Как Беспалов со товарищи Берлин брал. Часть 7

Николай Земляникин Сокол 737
Глава 2. Берлинская наступательная операция (продолжение)

23 апреля
Цитата:
Исаев А.В. (http://militera.lib.ru/h/ isaev_ av7/21.html).  Северная группировка. Войска 3-й уд. армии 23 апреля вели бой в северо-восточной и северной части Берлина. Типичной для 3-й уд. армии в Берлинской операции была практика ротации дивизий в стрелковом корпусе. Корпуса наступали в 2-х эшелонном построении, с 2 дивизиями в 1-й линии и одной дивизией — во 2-й. Состав дивизий 1-го эшелона постоянно менялся. Например, в 79-м ск 23 апреля наступали 207-я и 150-я сд, а 171-я сд была выведена во 2-й эшелон. Периодически корпуса разворачивали все три стрелковые дивизии в одну линию. Так 23/04 были развернуты в линию дивизии 12-го гв. ск. 23-я гв. сд в ночь на 23 апреля овладела пригородом Панков и вела наступление в направлении при-города Рейникендорфа. 52-я гв. сд (12-го гв.ск), очистив Вейсензее, вела уличные бои в северо-восточной части Берлина.

/НЗ: врезка карты- Фото. Карта Берлина, пригород (г.Панков – в центре карты, Вайсензее- на сев-восток от отметки Берлин, Лихтенберг- в нижней части карты по центру)/

Командующий 3-й уд. армией Кузнецов был недоволен темпами наступления и высказал свое неудовольствие  подчиненным: «В ночь на 23.4.45 и в течение дня войска армии фактически наступательных действий не вели. Командиры полков, дивизий и корпусов не потребовали от своих частей выполнения приказа на наступления, а их штабы (в особенности 207 и 150 сд 79 ск) потеряли управление частями и до 12.00 23.4.45 г. не знали, что делают войска и где они находятся. За 23.4 в результате плохой организации боя 23-я и 52 гвсд 12 гвск продвинулись только на 200–250 метров».   
Прим.НЗ: Видимо, 23-го апреля 7-й ск  воевал  в полосе ЛИХТЕНБЕРГ- (искл) ВАЙСЕНЗЕЕ.

Цитата:
«Уличные бои в Берлине». Всеволод Вишневский-опубл. 27 апреля 1945г:
«Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление с плацдармов на западном берегу Одера при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации, прорвали сильно укрепленную, глубоко эшелонированную оборону немцев, прикрывавшую Берлин с востока, продвинулись вперед от 60 до 100 километров, овладели городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфельде, Карлсхорст, Кепеник и ворвались в столицу Германии Берлин (Из оперативной сводки Совинформбюро 23 апреля 1945 г.).

Берем резко к северу,   к району Панков. Часть пути делаем по кольцевой автостраде. Здесь уже стоят регулировщицы. Движение так густо и так непринужденно, будто все эти водители ездили тут, по крайней мере, полжизни. Местами танки проложили свои варианты объездов. Берем по танковому следу и устремляемся в северные районы города. Высится прямоугольная башня Панков. Над ней реет алое знамя. Башня вся изрешечена снарядами - немцы бьют упорно и методически, чтобы сбить это знамя. Горят огромные артсклады. Ж.д. путь здесь изуродован совершенно: немцы подорвали каждый стык рельсов и шпалы взломали тяжелым резаком. Огромное здание, судя по колоссальному красному кресту, - госпиталь. В концах этого красного креста... аккуратно сделанные бойницы дотов - четыре дота. Огромное садоводство - гряды клумб, тюльпаны, ряды кустов: смородинник, малинник. Под кустами огневые точки, развороченные нашей артиллерией. Сады, как и госпиталь, были  рассчитаны на создание огневой ловушки. Выходы из метро - оттуда тянет кисло-гнилым запахом. Выходы наблюдаются.

Открытая пивная, персонал которой, напряженно улыбаясь, наливает пиво. Каким-то стандартным движением, напоказ, пробует его: "Не отравлено", -и предлагает нашей пехоте. Стоят брошенные немецкие автомашины. В одном из домов - КП части. Передний край в 30м: дом напротив, там сидят немцы. Вблизи наши зажали батальон фольксштурма; немцы сгрудились во дворе, выходы заперты. Являются два парламентера, им вручают ультиматум. Немцы его читают и перечитывают, кивают головами и уходят к своим. Проходит срок,  немцы отвечают, что предлагают сдаться нашим. Командир, усталый от бессонницы, осипший от многодневных радиопереговоров и команд, отпускает несколько слов. Артиллерия обрушивает шквал. "Если враг не сдается - его уничтожают".

