Как Беспалов со товарищи Берлин брал. Часть 13

Николай Земляникин Сокол 737
Глава 3. В Берлине после войны и потом…

Цитата:
Командир батареи 76-мм пушек 83 гв.сп 27-й гв.сд Шутый Михаил Александрович (прим.НЗ: есть его НЛ на сайте «Подвиг народа») «В Берлине, уже после войны, у нас с товарищем кончились деньги, но зато был целый чемодан папирос (собрали из того, что выдавали). Что делать? Решили продать эти папиросы. Только как? Языка мы не знаем, к тому же, как мы – советские офицеры, победители – будем стоять на рынке и продавать папиросы? Так, мы нашли одного немца, дали чемодан и объяснили, что от него требуется. Немец очень быстро всё продал, и мы решили его отблагодарить: повели в офицерский ресторан (туда пропускали только офицеров, и на входе стояла охрана), – мы-то были в форме, а он, мол, с нами. Прошли. Немец выпил водки: один стакан, второй… и начал кричать по-немецки: “Хайль Гитлер! Сталин капут!”. Кругом всполошились, а мы стали оправдываться: это, мол, наш, офицер, только как выпьет (наверно, от контузии) сразу начинает по-немецки кричать… (И всё это в Берлине, в 45-м году, да еще и в офицерском ресторане!). Уже особисты направились в нашу сторону; если бы взяли, тогда бы всё – трибунал! Хорошо, командир успел спасти: арестовал и посадил нас на трое суток на гауптвахту».

Цитата:
Самохвалова (Петрова) Татьяна (2-я часть, начало в гл.1, разд. «450-сп»):
«Когда же 9-го Мая зачитали приказ об окончании войны, это было что-то … Солдаты бросали в воздух свои шапки, пилотки, кричали " ура!" Обнимались, целовались. Ребята кричали: "Давайте целоваться, за много лет!" (смеётся) И мы не стеснялись, разрешали целовать. Это была такая радость. Радость, что война закончилась, что мы победили и закончили войну в Берлине, в логове фашизма, и радость, что ты осталась жива. Пели песни. Особенно: "Широка Страна Моя Родная", "Вечер на рейде" …. Мы так складно и с душой пели, что даже немцы выходили и нам аплодировали. Я даже не могу описать ту радость, какая была у нас на душе! Десятого мая был приказ, разрешавший устраивать праздничные вечера в подразделениях. Потом два дня была тишина. Все писали письма. Нам выдали тетрадки, бумагу, карандаши, и все писали письма. Уже в конвертах, а не в треугольниках.

Санбат стоял недалеко от города Стендаль. Там были очень хорошие спортивные сооружения. Командир дивизии хотел устроить соревнования с американцами, англичанами и французами. Из нашего санбата отобрали 8 девчонок, в том числе и меня, как спортсменку. Но союзники не смогли собрать свои команды. Мы думали, что идём на соревнования с армиями капиталистического мира, а нам выставили из своих дивизий. Но всё равно это было здорово. После этого всем, кто занимался физкультурой, дали по месяцу отпуск. И вот в конце ноября я впервые поехала в отпуск. С нами ехала Пужнина семья, Рыжова семья. … Надо отдать должное, что после войны все поженились. Свободных женщин не было. Все выходили замуж за своих, фронтовиков.

