Сережа Сыкалов

Владимир Воропаев
"Мой домашний синодик"

Моя память о нем только светлая, несмотря на то, что влачение жизни своей по жиже страстей для него было грязным и тяжелым. И в этой тяжести ему хотелось всегда помочь. Господь не обделил его Своими дарами: он был клавишник в ВИА, художник – мы работали в одной художественной мастерской, где и познакомились. Позже, когда отношения с женой у него обострились из-за собственного пьянства (Сережа сам делал такой вывод) он ездил в Волгоград на курсы английского языка, где пробыл около полугода, испытывая там большие бытовые трудности: жил и работал сторожем на стройке, но курсы так и не закончил. Приближались грозные перемены в Советском Союзе: его развал, ненадежность в ожидании каждого дня...

Сережа все больше входил в состояние каждодневного пьянства. С женой они развелись, квартиру обменяли на две однокомнатные, и практически с женой и ребенком Сережа не виделся. Иногда заходил к своим родителям, чтобы хоть поесть чего-нибудь, но после того, как родители обнаружили денежные и вещевые пропажи в доме после прихода сына, отец перестал впускать его в дом.
Сережа стал приворовывать на рынке, у друзей и вскоре все двери для него были закрыты, но его «катило» дальше. Иногда он приходил ко мне, и стыдливо опустив глаза, говорил:
-Володь, у тебя не найдется чего-нибудь поесть?
Я предлагал ему зайти и поесть, но Сергей всегда отказывался, а просил налить борща или супа в баночку, мол – я тут в подъезде поем… После таких приходов на душе было тягостно и больно за человека, которого несмотря ни на что я продолжал любить и уважать.

Как-то мы встретились во дворах высотных жилых домов, я получил небольшие деньги за проданные миниатюрки в комиссионном магазине и, видя жалкое состояние Сергея спросил:
-Что, Сережа, тяжело тебе?
-Ой, не спрашивай… очень.
-Ну, подожди меня здесь, я сейчас.
Я сходил в рядомстоящий гастроном, купил бутылку водки, хлеб, банку дешевой, как мы говорили «классической» консервы, большой кусок вареной колбасы – это все чем я мог распорядиться тогда, и вернулся. Сережа весь дрожащий от похмельного состояния не мог быть мне помощником, поэтому я сам быстро порезал все и открыл, разлил в одноразовые стаканы водку, мы выпили понемногу и закусили.
-Ты где-то здесь живешь, Сережа?
-Да, вот в том доме моя квартира. Да в ней уже ничего не осталось ни спать не на чем, ни сесть… Я даже унитаз продал.
-Как?.. А как же ты в туалет ходишь?
-Да так прямо в трубу и хожу.
-… ох, Сережа, как же это тяжело…
Мне было больно на душе за своего товарища, но тогда еще я был далек от церкви, далек от видения духовного, ничем не мог я помочь, ничего не мог посоветовать, да меня и не просил об этом Сергей – мне было просто больно за жизнь своего товарища.
-Ты, Сережа, сам все это доешь и допей, а мне пора домой, там дети и жена ждут.
-Да, Володя, спасибо… Честно сказать мне даже не стыдно перед тобой – ты все понимаешь, и не нужно перед тобой притворяться.
Обезображенное шрамами лицо Сергея немного разгладилось после выпитой водки, перестало судорожно подрагиваться:
-Ладно, Сережа, пока.
Мы пожали друг другу руки и расстались.

Прошло около года, и мы вновь увиделись с Сергеем: на его лице увеличилось количество шрамов, одежда приобрела вид если не лохмотьев, то уж точно обносков, да и запах от него исходил тяжелый.
-Что с тобой,  Сережа, я вижу, ты совсем опустился?!
-Да, Володя, живу, где попало – квартиру же я свою продал,- Сергей неопределенно махнул рукой,- в общем…
-Понятно… А что же дальше думаешь делать?
-Да что думать… не думаю ничего.
Я колебался, не зная, что предпринять и как помочь человеку, но вдруг почувствовал решимость:
-Пошли со мной, Сережа, сейчас все ребята в мастерской, посоветуемся с ними.

На общем совете было принято решение подержать в мастерской Сергея, чтобы он немного отошел, привел себя в порядок, одним словом – ожил, а там видно будет.
Ребята натаскали Сергею одежды и обуви, в мастерской всегда была какая-то еда, и Сергей, прожил у нас с полмесяца. Начал потихоньку работать, следил за чистотой в мастерской, все ему вполне доверяли и радовались, что смогли чем-то помочь опускающемуся человеку.
Однажды у нас готовилась по какому-то случаю, пирушка и в магазин некому было сходить – все были заняты какой-то срочной работой, потому выбор пал на Сергея: «Выручай, Сережа!»
Сергей взял деньги, сходил в магазин, купил все, о чем его просили; работа была сделана, и мы все расположились за накрытым столом и вдруг кинулись: «А где же Сергей?»
Его не было… ни в этот, ни в завтрашний, ни в последующие дни.
В мастерской ничего не пропало, и ни у кого ничего не пропало – пропал только Сережа.
Я строил себе догадки: почему Сергей ушел? Ведь никто не обижал его и не к чему не принуждал, разве только к одному – быть человеком.
С того момента мы больше не виделись; я слышал, что Сергей попал в тюрьму за воровство на рынке, а в тюрьме его убили…

Май 2015 год
г. Алчевск