Год и тринадцать минут

Нина Клинова
 

   Мы встретились с подругой Светланой в родном городе
Мамадыше, что в Татарстане, через  много-много лет после того,
как уехали с родины  своей. Меня увезли еще ребенком, ее семья
переехала в город Куйбышев-Самару, намного позднее. Но те месяцы,
да, только месяцы, что мы прожили в одном доме на крутом
берегу Вятки, сдружили нас на долгие годы!
                А дружили мы в мои 9 и ее 11 лет. Младшую
сестренку Светланы, Наташу, которой было в то время 7 лет,
мы постоянно гнали от себя в компанию младших детей!
Сейчас-то  мы все-ровесницы, но тогда разница была ощутима!
      Приехав в Мамадыш на автобусе из города Чайковского,
где жила в то время со своей семьей, я пришла в гостиницу,
как было договорено. Моя Светлана встретила меня в холле.
Она уже заняла комнату на 3 этаже. Но при оформлении меня
в гостиницу, две дамы, тихо посовещавшись, обративших внимание
на место рождения нас обеих - Мамадыш!, предложили нам занять
комнату на втором, т.к. иногда выше плохо поступает вода!
Вот это да!  Вот что делает волшебное слово-земляки!
      Наскоро перекусив, смыв дорожную летнюю пыль, мы
побежали в город. Он был очень узнаваемым, не особо изменился
за двадцать лет, с тех пор, как я была в нем последний раз.
Нас нашему городку узнать было труднее. Мы стали немного
другими. Я -врач педиатр, подруга-преподаватель иностранного
языка, посолиднели и внутренне и внешне! Но когда пришли к
своему дому, когда начали вспоминать наши игры и забавы, наши
концерты для жителей дома во дворе, вся солидность куда-то ушла,
мы смеялись, хохотали до упаду.
   - А помнишь?....
    -А ты помнишь? - только и успевали произносить мы.
    О многом мы продолжали вспоминать уже в гостинице, рассказывали
друг другу о семьях, работе, пока крепкий сон не сморил нас.
Давно я не спала так, как на своей родине. Воздух детства-
особенный!
     Кроме встречи с подругой, я планировала еще  встречу с
одним человеком - со своим отцом, который жил в Мамадыше с
новой семьей. Я знала его только год. А так как он исчез в таком
моем нежном возрасте, помнить я его, конечно, не могла. Моя
мама не очень-то рассказывала мне о причинах их разрыва. Знала
я о пьянстве его, которое она не выносила; а об адюльтере,
что не вынесла совсем, я узнала от двоюродной сестры через
много-много  лет после этой поездки,  уже после  смерти мамы.
    В момент приезда на родину мне было  уже 34, а ему за 60,   
я считала, что должна увидеть  его во что бы то ни стало!
      -А,  может быть, не стоит?-задавала мне подруга один и тот
же вопрос.
   Нет, стоило! Моя решимость удивляла даже меня саму. Когда
еще я  попаду сюда? Это не так близко от моего города. А годы?
Что же, смириться с тем, что я ни разу не видела своего отца?
Только тот, кто прожил без отца полжизни, думал о нем, представлял
его, мог бы понять меня.
       Разговор об этом зашел снова в Летнем саду на берегу Вятки.
Мы сидели на скамеечке. По тропинке с берега шла женщина. Они со
Светланой узнали друг друга. Оказывается, учились в одной школе.
Восклицания, объятья, вопросы, умиление! Куча эмоций, чувств,
воспоминаний! Галина работала секретарем в горкоме партии, гуляла в
обеденный перерыв. Спешила на работу.
       -А ты знаешь, ведь Нина - это дочка Лидии Петровны.! -
сказала ей Светлана.Моя мама учила когда-то их обеих.  Снова
восклицания,( поцелуи достались теперь и мне ), воспоминания.
Воспоминания о моей маме, не скрою,  слышать было приятно!
        -Вот что, я жду вас вечером у себя дома,-сказала Галина.
Муж с  сыновьями в отъезде. Наговоримся...
     Мы снова принялись гулять по городу. Сходили к дому Светланы,
что они купили после нашего отъезда. Зашли на старое кладбище.
Посетили могилку моего отчима, трагически погибшего при исполнении
служебных обязанностей, на гору Пузанку, где любовались прекрасной
панорамой. Удивлялись посадкам хвойных деревьев, читали любимые стихи
и пели "осенние листья"...Зашли и в паспортный стол, где я узнала
адрес отца. Т.к. предстоял поход в гости, свой главный визит я
оставила на завтра.

    Этим же вечером мы были в гостях у Галины.  Нас удивила  ее
двухкомнатная  благоустроенная квартира. В нашу бытность  здесь
о водопроводе, горячей воде и остальных удобствах мы  даже мечтать
не могли.

