбора зависит его будущее. А если учитель физики не является авторитетом. А больше покоряет учитель истории, это может завести совсем в другую сторону. По каким признакам можно определить направление личности? Прочитал книгу "Пророк из 8-б" Курбатова, показали человека, который во всех своих неудачах винит других, завидует всем, вообще неудачник. Прочитав, видишь некоторые черты у себя. Может это есть не у всех людей, но, кажется, что в чем-то обделен, что тебя не понимают. Быть оптимистом великое дело. Проводил диспут о дружбе и любви, много шумели, много кричали, аж, сердце разболелось, но не знаю, был ли толк. Некоторые считают, что о таких вещах не говорят, и разговор им ничего не дал. Другие отмолчались, и все же я думаю, что где-то в глубине сознания что-то отложилось. Все началось с обсуждения кинофильма "Эти непослушные сыновья", не знаю как лучше: стихийно проводить, или заранее подготовить выступающих. Опять всунули 30 билетов в цирк, какая дикость. Почти насильно заставлять десятиклассников идти в цирк, из-за того, что кто-то получает за распространение билетов, а конкретно организатор внеклассной работы - Н.П. Опять кабинет превратили в кинотеатр, постоянно


говорю, что лаборант не соответствует занимаемой должности, мало того, что не помогает мне, так еще и мешает. Наконец, она согласилась перейти в кабинет химии. У меня новый лаборант, студент машинститута Эдик Мазур. Собираемся с классом на экскурсию в г. Львов. У Алика появилось новое выражение: "Плевать я хотел». Группа хулиганов избила пожилого человека, военрука, ветерана войны. Среди них оказался ученик моего класса В. Валерий, Его, после 8 класса, сплавила ко мне Е.Г. вместе с Т. В., Это на них сильно подействовало. Они понимали, что от них избавились. Они оказались друзьями по несчастью, и это их сблизило. Т. отрицательно влиял на В. и я об этом неоднократно говорил отцу. Он не реагировал, но зато, когда дело дошло до суда, быстро добился, чтобы его сын из обвиняемого превратился в свидетеля.

27 в 8 утра выехали во Львов, 28 в 17 часов прибыли, нас встретили, привезли в гостиницу "Днепр" в самом центре города экскурсий не было, и мы знакомились с городом, всем он очень понравился. На другой день была экскурсия по городу и после обеда мы сами пошли в исторический музей. Вечером в гостинице мои ребята учудили, надели на себя платья, раскрасились и пошли по коридору. 31-го поехали в интернат 7, там было скучно и холодно. Мои ученики станцевали цыганочку, спели под гитару и мы поехали в гостиницу.

41

По дороге зашли в действующий костел, где справляли новогоднюю службу или как там у них это называется, точно не знаю, было очень интересно. Новый год прошел удовлетворительно, если не считать, что С. и Сл. закрыли в комнате и новый год они встретили в слезах, а Любин привел знакомую, с соседней группы из гостиницы Прикарпатская и вахтер устроила скандал как раз в 12 часов ночи. Потом все разошлись по комнатам смотреть телевизор. Остальные дни пролетели быстро, на экскурсии часть ребят ходили только в первый и последний день. Очень узкими интересы оказались у Симченко, Воломеева, Рубана, Зикина, кроме этого проявилось у них нахальство, эгоизм, крохоборство. Ночью в поезде они устроили пение под гитару, вызвав недовольство пассажиров и, наконец, 5 января в 8 утра мы благополучно прибыли домой. В городе авария, взорвался газ, во многих местах вышло из строя отопление, в школе холодно, директор и все мужики всю ночь были в школе, спасали теплицы и т.д. 8 февраля прошла аттестация меня рекомендовали наградить грамотой облоно. Увлекся программированным обучением, карточками с заданиями. По-прежнему, очень много всяких общественных дел, не относящихся к моей работе: в воскресенье проводил конкурс связистов, начинаются учения гражданской обороны и мне надо отпечатать 100 листов, на родительском собрании выступил с лекцией о профессиональной ориентации, опять