Какой-то господин пробует доказать, что нельзя обстреливать дома, в частности, его собственный дом. Кладем перед господином германский журнал "Ди Вермахт" ("Вооруженные силы") номер 18-й от 27 августа 1941 года. "Ваш журнал?" Господин перелистывает журнал, смотрит дату, штамп официального издания, адрес издания: "Берлин, Шарлоттенбург, 2 Уландштрассе, 7-8°. Тогда мы показываем господину снимки на 6-й и 7-й стр., разворот на две полосы: "Бомбы над Москвой". Снимки ночных пожаров. Подпись: "Снимок показывает, насколько уничтожающа сила немецкой авиации". Мы говорим ему и о том, что было в других наших городах - в Ленинграде, в Сталинграде, в Севастополе и прочих. Мы добавляем: "Теперь мы пришли с ответом".  Штурмовые группы вгрызаются в город все глубже... Тебе не будет ни часа спокойствия, Берлин. Мы говорили 22 июня 1941 года о ТOM, ЧТО русские бывали в Берлине дважды: в 1760-м и 1813-м, - и о том, что мы придем и в третий раз. И мы пришли».


24 апреля

№ 60. Директива командующего войсками 1-го БФ командующим всех армий фронта об организации артобеспечения уличных боев в Берлине № 00603/оп 24 апреля 1945 г. 03.00
( http://militera.lib.ru/docs/da/berlin_45/04.html)
… а) в армии иметь только одну армейскую группу ДД из средств апабр и пабр ад, а при недостатке этих средств включать в состав группы габр ад;
б) все остальные артиллерийские средства передать в стрелковые корпуса и дивизии. В ск создать мощные группы разрушения, в которые включить бригады БМ, тгабр, тмбр, гмбр и дивизионы ОМ. В сд — ДАГ из средств габр и мбр ад и дивизионов М-13. Батареи габр, иптабр и арм. полков включить в состав штурмовых отрядов (рот, батальонов). Действиям штурмовых отрядов должна предшествовать короткая мощная артподготовка средствами армейской, корпусной и дивизионных групп. Под огневое воздействие одновременно брать глубину в 1 км на участке главного удара армии;
в) армейская группа ДД в этот период подавляет все разведанные артбатареи и все участки вероятного расположения батарей в тактической глубине. Огонь артиллерии корпусных и дивизионных групп накладывать на участки: 1) в кварталах, обращенных к наступающей пехоте на глубину 400 м по всему фронту прорыва, с задачей сплошной обработки всего массива зданий и заключенных между ними улиц и переулков; 2) далее на глубину до 1 км — на перекрестки улиц, захватывая угловые здания и свободные от строений участки. Бригадам М-31, в отдельных случаях полкам М-13, давать самостоятельные участки [104] 
г) штурмовые отряды с началом артподготовки выкатывают [орудия] на заранее разведанные ОП и открывают огонь по целям, угрожающим пехоте. С продвижением пехоты на глубину 600 м артиллерия разрушения и ДАГ обрабатывают следующую километровую полосу…. Такой метод сопровождения проводить до полного подавления сопротивления противника;
д) в составе штурмовых отрядов (рот) иметь 8 — 12 орудий калибра от 45 до 203 мм и 4-6 минометов калибра 45 — 120 мм, а в отрядах силою [один] сб иметь 16 -24 орудия и 8-12 минометов.   В развитие данной директивы командующему артиллерией фронта дать армиям подробные указания по использованию артиллерии в уличном бою.
Командующий войсками 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Г. Жуков
Член Военного совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Телегин
Начальник штаба фронта генерал-полковник Малинин
РФ. Ф. 233. Оп. 2307. Д. 193. Л. 128 — 129. Подлинник.

Цитата:
(http://lib.rus.ec/b/ 103957/read): 24 апреля В. И. Кузнецов устроил разнос командованию 7-го стрелкового корпуса: «7 ск в течение истекших двух суток фактически топтался на одном месте. Все это происходило только потому, что лично командиры полков, дивизий и сам комкор по-настоящему бой не организовали и должной требовательности к своим подчиненным не проявили»{309}. 24.04. для 2-й гв. ТА, правого соседа 3-й уд. армии, также стало борьбой за преодоление канала Берлин-Шпандауэр- Шиффартс.

Цитата:
Исаев А.В. ( http://militera.lib.ru/h/isaev_av7/21.html): Справка о состоянии матчасти 9-го тк и отд. полков 3-й уд. армии на 24.00 24.4.45 г.: 1728 сап (СУ) придан 364-й сд 7-го ск 3-й уд.А для поддержки пехоты.

Цитата:
Семенов Г.Г. «Наступает ударная»  ( http://www.gramotey. com/ ?open_file=1269082355):
« …(24-го апреля) части 7-го стрелкового корпуса (куда входила 265-я сд) продолжали вести тяжелые бои в районе парка Фридрихс-Хайн…»

(НЗ: см. карту). 
Фото. Современная карта северо-восточной части Берлина. Парк Фридрихс-хайн ( в центре карты и справа). В качестве привязки см. в нижнем левом углу- известная площадь Александерплатц)-(источник карты-Google)

Улица Ландсбергер аллее (см. карту) упоминается в наградном листе комбата 1-го сб 951-го сп 265-й сд майора Бедая Н.Н.  (см. приложение-3). .