     После ужина девчонки мои так увлеклись общими воспоминаниями,
что я на минутку почувствовала себя лишней, хотя имя мамы моей 
звучало часто. По странной своей любви к семейным альбомам, 
попросила разрешения у хозяйки посмотреть таковой. Ну, все, как
в каждой семье: родители, свадьба, детишки-двойняшки. Совсем 
карапузы, детский сад, школа. А вот и выпускной вечер. Портреты
ребят в овале с подписанными внизу фамилиями... Лица молодые, 
незнакомые, правда, иногда фамилии были настолько удивительными. 
Только здесь они и встречались мне, больше нигде! Нашла сыновей
Галины,  бегло пробегаю взглядом по лицам других ребят... И вдруг,
словно  ушат холодной воды вылился на меня.
   - Отец! Мой отец!  Такая фотография, единственная, оставшаяся 
на память мне , хранилась мной свято! Да, те же глаза, тот же
кудрявый чуб! Сердце забилось бешено, готовое выпрыгнуть из  груди.
Тут же пришло отрезвление - такого не может быть! Потом взгляд  мой
упал на фамилию - она была моей девичьей! Клинов...! Но имя -
Александр! От этого  шока я не могла отойти долго, поэтому с
большим трудом поняла, что  вижу сына моего родного отца, а в
общем-то и моего брата. О его существовании я, конечно, знала.
Но никак не ожидала, что увижу его в чужом доме, в чужом альбоме.
       Видимо, у меня было такое выражение лица, что хозяйка, 
оторвавшись от беседы с моей подругой, спросила меня:
    - Что? Кто-то знакомый?
    - Да, - ответила я. Немного знаю отца этого мальчика...
     Она вдруг охотно начала рассказывать о нем. О том, какой это
прекрасный парень, как он хорошо учился, как легко год назад
поступил в институт. Какой у него заботливый отец, как он переживал,
что сын женился на первом курсе...
     -Ой, пирог! -воскликнула Галина и убежала в кухню, а Света 
вопросительно посмотрела на меня...
     -Да, да!- ответила я на ее молчаливый вопрос.
   Пришла хозяйка с пирогом. Весело расставляла чашки, звенела ложками,
разрезала пирог со смородиной, и почему-то все возвращалась к рассказу
о семье Александра.
    - На родительские собрания ходил только отец. Всегда столько
вопросов задавал классному руководителю, так интересовался учебой
сына,  жизнью класса, мало таких отцов у нас!
     Галина рассказывала и рассказывала, и даже не догадывалась,
что словами этими она хлестала меня, как крапивным веником! Вот 
как, оказывается...  Оказывается, отец мой - хороший отец. Но
только не для меня. Меня он за жизнь мою без него увидеть не
пытался. Он не знал обо мне ничего! Оказывается, он совсем не такой,
каким я его представляла. Сын, его поздний ребенок, с возрастом
люди меняются...Но почему же он меня-то не хотел увидеть, узнать,
как я расту, найти во мне какие-то свои черты, привычки, порадоваться
и за мою учебу? Как я страдала без него все детство, юность, сколько
ненужных, отрицательно влиявших на всю мою жизнь комплексов,
родилось во мне только потому, что у меня не было отца!
     - А как вы знакомы-то? Сосед?
      -Нет, отец, - тихо сказала я. И мой тоже...
    Галя смотрела на меня такими удивленными глазами, не могла
произнести ни слова. Эту ситуацию спасла Светлана, забеспокоясь,
что время позднее и пора уходить. В гостиницу мы не шли - бежали.
Улицы были темны и пустынны, две мужских  фигуры , шедшие за нами,
страшно пугали Свету. А я, ужасная паникерша и трусиха,в этот раз
была так равнодушна и спокойна, что наутро долго удивлялась этому.
   В гостинице я дала волю слезам. Какие чувства выливались с ними,
я даже не могу сказать - весь букет!
    - Нина, может быть, не надо?- спрашивала  меня снова и снова
Светлана, имея ввиду мой настрой на завтрашнюю встречу с отцом,
но я была непреклонна.
     Утро было ясным, солнечным. Блестела в Вятке вода, по небу
плыли облака причудливой формы. Мир наполнялся пеньем птиц,
ожиданьем чего-то трепетного, светлого! Как известно, в гости по
утрам ходят только мудрецы, поэтому мы снова бродили по улицам
нашего городка, вспоминая и уже мечтая о новой встрече в N-ом
году. Но одна мысль о другой встрече уже перебивала все остальные !
       В середине дня мы подошли к  2-х этажному  дому, где жил мой
отец. Светлана устроилась на лавочке в тени акаций во дворе, а я
направилась в квартиру   номер один. Не останавливаясь, не переводя
дух, чтобы ненароком не раздумать. Дверь открыла миловидная девушка.
По тому, что она была в ситцевом домашнем платье, с перекинутым через
плечо кухонным вафельным полотенцем, я решила, что это жена моего
брата.
    - Вам кого?,-спросила она после моего приветствия.
Услышав, что  Степана Егоровича, она сообщила, что тот вышел  в
магазин, и пригласила пройти и подождать его, заодно поинтересовалась
тем, кто я?