партсобрание, педсовет, потом опять партсобрание уже кустовое/сидел в президиуме/, нужно начинать готовить физпрактикум и т.д. Давал открытый урок, если бы была бы возможность все уроки проводить так, но слишком много посторонних дел мешает заниматься своей работой. Дочь растет, в 7,5 месяцев стояла, в 8 пошла по манежу, говорит бессознательный набор звуков, и к концу месяца начала говорить мама. Пытаемся что-то делать с улучшением жилищных условий, мать ходила в районо, прислали комиссию из учителей с моей школы, анекдот. В мире не спокойно. Договориться с США о запрещении производства крылатых ракет, не удалось. Значит, начнут серийное производство и нам навяжут. А это опять огромные расходы. Прочитал книгу "В сантиметре от сердца" Ф.Овчаренко, человек удивительной судьбы, хотелось бы когда-нибудь встретиться с таким человеком, поговорить. Быть настоящим оптимистом, очень трудно. Это не значит видеть все в розовом свете. Это наоборот, видеть и воспринимать все как есть, и ,не смотря на это, все же верить. Ведь иногда наблюдается такая картина, что с ростом материального благополучия сознание не растет, когда человек имея все, стремиться иметь еще больше и это превращается в смысл жизни. Прочитал книгу о Л.Д.Ландау, за один присест, вот это человек!

42

Поссорился с Валей. Ее конечно можно понять, день и ночь с грудным ребенком, все приходится делать самой, помощи нет ни какой. Но я ведь работаю учителем и, если прихожу домой, это не значит, что я закончил работу. Я ведь сам прекрасно понимаю, что нужно и при любой возможности стараюсь помочь. Полностью обеспечиваю продуктами, отвожу и привожу Алика из садика. Хожу с ним в бассейн, когда моя мама не может, играю с ним в шашки, по возможности играюсь с Ирочкой, разве этого мало, для человека, который работает в школе. Чувствую, что начинаю отставать, а это для учителя гибель. И совершенно нет возможности хоть полчаса заняться самообразованием. Бесконечные поручения могут вывести из себя самого железного человека. А может это специально делается, чтобы слишком не умнел, а то ведь разберусь, что к чему и начну ученикам глаза открывать. 25 мая был последний звонок, выступал 2 минуты, остальные говорили много и нудно, что за привычка растягивать "мероприятия". Мне подарили много цветов.


30 мая писали сочинение, пародия на экзамен. Все списывают, а ассистенты служат для того, чтобы искать ошибки в сочинениях. Не с этого ли начинается привычка к очковтирательству. Неужели нельзя обойтись без обмана. Я бросил курить, подтягиваюсь на турнике, мучает насморк. Ездили с Аликом в Красный яр на рыбалку, отдохнули чудесно, но на обратном пути попали под грозу, немного промокли. Пишу характеристики, третий раз переписываю, медалисты прошли, хоть одна гора с плеч. Прошли волненья с заполнением аттестатов, написанием характеристик, прошел выпускной, мне подарили часы и хрустальные стаканы.


2 июля выезжаем отдыхать в Тальное к Валиной двоюродной сестре Розе с мужем Колей и дочерью Софой, там же живут их родители Валина тетя Таня и ее муж Шая. Очень хорошо отдохнули: ходили на рыбалку с Аликом, там с нами было приключение, рядом с местом, где мы ловили рыбу, росла огромная, старая верба, сначала мы услышали какой-то подозрительный треск, а потом она начала падать, еле-еле успели отбежать. Ходили в лес, смотрели лесное озеро и водопад, правда, пришлось идти 8 км с Ирой на руках. 17 июля вернулись домой. Мама отдыхала у Феликса в Краснодарском крае, Майкопском районе п. Первомайский, куда он переехал из Совгавани, и привезла к нам Витю. Целыми днями вожусь с Ирочкой, завтра ей исполняется 1 год. Ходит с подстраховкой, рост 67 см, вес 9 кг, говорит мама, папа, Аля. Показывает, какой большой вырастет, как Алик плачет, как муху убивает. Алик хорошо ездит на двухколесном велосипеде, но ни за что не хочет читать букварь, хотя осталось совсем немного. Я еду отвозить Витю. В Белореченской нас встретили Феликс с Максимом и на автобусе мы поехали в Майкоп, столицу Адыгейской автономной области, там пересели на другой автобус и поехали в Первомайскую, Время провел неплохо, ходили на Шахан, пили воду из