Ещё хочу рассказать о встрече Нового 1946 года. Это было такое счастье для нас, девчонок, да и для всех мужиков, потому что столько времени были на фронте, и вдруг командир дивизии генерал Колесников (прим.НЗ: правильно- Красильников), затеял встречать Новый год. Во встрече участвовали все женщины, от сандружинниц до врачей. Все офицеры и все Герои Советского Союза, все, кто имел ордена Славы и так далее, в общем, все были- празднование было на 800 человек. Встречали в большущем зале берлинского ресторана. Сборы девчонок были смешными. Я так хохотала над ними, а они надо мной. Всем девчонкам хотелось приодеться в гражданское, а у кого там чего было? Были, конечно, какие-то платьица, кофточки, а туфель - то нет. Одень девочка крепдешиновое платьице и сапоги. Она же не смотрится. Я решила идти в форме. Девочки надо мной смеялись, говорили: "Танька, ну что ты . … Ну, примерь вот это". И вот так получилось, что девчонки надели платьица и сапоги. Танцевать они там танцевали, но никто не смотрелся. Потом они сами себя ругали, что пришли не в форме. Ну, там были поздравления, выступления. Потом все пели песни. Причём так хорошо пели, как будто спевшись были до этого. Комдив был доволен. Колесников был с женой. Жена чёрненькая, симпатичненькая. Работала где-то старшей медсестрой. Одета была прекрасно. Платье голубое крепдешиновое, туфли, лакированные лодочки. Серьги, часы, колечки, бусы. Была одета, как до войны наши дамы одевались в театр. Первый танец открыл Колесников с женой. На аккордеоне заиграли вальс, и они вышли. Чудесно смотрелись! Протанцевали два круга, потом он останавливается и говорит: "А почему никто не танцует? Мальчики, приглашайте дам". И так все начали приглашать. Ко мне подошел майор Мыльцев. И мы пошли с ним вальс танцевать. Я по сей день помню, как была рада, что он меня пригласил. Он очень хорошо танцевал. И весь вечер от меня не отходил. Мы танцевали с ним вальс "бостон", польку- "бабочку", краковяк, падеспань. Он всё танцевал, а я тоже всё умела танцевать. Колесников встаёт, подзывает нас и спрашивает: "Вы что- жених и невеста?" Капитан Мыльцев (прим.НЗ: есть наградной лист- см. приложение-3, он также упоминается начальником разведки 265-й сд И.Веленцом) отвечает: "К сожалению, нет. У неё там какой- то Мишка Самохвалов есть".

За войну я была награждена медалью "За Боевые Заслуги", "За Оборону Ленинграда"- это на Волховском Фронте. Пятнадцатого мая 1944 года орденом "Красной Звезды" за бои на Псковско-Новгородском направлении, когда я вывела батальон из-под обстрела. Орден "Отечественной Войны"- это за Выборг. Медаль "За Освобождение Варшавы", "За Взятие Берлина" и "За Победу над Германией" (прим.НЗ: см.приложение-3). Я продолжала служить в Германии до мая 1946 года. Когда я демобилизовалась, то сперва поехала домой к родителям, а потом в Астрахань. У меня двое чудесных сыновей, три внучки и внук. Уже растёт правнучка и два правнука.

Вы спрашивали меня об отношении к Сталину, высшему командованию и правительству. Это было не отношение, а любовь. Это была любовь! Жажда видеть. Жажда выполнить их приказы. И это я вам не вру. Я даже перевязывала многих солдат, которые говорили: "Татьянка, напиши маме, что я погибаю за Родину". Не за маму, за Родину. Или: "Татьянка, передай привет товарищам. Я умираю коммунистом". Это не басни, не басни. Они так говорили, когда я их перевязывала. Такой любви к Родине, как у нашего поколения не было и не будет. Да, кричали, идя в атаку: "Ура! За Сталина! Ура! За Родину! Ура! За Ленинград!" Я сама слышала. Но это было только в 1941 и в начале 1942 года на Ленинградском и Волховском фронтах.  Дальше ни на каких фронтах я этого не слышала. И что меня удивляет, когда я сейчас об этом думаю. Ну, как можно было так любить Родину?

За что её вот сейчас любить? Я её сейчас не люблю. Скажите мне: За Родину. За какую Родину? У меня нет Родины. Я ухожу на тот свет без Родины.  И когда вот как сейчас с вами, я разговариваю с сыновьями, они мне говорят: "Мамочка, да прекрати ты думать. Борьба за власть. Успокойся, пожалуйста. Была, есть и будет борьба за власть. А ты успокойся и не думай ни о чём". Они правы, конечно. Вот вспомнила фразу. Конец войны, поздравление Сталина с днём Победы: "Дорогие мои. Спасибо вам за такую Победу. Мы провели Победу за территории. Сейчас ваша задача - в период восстановления народного хозяйства политическая борьба за сырьё". Так оно и получилось. Воевали за территории, а сейчас воюем за сырьё. Ну, вот всё».      Санкт-Петербург 2010 год.