    Я представилась знакомой, поблагодарила и сказав, что подожду во
дворе, вышла. Босоножки мои стучали по полу необычно громко, так, что
хотелось закрыть уши ладонями, а еще один сопровождающий меня звук
был похож на стук молота по наковальне. Не сразу я поняла, что это
стучит мое сердце! Я о его существовании до сих пор только знала, но
не чувствовала его никогда!
    Светлана поприветствовала меня взмахом руки из своего укрытия,
поняв, видимо, в чем дело по тому, как я озиралась по сторонам.
"Не дрейфь"- означало это!
   Не прошло и пяти минут, как из-за угла вышел высокий человек с
тростью, и заметно прихрамывая, пошел в сторону подъезда. Боже мой!
Если бы я не знала о его тяжелом ранении на войне, о его перебитой
в коленном суставе ноге, о неоднократных операциях, я бы узнала его
 из тысячи!

        Он уже не совсем был похож на того, кого я хранила на фото
в своей записной книжке. Ему было уже не тридцать, а шестьдесят.
Но волосы были также кудрявы, пышны, только совсем седые. Глаза
знакомые до боли. У меня такие же. Я представила почему-то себя
под руку с ним, идущей по родному городу, по тому, где я жила теперь.
Удивленные взгляды знакомых... А вот какой у него голос? Сейчас
узнаю... На мое " здравствуйте"  он удивленно поднял брови. Тут же
нас потеснила легковая машина - дорога была узкой, дворик миниатюрным.
Чтобы машина не задела его, мне пришлось взять его под руку и отвести
в сторону, ибо он от  вида незнакомки очень растерялся.
     Устроившись между домами, в тени от дома,где машин не было, мне
пришлось на его молчаливый вопрос представиться. Он смотрел на меня
долго молча. Не протянул руку, не обнял, не удивился, как будто мы
встречались каждый день. Молчание прервала я , сказав, что давно
мечтала увидеться с ним. Хотя бы раз в жизни. Что у меня отпуск,
что мы встретились на родине с подругой.
     Узнав фамилию подруги, он оживился, начал вспоминать об ее отце,
работавшем в М. когда-то в горкоме партии. Потом долго выяснял судьбы
моих тетей, дядей, которых знал и жил когда-то с ними  бок о бок!
Наконец, спросил и о маме. Коротко сообщив ему обо всех, я спросила
о его семье, о сыне.
     Как же заблестели его глаза! Как изменился голос! Какую обеспокоенность
выказал он его ранним браком!
      -Дурак! Такой способный парень! Перешел на второй курс! И...
женился!  Как собирается жить? Как учиться? На нас все с матерью!?
    Да, отцом для своего сына он был неравнодушным и любящим.
    Свидание пора было заканчивать. Какое-то безразличие ко всему
накатило на меня.В голове была мама, которая не хотела этой встречи.
"Зачем? Для чего?-" думала я. Начала прощаться. Поблагодарила его за
то, что дал мне жизнь. За то, что пообщался со мной, дал разглядеть
себя. Он вдруг спохватился, начал говорить обо мне, о муже, детях. 
То есть рассказывал мне обо мне же, о семье моей, о профессии , о
городах, в которых я училась, жила и живу. Мне приходилось только
кивать и подтверждать правильность его слов.
    -Я же все знаю от Малковых о вас.
Малковы - старинные мамины друзья, часто бывали в М., на своей родине,
хотя жили в другом городе. Я торопилась расстаться. Хотя он продолжал
разговор.
    -А где же вы остановились? Когда обратно? Каким транспортом?
Я ответила на его вопросы, протянула руку. Он пожал ее без особых
эмоций. Что-то  спрашивал еще, но я торопилась, говоря о том, что
надо еще посетить знакомых, что меня ждет подруга и т. д. А вообще-то
меня душили слезы, которые я очень не хотела показать ему.
     -Лиде-то привет передайте!
Лида-это моя мама, которая была мне и мамой и отцом сразу всю жизнь.
  - Хорошо!-сказала я и, махнув, скрылась за углом.
Я прибежала в убежище подруги, бросилась на скамейку и дала волю
слезам. Я видела, как отец вышел из-за угла, не сразу, не скоро.
Как он оглядывал двор и неудачно прикуривал - спички гасли, он чиркал
по коробку снова и снова. Потом посидел на скамейке у подъезда, и