У «соседей» справа:
Цитата:
Из воспоминаний командира 23-й гв.сд 12-го гв.ск 3-й Уд.А Р.М.Шафаренко («Мы все были солдатами»):  «На 24.04 23-й гв. сд была поставлена задача пробиться на северный берег реки Шпрее. В 8.00 части возобновили наступление. 66-й полк к 16.00 силами танкового десанта достиг стыка Ослоерштрассе и Зеештрассе и взорванного моста на канале Берлин — Шпандауэр — Шиффартс, а 68-й полк овладел парком Шиллера и к 18.00 вышел на вост. берег озера Плетцен-Зее. Войска 1-го БФ и 1-го Укр.Ф в тот день завершили окружение франкфуртско- губенской группировки противника. 23-я гв.сд пробивалась через Веддинг— плотно застроенную и очень укрепленную часть Берлина. Каждый дом представлял собой крепость, приспособленную к круговой обороне и связанную с соседними зданиями ходами сообщения. Много было долговременных сооружений- бункеров. Один захватили гвардейцы Г.Д.Емельянцева. Бункер имел несколько этажей, врытых в землю более чем на 20 метров. Стены его, толщиною более 2м, не пробивала даже тяжелая артиллерия. Это была настоящая крепость с механизированной подачей снарядов к орудиям, силовой станцией, вентиляционной установкой и собственным источником воды. Ее гарнизон состоял из батальона солдат, имевших несколько десятков орудий разных калибров. На крыше бункера толщиной более 3 м находились зенитные орудия, прикрывавшие бункер с воздуха. Они вели огонь и по наземным целям. Основной силой стали штурмовые отряды и группы. Усиленные артиллерией, танками и саперами, они дрались за каждый дом и бункер. Почти вся полковая, дивизионная артиллерия и танки перешли в боевые порядки батальонов и рот.  Соединения 79-го ск пробивались в направлении рейхстага. Для  изоляции Рейхстага в ночь на 25.04. 23-ю гв.сд повернули на юго-восток, в направлении Штеттинского вокзала, прикрывавшего подходы к рейхстагу с севера».

25 апреля

Цитата:
http://militera.lib.ru/docs/da/berlin_45/04.html
№ 64. Боевое донесение командующего войсками 1-го БФ Верховному Главнокомандующему о ходе наступательной операции (№ 00492 26 апреля 1945г. 03.00 )
 «1. Противник в течение 25.4.45 г. продолжал оказывать упорное сопротивление. В Берлине большое количество батальонов фольксштурма, различные спецчасти и остатки разбитых в предыдущих боях соединений и частей, опираясь на заранее созданные оборонительные сооружения и используя крупные городские здания, подготовленные к обороне, упорно обороняются, предпринимая контратаки.  Авиация противника вела разведку с попутным бомбометанием до рубежа р. Одер и группами от 6 до 24 самолетов бомбила  порядки наших войск в районе Берлина. Огнем зенитной артиллерии сбито 8 самолетов противника.  2. Войска фронта в течение 25.4.45 г. вели напряженные уличные бои в городе Берлине и, продвигаясь к центру города, заняли ряд кварталов. Продвигаясь в направлениях Ратенов, Бранденбург, Потсдам, обошли Берлин с севера, северо-запада и с запада, соединились с войсками 1-го Укр. фронта в районах Кетцин, Потсдам и этим завершили окружение группировки противника в Берлине. В результате дневного наступления противнику нанесены большие потери и взято в плен до 2000 солдат и офицеров.
8. 3-я ударная армия — продолжая уличные бои и отражая контратаки противника силою до батальона пехоты с танками, на правом фланге форсировала канал Берлин-Шпандауэр-Шиффартс и к исходу дня вела бой на рубеже:   79 ск — ФМ — 49, 82, 85, 89, РК — 51, 27, 34, 15, КД — 99, ПП — 76, 77, РК— 40, 39, 63, 8, 41; 
12 гв. ск — ПП - 85, 95, 97, ЛА — 79, 63, 90, 98, 39, 24, 20, 13, 38, 15, ЛЛ — 22, 17, 48, 70, 76, 80, 77, 73, 82, ЛФ — 41; 
7 ск — ПУ — 45, 38, 98, 90, 43, 10, 80, 15, 86, 16,  ЯА — 44.
…». 

26 апреля

Цитата:
Семенов  Г. Г. «Наступает ударная» (http://militera.lib.ru/memo/russian/ semenov _gg/ 08.html): «Задачи 3-й уд.А на 26 апреля: 79-й ск должен был овладеть районом Моабит с выходом на реку Шпрее. 12-му гв. корпусу приказывалось двигаться в южном и юго-восточном направлениях, чтобы овладеть районом Северного и Штеттинского вокзалов, и тоже достичь реки Шпрее. 7-й ск продолжал наступать к центру Берлина с северо-востока». 

Фото. Фрагмент карты оперативного отдела 1-го БФ- положение 3-й уд. и 5-й уд. армий на 26.04.45г (сайт «Подвиг народа»)
На карте видно,  что 26 апреля 1945г разграничительная линия между 3-й уд. и 5-й уд. армиями проходила через ЛИХТЕНБЕРГ.