Цитата:
Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова (60-е годы)( http://militera.lib.ru/ h/lavrenev_ popov2/11.html):
«Сейчас, спустя много времени, размышляя о плане Берлинской операции, я пришел к выводу, что разгром берлинской группировки противника и взятие самого Берлина были сделаны правильно, но можно было бы эту операцию осуществить и несколько иначе. Слов нет, теперь, когда с исчерпывающей полнотой все ясно, куда легче мысленно строить наступательный план, чем тогда, когда надо было практически решать уравнение со многими неизвестными. И все же хочу поделиться своими соображениями по этому поводу. Взятие Берлина следовало бы сразу, и в обязательном порядке, поручить двум фронтам: 1-му Белорусскому и 1-му Украинскому, а разгранлинию между ними провести так: Франкфурт-на-Одере — Фюрстенвальде — центр Берлина. При этом варианте главная группировка 1-го БФ могла нанести удар на более узком участке и в обход Берлина с северо-востока, севера и северо-запада. 1-й Укр.Ф нанес бы удар главной группировкой по Берлину на кратчайшем направлении, охватывая его с юга, юго-запада и запада. Мог быть и иной вариант: взятие Берлина поручить одному 1-му БФ, усилив его левое крыло не менее чем двумя общевойсковыми и двумя танковыми армиями, одной авиационной армией и соответствующими артиллерийскими и инженерными частями».

Цитата:
Твардовский. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН: О НАГРАДЕ»:

"- Нет, ребята, я не гордый.  Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал На родную сторону. Буду ль жив еще?- Едва ли. Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчет медали: Мне ее тогда подай. Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны: Дело самое простое - Человек пришел с войны.
 
Вот пришел я с полустанка В свой родимый сельсовет. Я пришел, а тут гулянка. Нет гулянки? Ладно, нет. Я в другой колхоз и в третий - Вся округа на виду. Где-нибудь я в сельсовете На гулянку попаду. И, явившись на вечерку, Хоть не гордый человек, Я б не стал курить махорку, А достал бы я "Казбек". И сидел бы я, ребята, Там как раз, друзья мои, Где мальцом под лавку прятал Ноги босые свои. И дымил бы папиросой, Угощал бы всех вокруг. И на всякие вопросы Отвечал бы я не вдруг. - Как, мол, что?- Бывало всяко. - Трудно все же?- Как когда. - Много раз ходил в атаку? - Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят. И шутил бы я со всеми, И была б меж них одна... И медаль на это время Мне, друзья, вот так нужна! Ждет девчонка, хоть не мучай, Слова, взгляда твоего... - Но, позволь, на этот случай Орден тоже ничего? Вот сидишь ты на вечерке, И девчонка - самый цвет.  - Нет,- сказал Василий Теркин И вздохнул. И снова:- Нет. Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль, Я ж сказал, что я не гордый, Я согласен на медаль".

Фотография Беспалова после войны. Вот  приехал он домой в отпуск… Сидит и курит «Казбек» …На груди есть и орден и медаль… И слушают девчонки, как ремни на нем скрипят…

Теперь вернемся к  противоречию в наградном листе Беспалова (проблеме «Беспалов-Копылов»).
Чей орден? Беспалова или Копылова?
Что мы знаем?
  1.знаем из наградного листа (НЛ) мл.лейтенанта Копылова Г.В., 1923 г.р.,, что 15 февраля 1945г во время боя в р-не г.РЕЕТЦ Копылов был командиром огневого взвода 45-мм пушек. За подвиг под г.РЕЕТЦ Копылов был награжден орденом «Красная Звезда» (см. приложение-3).
  2.знаем, что в НЛ Беспалова говорится о поддержке 1-й стрелковой роты 941-го стрелкового полка.
  3.знаем, что с 1-й ср 941-го сп во время штурма Берлина взаимодействовала батарея 76-мм пушек (см. в приложении-3 наградные листы разведчика  76-мм батареи Едакова и командира 76-мм орудия Федорова). 