вошел в него.
    - Тринадцать минут,-сказала Светлана.
      -Что-тринадцать? -переспросила я. Тринадцать третьего?
     - Разговаривали вы тринадцать минут.
С зареванной подругой Светлана больше гулять уже не хотела. Мы
пришли в гостиницу, где я начала рассказывать анекдоты, читать
стихи, вспоминать детство!
   - Слава Богу! А я уж думала...
   Но ночь я ей спать не дала. Она не знала, куда ей деться от
моих рыданий!
   Я вспоминала его вопрос-где вы остановились?    Я ждала его целый
вечер, считая что его растерянность пройдет и он придет ко мне - это
совсем рядом, мы пойдем в Летний сад на берегу Вятки, там, где он
танцевал с мамой, сядем на скамью, он  обнимет меня за плечи,и 
мы  будем говорить о жизни, той, что развела нас в моем годовалом
возрасте...
    Но ведь он еще спросил, когда я уезжаю!? Он придет завтра, на
пристань, к шести утра и проводит меня на речной трамвайчик!
С этими мыслями, под утро я и уснула....
    Утро было холодным, неприветливым.  Накрапывал дождь.  Мы
распрощались со Светой =она шла на автовокзал, а я  на пристань.
Приехав автобусом и узнав, что до Ч. можно добраться по реке, я
выбрала этот вариант   (по странной   и неотвязной любви ко всему 
новому) Придя на пристань в 5-30 утра  я не обнаружила там ни одной
души.   Ни пассажиров,  ни  работающей кассы. Я постучала в окошечко,
но оно так и не открылось.  Обойдя по периметру пристани, заметила
вышедшего из какой-то двери старичка, очень похожего на деда Щукаря. 
На мой вопрос –когда можно купить билет до Ч.?, он ответил-да в ней
и купишь, в "Заре",  как подойдет.
Я села на скамеечку и приготовилась ждать. А старичок, сходив куда-то,
сказал мне мимоходом.
     -Да ты повыше иди, и махнул рукой. Вон к тому валуну. 
"Заря"-то ,она прямо к берегу пристанет, она к дебаркадеру не
подходит.
       Я отошла от пристани метров на сто, удивляясь пустынности
берега, отсутствию пассажиров. Пришлось раскрывать зонт. Дождь
усиливался, ветер холодный и порывистый,  все намеревался сломать
у зонта спицы.   Времени было 5-45.
     Все время моего пребывания на берегу, я не отрывала  глаз от
дороги, ведущей к берегу.  Мне казалось - отец сейчас подойдет. 
Ведь зачем-то спросил, когда я уезжаю? Зачем?
     Берег в этом месте очень крутой, а у самой воды-метров шесть-семь
ровный, песчаный.   Но никто не показывался на крутизне, никто не
думал спускаться вниз.  Минуло шесть часов. Судна не было. В семь
его не  было тоже. А я все ждала появления отца, зная точно, что
его не будет.
   Родной город провожал меня неприветливо. В душу вместе с дождем 
пробралась такая злая тоска, слезы текли по моему лицу. И я их не
вытирала. Пусть выльются. Все.  Сразу на всю жизнь.
    Так захотелось прижаться к маме.  Вспомнились мои  укоры  о том,   
что у меня нет отца. Что надо было терпеть его,переделывать, ставить
на путь истинный.  Больше никогда…   Никогда! Прощения буду на коленях вымаливать.
          В девять  часов, когда холод сковал мое тело и душу
окончательно , подошла «Заря». Шурша по песку на брюхе приблизилась
к самому берегу. Матрос скинул трап. Я, будучи единственной пассажиркой
прошла в салон. Снова шуршание, а как выбралась на глубину-скорость
развила немалую. Я окинула в последний раз взглядом берег -все такой
же пустынный .  В тепле разомлев, я ненадолго задремала.Потом вспомнила
все,  чем встретила меня моя малая родина, и начала думать о семье-
о маме, детях, муже. ,еще раз убеждаясь, что первую половину пути
человек думает о том, что оставил, а вторую о том, что его ждет.
 «Заря» входила в устье Вятки, ширь захватывала,  в следующую минуту
мы уже плыли по Каме, моей родной реке в настоящее время.  Ветер
разогнал тучи, появилось солнце, подмигнуло мне - пройдет… как и все.
     - Что ж,- сказала я себе. Мечта сбылась!   Целых тринадцать минут
с отцом!  Тоже неплохо. У некоторых и того не случилось...
      

;