Отдавая дань уважения...

Мария Хапаева
В течение последних двухсот лет на долю нашей страны выпало немало испытаний: Отечественная война 1812 года, Первая Мировая война, Гражданская война.  Пожалуй, одной из самых трагических страниц в истории России является Великая Отечественная война 1941-1945 годов, которая оставила свой печальный след в судьбе каждой семьи, населяющей нашу большую страну.

Изучать историю можно по фолиантам, по трудам известных ученых, а можно перелистывая семейные альбомы отдельно взятой семьи. Ведь в истории семьи как в капле воды отражается история нашей страны. К сожалению, война не обошла стороной и мою семью. Моя прабабушка работала на рытье окопов под Рудней, а позже    на оборонном заводе в эвакуации. Отец моей прабабушки и родная сестра прадедушки были расстреляны немцами еще в 1941 году. Но эту работу мне хотелось бы посвятить своему прадедушке Туманову Андрею Ерофеевичу. Мой прадедушка воевал в составе партизанского полка Особого назначения под командованием капитана Ивана Федоровича Садчикова и состоял в должности комиссара 5-го отряда, заместителя командира 1-го батальона по разведке.

 К сожалению, он умер, когда мне было всего полтора года. Моя мама и бабушка часто рассказывали мне о нем. Благодаря этим воспоминаниям я всегда представляла его высоким, сильным,  темноволосым человеком, одетым в слегка потертую солдатскую гимнастерку и высокие сапоги.

Однажды в семейном альбоме я нашла фотографию, сделанную в 1937 году, с интересной надписью на обороте: «И был я маленьким, а стал большим военным человеком». На фотографии был изображен молодой человек в военной форме. Это было мое первое знакомство с прадедушкой. Мое второе знакомство состоялось, когда бабушка показала мне толстую книгу в красном переплете под названием «От Смоленска до Берлина», и, листая эту книгу, на одной из страниц я обнаружила портрет своего прадедушки и краткую историческую справку о его роли в деятельности полка Садчикова. Теперь уже на фотографии был изображен пожилой человек в официальном костюме с медалями на груди. Заинтересовавшись историей моей семьи, а именно судьбой моего прадеда, я обратилась в Государственный архив Смоленской области в надежде отыскать хоть какую-нибудь информацию о своем родственнике. Мне повезло: изучив материалы, предоставленные архивом, а также воспоминания людей, знавших моего прадеда, я смогла окунуться в те далекие страшные годы,  прожив определенный отрезок жизненного пути вместе со своим прадедушкой. Невероятно, но за скупыми строками боевых отчетов скрываются судьбы людей.

Мой прадедушка был удивительным человеком. Вся жизнь его связана с родным краем – Смоленщиной. В суровые для нашей страны годы (1941-1943) он не покинул родные края, а стал у истоков партизанского движения на Смоленщине. По заданию обкома партии в августе 1941 года мой прадед, Туманов А.Е вместе со своими товарищами по работе И.С. Куровым и Е.Н. Мельниковым создали партизанский отряд №1 под названием «Никита» в районе Пречистое – Ильино. Соединившись с другими партизанскими отрядами (отрядом «Батя» и корпусом Доватора Л.М.), они перешли линию фронта для организации партизанской борьбы в родном Руднянском районе. Позже был создан Смоленский  Партизанский полк особого назначения под командованием капитана Садчикова И.Ф. и батальонного комиссара Юрьева А.Ф. Уже в сентябре 1942 года мой прадед вливается вместе со своим отрядом в полк Садчикова и находится в составе полка в должности комиссара 5-го отряда, заместителя командира 1-го батальона по разведке.

Немногое известно про Особый Смоленский партизанский полк Садчикова. Отряд занимался тем, что собирал разведывательные данные о дислокации немцев, переброске вооружений и сил, и, особенно в 1943 году, проводил массовые диверсии на железных дорогах. Будучи уроженцем Руднянского района и проработав там всю свою жизнь, мой прадед занимался пропагандистской работой среди населения и людей, воюющих на стороне врага.

Мой прадед очень не любил рассказывать о войне. Но все – таки мне хотелось бы привести случай из военных будней отряда, который он  рассказывал  моей бабушке, а бабушка моей маме.