43

родника, собирали грибы и рвали кизил, аджину/ежевика/,кислицу, дикую грушу, ездили в Ханджох, где смотрели очень красивые места: горы, мост через ущелье. Играли в космического Кинга. Много беседовали с Феликсом, он очень интересный собеседник, хорошо анализирует политические события. Прочитал несколько книг, из них можно отметить "Библейские сказания" Зенона Косидовского, очень своеобразное толкование библии, но, по-моему, искаженное, хотя я библии в глаза не видел. Всякая эпоха преподносит исторические документы в выгодном для себя свете и со своей точки зрения. На августовском педсовете меня назвали в числе лучших учителей, на районной конференции тоже, хотя не знаю, в общем-то, за что. Мне кажется, что работаю поверхностно, но если работать по настоящему, то не хватит времени. Даже если только готовиться к урокам и сократить нагрузку учителей, вряд ли, мне кажется, что-то даст. Все дело в системе. На энтузиазме и интуиции далеко не уедешь. Функции учителя должны сводиться к тому, чтобы задать определенную программу и проконтролировать ее выполнение. Сообщать учащимся сведения из учебника в любой модернизации просто глупо. Вполне прогрессивны стремления к структурным формулам, к конспектам, составляемым учениками. Только как заставить их это делать. Опять талант и интуиция учителя, а как без этого? Начался новый учебный год, решил начать эксперимент с обобщенными конспектами.


Методист ИИУ обратил мое внимание на слишком большую увлеченность карточками. Теперь даю только при самостоятельных работах и ученикам, отвечающим у доски. Необходимо совершенствовать систему опроса. Ученики не умеют говорить связно. Современные "эффективности", "интенсивности", и т.д. отвлекли от главного. Не нужно спешить на уроках, стараться доходить до каждого, работать со всеми, чаще будить мысль, вызывать интерес. Опять заменяю, какой тут эксперимент. Был на семинаре, посвященном вступительным экзаменам в Вуз. В своем выступлении, преподаватель кафедры методики физики пединститута А.Т.Проказа говорил о том, что новые методы пробивают себе дорогу, а не дорого ли это? А чем занимаются всякие НИИ, ИУУ, и т.п. Чем вызвать интерес к учебе? Как заставить работать учеников с полной отдачей и где доказательство того, что наше обучение им что-то дает. Если учитель развивает мышление, он может быть не авторитетным в глазах учеников / у него можно не учить/. Умение быстро и хорошо подготовиться и поступить в ВУЗ ученики приписывают себе. Если учитель приучил зубрить, его боятся, учат, вроде все знают, уважают этого учителя, а свои провалы объясняют тем, что не повезло. Повесили приказ поставить мне на вид за!!!... плохую накопляемость оценок и не систематический контроль знаний. Это не прикрытое издевательство т.к. по количеству оценок я, наверное, на первом месте. Учитель может систематически опаздывать на уроки,

