Собака, бомж и я серия Картинки Жизни

Любовь Архипова
В детстве я очень любила зиму. На Донбассе  первый снег выпадает поздно. Всегда его ждала больше, чем Деда Мороза. А когда  чудо случалось,  отправлялась в дальний угол огорода, где торчали, оставленные  моей бабуней на зиму, подсолнухи для растопки печки.  С трудом  ломала высоченные, по сравнению со мной, сухие «палки» и привязывала их обрывками бельевой верёвки  к  валенкам. В руки тоже брала подсолнечные палки  и смело отправлялась  в волшебный поход на… Северный полюс, о котором мне  читал папа.  Я превращалась в лыжницу – покорительницу полюса. Особенно мне нравилось идти  навстречу сильному ветру, который обжигал лицо, а если к нему добавлялись хотя бы редкие снежинки, то я из лыжницы легко становилась  отважной партизанкой, попавшей в пургу. Прибавляла скорости, чтобы убежать от… фашистов. Папа был инвалидом войны и объяснил мне, что его ранили в голову фашисты, поэтому она у него часто и очень сильно болит. Когда  папа страдал от болей, мама, бабуня и я разговаривали шёпотом.
Путешествия заканчивались всегда одинаково…
 
 «Любочка, иди домой!», - громко и настойчиво звала бабуня, и я ускоряла шаг, часто двигаясь уже на одном подсолнухе, второй - по едва припорошенному снегом, вспаханному трактором огороду, испытания обычно не выдерживал и ломался.

Дома меня всегда  ждал горячий, заваренный из вишнёвых тонких веточек, розовый чай с любимым крыжовенным вареньем и незабываемыми бабуниными  жареными на огромной сковороде на подсолнечном духмяном масле, пирожками с картошкой.

Бабуня  усаживала за стол и называла меня очень ласково :  «пуп’янок» ( бутон цветка – укр.яз),  я уплетала пирожки , макая их в домашнюю  сметану, а она садилась напротив и объясняла мне, что пока я маленькая девочка, я – маленький бутончик, а выросту - стану красавицей и расцвету, как пышная  роза.

*****
Долгая жизнь меняет многое, в том числе вкусы и предпочтения.

Далеко и на удивление быстро,  унесло вьюжным ветром детство и мою любовь к зиме. Ушли бабуня, папа, мама…

Началась  взрослая жизнь в Москве и я полюбила весну, лето, осень, а столичную зиму начала воспринимать хмурой, временной, но неизбежной, паузой  в моей жизни.

Зима этого года выдалась особенно гнетущей: к её слякоти добавилась болезнь, которая до апреля уложила меня в постель.

 «Ну, что голубушка-Любовь? Закончим хандрить? Пора-пора  переходить к активным движениям на свежем воздухе», торжественно произнёс лечащий меня на дому доктор.

Ура!!!  Я тут же решила двинуться в булочную рядом с домом.
Вышла, а на улице солнышко мне улыбается, воробышки чирикают песенки, листики на берёзках, ну и прочие райские красоты. Сердце запело, захотелось всех и сразу любить.

Иду, улыбаюсь, радует всё. Абсолютно всё - даже окурки на тротуаре, фантики от конфет не воспринимаются мусором.

Купила хлеба, а домой  идти не хочется.Отважилась зайти в супермаркет рядом с булочной, хотя понимала, что ничего не смогу купить, так как сил не хватит донести домой. Хожу в торговом зале с блаженной улыбкой и вдруг увидела прилавок с …сосисками. Чувствую, что если не куплю хотя бы парочку, то помру на месте.

Возвращаюсь домой счастливой, с четырьмя сосисками и мечтаю только об одном: быстрее их сварить и все сразу съесть, пока  мои домашние мужички не вернулись с работы. Сосиски и колбасы мною из семейного меню уже несколько лет  строжайше исключены по причине отсутствия в них нормального мяса. Колбасы делала до болезни сама- бабунины уроки не пропали зря.

А солнышко припекает, школьники младших классов стайками из школы  тоже домой торопятся, обгоняют меня,щебечут.

«Дай-ка  присяду на скамейку, ещё подышу» - и направилась на детскую площадку, на которой никого не было. Только присела,  как, откуда ни возьмись, подбегает ко мне  бездомная собака, похожая на овчарку, и садится   напротив.

