Смерть нас ещё подождёт

Герман Андреевич Ануфриев
  Подводные корабли типа "М". В годы войны эти лодки всегда привлекали моё внимание. На фоне  крупных подводных кораблей типа "К","Л" и даже "С" они выглядели малютками, впрочем,  такое название они и получили.

 Это были корабли очень небольшого размера, всего сорок метров в длину и около трёх с половиной в ширину, имели на вооружении две торпеды и одно сорокапятимиллиметровое орудие. В тесном корпусе располагался экипаж в двадцать два человека , у командира не было даже своей каюты.

 Крошечными, хрупкими выглядели они среди волн Баренцева моря, на фоне высоких гранитных скал, но показали неплохие мореходные качества. Экипажи "малюток" - это волевые, смелые, терпеливые и отчаянные моряки-подводники.

 С высоты своего возраста и морского стажа с трудом представляю, как воевали эти ребята, находящиеся в тесных, холодных и сырых отсеках, в условиях постоянных бомбёжек, зимних штормов, являясь, между тем, грозным противником.

 Командовал дивизионом "малюток" капитан второго ранга Н.И.Морозов. В марте 1943 года гвардейская подводная лодка "М-174" патрулировала недалеко от вражеского побережья. Всё шло обычным чередом, ни что не предвещало беды.

 Неожиданно на глубине пятнадцати метров под её днищем раздался сильный взрыв вражеской мины. Под давлением  взрывной волны лодка сначала устремилась вверх, а затем стала падать в глубину.

 У неё оказалась оторванной носовая часть лёгкого корпуса по девятый шпангоут ( см. фото ) в результате чего образовалась пробоина в балластной цистерне, заклинило носовые и кормовые горизонтальные рули, во всех отсеках погас свет.

 В первый отсек через задние крышки торпедных аппаратов и предохранительные клапаны хлынула вода. С болшим дифферентом лодка стремительно погружалась на глубину. Наступили критические минуты. Малейшее замешательство и растерянность могли погубить и подводный корабль, и весь экипаж.

 В первом отсеке находился один человек - торпедист М.С.Баев. Во время взрыва его сильно ударило, на несколько секунд он потерял сознание. Придя в себя, он услышал, как хлещет, поступающая в отсек забортная вода.

 Превозмагая боль, Баев поднялся и задраил переборочную дверь, по переговорочной трубе доложил командиру лодки о поступлении воды. Включив аварийное освещение, он перебросил к торпедным аппаратам аварийные средства и, вооружившись кувалдой, принялся устранять течь.


 Заработала помпа, но откачивать воду она не успевала, её уровень нарастал. Набухший от воды меховой комбинезон мешал работать, заледенели от холода руки, инструменты выскальзывали. Но стойкий подводник продолжал упорную борьбу за живучесть лодки, ибо понимал, что в его руках не только собственная жизнь, но и жизнь его товарищей.

 Ценой неимоверных усилий удалось приостановить поступление воды через приоткрытые крышки торпедных аппаратов и предохранительные клапана. Исключительная выдержка и самоотверженность, проявленная Баевым, во многом способствовала сохранению живучести подводной лодки.

 Борьба за живучесть корабля велась и в других отсеках. Когда лодка после взрыва потеряла управление и стала проваливаться на глубину с большим дифферентом, стало ясно, что если не принять неотложных мер, она проскочит предельную глубину и будет раздавлена.

 В этих условиях большую находчивость проявил командир лодки капитан-лейтенант И.Е.Сухорученко. Он приказал командиру отделения трюмных немедленно дать сжатый воздух в среднюю цистерну. Лодка всплыла, сразу же был отдраен рубочный люк. Командир с помощниками обследовали лодку и установили полученные повреждения.

 Было решено идти малым ходом в надводном положении к своим берегам. Но здесь подводников ждала ещё одна беда - заклинило вертикальный руль. Один из моряков, надев лёгководолазный костюм, исправил повреждение. Лодка стала слушаться руля.

 С большим дифферентом на нос уходила она от вражеского побережья, двигаясь чрезвычайно медленно. Было сделано всё возможное для прикрытия "малютки". Навстречу ей выслали эсминец и одну из подводных лодок.

 Встречать лодку вместе с руководством пришли десятки моряков-подводников. Покидая, наконц, первый отсек, Михаил Баев произнёс друзьям:
- Ничего, ребята, миледи-Смерть пока ещё подождёт!
За свой подвиг краснофлотец Михаил Семёнович Баев был награждён орденом Отечестенной войны первой степени.

После ремонта в октябре 1943 года ПЛ "М-174" вновь вышла в боевой поход, из которого, к сожалению, не вернулась.