44

на переменах не следить за порядком, не готовиться к урокам, не держать дисциплины, но если он понаставил оценок в журнал во время, неизвестно откуда взятых, вовремя записал урок и не критикует администрацию, он будет считаться хорошим учителем. Об учителе судят по КЗ/качество знаний/ - это количество пятерок и четверок. Некоторые учителя начальных классов умудряются давать КЗ 100%, только не понятно как из этих хорошистов в старших классах получаются "дебилы" не умеющие читать, писать и умножать. Таких учителей возносят до небес. А тот, кто ставит много двоек и троек плохой учитель, не сумел научить - это действительно "высшая педагогика". Народное образование не встало еще на научную основу. Конечно, легче всего критиковать, а что можно предложить дельное. Ведь самое главное это добросовестность каждого преподавателя и разумная строгость администрации, не компаниями перед проверкой, а систематическая кропотливая работа. Постепенно, планомерно приучать каждого учителя к дисциплине, являясь, все время примером. Полгода прождал результатов обследования жилищных условий, несколько раз был у заврайоно Щербины В.А. и каждый раз он говорил, то зайди завтра, то позвони, то позвоню и, наконец, выяснилось, что он вообще акт обследования куда-то задевал и не может найти. 4 Ноября был вечер, я выступал с докладом, посвященным 60-тилетию октября.


После демонстрации пошли к Броне, моей двоюродной сестре, выпили, посидели, пошли домой. Алик изучает букварь, уже проходим букву ц, играем в шашки, в «Чапаева». Ира вместо слова 'дай' говорит 'на', пытается петь калинка-малинка, танцует. Прочитал несколько книг из них можно отметить "Мышление и творчество" Лук А.Н. Понравились некоторые приведенные цитаты: Конфуций "Учение без размышления вредно, размышление без учения опасно", Генрих Гейне: "Каждый век, приобретая новые идеи, приобретает новые глаза". Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающих стратегий, нужно учить учиться. Раньше прогресс науки определялся случайным появлением гениев, талантов, но сейчас их не достаточно и речь идет о том, что научные кадры нужно готовить так, как сейчас готовят инженеров. И начинать нужно со школьной скамьи и не в спецшколах, где собирают готовых вундеркиндов, а их явно недостаточно, а в обычных школах путем улучшения методики преподавания. 3 декабря выпал снег, все деревья в белом, снег даже на проводах, красиво как в сказке. Была у нас жилищная комиссия из райсполкома, все записали, будем ждать результатов. Прочитал в журнале "Социалистическая индустрия" об эксперименте Козырева, статья называется "Вечный маятник вселенной", там говориться о черных дырах излучающих энергию/время/ поглощаемую звездами, что опровергает тепловую смерть вселенной. Лунный вулканизм, если считать, что Луна остывает, не возможен, и он предположил, что Луна поглощает

45

энергию/время/ излучения Земли, и там возможен вулканизм и, действительно, в 1958 он открыл действующий вулкан Альфонс на Луне. Козырев считает, что при любых неравновесных процессах происходит нарушение хода времени, например, если уравновесить гироскоп в покое, а потом поставить на весы вращающийся гироскоп, равновесие нарушится. Пытался повторить опыт Козырева с гироскопом, но не получилось. Начал читать роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита", в книге высмеиваются людские пороки, взяточничество, высокомерие, бюрократизм, вещизм, интересный взгляд у Булгакова на воскрешение Иисуса Христа. Создается впечатление, что М.Булгаков написал роман о Иисусе Христе, но его не хотели публиковать и он с помощью сатаны расправлялся со всеми кто его не хотел печатать. Прочитал в Литературной газете статью о подсознательном, все таки мне кажется, что все гораздо проще, просто есть что-то не изученное, которое выдается за бессознательное. Само понятие неосознаваемая деятельность-бессмыслица, все же "калейдоскоп" ближе к истине, главное научиться "видеть" и не случайно. На уроке астрономии ученик Сергей Бойчук высказал мысль, что о звездах у людей романтическое , возвышенное представление, а препарирование на уроках астрономии опошляет их. Я пытался возразить, что чем глубже понимание, тем тоньше эмоциональное восприятие, восхищение. Был на областном семинаре руководителей методобъединений. Единственное, что взял это схему