«Что же мне так везёт сегодня? Солнце греет, сосисок  купила, душа поёт, собака и та прибежала со мной поздороваться», - сижу, думы  думаю и улыбаюсь собаке. А  она смотрит мне в глаза, и я понимаю, что собака  тоже … улыбается.  Оглянулась по сторонам, не идёт ли кто к нам, обрадовалась – никого поблизости нет. Хочу с собакой поговорить.

Сидим с ней, разговариваем: я ей ласковые слова говорю, её собачьей жизнью  интересуюсь, а она в ответ улыбается, и глаз с меня не сводит.

«Господи! Да она же голодная, она же сосиски учуяла, а я «ля-ля» развожу!» - достала пакетик с вожделенными сосисками из кармана куртки, показала собаке. Она  облизнулась и подсела поближе, вильнув мне  подбадривающе хвостом.

И тут наша идиллия нарушается в самый неподходящий момент. К соседней скамейке подходит  мужчина и здороваясь со мной, присаживается в метрах двух от нас.

 - У вас нет зажигалки? –  встаёт и идёт ко мне. Лицо загорелое до черноты, поэтому глаза кажутся ярко-синими, грязные светлые волосы  клочьями торчат из-под выцветшей вязаной шапки. Улыбается. Протягиваю ему зажигалку и вижу  в каких-то коростах , с чёрными ногтями руки. «Бомж» - мелькнула мысль. Расстроилась тут же, потому что поняла, что не смогу кормить собаку сосисками, когда рядом, сидит голодный человек. Сидит, курит,  на нас  смотрит, щурится на яркое солнышко и улыбается так приветливо и дружелюбно, что я не выдерживаю и улыбаюсь в ответ.

А сосиски уже вынуты из пакета, мне осталось снять с них плёнку и отдать собаке.

- Хотите сосиску? - решилась всё-таки и протянула ему.
- Нет, большое спасибо. Я только что наелся колбасы с узбекской лепёшкой, даже коньячком запил,-  улыбается беззубым ртом. – Да вы кормите собачку, не стесняйтесь. Я столуюсь  во дворе вон того крутого дома, - показывает рукой на элитный дом на берегу пруда. - Нас четверо. Хоть дом огорожен высоким забором и охраняется, мы нашли дырку в заборе - нас не гоняют. По ночам мы в мусорных баках находим много еды. С голоду не помираем – богатенькие жируют, много чего вкусненького не доедают. Сегодня повезло, полбутылки коньяка нашёл,  бывает и икоркой  балуемся.  Дамочки худеют, тортики не доедают, пирожные всякие, -довольный,  потянулся на солнышке.

Я спокойно начала кормить собаку, которая проглотила сосиски и тут же убежала.  Умная – быстро сообразила, что больше ждать от меня нечего.

Сижу и понимаю, что не могу, вот так сразу, встать и уйти, понимаю, что  точно так же, как я соскучилась по солнцу, незнакомец соскучился по разговору с обычными людьми.

Закурила, а он смотрит и улыбается. Молчит. Курит.
- Как вас зовут?
- Лёха. З4 года землю топчу. Из Владимирской губернии.  Там у меня мать с сеструхой остались, а я восемь лет бомжую в столице нашей Родины. Обосновался здесь, у вас на юго-западе. Жирный народ живёт. Не пропадаю. Вот и кожанку нашёл зимой, и шапчонку, и обувку, - хвастается.
- А мать знает, где вы?
- Нет, не знает. А зачем? Когда-нибудь объявлюсь.
- А почему не вернётесь домой, мать, наверное, все слёзы выплакала, да и сестра тоже…
- Нет, не поеду, пока молодой,  погуляю. К матери приеду, канючить начнёт, на работу гнать, а я здесь человек вольный. На свободе. В деревне никакой жизни нет. Одни старухи. Девки все поразъехались по городам, замуж повыходили. Остались одни алкаши да старухи. Мне там делать нечего.
- А сестра ваша? Она же осталась.
- Так ей-то деваться некуда, кто же за матерью ухаживать будет? Мать–то больная и старая.
- А может, вашей мамы и нет больше, может она умерла?
- Ну, вот, и ты туда же. А я думал, ты – человек, поговорить хотел с тобой, - резко перешёл на «ты» -  Ладно,пошёл я.  Бывай,  не хворай.

Пошла и я. Домой. Жизнь продолжалась. Весна…

28.04.2015 г.