Осень безвозвратная. Часть шестая

Изабелла Валлин
1983
Осень.
Путешествие в Болгарию.

Туристический автобус прибыл в Плевну.

На лысой макушке города гигантским пальцем в небо торчит обелиск, словно показывает «fuck you».
Место гиблое.
Население городка с каждым годом уменьшается.

Посмотрели тонущую в пыли панораму «Плевенская эпопея 1877» и мавзолей павших русских и румынских воинов.
На экскурсию ушло чуть больше часа.

Едем дальше.

Клонит в сон.
Мелькание за окном меняет цвет.
Деревья  становятся красными.
Слышится стук колёс.
Горящий поезд летит в осень.


1930
Красноармейцу Алёше Самолётову 22 года.
С виду - как все, но в душе он чужой, - несознательный, единоличник, опасный мечтатель.

Отец Алёши - ничем не примечательный чиновник Галкин из города Энска - тоже был такой.
Тихий, скрытный Галкин обладал пёстрой, как балаган, душой.
Безумно, безнадёжно влюблённый, он сел не в свои сани - посватался к местной красавице.
Получил согласие.
Сразу после свадьбы невеста сбежала с офицером.
Вскоре вернулась.
Офицер  бросил.
Галкин принял.
Через год родился сын Алёша.
Жили бы, как ни в чём не бывало.
Но сплетники не давали.
Над Галкиным смеялся весь город.

И без того замкнутый, Галкин совсем ушёл в себя.
Загорелся идеей смастерить летательный аппарат без каких-либо знаний и навыков.
Выдумывал, чертил, мастерил, чертыхался и
продолжал с нарастающим энтузиазмом.

Жену и сына изводили вопросами - когда и куда они собираются лететь.
Мальчишки дразнили их на улице Самолётовыми.

Наконец Галкин ушёл на войну и не вернулся.

Вдобавок к прочим несчастьям, семья утратила прежнюю фамилию. Их стали звать Самолётовыми.

Отверженные, они перебивались в нищете.
Брались за любую работу.

Не было им места в городе Энске.
Не было возможности уехать.
Не было сил уйти.

Алёша по праву считал себя пролетарием в первом поколении.
Ему досталась красота матери и тихое безумие отца.
Хотелось наказать обидчиков. Наказать весь город.
Назрел протест.

Он вырос.
К тому времени слабая, хворая мать стала обузой.

В 17 лет Алёша нашёл в себе силы покинуть город Энск, пока он там кого-нибудь не убил.
Подался в Красную армию.
Гражданская война уже закончилась.
Но Алёша верил, что война придёт и он успеет стать героем до того, как станет чудовищем.
Он будет самоотверженно сражаться с врагами-интервентами за власть Советов.

А  пока он вносит посильную лепту в борьбу против внутренних врагов страны - служит охранником поезда, везущего преступников в Сибирь.
 

*******

Заняв выжидательную жизненную позицию, Алёша предаётся досужим наблюдениям.
Его занимает парочка нетипичных арестантов – Кавалер и Барышня.

Прочие арестанты суетливо копошатся, не стесняясь в естественных надобностях.
Кавалера и Барышню происходящее как будто не касается.
Кавалеру под тридцать. Барышня молоденькая, но бывалая.
Обнимаются, держатся за руки. И всё.
Алёша как-то крикнул кавалеру: «Да запихай ты её в угол и задери подол!»
А тот - как глухой.

При всей скученности вокруг  парочки пустое пространство.

Иногда Кавалера сотрясают приступы кашля.
Он судорожно прижимает ко рту заскорузлый белый шарф и вскоре на нём расцветает свежее алое пятно.
После приступа у них прилив манерной нежности.
Алёша хмурится: «непорядок, если кому в аду хорошо».

Однажды на закате прибывает поезд на станцию.
Сходит Алёша на перрон, отворяет дверь вагона.
Прочие заключённые выходят, а парочка замерла у входа, пройти людям не дают – засмотрелись на закатное небо.
Алёша представил их пассажирами вагона люкс. 
Кавалер - в тройке и белой шляпе с широкими полями.
Барышня в красном шёлковом платье с букетом роз в руках.

**********

1983
Болгария
Я проснулась.

Вечером прибыли в Габрово.
Город считается болгарской столицей юмора.
Сами габровцы часто выступают персонажами анекдотов (так называемый габровский юмор), где обычно представлены как чрезмерно скупые люди, стремящиеся на всём сэкономить. В Габрово находится единственный в своем роде Дом юмора и сатиры.
На следующий день экскурсия.

Впечатление о страшных картинах Дома юмора и сатиры будет терзать меня долго.
После ночью спать не могу.

Особенно запомнятся две картины.
На одной - изображение  мутное, как сквозь грязную зелёную бутылку.
Сюжет: смерть приходит на оргию стариков.
Стоит в дверях, как супруг, неожиданно вернувший из командировки.
 А старики торопятся закончить последний половой акт, напрягаются, запихивая свои дохлые червяки в дряблые кошёлки.

Вторая картина:
Бледный рисунок карандашом.
Цирк. Посреди арены шут у столика. Засунул левую руку по локоть в мясорубку и прокручивает правой рукой. Из мясорубки лезет фарш.
Рисунок чёрно-белый. Фарш красный, как настоящий.
Неподдельное страдание на лице шута. И детская радость на лицах публики.

В страшных снах буду возвращаться в этот музей, блуждать, обессиленно дремать на скамейках.  И снова блуждать по пустым залам, слушая эхо шагов.
Я увижу много картин о смерти, циничных и безжалостных.