электронного высоковольтного индуктора. Прочитал несколько книг, в том числе "Земной поклон" Кузнецовой А. О школе. Интересно, но конкретного ничего не взял, кроме слов обнаруженных на стене с дореволюционного времени: "легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку, как высшей ценности, чтоб с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем". Постоянно преследует насморк. Наступил новый 1978 год, тихо, спокойно, с дождем, встретили в узком семейном кругу, смотрели "Голубой огонек". 4-го января проходили городские соревнования по скоростной сборке радиосхем, команда 36 школы заняла 2-е место. Молодцы мои кружковцы: А.Козлов, и М.Семенихин, который пойдет на областные соревнования. У него интересный образ мышления, он перескакивает через подробные логические цепочки. Задачи решает интуитивно. Нужно всерьез заняться исследованием его мышления, пока он в школе. Дать нестандартную задачу и пусть изложит путь решения. Беседовал с Клепаковым о путях народного образования, о Козыреве. Имею привычку на ходу развивать теории и толкать их, хотя они противоречат взглядам. Собеседник, который выразил отчасти и мои взгляды, высказал мнение о том, что материя это пространство и время, а поле и вещество формы ее проявления. Что это такое: время, пространство, вакуум? 21 век будет смеяться над нашими взглядами,

46

неразберихой и способностью блуждать среди трех сосен. Истина где-то рядом! Пришла идея давать задачи в виде рисунка, схемы, можно давать задание ученикам придумывать такие задачи. Для решения требуется догадка, т.е. то, что я искал. Теперь нужно обосновать, подвести научную основу. В задаче должно быть много возможных путей, но только один верный. По каким признакам его можно узнать. 25 января давал уроки в 8-б и 10-а, присутствовали Редькина Г.П,методист районо и Тур В.И. /руководитель методобъединения физики до меня/, обобщают мой опыт. 29 января провожу районную олимпиаду по физике, опять замена, опять выступление на педсовете, на партсобрании. Ира болтает: папа дай, аля-капитан, мама-дама, папа-лапа, укачивает куклу. Алик ходит на подготовку в мою школу, уже получил две пятерки по математике. Прочитал много книг. Есть интересные идеи. Может быть счастливый учитель, инженер и несчастный академик, министр. На любой ступеньке человек может считать, что его не поняли, не оценили, что он должен быть на следующей ступеньке, завидовать тем, кто выше и презирать тех, кто ниже. Его благополучие зависит не только от положения, но и от отношения окружающих в обществе, на производстве, в быту. Его могут возносить и любить на производстве, но не уважать, презирать дома или во дворе. Или, наоборот, в компании свой человек, заводила, может быть никчемным на производстве. Где же оптимальный


вариант? Наверное, счастье определяется количеством людей, которым ты нужен, полезен. В книге "Эта странная жизнь" Гранина Д. Говорится об ученом Любищеве, который всю жизнь подсчитывал, сколько времени он на что потратил. Интересная вещь, но, наверное, это очень трудно: все время на часы смотреть. Например, сегодня я встал в 8 часов, пошел за молоком, вернулся в 11, приготовил завтрак, почитал. Валя с Аликом пошли в магазин, а я гулял с Ирой где-то до часу, снова почитал, потом усыпил Иру, пообедали, опять читал, вздремнул немного. Потом пилили дрова, вскопал участок, сделал картофельные оладьи, поужинали, посмотрели "Время" и фильм "Операция трест", 4 серия и легли спать - вот и весь день. Каникулы пролетели как одно мгновенье, просмотрел все журналы "Физика в школе" с 1968 по 1973, вырезал то, что считал необходимым, разложил в 10 папок по разделам, остальное выбросил. Решил пару интересных задач из кванта. На улице холодно, снег, температура около нуля, а мы посадили лук, петрушку, укроп, декоративную фасоль. В мире не спокойно. На Ближнем Востоке из-за нефти США может пойти на более серьезные шаги. В прошлом году навязывали производство крылатых ракет, в этом году нейтронную бомбу. Конфликт между Вьетнамом и Кампучией. Обострение отношений с Китаем. Поездка Брежнева Л.И. по трассе Москва-Владивосток. Все эти события имеют внутреннюю связь, уловить которую