Однажды Андрей Ерофеевич вместе со своим товарищем Куровым И.С. ходил в разведку, где они попали в засаду и были арестованы, потому что их выдала местная жительница.
Прадеда и его товарища связали, бросили в темный подвал, и оставили   полицаев охранять их. Под арестом они были меньше суток.  Ситуация, казалось , была безвыходной. Что же делать? Что может быть хуже, чем позорный плен. Нужно было действовать. Вечером, когда уже стемнело, его товарищ попросился выйти «до ветру».  Полицейских было двое, но прадед и боевой товарищ сумели их связать и уйти в отряд.  Примечателен тот факт, что после освобождения деревни Рудня прадеда убеждали указать на ту женщину, которая выдала их полицаям.  Андрей Ерофеевич отказался, сказав, что не будет этого делать, потому что она мать, у нее двое детей, и она их должна воспитывать.

Однополчане моего прадедушки несколько раз предлагали ему написать воспоминания, но он был очень скромным человеком и всегда отвечал на эти предложения отказом. Однажды в Смоленск приезжала бывшая разведчица полка Садчикова Ширина Екатерина Ильинична, она была в гостях у моих прадедушки и прабабушки и рассказала один интересный боевой эпизод из жизни отряда.
Это было осенью 1942 года. Андрей Ерофеевич вместе с Бунишем Яковам Федотовичем и другими партизанами были в разведке, где познакомились с «народниками», которые воевали на стороне немцев. Партизанам удалось уговорить их перейти к ним в отряд и вывести боевую технику. Партизаны ждали разведчиков на окраине леса. Вдруг появился танк и бронемашины, все приготовились к бою. Каково же было их изумление, когда из танка появились разведчики, в том числе и Андрей Ерофеевич.

Это только два небольших эпизода, но сколько за этим стоит человеческих судеб6 страха, боли, отчаяния, мужества, героизма, каждодневного подвига.

Вместе со своим отрядом Андрей Ерофеевич прошел Демидовский,  Касплянский, Руднянский районы области.  После освобождения Смоленщины в 1943 году  обком партии отозвал его в числе других товарищей для восстановления Смоленщины.  А отряд Садчикова продолжил свой путь, соединившись с частями Красной армии 3 июля 1944 года.

Я очень горжусь своим прадедом, так как он был незаурядным замечательным человеком, на жизненном пути которого было множество суровых испытаний, из которых он вышел с честью. Имя моего прадеда занесено  в книгу «Солдаты победы». 

 Будучи маленькой девочкой, я часто рассматривала медали моего прадедушки, которые прабабушка бережно хранила в небольшой  коробочке с бархатной крышкой. Тогда я еще не понимала всей значимости этих наград. Теперь же по прошествии многих лет я осознала, насколько дороги были эти медали для  моей семьи.  Мой прадед, Андрей Ерофеевич Туманов, награжден:
- медалью «партизану Великой Отечественной войны» 1 степени;
- медалью «За отвагу»;
- медалью «За победой над Германией»;
- «Почетным Знаком Советского комитета ветеранов войны»
и многими другими юбилейными наградами.

Андрей Ерофеевич пользовался безусловным авторитетом и уважением среди однополчан, именно поэтому в 1963 году в селе Пржевальское Демидовского района ему было предоставлено право зажечь костер в  память о погибших  в годы войны партизанах. Фотография, посвященная этому важному событию, бережно хранится в нашем семейном альбоме.

Мой прадедушка был знаком со многими людьми, прославившими нашу область. Так, например,   знаменосец  победы Михаил Егоров, воевавший какое -то время в составе полка Садчикова, бывал в гостях у моего прадедушки. В нашей семье хранятся книги с автографами знаменитого Смоленского поэта Николая Рыленкова, Семена Казакова, Владимира Простакова.

Умер Андрей Ерофеевич в городе Смоленске в 1999 году, но память о нем жива. Я горжусь тем, что являюсь правнучкой такого замечательного человека, который тоже оставил свой неизгладимый след  в истории моего края, моей страны.

Я убеждена, что история Отечества – это не только рукописи и архивы, памятники культуры, науки и техники, но и историческая память каждого отдельного человека, осознающего свое родство с сотнями предшествующих поколений. Моя задача, как представителя молодого поколения, сделать все возможное, чтобы сохранить память о той страшной войне и ее героях, сделать все возможное, чтобы новая война не нарушила мирное течение нашей жизни, за которую заплачена столь дорогая цена.