Размышления автора:
  •вероятность того, что при штурме Берлина в апреле- мае Копылов мог командовать огневым взводом 76-мм пушек вместо 45-мм низка, поскольку еще в феврале 1945-го он воевал в батарее 45-мм пушек.
  •батарея 45-мм пушек в принципе также могла поддерживать 1-ю ср, одновременно с батареей 76-мм пушек. Но это еще надо подтвердить или опровергнуть. И, кроме этого,  есть несколько «но». Прочитал в одном из отчетов, что в центре Берлина, где стены домов были значительно толще, чем в пригородах, батареи 45-мм пушек были малоэффективны и их часто отводили во 2-й эшелон. А с 30 апреля по 2-е мая шли бои как раз за центральные кварталы Берлина. Именно об этом периоде времени говорится в НЛ Беспалова.
  •И потом, в Приказе №068-Н по 265-й сд о награждении артиллеристов, отличившихся при штурме Берлина, орденом «Красная Звезда»  и орденом Славы фамилия Копылов не значится. Нет на сайте «Подвиг народа» и других наград Копылова за Берлин. Возможно, пока. База данных пополняется.

Теперь перейдем к рассмотрению НЛ командира отделения разведки батареи 76-мм пушек 941-го сп 265-й сд сержанта Едакова Анатолия Георгиевича за бой в Берлине (за Берлин орден Красной Звезды, см. приложение-3). Из его наградного листа  следует, что «сержант Едаков  2-го мая передал на батарею 76-мм пушек данные по 3-м огневым точкам, 4-м фаустникам и 5-ти снайперам. Выявленные им цели были накрыты огнем батареи и уничтожены. 1-я стрелковая рота  после этого заняла большое здание-опорный пункт обороны немцев».

И опять речь идет о 1-й стрелковой роте. Далее. В стрелковом полку была только одна 76-мм батарея. В батарее два взвода по два орудия. Если сопоставить НЛ Едакова и НЛ Беспалова, то мы увидим, что по многим целям Едакова с высокой вероятностью работал взвод Беспалова, который уничтожил в  боях за Берлин с 30.04 по 2.05 4 огневые точки, 4-х фаустников, 6 снайперов и до 30 человек живой силы. Важно отметить, что перечень целей у Едакова и Беспалова практически одинаков по составу и лишь незначительно отличается по количеству в большую сторону у взвода Беспалова.

Далее рассмотрим НЛ командира орудия батареи 76-мм пушек 941-го сп 265-й сд ст. сержанта Федорова Д.М. (см. приложение-3), откуда следует: 76-мм орудие Федорова  поддерживало наступление 1-й стрелковой роты 941-го сп. Только за один день 1-го мая  Федоров лично уничтожил: огневые точки -1(4), фаустники -2(4),снайперы-0(6), живая сила- 12(30). В скобках указаны цифры по огневому взводу (два орудия) Беспалова за период с 30.04 по 02.05.45г. Перечень (номенклатура) уничтоженных целей у орудия Федорова тот же, что и у взвода Беспалова. Всего скорее, 1-ю ср поддерживал только  один огневой взвод 76-мм пушек (см. сводку штаба 3-й уд.А). Поэтому можно сказать -  вероятность того, что Федоров был знаком с Беспаловым  и  воевал в его огневом взводе, где было 2 орудия, весьма высокая. И потом Федоров был из Горького. Беспалов был из Горьковской области. Если даже Федоров воевал в другом взводе, с высокой вероят-ностью можно утверждать, что они были хорошо знакомы. Одна батарея- это как учиться в одном классе, где 25-28 человек.