47

нам рядовым обывателям очень сложно. Собираемся летом на Дальний Восток в гости. Ира говорит: "На ко мне", - это значит, возьми меня на руки. Когда хочет пить, кричит: "Катана"/стакан/, просит витаминку: "Таминку". "Папа ааа",- значит хочет рисовать. Когда говоришь: "один",- говорит: "Дыва". Когда по телевизору идет детская передача на медведя говорит: "Колапый", на зайца - "Зайка". Вчера ушел на работу утром, а пришел в 22-30, т.к. в 19 было закрытое партсобрание, и после уроков решил уже домой не идти. Читал доклад: "О задачах парторганизации в связи с 60-летием КПУ. В докладе задел вопрос о завышении оценок из-за КЗ/коэффициент качества знаний, процент 4 и 5 выставляемых учителем, за четверть, за год/ и в связи с этим завышенной самооценке у учащихся. Рассуждают так: "Раз я хорошист, то пойду в институт" и конечно проваливаются на вступительных экзаменах. В 8 классе есть ученица, у которой все 5, а по физике 4 и, конечно, про меня говорили на педсовете. Но самое главное, она считает, что все предметы понимает, а физику нет, и винит не только себя. Ученик должен реально оценивать свои способности, чтобы правильно планировать свое будущее. Прочитал несколько книг, в том числе интересный рассказ Д.Гранина "Место для памятника". Научный работник Лиденцов пришел в горисполком к Осокину просить о выделении ему жилплощади, т. к. развелся с женой, ушел из дому и живет у друзей. Ему отказали, хотя он сказал о том, что болен странной болезнью, связанной


с ходом времени и работает над очень важной проблемой связанной с сверхпроводимостью при комнатной температуре. Ему сказали, что льготами пользуются те, у кого туберкулез, и все хотят работать при комнатной температуре, на мороз никто не хочет. Через некоторое время он встретил Осокина на улице и показал ему фотографию из будущего, где изображен памятник Лиденцову на площади и вырезки из газет об открытии памятника. Осокин начал высмеивать, возник скандал, и Леденцова забрали в милицию, а фото осталось у Осокина. Через 40 лет Осокин вышел на пенсию, и оказался, как-то на площади, где ни разу не был, и одно новое здание ему показалось знакомым, он побежал домой разыскал старое фото и увидел там это здание. Интересный рассказ, а где гарантия, что среди нас не ходят непризнанные гении. Что-то неладное со здоровьем, начиная с прошлого года, начались странные приступы, напоминающие язву/, были и раньше, но не обращал внимания/, сердце покалывает. Решаю шахматные задачи, подход выработать не могу, ищу методом проб и ошибок. 18 апреля проходил педсовет 5,5 часа, сплошная муть, только нервируют. 22 апреля не учились, был субботник, приводили в порядок территорию школы, а я крутил музыку для поднятия духа. В воскресенье гуляли в городе, в саду 1 Мая, фотографировались.

Алик первый раз катался на цепочных каруселях, в этом году чуть больше свободного времени т.к. нет классного руководства. За этот год прочитал много книг, но хороших мало, а где их возьмешь. В библиотеке классики марксизма и всякая муть, в продаже только по блату, а блата нет. В субботу 13 Мая отвел 6 уроков и приготовился заменять вторую смену, но провел только один урок. На перемене малыши игрались, и ученик 4 класса разбежался и ударил ногой по двери, а с другой стороны я подходил, в результате рассечение надбровной дуги, накладывали шов. Вот тебе и производственная травма, сказалась перегрузка. Окончил университет марксизма-ленинизма, последний звонок в школе просидел в радиоузле.

48

Писать нечего, в голове пусто, на душе тоже, Вроде радоваться нужно, конец учебного года, а на сердце все время какая-то тяжесть. Приходишь на работу, отбываешь положенное время и домой. Дни тянутся похожие друг на друга, серые и однообразные, да еще погода, то ветер, то гроза, то холод. Алик уехал вчера к друзьям, мы с Ирой гуляем во дворе, Валя варит обед у нее, кажется, начинается ангина. А через неделю и я заболел. 12 июня был на больничном, но на экзамены пошел. В 10-в сдавали плохо, да еще завуч Копацкая И.П. испортила настроение, говорит, что я добрая душа, оценки завышаю, мало троек ставлю ( на педсоветах ругает, что я хорошистов режу, только по физике, хотя, я понимаю, что она испугалась слишком высоких результатов по сочинению - 90% на 4 и 5 и мы попали под горячую руку. Приступили к ремонту кабинета и опять нервы, нервы. Прочитал много хороших книг. Был выпускной, торжественную часть был в радиорубке, потом дежурил во дворе с учителями мужчинами, родители учеников говорили комплименты мне. Готовимся к поездке на Дальний Восток, закупаем продукты: колбасу, куры, консервы и т. д. Перелет прошел успешно: сначала на Ил 18 до Внуково, потом переехали на Домодедово и на Ил-62 в Хабаровск и вечером на местном поезде в Биробиджан. Отдохнули хорошо: ходили по гостям, в парк на Биру, ловили рыбу, загорали, купались. В дождь я читал книги. 3 августа вернулись домой и еще месяц отдыхали дома, ездили на рыбалку в Красный Яр и в ст. Луганскую. Ира пошла в ясли, пока плачет. Алик пошел в мою школу, учительница - Слуцкая Анна Исаковна. Я ходил в поликлинику, делал анализы на язву, но не обнаружили, есть только гастрит. Ира вторую неделю болеет - отит, Алик учится на четверки, уроки делает под нажимом. Все-таки мы не понимаем психологии детей и часто обижаем их, не желая этого. Ира продолжает плакать в садике, Алика записали в школу фигурного катания. 11 октября и 3 ноября опять были сильные приступы. 9 ноября был педсовет, поднимался вопрос о перегрузке учащихся домашними заданиями,


сообщали результаты анкетирования по 8 классам. Домашнее задание систематически выполняют по математике и русскому языку и литературе, по остальным предметам 20-30%, учат в основном то, что считают главным, мало назвали физику любимым, писали, что не понимают из-за быстрого объяснения учителя./ Если это не подтасовка того кто проводил анкеты/. Но в любом случае нужно более добросовестно готовиться к урокам, больше готовить опытов, демонстраций, прививать любовь к предмету, объяснять более доступно и быть более требовательным. По возможности стараюсь регулярно бывать в читальном зале, просматриваю журналы: Наука и жизнь, За рубежом, Вопросы психологии, вопросы философии, литературные журналы: Нева, Москва и т.д. 6 октября уплатили за уголь и машину, но не везут. Берем уголь у соседки, топим по пол ведра, чтоб поддержать хотя бы 18 градусов, все сильно кашляем. Треснули стекла на очках, а в оптике говорят, что нет таких и это со зрением: -11 правый глаз и -9 левый. 24 ноября было партийное собрание и педсовет, затянули страшно. Словесная вода, которая ничего не дает. Я был секретарем собрания, и мне в руки попала тетрадь, с выступлением музыкального работника Чуприной А.А. Полная тетрадь исписана, да еще и вшиты листочки. Вся история музыки. Зачем это нужно. Или наоборот преподаватель черчения вообще не подготовился, вышел поговорить, а для чего? Такая работа ради мероприятия приносит только вред.
Читать дальше:
http://www.proza.ru/2015/05/12/1071