Таблица. Сводные данные о целях из наградных листов Федорова, Едакова и Беспалова

Цели
Огневые точки--1---3---4
Фаустники------2---4---4
Снайперы-------0---5---6
Жив.сила, чел--12--0--30

Первый столбец- это цели, которые К-р 76-мм орудия Федоров уничтожил лично 1.05.1945г. Второй столбец- это цели по которым передал данные разведчик 76-мм батареи Едаков 2-го мая. Третий столбец-цели, которые уничтожил взвод 76-мм пушек Беспалова с 30.04 по 2.05.1945 года.
Примечание. Если принять, что орудие Федорова было во взводе Беспалова, то 2-х фаустников из 4-х из перечня Едакова уничтожил кто-то другой - не взвод Беспалова.

Очень важным является наградной лист командира батареи 45-мм пушек 941-го сп гв. ст. лейтенанта Лантрата Давыда Петровича(за бои в Берлине -орден Красной Звезды). Из него следует, что перечень уничтоженных целей у  батареи 45-мм пушек за этот же период времени был другой по сравнению с 76-мм батареей. В батарее 45-мм пушек Лантрата служил мл. лейтенант Копылов, по крайней мере, в феврале 1945-го.

Из наградного листа командира 45-мм батареи Лантрата Д.П. следует:
  •«В боях с 29.04 по 2.05.45г батарея 45-мм пушек 941-го сп действовала в составе штурмовой группы,
  •45-мм батарея уничтожила 6 огневых точек, из которых стреляли фаустами».

Мои рассуждения:
 •В НЛ Лантрата Д.П. не говорится о том, что батарея 45-мм пушек поддерживала 1-ю стрелковую роту. О чем сказано в наградном листе Беспалова. Следовательно, и взвод Копылова не мог поддерживать 1-ю стрелковую роту, т.к. в стрелковом полку была только одна батарея 45-мм.
  •Взвод Копылова при штурме Берлина, наверняка, поразил какие-то цели. Но перечень уничтоженных целей  взвода Копылова не может быть шире перечня целей всей батареи Лантрата. Поэтому взвод Копылова мог уничтожить  от 0 до 6 «огневых точек, откуда стреляли фаустами». 
  •Но это совсем не тот перечень целей, о чем говорится в наградном листе Беспалова. Теперь мы можем смело говорить, что перечни уничтоженных целей огневого взвода 76-мм пушек Беспалова и огневого взвода 45-мм пушек Копылова кардинально отличаются.
  •А вот перечень целей, о котором говорится в наградном листе Беспалова, подтверждается наградными листами разведчика 76-мм батареи Едакова и командира 76-мм орудия Федорова. В том смысле, что эти цели были поражены из 76-мм пушек.
  •Конечно, в жизни, как  и в литературе, всякое бывает. Одна история «Принц и нищий» чего стоит. Можно и здесь придумать  вариант, когда Копылова, например, в апреле 1945г перевели в батарею 76-мм пушек вместо Беспалова. И орден «Красной Звезды» должен был получить Копылов, а получил Беспалов (см. фото). Поскольку по ошибке заполнили теперь уже не нижнюю, а верхнюю часть наградного листа. Но понятно, что вероятность такого события ничтожно мала - из области чудес. Все же это была армия. А в ней, как известно, в 1945 году  был какой- никакой, а порядок. В отличие от июня-июля 1941-го. У командира полка  и начальника штаба на любой стадии до вручения ордена была возможность исправить серьезную ошибку. Да и после. А описку, если и заметили, то пропустили, поскольку она не имела большого значения с их точки зрения. Она не помешала  включению Беспалова в Приказ №068-Н по 265-й дивизии.
Будем считать, что с  описками в наградном листе Беспалова Н.Н. (проблема «Беспалов-Копылов») разобрались в пользу Беспалова. 
Вывод: Орден «Красная Звезда» принадлежал и принадлежит Беспалову Николаю Никитовичу!!!